Конспект урока психологии. 10 класс «Я свободен!?»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
СЕРПУХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МОУ
«Данковская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока психологии.
10 класс.
Тема: «Я свободен!?.»
(ценность свободы
в жизни человека)
Педагог - психолог:
Зубкова Наталья Федоровна.
27 апреля 2011 года
Цели:
Рассмотрение и уточнение понятий “свобода”, “ответственность”, “выбор”.
Формирование культуры выбора в различных социальных ситуациях с опорой на ценностную шкалу, включающую в себя такие основополагающие общечеловеческие ценности, как добро, ответственность, свобода, выбор, гражданственность; личная ответственность за свое решение
Формирование умения взаимодействия в группе, вести дискуссию;
Воспитание стремления к самосовершенствованию, творчеству.
Оборудование:
Таблички со словами «Да», «Нет», «Может быть», листы бумаги формат А3, акварельные краски, кисточки, стихотворение В. Леви отпечатанное на листочках,запись песни: Кипелов «Я свободен», музыкальные композиции В. Зубков главная тема к к/ф Цыган, Дидюля «Айседора», «Цветные сны», компьютер, презентация результатов диагностики иерархии ценностей обучающихся.
Ход урока.
Настрой на работу.
- Урок психологии мы начнем с прослушивания песни. Вы сможете немного отдохнуть, переключиться, возможно, вы услышите песню, которая вам нравится.
- Я бы попросила вас записать строчки, которые вызывают эмоциональный отклик в вашей душе, близки вам или вы их не принимаете.
Звучит песня Кипелова «Я свободен, словно птица в небесах».
- О чем эта песня? О свободе.
- Нравится ли вам она? Почему?
- Тема сегодняшнего урока «Я свободен!?.»
- А как вы думаете, почему в названии темы я поставила такие знаки препинания? (выслушать ответы, вернуться в конце урока.
Вводная беседа. Понятие свободы.
- Свобода всегда считалась неоспоримой ценностью. Издревле человека, который стремился обрести свободу, казнили, подвергали изощренным пыткам. Но никакие кары и преследования не могли погасить свободолюбие.
- Представьте, что вы встретили человека, который не знает, что такое свобода. Как бы вы объяснили ему это?
- Какие ассоциации возникают у вас на слово «свобода» (записать на доске: воля, гордость, завоевать, необходима и.т.д.)
В Словаре Ожегова слово свобода имеет несколько значений.
Свобода — возможность проявления своей воли, способность действовать в соответствии со своими целями и интересами;.
Свобода – отсутствие стеснений, ограничений в чем – нибудь.
Свобода – состояние того, кто не находится в заключениив неволе.
- Как вы думаете, какое из этих определений подходит к теме нашего урока?
- А что значит «Я свободен? Свободный?»(я пользуюсь свободой).
3. Мини исследование. Диагностика иерархии ценностей проводится по методике М. Рокича.
Проводится презентация результатов диагностики терминальных ценностей – ценностей целей).
На первом месте у 42 % обучающихся ценность «здоровья», «активность, свобода» у 18 %. На втором месте «здоровье» у 25%, «любовь, семья, деньги, друзья» у 18 %. На третьем месте преобладает ценность «любви» у 42%. Таким образом, самым важным для вас является здоровье, любовь, активность, свобода, друзья, материальное благополучие). Отдельно мы проследили важность ценности «свобода». 18 % обучающихся поставили «свободу» на 1, 9, 11 места. По 8 % приходится на 3,5,6,7,8,10 место из 18 возможных. Это можно считать результатом, показывающим что ценность свободы очень важна для вас.
- 2 человека в нашей группе поставили ценность «свободы» на 1 место, как вы думаете, почему? Могут ответить сами ребята, не называя себя, кто – то может высказать свое предположение.
4. История психологии свободы. (записать в тетрадь)
Психология свободы оказалась в поле зрения психологии лишь с начала 40-х гг. прошлого столетия начиная с классической книги Э. Фромма "Бегство от свободы".
Проблема свободы получила наиболее полное содержательное раскрытие в 60-80-е гг в работах Э. Фромма, В. Франкла , Р. Мэй и др., а в 80-90-е гг. под разными именами она получила "прописку" и в академической психологии. Российские психологи, занимавшиеся проблемой: Е.И. Кузьмина, Д.А. Леонтьев, В.А. Петровский и др.
- Когда мы задаем вопрос, свободен ли человек — важно уяснить, о чем идет речь, - о политическом положении или о внутреннем самоощущении.
- Может ли быть свободен Человек, закованный в кандалы (может, он свободен непреклонным духом). Известный отечественный писатель В. Шаламов, который долгие годы провел в тюрьме, рассказывал, что он никогда не чувствовал себя таким внутренне независимым и свободным, как в камере. Таким образом, свобода — это состояние духа.
5. Аспекты свободы.
- Сегодня мы рассмотрим два оттенка понятия “свобода”
Свобода от обязанностей
Свобода от родителей.
Свобода от уроков
Свобода от труда
Свобода для деятельности
Свобода для творчества
Свобода для самовыражения
Свобода для каких-либо действий и поступков
- Отличаются ли оттенки этих понятий “свободы” друг от друга?
- Что будет позитивным или негативным «для» или «от»
- Чем? (отсутствие внешних ограничений, "свобода от" и внутреннего психологическая позиция, "свобода для")
- В чем позитивный и негативный смысл данного понятия?
- Ницше также первым противопоставил негативной характеристике "свободы от" позитивную характеристику "свободы для".
6. Работа с высказываниями.
В разных частях комнаты развешиваются таблички со словами: «Да», «Нет», «Может быть». Ведущий зачитывает утверждения, каждый из участников встает молча рядом с табличкой соответствующей его ответу. Затем слово предоставляется каждому желающему высказаться, по очереди в каждой из образовавшихся групп.
Вопросы для обсуждения
- «Свобода – это в первую очередь не привилегии, а обязанности». (Альбер Камо – рус. революционер)
- «Люди устали от свободы…» Б. Муссолини
- «Свобода возникает только с изменением человека». (Карл Ясперс).
- «Если хочешь освободить меня, будь свободен сам» Эмерсон.
- «Просвещение ведет к свободе; свобода же без просвещения породила бы только анархию и беспорядок». (Е.Дашкова).
- «Свобода – это выбор, иными словами добровольное решение творить добро или зло, совершать похвальные или дурные поступки, т.е. быть добродетельным или преступным». (Ж. Лабрюйер)
- «Свобода означает ответственность, Вот почему многие боятся ее». (Б.Шоу).
7. Работа со стихотворением В. Леви о свободе.
Рабство — это тепло,
из кастрюльку оно в твою жизнь потекло,
из бутылочки, из материнской груди,
из тюрьмы, где не ведал, что все впереди,
из темнейшей, теснейшей, теплейшей тюрьмы,
где рождаемся мы,
а свобода,
а свобода, сынок, холодна,
ни покрышки, ни дна,
а свобода...
Рабство — это еда,
это самое главное: хлеб и вода,
и забота одна, и во веки веков
одинаковы мысли людей и быков,
любит клетку орел, усмиряется лев,
поселяется в хлев,
а свобода,
а свобода, сынок, голодна,
ни еды, ни вина,
а свобода...
Рабство — это твой друг,
твой заботливый врач,
твой спасательный круг,
обвивающий шею, сжимающий грудь-
плыть не можешь, зато веселее тонуть,
как душевно, как славно с дружком заодно
опускаться на дно,
а свобода...
- Прочтите еще раз стихотворение. Понравилось ли оно вам?
- Подчеркните понравившиеся строчки.
- Продолжите предложение: «А свобода…», какая же она для вас свобода?
- Можно ли дать название стихотворению словами Н.А. Бердяева.
“Человек – раб потому, что свобода трудна, рабство же легко”.
8. Рисунок на тему «Свобода».
- Мы много говорили сегодня о свободе личности. А сейчас мы сможем перенести образ свободы на бумагу. У каждого он будет свой, что получится, мы с вами увидим через несколько минут. Перед вами бумага, краски, кисти, а тема рисунка «Свобода». (звучит музыка В. Зубкова главная тема к к/ф Цыган, Дидюля «Айседора», «Цветные сны»)
- Что вы представляете, когда слышите эту музыку? Что это за музыка?
Работы вывешиваются на магнитную доску.
- Какая работа привлекла ваше внимание? Почему?
- Есть ли похожие работы?
- Довольны ли вы своим творчеством? Чего вам не хватило для полной реализации задуманного?
9. Итог урока.
- Прочтите название темы с разными интонациями, в зависимости от знака препинания.
- Начнем с восклицательной формы. Что вы слышите? (утверждение, провозглашение, сила, позитив, бунт)
- А теперь вопросительная форма. Кому задан вопрос? (себе). Что вам нужно для ощущения свободы?
- Прочтите в повествовательной форме. Как вы думаете какая форма характерна для зрелой личности? (повествовательная, не надо ни у кого спрашивать, не надо доказывать, внутреннее ощущение свободы и трансляция этого ощущения окружающим).
10. Эмоциональный заряд. Кричалка «Я свободен!» (фраза призносится шепотом, потом с каждым разом чуть громче и в последний раз выкрикивается со всей силой)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ