Родительское собрание на тему «Формирование детской агрессивности»
В первые годы жизнь ребенка всецело зависит от родителей, особенно от матери: именно она дает ему еду, защиту, обслуживает и согревает чувством любви и приятия. В этот период больше, чем в другой, он ищет родительского внимания и одобрения своего поведения. Проявления детской агрессивности являются одним из механизмов привлечения внимания и способом добиться своих целей. Поэтому первые проявления агрессивности видны у ребенка уже на третьем месяце его жизни: он бьет ручками, сучит ножками, хватает любые лежащие в пределах досягаемости предметы. Эта активность носит чисто инструментальный характер, выступая средством достижения желаемого, как возможность обратить на себя внимание и избавиться от чего- либо неприятного, мешающего.
Многое зависит от реакции взрослых: они могут мгновенно выполнять все требования своего чада ( особенно тревожные и неуверенные в себе мамы и бабушки ), а могут и вообще не обращать на него внимания. Интересно, что обе эти дороги приведут к одному результату - ребенок вырастет чрезвычайно агрессивным.
Первый вариант воспитания агрессивности: чрезмерно предупредительные родители.
Постоянно добиваясь нужного результата с помощью агрессии, ребенок вырабатывает стереотип агрессивного поведения. При малейшем промедлении в выполнении его желаний он начинает кричать, топать ногами и проявлять другие формы агрессии. Подобное развитие событий особенно вероятно при соответствующей врожденной физиологической базе (холерический темперамент) или социальном научении( агрессивный отец). Такое поведение сначала формируется дома, затем оно переносится в общественную среду – детский сад, двор, школу и пр. По мере взросления стереотип агрессивного поведения у такого ребенка перерастает в свойство личности, и это приносит немало хлопот и самому человеку, и всем окружающим. В характере уже выросшего существа обязательно будут отчетливо видны эгоцентризм, истероидные и возбудимые черты.
Второй вариант воспитания агрессивности: родители эмоционально отвергают ребенка, относятся к нему пренебрежительно или негативно( на мальчиков особенно влияет отсутствие внимания матери).
Это рождает страх, влекущий за собой агрессию. Многочисленные истории болезней показывают, что большинство агрессивных детей в очень раннем возрасте были по разным причинам надолго оторваны от матерей. Проявление агрессивности в этих случаях объясняется тем, что она приносит ребенку возможность какой-то эмоциональной разрядки и заставляет и/или других близких обратить на него внимание. Альтернативный вариант развития при отвержении матерью или при оторванности от нее- замкнутый, очень тревожный, безынициативный ребенок, готовый подчиняться всем и каждому.
Однако это крайние варианты, встречающиеся относительно нечасто: большая часть агрессивных детей развивается где- то между этими двумя противоположными ситуациями, приводящими к одинаковому исходу.
Попав в ситуацию, когда его потребности не удовлетворены, ребенок (как и взрослый) реагирует на нее отрицательными эмоциями – в зависимости от темперамента и психических особенностей это могут быть ярость, гнев, страх и тревога. Для того, чтобы восстановить психологический комфорт, у него (опять же, как и у взрослого) есть только два пути:
- совладать с событиями и изменить ситуацию в нужном ему направлении;
- восстановить свое эмоциональное равновесие, несмотря на неблагоприятную ситуацию ( в основном с помощью механизмов психологической защиты: вытеснения, подавления, отрицания и пр.). В этом случае отрицательные эмоции канализируются в личное бессознательное, где и накапливаются до поры.
Между тем управляемые механизмы психологической защиты у маленьких еще не сформированы, поэтому обычно они стремятся изменить ситуацию, и нередко- с помощью агрессии. Но рано или поздно проявление агрессивности перестает вызывать умилительные улыбки родителей и все чаще приводит к неодобрению, а то и наказанию, и это рождает у ребенка чувство тревоги и страха. У него вырабатывается комплекс вины, который затем будет частично превращаться в чувство совести и обрастать моральными нормами, способствуя его социализации и адаптации в окружающей среде. Дальше этот комплекс- вина, совесть и мораль- будут сопровождать подросшего ребенка всю жизнь, естественно, изменяясь и развиваясь.
Для того, чтобы вызвать одобрение родителей, ребенок учится контролировать свою агрессию, причем на первых порах это достигается внешним контролем, диктуемым реакциями окружающих и страхом неодобрения. Тревога обычно двоякая: это и страх наказания, и боязнь вызвать раздражение родителей и лишиться из-за этого их поддержки. При нормальном развитии система социальных норм и запретов постепенно становится частью психики человека и контроль становится внутренним. Тогда большая часть поведения , в том числе и проявления агрессивности, регулируется уже совестью и/или чувством вины , в разных пропорциях у разных людей.
Развитие внутреннего контроля у детей идет с помощью процесса идентификации- стремления поступать как значимый человек. В раннем возрасте это имитация родительского поведения. Ведь подражая поведению родителей, мы добиваемся одобрения своего поведения. Дети в разговорах и играх стараются копировать поведение взрослых, считая его образцовым, но вот самим родителям в собственном поведении нравится далеко не все. Причем взрослые не всегда осознают противоречивые формы своего поведения, зато когда видят его со стороны, сразу же напрягаются и реагируют очень бурно. В наших детях мы больше всего не любим те черты, которые нам не нравятся в нас самих. Страдают же несчастные ребятишки, которые старательно копируют родительское поведение, а получают за это иногда неодобрительные замечания, а то и угрозы наказания.
ГБСКОУ АО «Харабалинская СКОШИ VIII вида»
Родительское собрание на
тему
«Формирование детской
агрессивности»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ