Психологический тренинг : «Педагог без стрессов и тревог!»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
СЕРПУХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МОУ
«Данковская средняя общеобразовательная школа»
Психологический тренинг
Тема:
«Педагог без стрессов и тревог!»
(саморегуляция эмоционального состояния)
Педагог - психолог: Зубкова Наталья Федоровна.
9 апреля 2009года.
Ход тренинга.
Приветствие.
- Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется шикарная возможность, обычно не доступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому – то не очень нравится имя, данное ему родителями, кого – то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих. Некоторым по душе если их называют по отчеству без имени. А кто – то в тайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. Есть люди, которые в детстве имели забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке обращались именно так. У вас есть 30 секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Все остальные члены группы будут обращаться к вам в течение этого тренинга только по этому имени.
2. Выработка правил работы группы.
3. Опрос самочувствия (участники сразу погружаются в атмосферу «здесь и теперь», рефлексируя свое эмоциональное и физическое состояние, сообщая о своих мыслях и ожиданиях по отношению к предстоящему занятию)
Упражнение «Закончи предложение»
- Меня зовут…
- Сравнить свое настроение с цветом.
Предложение ведущим темы занятия «Педагог без стрессов и тревог»
Упражнение «Вверх по радуге»
- Одним из условий управления стрессом является умение контролировать свое состояние. Для этого существуют различные упражнения.
Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте себе, что с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, и, выдыхая, съезжаете с нее как с горки. Вдох должен быть максимально полным и плавным, так же как и выдох. Между выдохом и следующим вдохом должна быть небольшая пауза. Повторите три раза.
После этого желающие рассказывают о своих ощущениях. Затем упражнение выполняется еще раз с открытыми глазами.
4. Разминка.
Упражнение «Я люблю»…
Один из участников выходя вперед называет то, что он любит. К нему быстро подбегает тот участник, который тоже это любит. Далее каждый участник называет любимое занятие и находит себе пару. Образуется круг. Подводится итог: «Не смотря на то, что все мы разные у нас у каждого есть то, что объединяет нас со всеми».
Упражнение «Найди образ».
Вам предлагается в Волшебной коробке наполненной разными мелкими вещицами найти образ здорового педагога. Каждый выбирает предмет – ассоциацию, а затем каждый рассказывает группе о том, почему он сделал такой выбор. Ведущий задает вопрос участнику, обращаясь к нему как к проекции личности участника на предмет.
Тест «Умеете ли вы справляться со стрессом?»
Инструкция. В левой части бланка предлагаются некоторые утверждения. Необходимо выбрать в правой части бланка наиболее характерные для вас реакции и отметить их.
Утверждение
Часто
Редко
Никогда
1. Я чувствую себя счастливым
0
1
2
2. Я сам могу сделать себя счастливым
0
1
2
3. Меня охватывает чувство безнадежности
2
1
0
4. Я способен расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая для этого к успокоительным таблеткам или алкоголю
0
1
2
5. Если бы я испытывал очень сильный стресс, я бы обязательно обратился за помощь к специалисту
0
1
2
6. Я склонен к грусти
2
1
0
7. Мне хотелось бы стать кем-нибудь другим
2
1
0
8. Мне хотелось бы оказаться где-нибудь в другом месте
2
1
0
9. Я легко расстраиваюсь
2
1
0
Ключ к тесту
0–3 очка. Вы умеете владеть собой и, вероятно, вполне счастливы
4–7 очков. Ваша способность справляться со стрессом где-то на среднем уровне. Вам полезно взять на вооружение некоторые приемы, помогающие справляться со стрессом.
8 и более очков. Вам пока трудно бороться с жизненными невзгодами. Если вы хотите сохранить свои душевные и физические силы, вам необходимо научиться использовать более эффективные методы борьбы со стрессом.
Упражнение "Освещаем себя улыбкой"
Упражнение выполняется стоя, лёжа или сидя. Сделайте глубокий вдох и на выдохе улыбнитесь. Ещё раз вдох - на выдохе улыбка. Так делайте несколько раз, доведя навык до автоматизма.
Добейтесь того, чтобы ваши глаза тоже освещались улыбкой. Это упражнение очень хорошо улучшает настроение. А ещё его полезно применять перед важным, но не очень приятным разговором. Он пройдёт намного легче и эффективнее.
Игра «Королевство» (стратегии поведения в жизни)
Нам нужно создать королевство. Раз это королевство, то должен быть король. Давайте вместе выберем его. У каждого короля должна быть королева. Как вы думаете, кто будет хорошей королевой для нашего короля? Дальше выбираются все необходимые для королевства роли: принцесса, фаворитка короля, садовник, дворецкий, ключник, министр финансов, серый кардинал, военный министр, палач, судья, адвокат и т. д.
Так случается в жизни, что она дарит нам шансы или подарки. И сейчас каждый из вас может сделать ход. Вы можете переместить себя на то место, которое вам нравиться, поменять кого – то местами, а может быть отправить в «ссылку». Кто начнет первым? (задание выполняется).
Но жизнь бывает щедра и благосклонна к нам и у вас есть еще один шанс что – то исправить в нашем королевстве.
Рефлексия.
Какие роли вы выполняли, где вам было комфортнее всего, какие чувства испытывали в различных игровых ситуациях, как вы чувствуете себя сейчас.
Притча «Все в твоих руках.
В одном селении жил известный мастер. Люди приходили и приезжали к нему за десятки, сотни и тысячи километров: он знал ответ на любой вопрос.
Неподалеку от него жил другой человек, который считал себя тоже мастером. Люди же к нему практически не ходили. И обуяла его черная зависть:
— Задам я вопрос этому мудрецу, на который он не сможет ответить. Поймаю и зажму бабочку в кулак. Спрошу его, бабочка в моей руке мертвая или живая.
Если ответит, что мертвая — раскрою ладонь, и она улетит.
Если же ответит, что живая, то сожму кулак еще сильнее и покажу всем, что он не прав.
Поймал бабочку. Зажав ее в кулаке, пришел во двор мастера. Там, как всегда, толпились люди. Он громко при всех заявил:
— Мастер, если ты действительно мастер и мудрость твоя велика, ответь мне На простой вопрос — бабочка в моей руке мертвая или живая ?
Тот взглянул ему в глаза и сказал лишь одно:
— Все в твоих руках.
ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ!!!
Бодрячок: «Отдых в Сочи».
Группа выстраивается по кругу, повернувшись, спиной друг к другу. Спина впереди стоящего – место для массажа. Все закрывают глаза, а почувствовав движения рук на своей спине передают это движение впереди стоящему. Ведущий выполняет одно и то же движение пока не получит ответ на своей спине.
- Мы отдыхаем в Сочи! Мягкое ласковое солнышко греет нас, лежащих на песке (круговые поглаживания);
Вдруг набежали тучки (руки движутся с нажимом от краев к центру спины);
Пошел мелкий дождик (пальчиками легко постукиваем по спинке);
Дождик стал идти все сильнее и сильнее (постукивания усиливаются);
Загремел гром (легкие постукивания ладонями);
Дождь стихает (постукивания пальчиками становится постепенно легким);
Разбежались тучки (ладонями поглаживаем спину от центра к краям);
И вновь выглянуло ласковое летнее солнышко (круговые поглаживания).
- Такое упражнение тоже снимает напряжение, а что такое саморегуляция?
Саморегуляция – способность человека произвольно управлять своей деятельностью.
Наверняка такой опыт есть у каждого из вас, попадая в напряженные ситуации, каждый из вас реализует его, пытаясь справиться со стрессом.
Упражнение «Частица»
Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза и, слушая голос, создавайте свои внутренние образы.
«Представьте, что в самом центре вашего существа есть маленькая частица, которая спокойна и счастлива (пауза). Не затронутая всеми страхами и заботами о будущем, она пребывает там, в полнейшем мире, в силе и счастье. До нее нельзя добраться, к ней нельзя прикоснуться (пауза). Если вы пожелаете, ее можно представить в виде некоего образа – язычка пламени, драгоценного камня или озера, спокойного, с гладкой поверхностью (пауза). Преисполненная глубокой умиротворенности и радости, спокойствия, она, эта драгоценная частица находится в полной безопасности. Она там – глубоко в нас. Представьте теперь, что это пламя, этот драгоценный камень или озеро, находящееся глубоко, в самом центре, в самом ядре вас, вы сами (пауза 20 секунд).
Запомните это ощущение. Теперь глубоко вздохните, медленно откройте глаза и возвратитесь в реальную жизнь.
- Изменилось ли что – то в вашем состоянии после выполнения упражнения «Частица».
Упражнение «Раскрашивание мандалы»
Мандала — буддийский символ (с санскрита — «круг», «пространство», «единство»), рисунок в круге. По представлениям буддистов и ламаистов, это мини-модель вселенной. Рисование и раскрашивание мандалы как метод работы применяется в современной психотерапии и психодиагностике, где мандала воспринимается как символическая карта внутренней реальности человека
Часть звезд находится за пределами круга. Эти звезды обозначают эмоциональное состояние, при котором не чувствуются границы Я. Дети переживают его в первые 18 месяцев жизни, взрослые — когда поглощены интересным делом (состояние потока). Раскрашивание мандалы способно вызвать состояние глубокого расслабления и мечтательности, в котором можно обрести оптимистический настрой и уверенность в будущем. Каждая звездочка символизирует возможность выбора. Тот, кто раскрашивает мандалу, должен решить, в каком порядке он будет разрисовывать отдельные звездочки и какие цвета выберет для них.
Инструкция.: «Это не совсем обычная мандала, в ней часть звездочек расположена вне круга. Ты можешь раскрашивать звезды любыми цветами и в каком угодно порядке — решай сам, как ты будешь это делать.
В этой процедуре не может быть ничего правильного или неправильного, и у тебя есть множество возможностей создать уникальную мандалу. Я желаю тебе получить настоящее удовольствие от этой работы». (15 минут.)
Обсуждение
Можно повесить рисунки на стену, чтобы все могли их рассмотреть.
• Как я себя чувствовал, когда рисовал мандалу?
• Какие цвета я выбрал и почему?
• О чем я думаю, когда смотрю на свой рисунок?
• В каких случаях мне приходится быстро принимать решения?
• Над какими решениями я размышляю дольше, чем обычно?
• Какое решение было самым трудным для меня за последнее время?
• В каких играх и в какой деятельности я забываю про время?
Упражнение «Антистрессовый чемоданчик»
- У нас впереди долгая жизнь, чтобы прожить ее счастливо каждый из вас сейчас соберет «антистрессовый чемоданчик» в дорогу.
- У каждого из вас рисунок открытого чемоданчика. Запишите на своем чемодане те способы, которые вы уже использовали в своей жизни.
- Какими способами можно помочь себе преодолеть стресс? (зачитываются записи): поспать, принять душ или ванную, пойти погулять одному или с друзьями, заняться любимым делом, послушать музыку, поиграть, поплакать, громко покричать, вспомнить что – то приятное и т. д.
- Вами уже названы способы преодоления стресса, сейчас вы видите на экране дополнение к этому списку.
Способы преодоления стресса.
Несколько глубоких вдохов, сосредоточьтесь на дыхании. Переключите внимание с внешнего мира и связанных с ним ваших внутренних беспокойств на спокойный ритм дыхания, дарованный вам с рождения вечный ритм: вдох — выдох, вдох — выдох.
- Представьте, что это не вы дышите, что вас наполняет сначала — покоем, потом — энергией, уверенностью, силой, вечный океан жизни.
- Вдыхая (без усилия), подумайте: «вдох», ощутите вдох, слейтесь всем существом со своим вдохом, почувствуйте, как вас наполняет воздух, расширяя грудную клетку.
- Выдыхая спокойно, точно так же произнесите мысленно «выдох», можете чуть продлить его (без особых усилий). Сосредоточьтесь на своем дыхании: «вдох»... «выдох»..
- Можно выполнять вдох через нос, а выдыхать через приоткрытый рот, ощущая холод вдыхаемого и теплоту и влажность выдыхаемого воздуха. Несколько минут такого дыхания изменят нервно-психическое состояние.
Использование, какого – то успокаивающего движения или действия, например, посмотреть на текущую струйку воды, выполнить упражнение «Маятник», то есть, стоя на одном месте, покачиваться вперед – назад с пятки на мысок;
Выполнить какой – либо ритуал, например, заварить чай или разложить свою коллекцию;
Заняться любым отвлекающим действием (полить цветы, постирать и т. д.);
Попробовать отнестись с юмором к сложившейся ситуации;
Мысленно проиграть предстоящую ситуацию перед сном в выгодном для вас свете;
Переоценить ситуацию и воспринять ее не как экстремальную;
Сознательно утрировать негативные последствия ситуации, чтобы реальные последствия оказались менее травмирующими;
Включиться в оказание помощи другим, попавшим в сложную ситуацию, тогда неблагоприятные последствия для себя окажутся меньшими;
Найти возможность поговорить с близкими тебе людьми или друзьями.
- Добавьте в свой чемоданчик что – то из предложенных способов.
По желанию участники знакомят друг друга с содержимым своего «Антистрессового чемоданчика».
- Мы благополучно собрали антистрессовый чемоданчик, и чем больше у нас будет способов выхода из стресса, тем лучше будет наша жизнь, а мы сейчас сможем увидеть свою идеальную жизнь.
Упражнение «Моя идеальная жизнь».
Честно ответь на следующие шесть вопросов (запись ответов на маленьких листочках под буквами).
А – Кто из друзей всегда поднимает тебе настроение?
Б – Информация о чем для тебя интереснее всего?
В – За каким занятием время летит незаметно?
Г – Кто твой самый любимый человек?
Д – Где пройдёт твой идеальный отпуск?
Е – Вспомни одну из самых счастливых минут в своей жизни.
Текст на фоне музыки:
День выдался чудесный! Солнце светит, птицы поют, джинсы 40-го размера спадают, а волосы блестят, как шерсть породистого спаниеля. Ты гуляешь с (А), разговаривая о (Б). Вдруг мобильный издаёт несколько диких павлиньих криков. Это шеф, который сообщает тебе, что тебе в три раза повысили зарплату за то, что ты (В). Затем звонит (Г) и говорит, что вы отправляетесь в (Д), чтобы отметить такое событие. Ты чувствуешь себя примерно как (Е), только в 234 раза счастливее.
Упражнение «Гром аплодисментов».
Можно конечно всю жизнь ждать когда оценят твои достижения, а можно, реально оценив свои достижения, оказаться на пьедестале уже сейчас. Пьедесталом в нашем тренинге будет вот этот стул. Задача группы – искупать в аплодисментах того, кто будет стоять на пьедестале. Хлопать мы будем до тех пор, пока, стоящий на пьедестале не покажет нам, что для него аплодисментов достаточно. Я считаю, вы все заслуживаете аплодисментов, но здесь хватит места только для одного человека и поэтому придется занимать пьедестал по очереди. Кто первый? Пожалуйста
Ритуал завершения занятия.
Упражнение «Ладошка».
Надо положить левую ладонь на лист бумаги, обвести карандашом. В центре написать свое имя, а на пальчиках свои положительные качества. Лист передается по кругу, и каждый пишет пожелание «хозяину» ладошки.
Учитесь управлять собой
Во всём ищите добрые начала
И, споря с трудною судьбой
Умейте начинать сначала
Споткнувшись, самому вставать
В самом себе искать опору,
При быстром продвиженье в гору,
Друзей в пути не растерять....
Не злобствуйте, не исходите ядом
Не радуйтесь чужой беде
Ищите доброе везде,
особенно упорно в тех, кто рядом
Не умирайте пока живы!
Поверьте, беды все уйдут,
Несчастья тоже устают,
И завтра будет день счастливым!!!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ