Конспект психологического тренинга «Экология души»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
СЕРПУХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МОУ
«Данковская средняя общеобразовательная школа»
Психологический тренинг
Тема: «Экология души».
Педагог - психолог: Зубкова Наталья Федоровна.
Ход занятия.
Знакомство
«Здравствуй!»
Группа садится в круг. Тренер ловит взгляд одного из подростков и кидает ему мяч со словами: «Здравствуй! Как тебя зовут?». Далее он дает инструкцию: Назови себя, какую школу ты представляешь, расскажи немного о себе. Выбери любого в группе, кто тебе интересен, поймай его взгляд, перекинь ему мячик, поздоровайся».
В какой-то момент перекидывания мяча тренер уточняет инструкцию: «Старайтесь перекинуть мяч тому, кто еще не ловил его».
«Комплименты»
Мяч перекидывается так же, но необходимо не поздороваться, а сказать тому, кому вы кидаете мяч, комплимент. И опять-таки, в какой-то момент перекидывания мяча тренер дает дополнительную инструкцию: «Постарайтесь, чтобы каждый из нас получил хотя бы один комплимент».
«Ловля моли»
Ведущий указывает на одну из участниц игры, представляя ее как «хозяйку, которая пригласила нас в гости. У нее дома развелось много моли. Она пригласила нас для того, чтобы все мы вместе помогли ей избавиться от моли». Далее ведущий предлагает всем участникам группы «убить по 10 штук моли», и первый демонстрирует «убивание моли» хлопками в воздухе, хлопаньем по плечам и головам участников, по вещам в помещении и т. п. Он побуждает всех членов игры принять участие в этом действии.
Прекращает упражнение ведущий с учетом меры вовлеченности всех участников в игру.
- Спасибо! А теперь начинаем работу.
Понятие "экология души".
- тема нашего занятия "Экология души".
- какие слова - ассоциации приходят вам на ум ?
- в последнее время люди обратили внимание на взаимосвязь процессов происходящих на всей планете Земля. Именно сейчас глубоко осознаются слова поэта : "Тронь цветок, и закачается звезда..." Казалось бы какая связь существует между цветком и звездой, между тем что происходит на Земле и во Вселенной. Но эта связь существует.
Глубокая экология , по мнению норвежского философа Арне Наесса, не выделяет человека из природного окружения, она видит мир как переплетение взаимосвязанных феноменов. Все живые существа самоценны. а люди только одни из этих существ.
И может быть нам ещё трудно осознать что те только наши поступки, наша деятельность влияет на Вселенную, но и наше настроение, наше отношение к себе и другим людям и даже просто наши мысли влияют на всё что нас окружает.
И поэтому в будущем экология будет решать не только проблемы взаимоотношений Человека и Среды, но и проблемы взаимоотношения внутреннего мира - души человека.
- Экология в переводе с греческого означает "учение о жилище, местопребывании". И сразу возникает вопрос каким быть этому "жилищу души"?
- Я думаю каждому хочется чтобы дом души был чистым, праведным,, чтобы Человек чувствовал себя счастливым, жил в гармонии с собой и окружающим миром. А для этого необходимо чтобы душа его была очищена от вредных страстей - гнева, ревности, обиды.
- Сегодня на занятии мы выясним откуда же берутся эти негативные эмоции, чувства и будем учиться освобождаться от них.
Медитация-визуализация "Дом моей души".
Вам нужно устроиться поудобнее, расслабиться (поза кучера), слушать музыку, мои слова. Перед вашим взором будут появляться какие-то картины, просто смотрите на них и запоминайте.
"Вы можете почувствовать, а можете представить будто голубой плотный туман стелиться у ваших ног. Вы чувствуете тепло. Мелкий туман укрыл ваши ступни, теперь он поднимается выше до колен, выше к бёдрам, касается кистей рук. Он поднимается всё выше и выше. Ваше тело становится лёгким, невесомым, дыхание лёгкое и спокойное... Вы чувствуете что освободились от тяжести своего тела и ваша душа легко парит в голубом прозрачном небе. Вы раскинули руки и летите в высоте. Как красиво вокруг, вас: горизонт, далёкие горы, зелёный лес, огромный голубой океан который находится под тобой. Можно подняться к облакам, купаться в них, расслабиться и прилечь отдохнуть на облако и оно примет твоё тело.
А теперь мы спустимся ниже к земле и попытаемся найти на Земле мест,о в котором вам хорошо. Где будет это место? Вы выбираете сами. У кого-то это тихая речка, поляна где растут цветы, а может быть кто - то окажется высоко в горах, где прохладный туман, где одиноко, где чистый холодный воздух, а может быть будешь на скале с которой открывается вид на море. Я не знаю где ты будешь, но я знаю, что в этом мире, в твоём мире и на твоём месте - возможны чудеса.
И на этом месте, на месте которое выбрал ты, ты построишь дом. Каким он будет большим, высоким или он будет маленький аккуратный. Каким будут стены твоего дома? Большие толстые бетонные или кирпичные? Или это будет лёгкий дом на сваях, с лёгкими летними стенами, потому что в твоём мире всегда лето и нет зимы? Какими будут окна: большими стеклянными или это будут красивые узкие бойницы, или будут небольшие аккуратные тёплые окошки со ставнями?
Каким будет вход в твой дом? Это будет тяжёлая дверь с золотой ручкой или невысокие стеклянные двери? Будут ли замки на твоих дверях? Что человек увидит войдя в твой дом: просторную гостиную или длинный коридор. Какая комната самая любимая в твоём доме?
Посмотри на всё что окружает твой дом, посмотри на свой дом со стороны: нравится он тебе? Запомни этот дом, место где он расположен знай - что бы не происходило вокруг тебя у тебя всегда есть место на земле куда ты можешь прийти, где тебе всегда будет хорошо.
А сейчас постарайся не забыть ничего из того что ты видел и медленно возвращайся в класс.
- Каким же был дом в вашем воображении? Увиденный вами дом это образ вашей души.
У кого-то она действительно похожа на просторный и чистый дворец, а у кого-то это заброшенный замок с захламлённым чердаком и тревожными тёмными коридорами. Тяжёлые двери - закрытая, защищающаяся душа, тёмные шторы - отгороженность человека от мира.
Чтобы человек чувствовал себя счастливым, жил в гармонии с собой и окружающим миром его душа должна быть очищена от вредных, неприятных эмоций, чувств, переживаний.
Драконы живущие внутри нас.
Что же приносит страдания человеку?
Стыд злоба одиночество
гнев раздражительность отчаянье
обида тревога ненависть
неудачи вина страх
(вывесить таблички на доске).
- Как же появляются они, в чём их причина?
- Здесь изображён "сосуд" наших эмоций, который имеет форму кувшина
- В верхней части поместили злобу, гнев, агрессию. Как проявляются они в поведении?
Оскорбления драки действия назло
ссоры наказания
- Психологи говорят, что гнев чувство вторичное и происходит оно от переживаний совсем другого рода таких как боль, обида, страх.
Проблемная ситуация.
- Вы поздно вернулись домой. Мама гневается, она кричит на вас. Как вы думаете, что стоит за эти гневом?( страх, беспокойство за дочь).
- Это страдательные чувства, в них большая или меньшая доля страдания, поэтому их нелегко высказать, о них обычно умалчивают, их скрывают из-за боязни показаться слабым, а иногда человек сам их не осознаёт (Зол, а почему не знаю).
- А в чём же причина возникновения боли и страха - в неудовлетворении потребностей.
Итак: за любым негативным переживанием мы найдём какую-нибудь нереализованную потребность
- А ниже этого слоя находятся переживания особого рода отражающие отношение к самому себе -
восприятие себя,
образ себя,
самооценка,
самоценность( В. Сатир)
• здесь действует закон всего живого: активно добиваться того от чего зависит выживание.
• положительное отношение к себе - основа психологического выживания и человек постоянно ищет или даже борется за него.
• а на дне этого сосуда самая главная драгоценность - ощущение энергии жизни.
• изобразили её в виде солнышка и обозначили словами "Я - есть!" -"это я, Господи!"
• чтобы не допустить глубокого разлада человека с самим собой и окружающим миром надо постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности.
Драконы живущие внутри нас.
Стыд, гнев, обида, злость, раздражение, боязнь неудачи, ненависть, чувство вины, чрезмерная критика себя и других, ревность, подозрительность, страх перед неизвестным, тревога, одиночество, отчаянье безысходности, низкая Самооценка, -"Драконы живущие внутри нас."
- Как избавиться от них, а если попробовать приручить их?
Техника избавления от злобы, ненависти.
- Вспомните человека к которому вы испытываете неприязнь , злость, а может быть ненависть. Попробуем увидеть его ребёнком, плачущим, испуганным, кем-то обиженным, который тянет к вам руки и просит именно вас о помощи. Успокоим его, подарим ему свою любовь. Мы ведь великодушны и добры, простим его.
- А как быть с теми "драконами", которых не удаётся приручить?
- Соберём вместе наши полные страха и чувства вины переживания и поместим их в большую плетёную корзину, привяжем её к белому воздушному шару. Представим как этот шар исчезает в голубом небе. Повторяем про себя "я освобождаюсь от боли и страдания .Мой переживания уходят от меня." Почувствуйте как вам становится легко и свободно.
- Сегодня мы не сможем обсудить все психологические способы избавления от этих "драконов". Это темы дальнейших занятий
Обида.
- Закончите фразу "я обижаюсь когда..."
- Давайте разберёмся что же такое обида? Почему мы обижаемся?
- Вы ожидали от человека определённого поведения, но ваши ожидания не подтвердились. В результате возникла обида. И чем сильнее ожидание, тем сильней и обида.
Путь прощения обид один - принятие других такими какие они есть. Обиды бывают разные. Старайтесь различать что связано с намерением оскорбить и унизить Вас и что произнесено случайно, без всякого дурного умысла.
Работа с высказываниями. Об обиде и обидчивости
• душевно здоровый человек унижен и оскорблен быть не может
• если Вас "задели" - обратите внимание на свои комплексы, на больные точки своей души, а не обидчика
• лучше никак не ответить, чем ответить грубостью
• не "кормите" ненужные отрицательные эмоции. Пресекайте пустые интересы, прекращайте болтовню. Практикуйте внутреннее молчание
• не расстраиваться - это хранит душевную чистоту и энергию, держать душу на нужной волне
• обвинять и мучить себя (!) та же глупо, как и других
• не следует предъявлять чрезмерных требований другим: люди, как и Вы, тоже не совершенны
• в жизни случайностей не бывает. Сам человек формирует внутри себя удачливость или несчастье...
• Вы определяете ваше будущее, а не Ваше прошлое
• быть незаслуженно обиженным - пустяк, если вы не продолжаете об этом помнить
• слабые не умеют прощать. Способность прощать - это качество, присущее сильным
- Я вам раздам листочки, на которых записаны мудрые высказывания
- Прочитайте их. Какое из них может быть Вашим девизом в случае обиды ?
- Какое из них Вы уже применяли в жизни ?
Упражнение - освобождение от обид
- Напишите на листочке Ваши обиды
- Кто хочет зачитать, что он написал ?
- А теперь разорвите этот листок на мелкие части и выбросите в корзину с мусором все Ваши обиды, которые Вы испытывали до сегодняшнего дня: их место в урне, в костре, в любом другом месте - подальше от Вас
Помните: Ваше прощение освобождает Bас!
Месть
• Хочется несколько слов сказать о мести. Китайская мудрость гласит: "Прежде чем начать мстить, вы должны выкопать две могилы"
• как вы понимаете смысл этих слов? (Мстящий никогда не будет счастлив, погубив другого, он погубит и себя)
- Игра «Моргалочки»
«Бодрячок».
Упражнение «Отдых в Сочи».
Группа выстраивается по кругу, повернувшись, спиной друг к другу. Спина впереди стоящего – место для массажа. Все закрывают глаза, а почувствовав движения рук на своей спине передают это движение впереди стоящему. Ведущий выполняет одно и то же движение пока не получит ответ на своей спине.
- Мы отдыхаем в Сочи! Мягкое ласковое солнышко греет нас, лежащих на песке (круговые поглаживания);
Вдруг набежали тучки (руки движутся с нажимом от краев к центру спины);
Пошел мелкий дождик (пальчиками легко постукиваем по спинке);
Дождик стал идти все сильнее и сильнее (постукивания усиливаются);
Загремел гром (легкие постукивания ладонями);
Дождь стихает (постукивания пальчиками становится постепенно легким);
Разбежались тучки (ладонями поглаживаем спину от центра к краям);
И вновь выглянуло ласковое летнее солнышко (круговые поглаживания).
«Медитация – визуализация: «Ласковое солнышко».
Все участники встают в круг и берутся за руки. «Представьте себе, что внутри нашего круга большое красивое солнышко. Оно яркое, ласковое, теплое. У нашего солнышка красивые, большие, добрые и озорные глаза. Приветливая улыбка, румяные щечки. Оно вам очень нравится. А теперь представьте, что солнышко наше стало медленно уменьшаться, и стало таким маленьким, что легко может поместиться в кармашек, который находится у нас на груди. Вы приглашаете его в свой карманчик. Солнышко с радостью размещается у вас в нагрудном кармашке. Вы уносите это солнышко с собой.»
Встаньте в круг. Мне сегодня было легко и приятно работать! Очень хочется чтобы вы ушли с занятия с хорошим настроением. Поэтому я предлагаю такое упражнение: дотроньтесь рукой до соседа, повернитесь друг к другу и скажите добрые слова.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ