РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 9 КЛАССЕ «ВЫБОР ПРОФЕССИИ»
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 9 КЛАССЕ «ВЫБОР ПРОФЕССИИ»
Цель: - изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся; - сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребёнка в семье; - создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель- ученик- родитель»; - разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания учащихся, использование активных форм просветительской деятельности; - организация проведения совместного досуга родителей и учащихся; - привлечение родителей к активному участию в жизни класса, формированию внутренней политики школьной жизни; - демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания; - поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы.
Участники: учителя, родительская общественность, общественные организации.
Подготовительная работа: предварительное анкетирование выпускников школы.
Оформление, оборудование, инвентарь: компьютер, проектор.
Беседа «Как помочь выпускнику выбрать будущую профессию», проводится в рамках данного проекта руководителем родительского университета Слепеньковой А.В.
Уважаемые родители старшеклассников! Сегодня мы поговорим о том, как родители могут поддержать своего ребёнка при выборе профессии и каким образом семья влияет на отношение подростка к работе.
Очень скоро подойдут к концу школьные годы, и нашим детям нужно будет определиться, «кем быть». Всем родителям хочется обеспечить благополучное будущее своим детям. Мы хотим, чтобы они получили надёжную, уважаемую, высокооплачиваемую профессию. Кроме того, у нас есть определённые представления о характере и склонностях наших детей. И мы стремимся поделиться с детьми нашим жизненным опытом, нашими представлениями о том, какой жизненный путь будет для них предпочтительнее. Кто-то из нас считает, что выбор профессии целиком зависит от самого подростка, кто-то стремится показать преимущества и недостатки той или иной работы. Мы провели исследования среди учащихся 9,10,11 классов. Результаты анкетирования представлены на слайдах презентации.
[1]
Очень важно, чтобы будущая профессия совпала с типом ценностных ориентаций.
Кто же несёт ответственность в таком непростом деле, как выбор будущей профессии? Очень важно, чтобы родители часть ответственности возложили на детей. В психологии не случайно существует термин «профессиональное самоопределение». Важно, чтобы у подростка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии – это его самостоятельный выбор.
Конечно, сделать это непросто. Представления детей о мире профессий имеют неполный и отрывочный характер. Часто их привлекают модные и популярные профессии, например, манекенщица, актёр, рок-певец и т.п., даже если у них нет для этого необходимых данных. И в такой ситуации родителям может показаться, что наиболее правильный путь – самим решить, какая профессия будет для сына или дочери оптимальной.
Возможно, с определённой точки зрения это действительно так. Но в ситуации, когда мы, взрослые, целиком берём на себя ответственность за профессиональное определение детей, есть оборотная сторона. Дело в том, что выбор подразумевает ответственность за его последствия. Кто выбирает, тот и отвечает. И если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то он и учится не для себя. Учёба его тяготит, он воспринимает её, как скучную, тягостную обязанность. И наоборот, само ощущение, что данную профессию подросток выбрал сам, значительно стимулирует его к продвижению по пути профессионального развития.
Вместе с тем, полная самостоятельность тоже затрудняет профессиональное самоопределение. Жизненный опыт подростка ограничен, его представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистический характер. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. У ребёнка могут возникать вопросы о содержании профессиональной деятельности, о месте возможной работы, об уровне зарплаты, он может смешивать понятия «профессия» и «должность» (например, заявлять: «Хочу быть начальником!»). Находясь в ситуации выбора, дети часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке взрослых. Хотя подростки могут не говорить об этом прямо, на самом деле для них очень значимо мнение взрослых.
Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы подросток сделал выводы самостоятельно, например: «Знаешь, одна моя одноклассница так хотела стать археологом, институт закончила, но всю жизнь работала бухгалтером, потому что было невозможно найти работу по специальности». Особенно ценно для подростков, если взрослые делятся с ними собственным опытом самоопределения, переживаниями и сомнениями собственного отрочества. Подобные рассказы, особенно если известно, чем завершился выбор профессии, как правило, производят на подростков большое впечатление. Не стоит ограничиваться рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки зачастую скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Большое впечатление может произвести общение со специалистами той профессии, которую подросток выбрал. Например, если он размышляет, не стать ли ему экономистом, а среди ваших знакомых как раз есть экономисты, можно попросить их пообщаться с вашим ребёнком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может как подтолкнуть подростка к выбору профессии, так и заставить его задуматься о том, насколько он в действительности сможет работать по выбранной специальности.
Ситуация выбора профессии в некотором смысле похожа на игру в рулетку: можно поставить на одно-единственное поле, но вероятность выигрыша в этом случае очень мала. А если сделать несколько ставок, то эта вероятность возрастает во много раз. Хорошо, если в ситуации выбора профессии у подростка имеется запасной вариант. Как правило, сами подростки об этом варианте не задумываются, и наша задача – поставить перед ними вопрос: что они будут делать, если по каким-то причинам им не удастся реализовать намеченные планы? Наличие запасного варианта позволяет снизить напряжение в ситуации выбора профессии и тревогу подростка.
Обсудить с подростком пути его будущего можно по-разному. У кого-то можно спросить прямо: «А что ты будешь делать, если у тебя не получится стать переводчиком?». Тревожному подростку можно предложить пофантазировать: «Давай представим, какие ещё профессии ты мог бы выбрать», или обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Петя всю жизнь мечтал стать футболистом, но получил травму, и ему пришлось уйти из спорта. Теперь он думает, кем быть».
Огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами подростки этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Всем нам известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или «шофёром, как папа». С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор. Подросток как бы идёт по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям. С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдаёт себе отчёт в том, какие качества для неё требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и сверхурочную работу, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей, а дети учителей – что необходимо готовиться к урокам и проверять тетради. Таким образом, если подросток выбирает профессию родителей, важно обсудить с ним мотивы его выбора, понять, что им движет.
Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть своё представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаём ребёнку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают её как средство самореализации и самовыражения, то ребёнок с раннего детства усваивает, что удовлетворённость жизнью напрямую связана с работой, и наоборот. Важно понимать, что выбор, который подросток делает сейчас, не окончателен. Никто не знает, как изменится наша жизнь через 10 лет, какова будет ситуация на рынке труда. Возможно, что профессии, которые в настоящее время оплачиваются достаточно высоко, совсем не будут таковыми, и наоборот. Многие из нас по разным причинам меняют профессию в течение жизни. Некоторые люди всю жизнь остаются верными избранной профессии, другие пробуют себя в разных областях профессиональной деятельности. Ни тот, ни другой путь не является единственно правильным, и невозможно предсказать, по какому пойдут наши дети. Тот выбор, который они делают на данном этапе, отражает их нынешние интересы и потребности. Возможно, выбранная профессия всегда будет им интересна, а может, через некоторое время их предпочтения изменятся. В любом случае остаётся возможность что-то переиграть или начать заново. И это говорит не о том, что выбор профессии был сделан неудачно, а, напротив, о стремлении человека наиболее полно реализовать свои возможности в профессиональной деятельности.
И, наконец, самое главное для подростков, как бы они ни стремились к самостоятельности, - это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они ни выбрали. Это ощущение придаёт им уверенность в своих силах и побуждает к достижениям, теперь уже не учебным, а профессиональным.
Пожелание родителям: изучите интересы, возможности и способности ребенка. Ориентируйтесь на реальные пути построения профессиональной карьеры, не отбрасывайте возможность получения начального профессионального образования как вполне реального и эффективного этапа в профессиональной подготовке подростков после окончания основной школы.
При выборе профессии необходимо также иметь информацию о перспективах развития рынка труда, о наиболее востребованных в настоящее время профессиях и специальностях.
Нельзя оставить без внимания и такой фактор профессионального самоопределения как влияние сверстников. В силу возрастных особенностей для многих подростков мнение сверстников становится более значимым, чем мнение родителей и учителей. Поэтому немало учащихся выбирают профиль обучения, учебное заведение «заодно с друзьями».
Родителям при общении с подростком необходимо учитывать в каждом конкретном случае степень влияния сверстников на решение сына или дочери о выборе профессии, а также насколько такое влияние является положительным. В любом случае обсуждение решения подростка о профессиональном выборе должно обсуждаться очень тактично, нельзя отзываться негативно о его друзьях. Информация для родителей «Качества профессионала и современная социальная ситуация». В процессе профессионального самоопределения необходимо особое внимание обращать на формирование у старших подростков качеств инициативы, самостоятельности, ответственности, и самое главное – повышать мотивацию достижения, воспитывая доверие к себе.
Полезное наблюдение делают социологи: почти все работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения, излишнюю эмоциональность. Отсюда следует вывод, что в процессе работы по профессиональному самоопределению необходимо формировать у подростков такие качества личности, как коммуникативность, дисциплинированность, эмоциональная устойчивость. Также желательно, чтобы подростки приобрели опыт профессиональной деятельности.
В наше время нечасто можно увидеть молодых людей, в которых трудолюбие было бы воспитано с детства. Не сформирована потребность в труде, именно потребность, а не привычка. Труд – главная сфера самоутверждения личности. Главная, но не единственная. И если человек не может найти себя в труде, он ищет другие способы реализации своего «я» и находит их в бесцельном врепрепровождении, в ложном самоутверждении, в потребительском образе жизни.
Психолог Л.М. Митина выделяет следующие характеристики современной социальной ситуации, которые необходимо учитывать современному старшекласснику при выборе профессии:
- динамичность мира профессии. Ежегодно появляется около 500 новых. Вместе с тем многие профессии «живут» сегодня лишь 5-15 лет, а затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости;
- смена монопрофессионализма полипрофессионализмом. Это значит, что человеку нужно стремиться к овладению не одной какой-либо профессией, а несколькими смежными профессиями.
Следовательно, выпускнику школы, вступающему в жизнь, необходимо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных в период обучения, не хватит на все время трудовой жизни. Человеку в течение жизни не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием, самовоспитанием. Поэтому одной из главных целей современного профессионального обучения является развитие у учащихся заинтересованности и потребности в самоизменении.
Информация для родителей «Перспективные профессии и современная социальная ситуация» (данный материал составлен на основе современных социологических исследований).
Большинство подростков хотят иметь интересную и высокооплачиваемую работу, но какая профессия обеспечит им это – не знают. Им явно не хватает информации о том, как той или иной вид занятости может быть связан с их долговременными ориентациями и жизненными целями. Результаты различных социологических исследований показывают, что учащиеся ориентируются на получение профессий, предполагающих средний и высокий уровень профессионального образования. Распределение предпочтений учащихся по профессиональным сферам получается следующим:
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ