Конспект урока на тему "Нравственные уроки моей семьи"
Нравственные уроки моей семьи
Нравственность — это разум сердца.
Г. Гейне
Нравственность — это склад души, выражающийся в страстях и поступках.
Аристотель
Задачи: показать родителям значимость нравственного воспитания детей в семье; формировать культуру общения родителей и детей, умение родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей.
Форма проведения: форум детей и родителей.
Вопросы для обсуждения: предупреждение безнравственного поведения; формирование духовности.
Подготовительная работа: анкетирование детей и родителей (см. приложение); анализ мнений детей и родителей по теме собрания; ситуации для решения в ходе собрания (см. приложение); написание рассказа по заданной теме; полезная информация (см. приложение).
Оформление класса: учащиеся и их родители усаживаются в зале, подготовленном для проведения собрания. Они садятся по группам. В группах по пять-шесть человек. Группы образуют взрослые и дети отдельно. На доске — плакаты с эпиграфом собрания.
Ход собрания I. Вступительное слово
Многие годы по морскому побережью, на котором отдыхало в летнее и зимнее время много людей, ходила маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их к себе в сумку.
Детям было любопытно посмотреть, что кладет старушка в сумку, но родители велели им держаться от нее подальше. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбалась людям, но никто не отвечал на ее приветствие.
Только когда маленькая старушка умерла, люди узнали о том, что она посвятила свою жизнь тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать ноги...
Это не легенда, это реальная история из нашей с вами жизни, уважаемые взрослые и дети!
Сколько таких людей, как старушка, о которой я рассказала, живут рядом с нами, дарят нам тепло и ласку, любовь и доброту, а мы понимаем это лишь спустя годы, если вообще понимаем, что они значили в нашей жизни, какое тепло излучали их сердца и души.
Давайте сегодня поговорим о том, как мы строим свою жизнь, какие поступки совершаем, чем платим за любовь и тепло человеческого сердца.
В старинные времена был красивый обычай — каждому роду иметь свой герб. А чтобы вы поместили на герб своего дома, какие бы слова на нем написали, если бы имели такую возможность? (Ребята дают ответы, при этом советуясь с родителями.)
II. Решение проблемных ситуаций
Одновременно в каждой группе детей и родителей решают одну и туже ситуацию. В начале ответ дает группа детей, а затем группа взрослых. Затем представители других групп могут предложить свое мнение по решению той или иной ситуации.
III. Обсуждение сочинений учащихся
Учащимся заранее предлагается написать сочинение о тех людях, которыми семья очень дорожит. Это могут быть люди, уже ушедшие из жизни и даже не родственники, но с именами этих людей связаны в семьях приятные воспоминания.
«Дерево дружбы и любви». Каждый ученик класса оформляет свое «дерево дружбы и любви». На ветки «дерева» он вешает сердечки с вписанными в них именами дорогих и значимых для него и его семьи людей. «Деревья» выставляются в помещении, где проходит форум.
После решения ситуаций ребята знакомят всех присутствующих с описанием своего «дерева дружбы и любви» (по желанию).
Затем классный руководитель знакомит всех участников форума с сочинениями ребят о тех людях, чьи имена в семьях чтят и любят. В честь этих людей ребята зажигают маленькие свечи.
Классный руководитель просит родителей и детей вспомнить те библейские законы нравственности, о которых шла речь на форуме, и озвучить их.
Учитель зачитывает рассказы детей, которые они писали по заданной ситуации. Ребята определяют лучший рассказ.
Автор лучшего рассказа награждается золотым писательским пером (ручкой для написания новых рассказов). В конце собрания родители и дети составляют свод нравственных законов семьи и класса.
Они работают в группах, каждая группа вносит свои предложения и записывает их на лист бумаги. Лист пускается по кругу, пока каждая группа не внесет свои предложения. Затем группа экспертов из числа детей и родителей определяет те положения, которые чаще всего встречаются, записывает их и зачитывает всем. Эти положения и станут отправной точкой нравственных поступков класса.
После этого учащиеся покидают форум, а родители обсуждают результаты анкетирования детей и родителей по проблеме собрания.
IV. Подведение итогов
В конце собрания родители делятся впечатлениями от увиденного и услышанного в ходе собрания.
Исходя из результатов обмена мнением взрослых и детей, родители определяют первостепенные меры по предупреждению безнравственных поступков учащимися класса.
'
Склонности и интересы подростков выборе профессии
Профессия — это тягость, переходящая в радость.
Высказывание прохожего в ходе интервью
Задачи: показать родителям значение раннего определения профессиональных склонностей и способностей девятиклассников; формировать у родителей понимание значения самостоятельного выбора будущей профессии подростками.
Форма проведения; круглый стол с участием детей.
Вопросы для обсуждения: анализ отношения девятиклассников к выбору будущей профессии; значение склонностей и способностей в выборе профессии; влияние семьи на будущий выбор профессии.
Подготовительная работа: анкетирование учащихся и родителей (см. приложение); приглашение представителей центра труда и занятости, представителей средних специальных учебных заведений; подготовка учащимися газеты «Учебные заведения нашего города, поселка..,»; написание сочинений на тему «Профессии моей семьи»; подготовка памятки для учащихся и родителей (см. приложение).
Ход собрания I. Вступительное слово
Уважаемые папы и мамы, гости нашего собрания!
Есть два способа выбирать профессию. Первый способ — метод проб и ошибок, когда человек идет вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдет ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существованию, но и радость труда. На это может уйти половина человеческой жизни.
Другой путь — изучение себя, своих интересов, склонностей,
свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания — всего
того, что понадобится каждому человеку в выборе той или иной профессии. *
Получив знания о себе, можно познакомиться с миром профессий, узнать свои возможности в выбираемой профессии и требования профессии к человеку. Только тогда выбор может быть осмысленным.
Есть еще третий путь — путь выбора профессии своих родителей, дедов и прадедов. Он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая бережно хранится и передается из поколения в поколение. Для того чтобы поколения были верны традиции выбора профессии, нужно много составляющих. Но главное — -это отношение взрослых к своей профессии, влюбленность в свое дело.
Мне хотелось бы представить родителей, которые бережно передают традиции сохранения верности профессии из рук в руки.
представление семей и родителей, их рассказ о выборе профессии
Перед собранием должна проводиться встреча со специалистами.
Представители центра занятости, представители средних учебных заведений, которые приглашаются на встречу, должны рассказать о возможных путях помощи семье в выборе ребенком будущей профессии, поделиться информацией о востребованности тех или иных профессий, рассказать о профессиях, которые только появляются на рынке труда.
Специалисты должны быть готовы к тому, что родители придут со своими сомнениями и убеждениями, запросами и требованиями помощи ребенку. Поэтому их консультация должна быть убедительна и компетентна.
Темы бесед:
Что значит правильно выбрать профессию?
Темы бесед:
Что значит правильно выбрать профессию?
Как готовить себя к будущей профессии? ,
Здоровье и выбор профессии.
Уровень образования и выбор профессии.
Выбор профессии в условиях рынка.
Как избежать безработицы.
Престижные профессии. Какие они?
Мероприятия:
Экскурсии на производство, встречи с представителями различных профессий.
Экскурсии в профессиональные учебные заведения.
Проведение конкурса «Кто больше знает о профессии», написание и защита рефератов о профессиях.
Приобщение школьников к кружковым и факультативным занятиям, общественной деятельности.
Организация общественно-полезного труда учащихся как проба сил для определения будущей профессии.
Анализ анкетирования учащихся и родителей'
Выступление учащихся
Сочинение учащихся «Профессии моей семьи».
Ребята должны были написать сочинения о профессиях своей семьи, своего рода, о своем отношении к этим профессиям. Сочинения зачитываются на родительском собрании. Представление сочинений о профессиях семей.
Ребята выступают со статистикой по классу среди профессий родителей. Например: в нашем классе 5 врачей, 2 учителя и т. д.
Выпуск газеты «Учебные заведения нашего города, поселка...». Учащиеся класса работают в группах и готовят информационный многоплановый бюллетень, знакомятся с учебными заведениями, в которых можно учиться после девятого класса.
v. выступление гостей круглого стола, ответы гостей на вопросы учащихся и их родителей
Знакомство родителей с информационным бюллетенем, сделанным учащимися класса
Мнение родителей о будущих профессиях своих детей и выборе дальнейшей формы обучения после девятого класса.
Обсуждение памятки для учащихся и родителей по выбору будущей профессии.
Учащиеся и родители вместе обсуждают памятку и добавляют недостающие, по их мнению, положения памятки.
В конце собрания родители и классный руководитель обсуждают мероприятия класса, с помощью которых можно расширить и углубить знания учащихся о профессиях. Это могут быть экскурсии, встречи с интересными людьми-профессионалами, посещение учебных заведений и встречи с представителями учебных заведений и т. д.
VI. Подведение итогов
Профессиональное самоопределение подростков
Задачи: обсудить методы формирования способностей у учащихся к профессиональному самоопределению; способствовать формированию у родителей понимания значения самостоятельного выбора будущей профессии подростком.
Форма проведения: круглый стол вместе с учащимися
Вопросы для обсуждения: оценка мотивационной сферы личности в профессиональном выборе; роль индивидуальных психологических возможностей личности; задачи родителей в подготовке к профессиональному самоопределению; проблемы рынка труда.
Подготовительная работа: встречи с представителями учебных заведений города, микрорайона; посещение выставки «Образование и карьера»; участие в «Дне открытых дверей» учебных заведений; занятия с психологом; анкетирование; проведение тематических классных часов и бесед на темы: «Профессии в моей семье», «Классификация профессий» и др.; экскурсии на производство; анкетирование родителей; памятка родителям (см. приложение).
Ход собрания I. Вступительное слово
Профессиональное становление и самоопределение подростка — это многоаспектный процесс. При его реализации применяются социологический, социально-психологический и дифференциально-психологический подходы. Информационное поле достаточно велико: от знания профессий и их классификации, роли интересов, способностей человека, роли и традиций семьи и, наконец, здоровья подростка. Особенно актуальна эта информация в период меняющихся социальных условий.
Далее педагог знакомит родителей с направлениями работы по профессиональному самоопределению в классе, школе, городе.
Рассказ учащихся об участии в экскурсиях, встречах и своих впечатлениях.
Выступление родителей. Чем дорога (интересна, трудна) моя профессия.
II. Анализ и обсуждение результатов анкетирования учащихся
Анализ и обсуждение результатов анкетирования родителей
Подведение итогов. Планирование дальнейшей работы
Эти результаты можно говорить вслух или предоставить родителям в виде индивидуального информационного листка.
Ознакомление родителей с инструкцией по экзаменам, расписанием экзаменов и консультаций.
Ознакомление родителей с требованиями школы к участию в экзаменах и памятками для родителей и учащихся.
Если учителя-предметники могут принять участие в собрании, то они участвуют. Если по каким-то причинам они быть не могут, то они передают классному руководителю свои рекомендации, и он знакомит родителей с ними.
IV. Подготовка расписания экзаменов и консультаций
Классный руководитель знакомит родителей с составленным расписанием экзаменов и консультаций, а также с требованиями к участию в экзаменах.
V. Ответы на вопросы родителей, обсуждение текущих дел класса
Финансовый отчет родительского комитета.
VI. Обсуждение вопросов ремонта помещения класса и участия в
нем родителей и учащихся
VII. Обсуждение вопросов летнего отдыха учащихся, поступления
в средние специальные учебные заведения, колледжи, лицеи
VIII. Знакомство родителей учащихся с библиографическим справочником на новый учебный год (классный руководитель раздает
его родителям)
Подведение итогов
Как подготовить себя и ребенка к будущим
экзаменам
Задачи: сформировать у родителей уважительное отношение к подготовке детей к экзаменам; помочь ребенку преодолеть психологические трудности, связанные с предстоящими экзаменами.
Форма проведения: беседа.
Вопросы для обсуждения: обсудить с родителями результаты успеваемости учащихся за год; подготовить родителей учащихся к новой жизненной ситуации — сдаче их детьми экзаменов за курс базовой школы.
Подготовительная работа: анализ успеваемости учащихся класса по четвертям; изучение мнения учителей-предметников о готовности учащихся к экзаменам; проведение классного часа «Поговорим перед экзаменами...»; подготовка расписания экзаменов и консультаций; подготовка памяток для родителей по организации режима дня школьника перед экзаменами и в день экзаменов (см. приложение).
Комментарии для учителя. Родительское собрание в 11 классе, которое проводится в канун школьных экзаменов, очень важное и почувствуют впервые. Сдача их детьми школьных экзаменов — ответственное дело, а хорошо организованное собрание позволит настроить и родителей, и детей на серьезное и ответственное отношение к первым в их жизни интеллектуальным и нравственным испытаниям. Собрание проводится за неделю до экзаменов. Обстановка собрания должна быть доброжелательной и спокойной. Если учителя-предметники готовы принять участие в собрании, то они могут дать ценные советы родителям по подготовке к экзаменам по отдельным предметам:
какие темы курса повторить ученику дома;
какие задачи и диктанты стоит решать и написать дома под диктовку родителей;
какими справочными пособиями руководствоваться;
как повторять учебный материал в домашних условиях и в какой последовательности.
Ход собрания
I. Вступительное слово
Уважаемые папы и мамы!
Наступает один из самых важных и ответственных моментов в жизни вашего ребенка. Пройдет совсем немного времени, и он получит документ, в котором будет зафиксирован государственной комиссией результат его пребывания в школе за 11 лет!
Наша с вами задача — помочь пройти ему этот путь с честью, показав все, чему он научился и в чем преуспел за эти годы.
П. Анализ успеваемости учащихся класса по полугодиям
Готовясь к итоговому собранию в 11 классе, необходимо было еще раз познакомить родителей с предварительными результатами успеваемости за год и прокомментировать родителям инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ по допуску учащихся к экзаменам и их организации.
Анализ успеваемости начинается с благодарности родителям, дети которых показывали все 11 лет отличные и хорошие результаты в учебе.
III. Изучение мнения учителей-предметников по выставлению отметки по поведению
Классный руководитель должен изучить мнение учителей-предметников по вопросу выставления отметки.
На основе их мнения составляется рекомендация учащимся класса для продолжения учебной деятельности в иных учебных заведениях..
Слово предоставляется психологу школы, который знакомит с правилами и упражнениями по созданию психологического и умственного настроя на экзаменах.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ