Конспект урока на тему "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"

Автор: Салтыкова Наталья Александровна, учитель английского языка

МБОУ «Очёрская средняя общеобразовательная школа №1»,

город Очёр, Пермский край, Россия


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Навык чтения складывается из двух сторон: смысловой и технической. Образовательные стандарты нового поколения рассматривают чтение как качество, которое должно совершенствоваться на протяжении всей жизни человека в разных ситуациях его деятельности и общения. Поэтому техническую сторону следует рассматривать как подчинённую первой (смысловой), обслуживающей её. Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента овладение навыками смыслового чтения.

Под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».

С какими проблемами мне как учителю английского языка приходится сталкиваться при формировании навыка смыслового чтения? В нашей школе проводится входной, промежуточный и итоговый контроль по английскому языку. Мониторинг, на мой взгляд, можно рассматривать, как показатель сформированности умения работать с текстом, уровня развития метапредметных знаний учащихся. Анализ мониторингов показывает, что при выполнении тестовых заданий разного уровня по чтению обучающиеся допускают ошибки по причине несформированности языковой догадки, непонимания формулировки задания. Что я предпринимаю, чтобы ликвидировать эту проблему?

Организую систематическую работу по анализу учебных заданий, инструкций, которые имеются в современных учебниках английского языка. При этом основная работа направлена на развитие умения вчитываться в задание, выделять ключевые слова в формулировке задания, на развитие понимания смысла задания. Учу детей переводить задание или инструкцию в алгоритм действий, схематично изображая порядок выполнения задания или инструкции с использованием разных знаков и символов.

Другую проблему для себя вижу в следующем. УМК по английскому языку, к сожалению, содержат недостаточное количество аутентичных текстов. Работа по формированию навыка смыслового чтения не должна ограничиваться только уроком и многократным обращение к одному и тому же тексту. Ребёнок должен иметь возможность самостоятельно работать с текстом, а далее сопоставить свою работу с работой других обучающихся. Поэтому привлекаю тетради для самостоятельной работы на печатной основе. Также использую ресурсы Интернета. Иногда сама составляю небольшие по объёму тексты с заданиями. Ребёнок имеет возможность самостоятельно работать с незнакомым текстом дома или в классе индивидуально, в паре, в малой группе. Учащимся предлагаются разнообразные виды заданий к текстам. Например, дать ответ на поставленный вопрос кратко или полно; выбрать правильный ответ и подтвердить свой выбор фрагментом текста (цитатой), используя цветные карандаши; высказывание своей точки зрения и краткое её изложение; приведение доводов, как в поддержку высказывания, так и его опровержения.

Считаю, что использование в процессе обучения лишь традиционных технологий и методов обучения неэффективно и не способствует развитию метапредметных результатов. Изучаю и использую в своей работе инновационные педагогические технологии, например, технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). В рамках данной технологии авторы предлагают широкий набор методических при­емов и стратегий ведения проблемного занятия.

Рассмотрим некоторые из них.

Приём кластер («гроздь») - это выделение смыс­ловых единиц текста и графическое их оформление в опреде­ленном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым об­разом, компонуем по категориям. «Грозди» — графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не гро­моздятся, а «гроздятся», т. е. располагаются в определенном порядке.

Инсерт - приём данной технологии, который авторы рекомендуют использовать на стадии осмысления содержания, предполагает маркировку текста значками по мере его чтения. Авторы Воган и Эстес, (модификация Мередит и Стил) предлагают несколько вариантов по­меток:

1. Два значка — « + » (новое) и «v» (уже знал);

2. Три значка — « + » (новое) , «v» (уже знал), «?» (не понял);

3. Четыре значка — «+» (новое), «v» (уже знал), «?» (не понял) и «-» — думал иначе.

Во время чтения текста следует рекомендовать обучающимся делать на полях пометки, а после этого заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками граф. В таблицу в виде тезисов вносятся сведения из текста.

Синквейн в переводе на русский язык означает – «пять строк», которые выстраиваются пирамидой в определённой последовательности. Сначала одно слово, затем к нему два определения, потом три глагола. Следом идёт одна фраза из четырёх слов, а завершает одно любое слово.

Пирамида помогает составлять тексты, превращать их в отзывы, рецензии. Мне потребовалось переработать и адаптировать этот приём к потребностям уроков английского языка. Урок, на котором применяется данный приём, строится так:

1.Знакомство с текстом (индивидуальное чтение).

2.Письменные ответы учащихся – построение «пирамиды».

3.Дополнение каждой строки «пирамиды» - составление основы – заготовки текста.

4.Написание полноценного текста.

После первого знакомства с текстом предложить ребятам самим озаглавить текст и затем попросить одним словом сказать, о чём он и записать это на первой строке. Записи делаются в столбик, в левой части листа тетради. Затем задаётся второй вопрос и заполняется вторая строка. Здесь нужно двумя словами сказать об особенностях рассказа. Третья строка – и три слова о месте и времени действия. Четвёртая строка – четыре слова о главных событиях рассказа. Пятая строка – пять слов о главных героях и их особенностях. Шестая – шесть слов о чувствах, возникших в ходе чтения – в начале, в середине и в конце рассказа. На седьмой строке надо попытаться дополнить первую уже семью словами. Восьмая – при помощи восьми слов рассказать о личном восприятии рассказа. Эту часть урока можно выполнять на доске и в тетрадях (особенно поначалу, когда прием ещё не знаком детям) можно – только индивидуально или в группах. Затем предлагается дописать, дополнить новыми словами и мыслями каждую строку. Для наглядности это лучше сделать пастой другого цвета, чтобы был виден ход работы над рассказом. Нельзя менять порядок строк, порядок изложения ответов. В тетради получается текст-заготовка, из которого можно составить сочинение, отзыв, рецензию.

Достоинство данного приёма в том, что он позволяет ребятам создать опору для связного выражения собственных мыслей, передать их собственное видение и восприятие текста. В процессе построения «пирамид» происходит обсуждение, разговор, упорядочиваются и систематизируются мысли и знания как учащихся, так и педагога. «Пирамидный» приём «помогает выявлять мысли учеников, их понимание темы. Благодаря этому определяются проблемы и пути их решения. При общем обсуждении вырисовывается огромная панорама мнений, и зачастую ученики открывают для себя что-то совершенно новое, что может в дальнейшем действительно помочь в решении реальных проблем.

На своих уроках знакомлю детей с текстами разных стилей, раскрываю особенности их построения, черты отличия от художественных текстов, показываю приёмы работы с такими текстами. Предлагаю школьникам читать не только «сплошные тексты», но и «не сплошные». Содержание учебной программы по иностранному языку требует, чтобы школьники умели вычитывать и обобщать информацию из таблиц, графиков, диаграмм, рекламных материалов, т.е. развивать смысловую сторону чтения.

Важно не упустить тех детей, которые показали низкий уровень выполнения работы, организовать работу по ликвидации трудностей. Для обучения работе с текстами стараюсь соблюдать некоторые условия:

1.Для развития умения находить информацию используются тексты научно –познавательного характера, соответствующего возрасту учащихся.

2.При работе с текстами учитывается мотивация учащихся.

3. Учитываю разноуровневую готовность учащихся. Дифференцированный, индивидуальный подход в обучении является одной из основных черт современного образования.

Проблемы по формированию навыков смыслового чтения, безусловно, ещё имеются. Свою задачу, как учителя-предметника, вижу в том, чтобы продолжить работу по развитию и совершенствованию навыков смыслового чтения учащихся через изучение и внедрение в свою педагогическую практику новых и эффективных приёмов, способствующих формированию навыков смыслового чтения.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ