Конспект интегрированного занятия "Лес осенью"
Конспект интегрированного занятия "Лес осенью"
Цель занятия: обобщить знания детей по темам: “Растительный и животный мир осенью”.
Задачи:
образовательные:
уточнить знания детей о видах деревьев, диких животных и птицах;
совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
сформировать у детей обобщенное представление о лесе и его обитателях.
коррекционные:
обогащать словарь детей по темам;
закрепить умения согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
активизировать умения и навыки в словообразовании: притяжательных прилагательных, сложных слов путем слияния, существительных с уменьшительно ласкательным значением;
развивать мелкую моторику рук;
закрепить умения выделять гласный звук “О” в словах, определять место этого звука в слове;
формировать умение строить предложение по данной схеме.
воспитательные:
воспитывать у детей бережное отношение к природе;
способствовать формированию доброго и заботливого отношения к животным и птицам;
развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
развивающие:
формировать логическое мышление дошкольника через решение проблемной ситуации;
развивать познавательный интерес детей, их внимание и память.
Оборудование: разрезная пейзажная картина “Осень”, цветные карандаши, рисунки детей, листья деревьев, предметные картинки диких животных, “чудо-дерево”, “чудо-зверь”, схемы предложений.
Оформление группы: в центре группы – ковер с лежащими осенними листьями, столы для рисования, мольберты с дидактическим материалом.
Части занятия
Действия, методы и приемы логопеда
Ответы детей
1. Вводная часть
(Логопед с детьми входит в группу)
Друг за другом заниматься
Мы спокойно все идем.
Встали, подравнялись,
Приготовились, начнем.
(Дети садятся на стулья)
2. Беседа
- Сегодня на нашем занятии присутствует много гостей, давайте поздороваемся с ними.
Посмотрите, один стол пуст!
Но здесь лежит конверт. Хотите узнать, от кого он? (Логопед открывает конверт и читает)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю.
Птиц к югу отправляю,
Деревья укрываю,
Но не касаюсь сосен и елочек,
Кто я? …
Дети, видно осень очень занята. На занятие к нам не пришла, только письмо прислала!
- Здравствуйте!
- Осень!
3. Составление картины
- Дети, хотите узнать, что в этом письме? (Логопед открывает конверт и достает разрезанные на части картинки)
- Как вы думаете, что это? (Дети составляют картину из частей)
- Что вы видите на картине?
- Как вы догадались?
- Да, очень хотим!
- Это была картина, но разрезанная! Сейчас мы ее соберем!
- На картине поздняя осень!
- Деревья стоят голые, небо хмурое, серое.
4. Ввод в мотивацию
- Осень прислала Вам свою картину в подарок. Она украсит нашу группу. Мы тоже умеем с вами рисовать, на прошлом занятии мы начали рисовать осень, сегодня осталось лишь раскрасить их.
Занимайте свои рабочие места и приступайте к работе. (Дети находят свои рисунки, берут цветные карандаши и обнаруживают, отсутствие карандашей красного, желтого, оранжевого и коричневого цветов)
- Кто бы мог взять их?
- Но цветных карандашей нет и у других ребят, кому, же они понадобились? Лету, зиме?
- Где же мы теперь найдем осень?
- Предлагаю вам отправиться в лес. (Дети встают из-за столов, подходят к ковру, усыпанному осенними листьями)
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы считать
И окажемся в лесу, где
Раскрасила листву в цвет
Багряный, золотистый
Осень разноцветной кистью
- Где же наши карандаши?
- Взяли другие ребята?
- Нет, наверно осени!
- Наверно на улице, в парке, в лесу.
5. Образование прилагательных от существительных
- Вот мы и на полянке леса, посмотрите, сколько листьев лежит на земле, какие они яркие, цветные. Кто же их так раскрасил?
- Значит, вот кому понадобились наши карандаши. Возьмите осенний листок, который вам больше нравиться. (Дети подходят, находят листок, который им понравился)
- Какой ты лист взял?
- А у тебя какой?
- Это осень!
- У меня лист кленовый (дубовый, рябиновый, березовый …)
6. Употребление существительных в родительном падеже
- А знаете, с каких деревьев упали ваши листочки?
- Может быть с этого? (Дети подходят к мольберту, на котором нарисовано “Чудо-дерево”)
- Назовем ветки, каких деревьев на нем растут. Это ветка клена, на ней кленовый лист.
- На лесной поляне мы увидели следы наших карандашей, но их здесь нет. Пойдемте искать осень дальше…
- Мой лист упал с клена, с дуба, с рябины…
- Нет!
- Это ветка дуба…
7. Пальчиковая гимнастика
- Раз, два, три повернись, вновь по лесу пройдись. Какие мы видели красивые деревья в лесу! Вспомним о них и покажем пальчиками. (Дети присаживаются на ковер и выполнят пальчиковую гимнастику)
- Ветер по лесу летал, ветер листики считал,
Лист кленовый, лист дубовый, лист березовый резной… (Дети выполняют взмахи кистями рук, затем загибают пальцы правой руки в кулак)
8. Развитие фонематического восприятия
- Мы посчитали листья многих деревьев в лесу, а теперь послушайте слова и скажите, какой звук в них чаще звучит? Лист, ива, рябина.
- В каком из этих слов звук “И” самый первый?
- Ребята, посмотрите какой в лесу порядок! Кто же ухаживает за лесом? И как его называют?
- Это звук “И”!
- В слове “ИВА”, а в словах рябина, лист звук “И” стоит в середине
- Это, наверное, лесник!
9. Употребеление существительных множественного числа творительного падежа
- Лесник заботится о деревьях, об обитателях леса. Подойдите к мольберту, отберите картинки животных, о которых заботится лесник.
- Теперь отберите картинки птиц, живущих в лесу.
- Молодцы! Осенью у животных и птиц много забот. Как вы думаете, чем они заняты?
Не будем мешать животным и птицам. Отойдем и подумаем, нужны ли осени наши цветные карандаши при окрашивании картинок на мольберте? А если нужны, то зачем?
- Лесник заботится о лисах, о кабанах, о медведях, о зайцах.
- Лесник заботится о дятлах, о кукушках, о воробьях…
- Птицы улетают в теплые края, животные делают запасы на зиму.
- Да, нужны! Ведь заяц зимой белеет…
10. Образование однокоренных существительных
- Молодцы! Послушайте и ответьте, одним словом. Большой – это лес, а если он маленький, как назвать?
- Тропинка в саду садовая, а тропинка в лесу?
- Как назвать доброго сказочно героя, живущего в лесу?
- А сказочное чудище, которое старается сделать все, чтобы путники заблудились?
- Повторяйте за мной: “лес, лесок, лесник; лесовик, лесная, леший”. Что вы можете сказать об этих словах?
- Верно, слова похожи, в них общая часть – лес. Слова с общей частью называются родственными.
- Лесок!
- Лесная!
- Лесовик!
- Леший!
- Слова похожи.
11. Физминутка
- Продолжаем наше путешествие по лесу. Что-то стало прохладно… Предлагаю вам согреться. Слушайте и выполняйте:
Встали дети в ровный круг,
А затем присели вдруг.
Дружно сделали прыжок,
А над головой хлопок,
А теперь все дружно
Перепрыгнем лужу.
Сейчас идем по кругу,
Улыбаемся друг другу.
12. Образование притяжательных прилагательных
- Вот мы и согрелись, только кажется, заблудились. Смотрите, кто это? (Дети подходят к мольберту и видят “чудо-зверя”)
- Это леший наверно с нами шутит, вон какого зверя нарисовал. Как вы думаете, живут в лесу такие животные?
- На каких животных оно похоже?
- Молодцы, мы разгадали загадку лешего, ему не удалось нас испугать. Пойдемте дальше осень искать, карандаши свои выручать. (Дети подходят к столу, на котором лежат два конверта, открывают первый)
- Нет, это сказочное животное.
- Оно похоже на зайца, у этого животного заячьи уши, на волка, у него волчий хвост, на медведя, у него медвежьи лапы.
13. Составление предложений по схеме
- Осень просит нас составить предложения по картинкам, чтобы нам легче было. Под картинкой есть схема. Возьму первую картинку, вот такое предложение составила бы осень: “Я раскрасила красками медвежий хвост”.
Возьмите карточки, составьте свои предложения, считайте слова в них, указывайте место каждого слова.
- Молодцы! Что же приготовила осень в последнем конверте? (Открываю последний конверт, читаю задание)
- Я раскрасил красками волчью морду, в этом предложении пять слов, первое слово – я, второе – раскрасил, третье – красками, четвертое – волчью, пятое слово – морду.
14. Образоование существительных суффиксальным способом
- Осень просит вас выполнить последнее задание. Возьмите маленькие карточки, расскажите какие тут птицы, чему учит мать своих птенцов? Все ли эти птицы останутся зимовать в лесу?
- Молодцы! Со всеми заданиями осени справились. Пора возвращаться в детский сад. Один, Два, три, четыре, пять повернись, в детском саду очутись. (Дети повторяют слова, кружатся, педагог обращает их внимание на гостей, на пустующем ранее стуле стоит корзина с ягодами, грибами)
Ребята, посмотрите на стуле, где раньше лежало письмо, что-то стоит… (Дети подходят к корзине, достают осенние подарки, там же находят пропавшие цветные карандаши)
- Аистиха учит летать аистят, аисты скоро улетят на юг…
15. Рисование осеннего пейзажа, составление рассказа по нему
- Осень возвратила вам карандаши. Мы можем раскрасить ими свои рисунки. (Дети садятся за столы, приступают к раскрашиванию)
- Вот и подходит к концу наше занятие. Свои рисунки поставьте на мольберт к картине осени. Расскажите, что каждый нарисовал. (Дети ставят рисунки, рассказывают по ним)
16. Итог занятия
- Чем мы занимались на занятии?
- Мы путешествовали по лесу, искали осень, выполняли ее задания, составляли
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ