Конспект психологического занятия по теме: "Что такое психоактивное вещество?"

Тема психологического занятия: «Что такое психоактивное вещество?»

Цель:

Создать условия для формирования у обучающихся понятия «психоактивное вещество»

Задачи:

  1. Сформировать у обучающихся представление о ПАВ, как о веществах, влияющих на работу мозга.

  2. Способствовать формированию негативного отношения к употреблению ПАВ.

  3. Изучить правила безопасного поведения при встрече с незнакомыми веществами.

1. Орг момент.

Приветствие.

Упражнение «Марионетка» . Для этого участники разбиваются на «тройки». Каждой «тройке» дается задание: два участника играют роль кукловодов — полностью управляют всеми движениями куклы-марионетки, один участник играет роль куклы.
В роли куклы должен побывать каждый.
Для «тройки» расставляются два стула на расстоянии 1,5—3 метра. Цель кукловодов — перевести куклу с одного стула на другой. При этом участник, который играет куклу, не должен сопротивляться тому, что с ним делают кукловоды. Одновременно могут работать несколько «троек».
После выполнения упражнения обсуждается:

- Что чувствовали участники во время игры, когда были в роли куклы?

- Приятно ли было подчиняться другому? Быть несамостоятельным, зависеть от другого?

Работа по кругу, передавая мячик.

- А в жизни от чего может зависеть человек? (от настроения, от телевизора, компьютера, от другого человека, конфет, вредных привычек, химических веществ…

- С некоторыми проблемами человек может легко справиться сам, воспитав свою волю, а вот если он зависит от некоторых веществ – он теряет власть над собой и своими поступками. И избавиться от такой зависимости очень сложно. Сегодня на уроке мы узнаем, что это за вещества, как они называются.

- Эти вещества являются помощниками страшного и коварного персонажа - Зелёного Змея, который присутствует сегодня на уроке. Чтобы навредить людям как можно больше, это коварное чудовище принимает другой облик, превращаясь в самые различные предметы, которые может использовать человек в своей жизни. Проверим, а хорошо ли вы знаете где скрывается этот коварный Змей.




2. Основная часть.

В ходе урока вам будут предложены различные задания, результатом выполнения которых станут названия этих веществ, составление кластера «Психоактивные вещества».

  1. Предлагаю Вам проверить себя с помощью теста № 1. (на рабочих листах)

А) На рисунке подпиши три органа, на которые вредно влияет табачный дым.

Б) Отметь галочкой главный яд табачного дыма.















Проверка.

Просмотр видеоролика о влиянии курения на организм человека, его здоровье .






Обсуждение:

- Как надо вести себя в отношении курящих людей?

- Чем опасно нахождение рядом с курящим человеком? (пассивное курение)

- Что вы можете сделать, если рядом курят? (отойти в сторону, попросить не курить, попросить отойти курящего как можно дальше)


ВЫВОД: Никотин действует на мозг, поэтому его называют психоактивным веществом.








Составление кластера.













2. Ребята, скажите, а могут ли кроме табачного дыма вдыхаться и попадать в лёгкие вредные и даже ядовитые вещества?

- Посмотрите на слайд, что здесь изображено?











Составление кластера.















- Для чего и где мы это используем? (чистящие вещества для чистки раковин, унитазов, аэрозоли с лаком для волос, чистки стекол, зеркал, для устранения неприятных запахов, для борьбы с вредными насекомыми. Бензин для машин, моторных лодок, мопедов, мотоциклов и т.д.)

- У всех этих веществ тоже есть название.

Аэрозоли, чистящие вещества и бензин, пары которых вдыхают, то есть применяют не по назначению, называют ингалянтами.

Это тоже психоактивное вещество, так как действует на работу мозга и изменяет состояние человека.


  1. Предлагаю Вам проверить себя с помощью теста № 2. (на рабочих листах) и узнать где прячется Зелёный Змей на этот раз.















А) На рисунке подпиши три органа, на которые вредно влияют алкогольные нвпитки.

Б) отметь галочкой вредное вещество, которое содержится в пиве, вине, шампанском и водке.

Проверка.

- Какие опасные напитки вы знаете?

Просмотр видеоролика о влиянии алкоголя на организм человека, его здоровье, поведение.

Обсуждение:

- Приходилось ли Вам общаться с людьми, которые выпили много алкогольных напитков?

- Как они себя ведут? Какие чувства они вызывают у окружающих?

- Когда взрослые ставят алкогольные напитки на праздничный стол, они и не подозревают, что внутри прячется опасное чудовище. Или просто надеются, что их организм справится с теми разрушениями, которые приносит Зелёный Змей. А крушит он все подряд: обжигает рот, разрушает стенки желудка, печень, заставляет сердце быстрее стучать. Мешает человеку нормально жить, слышать, забирает его память, делает его злым или слабым и безвольным. Ваш организм ещё растет и вам не осилить коварного змея.

В результате неумеренного потребления спиртных напитков совершаются многие преступления, происходят серьезные аварии. Под воздействием алкоголя человек утрачивает способность реально оценивать ситуацию и принимать верные решения.

ВЫВОД: Алкоголь действует на мозг, поэтому его называют психоактивным веществом. Под его воздействием изменяется состояние человека.

Составление кластера.












4.Упражнение «Угощение незнакомого человека»

Незнакомый человек (незнакомый детям старшеклассник) входит в класс с подносом, на котором лежат различные предметы (лекарства, конфеты, йогурт, пачка сигарет, таблетки без упаковки, напитки, коробочки без надписей и.т.д.)

Человек предлагает детям угоститься, взять в руки то, что им хотелось бы попробовать.

- Посмотрите как здесь много интересного, вкусного! Попробуй, это очень вкусно! Чего ты испугался? Не бойся, попробуй.

Учитель: - Ребята, остановитесь. Откуда вы знаете, что это за вещества? Вдруг Вам предлагают что-то опасное для здоровья? (дети могут ответить, что им дали только конфеты)

- А разве Вам знаком этот человек? Почему вдруг он решил Вас угостить? Вы заметили, что на некоторых из коробочек нет надписей? Например, на этой коробочке с белым порошком и в этих непонятных таблетках. И под фантиком может скрываться совсем другое вещество опасное для здоровья (открыть фантик , а там таблетки).

Вспомните сказку Пушкина о мертвой царевне. Старуха взяла у царевны безобидное яблоко. Но она не знала, что под черным плащом прячется злая ведьма, которая задумала ее отравить.


ВЫВОД: Алкоголь, никотин, ингалянты – верные помощники Зеленого Змея, но есть и еще у него помощники. Это некоторые лекарственные препараты и очень страшный враг человечества – наркотик. Он действует на мозг, поэтому его тоже называют психоактивным веществом.

Составление кластера.















- Человек, попробовав эти вещества, никогда не сможет от них отказаться. Иначе его начнут мучить страшные боли, он не сможет есть, спать, учиться, так как обречен постоянно думать только о наркотике и пытаться всеми возможными способами его получить.

- Что же необходимо делать, чтобы никогда не попасть в зависимость от наркотика? (правило безопасного поведения предлагают дети: никогда не пробовать наркотики, незнакомые вещества, лекарства).

- А какое правило безопасного поведения вы предлагаете в отношении лекарств?


3. Закрепление.

- Итак, какие ПАВ вы знаете? Почему они так называются?

ВЫВОД: 1. Некоторые лекарства, табак, алкогольные напитки, ингалянты и наркотики содержат психоактивные вещества.

2. Все ПАВ опасны если их неправильно используют.

3.1. Энергизатор «Согласен, не согласен, сомневаюсь» (перемещаясь по комнате)

В разных углах класса вывешаны таблички «Согласен», «не согласен», «сомневаюсь». Дети, слушая вопросы теста, перемещаются по кабинету и подходят к той табличке, ответ которой совпадает с их мнением.

(если у учеников есть сомнения, обсуждаем, поясняем)

Тест ПАВ.

  1. Люди, употребляющие ПАВ склонны совершать жестокие криминальные преступления, о которых в последствии не помнят (да)

  2. Большинство ПАВ не представляет собой серьёзной угрозы здоровью, если принимаются в умеренных количествах (нет)

  3. В каждом психоактивном веществе содержатся яды (да)

  4. Одноразовое применение ПАВ не может вызвать смерть (нет)

  5. Каждый раз, когда человек находится в состоянии наркотического опьянения, происходит разрушение клеток мозга, которые затем не восстанавливаются (да)

  6. Проще отказаться от употребления наркотиков, алкоголя и других ПАВ один раз, чем попытаться сделать это всю жизнь. (да)

3.2. Работа в группах. Упражнение «Ловушки Зеленого Змея».

Определить все ПАВ на картинке, зачеркнув их.


















3.3. Эксперимент «Пирамида».

Учитель выбирает 2-ух человек, каждый из них выбирает 2-ух следующих и.т.д. пока все ребята не выйдут.

Вывод: чтобы поднять вас всех понадобилось очень мало времени. Вот также быстро ПАВ, которые содержатся в табаке, алкогольных напитках, ингалянтах, наркотиках и лекарствах, разрушают человека, попав в его организм и с такой же скоростью распространяются среди людей, вовлекая в зависимость все большее их число .

Демонстрация эксперимента на слайде.







4. Рефлексия

Акция «Свет или потемки твоей души, что ты выбираешь?»

В завершение нашего урока, предлагаю вам принять участие в акции. Выразите свою позицию в отношении психоактивных веществ, здорового образа жизни. К плакату приклеить:

  • желтый квадратик, символизирующий свет, если вы выбираете здоровый образ жизни, отказ от ПАВ или

  • черный, символизирующий тьму, потемки, если вы сомневаетесь, сможете ли устоять и отказаться от ПАВ, если вы оправдываете употребление ПАВ.












Как правило, подавляющее большинство ребят выбирают здоровый образ жизни, поэтому проанализировав результаты акции, заканчиваем урок следующим слайдом.








Использованная литература:

  1. Н.А. Зубова, С.М. Тихомиров Методическое пособие по информационно-профилактической программе «Сталкер» - профилактика привлечения в аддиктивные формы поведения детей и подростков

  2. О.Л. Романова, Л.С. Колесова. Учебное пособие для 5-7 классов по предупреждению употребления ингалянтов и наркотиков. Материалы для учителя.

  3. О.Л. Романова, Л.С. Колесова. Учебное пособие для 5-7 классов по предупреждению употребления ингалянтов и наркотиков. Рабочая тетрадь для ученика.

  4. О. В. Галичкина Система работы администрации школы по профилактике наркомании: планирование, комплекс административных и внеклассных мероприятий, координация действий различных структур.

  5. Матвеева Е.М. Азбука здоровья. Профилактика вредных привычек. Воспитательная работа в классах коррекции 5- 9 классы.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ