Рабочая программа 1-ая младшая группа
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 4
Невского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
ГБДОУ детского сада № 4
Невского района Санкт-Петербурга
Протокол № ___ от __________ 20____года
УТВЕРЖДЕНО
И. о. заведующего ГБДОУ детский сад № 4
Невского района Санкт-Петербурга
Приказ № ___ от ____________ 20____года
_______________ /Герасимова А. В./
(подпись, печать)
Рабочая программа
педагога ДОУ с учётом
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
(младшая группа, 3-4 лет).
Составлена на основе ООПДО ГБДОУ № 4
Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Автор: Кузовлева Светлана Николаевна – воспитатель.
Санкт-Петербург
2014 год
Содержание
Пояснительная записка.
Возрастные особенности развития детей 4-5 лет (средняя группа)
Режим дня воспитанников младшей группы
Содержание психолого-педагогической работы:
- образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- образовательная область «Познавательное развитие»
- образовательная область «Речевое развитие»
- образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- образовательная область «Физическое развитие»
- развитие игровой деятельности
Целевые ориентиры на этапе завершения программы для детей средней группы (4-5 лет)
Комплексно-тематическое планирование содержания организованной деятельности детей.
Перспективное планирование по образовательным областям
Пример региональной модели перспективного планирования
Коррекционная работа. Работа с родителями.
Система мониторинга
Результаты освоения программы
Учебно-методическое сопровождение
Список литературы
I. Целевой раздел
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год для детей младшей группы (3-4 лет).
Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Задачи:
1. Способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через организацию игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, двигательной, чтению художественной литературы, музыкально-художественной, продуктивной деятельности.
2. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение работы по освоению образовательных областей.
3. Реализовать формы организации совместной взросло-детской (партнерской деятельности) в ходе непосредственной образовательной деятельности (НОД), самостоятельной деятельности (СД), режимных моментах, работе с родителями.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют следующие факторы:
забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
уважительное отношение к результатам детского творчества;
единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Возрастные особенности развития детей 3-4 лет (младшаяя группа)
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие.
Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Утверждаю:
«___»_________20___г.
Заведующий ГДОУ №4
_________С.А. Смолкина
Принято советом педагогов
Протокол №__ от «___»_________20___г.
Заместитель заведующего
_________А.В. Герасимова
РЕЖИМ ДНЯ
1-ая младшая группа
День недели
Режимные моменты
Время проведения
Понедельник
Прием детей. Игры, ежедневная утренняя гимнастика.
Подготовка к завтраку. Завтрак.
Музыкальное развитие
Познавательное развитие (формирование целостной картины мира) / игры, самостоятельная деятельность.
Второй завтрак.
Подготовка к прогулке. Прогулка.
Возращение с прогулки.
Подготовка к обеду. Обед.
Подготовка ко сну.
Дневной сон.
Постепенный подъем, воздушные процедуры
Подготовка к полднику.
Полдник.
Подготовка к прогулке, прогулка.
Уход домой.
7.00-8.20
8.20-8.50
9.00-9.15
9.30-9.55
10.00-10.10
10.15-11.45
11.45-11.50
11.55-12.45
12.45-13.00
13.00-15.00
15.00-15.20
15.25-1535
1535-15.55
16.00-18.50
19.00
Вторник
Прием детей. Игры, ежедневная утренняя гимнастика.
Подготовка к завтраку. Завтрак.
Физическая культура
Художественно – эстетическое развитие (рисование) / игры, самостоятельная деятельность
Второй завтрак.
Подготовка к прогулке. Прогулка.
Возращение с прогулки.
Подготовка к обеду. Обед.
Подготовка ко сну.
Дневной сон.
Постепенный подъем, воздушные процедуры
Подготовка к полднику.
Полдник.
Подготовка к прогулке, прогулка.
Уход домой.
7.00-8.20
8.20-8.50
9.00-9.15
9.25-9.55
10.00-10.10
10.15-11.45
11.45-11.50
11.55-12.45
12.45-13.00
13.00-15.00
15.00-15.20
15.25-1535
15.35-15.55
16.00-18.50
19.00
Среда
Прием детей. Игры, ежедневная утренняя гимнастика.
Подготовка к завтраку. Завтрак.
Музыкальное развитие
Развитие речи / игры, самостоятельная деятельность
Второй завтрак.
Подготовка к прогулке. Прогулка.
Возращение с прогулки.
Подготовка к обеду. Обед.
Подготовка ко сну.
Дневной сон.
Постепенный подъем, воздушные процедуры
Подготовка к полднику.
Полдник.
Подготовка к прогулке, прогулка.
Уход домой.
7.00-8.20
8.20-8.50
9.00-9.15
9.25-9.55
10.00-10.10
10.15-11.45
11.45-11.50
11.55-12.45
12.45-13.00
13.00-15.00
15.00-15.20
15.25-15.35
15.35-15.55
16.00-18.50
19.00
Четверг
Прием детей. Игры, ежедневная утренняя гимнастика.
Подготовка к завтраку. Завтрак.
Познавательное развитие (развитие элементарных математических представлений) / игры, самостоятельная деятельность
Художественно – эстетическое развитие (лепка/аппликация) / игры, самостоятельная деятельность.
Второй завтрак.
Подготовка к прогулке. Прогулка. Физическая культура (улица).
Возращение с прогулки.
Подготовка к обеду. Обед.
Подготовка ко сну.
Дневной сон.
Постепенный подъем, воздушные процедуры
Подготовка к полднику.
Полдник.
Подготовка к прогулке, прогулка.
Уход домой.
7.00-8.20
8.20-8.50
9.00-9.15
9.25-9.55
10.00-10.10
10.15-11.45
11.45-11.50
11.55-12.45
12.45-13.00
13.00-15.00
15.00-15.20
15.25-1535
1535-15.55
16.00-18.50
19.00
Пятница
Прием детей. Игры, ежедневная утренняя гимнастика.
Подготовка к завтраку. Завтрак.
Физическая культура/ игры, самостоятельная деятельность.
Второй завтрак.
Подготовка к прогулке. Прогулка.
Возращение с прогулки.
Подготовка к обеду. Обед.
Подготовка ко сну.
Дневной сон.
Постепенный подъем, воздушные процедуры
Подготовка к полднику.
Полдник.
Вечер развлечений
Подготовка к прогулке, прогулка.
Уход домой.
7.00-8.20
8.20-8.50
9.00-9.55
10.00-10.10
10.15-11.45
11.45-11.50
11.55-12.45
12.45-13.00
13.00-15.00
15.00-15.20
15.25-15.35
1535-15.55
16.00-16.20
16.25-18.50
19.00
СКОРРЕКТИРОВАННЫЙ РЕЖИМ ДНЯ (1-ая младшая группа)
На плохую погоду
(холодное время года)
Прием детей, самостоятельные игры ........................................................................... 7.00-8.00
Утренняя гимнастика...................................................................................................... 8.05-8.15
Подготовка к завтраку, завтрак...................................................................................... 8.20-8.50
Организационная форма обучения (по подгруппам):
Первая подгруппа............................................................................................................ 9.00-9.10
Вторая подгруппа............................................................................................................ 9.15-9.25
(занятия чередуются с самостоятельной деятельностью)
Самостоятельная деятельность...................................................................................... 9.30-9.55
Второй завтрак............................................................................................................. 10.00-10.10
Оздоровительные мероприятия, совместная деятельность (прослушивание аудиокассет, чтение книг, развивающие и подвижные игры, индивидуальная работа с детьми).......................................................................................................................... 10.15-11.30
Подготовка к обеду, обед............................................................................................ 11.35-12.20
Гигиенические процедуры.......................................................................................... 12.25-12.35
Подготовка ко сну, дневной сон................................................................................ 12.40-15.00
Подъем детей, воздушные процедуры, ходьба по массажным дорожкам, гимнастика Воробьева..................................................................................................................... 15.05-15.20
Подготовка к полднику, полдник.............................................................................. 15.25-15.55
Самостоятельная деятельность / занятия.................................................................. 16.00-16.25
Подготовка к прогулке, прогулка под навесом........................................................ 16.45-18.00
Возвращение с прогулки, игровая деятельность, уход детей домой...................... 18.00-19.00
В помещении периодически проводится проветривание (дети находятся в другом помещении)
РЕЖИМ ДНЯ НА ВРЕМЯ КАРАНТИНА (1-ая младшая группа)
ДОМА
Подъём детей, утренний туалет, гигиенические процедуры,измерение t тела.................................................................................................................................... 6.30-7.30
Приход детей в детское учреждение ……………………………......................…….. 7.00-8.00
В ДОУ
Приём и осмотр детей, измерение t тела .................................................................... 7.00-8.00
Утренняя гимнастика (без атрибутов) .......................................................................... 8.05-8.15
Подготовка к завтраку, завтрак ..................................................................................... 8.35-8.50
Организационная форма обучения (по подгруппам):
Первая подгруппа ........................................................................................................... 9.00-9.20
Вторая подгруппа ........................................................................................................... 9.30-9.55
(занятия чередуются с самостоятельной деятельностью)
Второй завтрак ............................................................................................................ 10.00-10.10
Подготовка к прогулке, прогулка ............................................................................. 10.25-12.00
Подготовка к обеду, обед ………............................................................................... 12.15-12.45
Гигиенические процедуры ………………................................................................. 12.50-13.00
Подготовка ко сну, дневной сон ……………........................................................... 13.00-15.00
Подъём детей: воздушные процедуры, ходьба по массажным дорожкам, гимнастика Воробьёва .................................................................................................................... 15.05-15.20
Подготовка к полднику, полдник ............................................................................. 15.25-15.55
Самостоятельная деятельность / занятия ................................................................. 16.00-16.25
Подготовка к прогулке, прогулка ……………......................................................... 16.45-18.00
Возращение с прогулки, игровая деятельность, уход детей
домой ........................................................................................................................... 18.00-19.00
ДОМА
Подготовка ужину, ужин ........................................................................................... 19.10-19.40
Спокойные игры, чтение, беседы с родителями ..................................................... 19.50-20.20
Гигиенические процедуры, осмотр детей, измерение t тела .................................. 20.25-20.45
Подготовка ко сну, ночной сон ................................................................................... 20.50-6.30
Утверждаю:
«___»_________20___г.
Заведующий ГДОУ №4
_________С.А. Смолкина
Принято советом педагогов
Протокол №__ от «___»_________20___г.
Заместитель заведующего
_________А.В. Герасимова
РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
1-ая младшая группа
Формы физ. работы
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Первая половина дня
Утренняя гимнастика
5
5
5
5
5
Физкультминутки
1-2
1-2
1-2
1-2
1-2
Физкультурные занятия
-
15
-
15 (улица)
15
Подвижные игры и физ. упражнения на прогулке
15
-
15
-
-
Самостоятельная двигательная активность на прогулке
20
15
20
15
15
Самостоятельные игры в помещении и движения в режиме дня
40
40
40
40
40
Вторая половина дня
Гимнастика после сна
5
5
5
5
5
Физкультурный досуг
-
-
-
-
15
Самостоятельная двигательная активность детей на прогулке
10
10
10
10
10
Самостоятельные игры в помещении и движения в режиме дня
20
15
20
15
15
Подвижные игры на прогулке
10
10
10
10
10
Спортивные праздники
-
-
-
-
15
Каникулы
-
-
-
-
-
Содержание психолого-педагогической работы
Содержание психолого-педагогической работы с детьми средней группы (3–4 лет) дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо.
Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Поощрять попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим. Приучать детей общаться спокойно, без крика.
Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.
Учить жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу.
Приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за помощь).
Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание
Образ Я. Постепенно формировать образ Я. Сообщать детям разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения (ты мальчик, у тебя серые глаза, ты любишь играть и т. п.), в том числе сведения о прошлом (не умел ходить, говорить; ел из бутылочки) и о происшедших с ними изменениях (сейчас умеешь правильно вести себя за столом, рисовать, танцевать; знаешь «вежливые» слова).
Семья. Беседовать с ребенком о членах его семьи (как зовут, чем занимаются, как играют с ребенком и пр.).
Детский сад. Формировать у детей положительное отношение к детскому саду. Обращать их внимание на красоту и удобство оформления групповой комнаты, раздевалки (светлые стены, красивые занавески, удобная мебель, новые игрушки, в книжном уголке аккуратно расставлены книги с яркими картинками).
Знакомить детей с оборудованием и оформлением участка для игр и занятий, подчеркивая его красоту, удобство, веселую, разноцветную окраску строений.
Обращать внимание детей на различные растения, на их разнообразие и красоту.
Вовлекать детей в жизнь группы, воспитывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, формировать бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам и пр. Формировать чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада.
Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях и на участке детского сада.
Формировать уважительное отношение к сотрудникам детского сада (музыкальный руководитель, медицинская сестра, заведующая, старший воспитатель и др.), их труду; напоминать их имена и отчества.
Самообслуживание, самостоятельность трудовое воспитание
Культурно-гигиенические навыки. Совершенствовать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.
Приучать детей следить за своим внешним видом; учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.
Формировать элементарные навыки поведения за столом: умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
Самообслуживание. Учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т. п.). Воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
Общественно-полезный труд. Формировать желание участвовать в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.), после игры убирать на место игрушки, строительный материал.
Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.
Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой (помогать накрывать стол к обеду: раскладывать ложки, расставлять хлебницы (без хлеба), тарелки, чашки и т. п.).
Труд в природе. Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке: с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать снег со скамеек.
Уважение к труду взрослых. Формировать положительное отношение к труду взрослых. Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.
Воспитывать уважение к людям знакомых профессий. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.
Формирование основ безопасности
Безопасное поведение в природе. Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).
Безопасность на дорогах. Расширять ориентировку в окружающем пространстве. Знакомить детей с правилами дорожного движения.
Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора.
Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого).
Знакомить с работой водителя.
Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.).
Формировать навыки безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила; открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку).
Формировать умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот).
Развивать умение обращаться за помощью к взрослым.
Формировать навыки безопасного поведения в играх с песком, водой, снегом.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Формирование элементарных математических представлений
Количество. Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи — круглые, эти — все красные, эти — все большие и т. д.).
Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного».
Сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов».
Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.
Величина. Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами (длинный — короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий — узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий — низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой — маленький, одинаковые (равные) по величине).
Форма. Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.
Ориентировка в пространстве. Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева. Различать правую и левую руки.
Ориентировка во времени. Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро — вечер.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности
Познавательно-исследовательская деятельность. Учить детей обобщенным способам исследования разных объектов окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий. Стимулировать использование исследовательских действий.
Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.
Предлагать выполнять действия в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности. С помощью взрослого использовать действия моделирующего характера.
Сенсорное развитие. Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств). Развивать образные представления (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения).
Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.); развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи.
Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.
Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету.
Подсказывать детям название форм (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная).
Дидактические игры. Подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие; 2-3 цветов), собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2-3 цвета; собирать картинку из 4-6 частей.
В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила.
Ознакомление с предметным окружением.
Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта), их функциями и назначением.
Побуждать вычленять некоторые особенности предметов домашнего обихода (части, размеры, форму, цвет), устанавливать связи между строением и функцией. Понимать, что отсутствие какой-то части нарушает предмет, возможность его использования.
Расширять представления детей о свойствах (прочность, твердость, мягкость) материала (дерево, бумага, ткань, глина). Способствовать овладению способами обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет — не тонет, рвется — не рвется). Предлагать группировать (чайная, столовая, кухонная посуда) и классифицировать (посуда — одежда) хорошо знакомые предметы.
Рассказывать о том, что одни предметы сделаны руками человека (посуда, мебель и т. п.), другие созданы природой (камень, шишки). Формировать понимание того, что человек создает предметы, необходимые для его жизни и жизни других людей (мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки и т. д.).
Ознакомление с социальным миром
Знакомить с театром через мини-спектакли и представления, а также через игры-драматизации по произведениям детской литературы.
Знакомить с ближайшим окружением (основными объектами городской/поселковой инфраструктуры): дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская.
Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней: напоминать детям название города (поселка), в котором они живут; самые любимые места посещения в выходные дни.
Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда. Обращать внимание детей на личностные (доброжелательный, чуткий) и деловые (трудолюбивый, аккуратный) качества человека, которые ему помогают трудиться.
Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней: напоминать детям название города (поселка), в котором они живут; побуждать рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке) и пр.
Ознакомление с миром природы
Расширять представления детей о растениях и животных. Продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания.
Знакомить детей с аквариумными рыбками и декоративными птицами (волнистыми попугайчиками, канарейками и др.).
Расширять представления о диких животных (медведь, лиса, белка, еж и др.), о земноводных (на примере лягушки).
Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой.
Расширять представления детей о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза и др.).
Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, репа и др.), фрукты (яблоко, груша, персики и др.), ягоды (малина, смородина и др.).
Дать элементарные представления о растениях данной местности: деревьях, цветущих травянистых растениях (одуванчик, мать-и-мачеха
и др.). Показать, как растут комнатные растения (фикус, герань и др.). Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.
Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.
Дать представления о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается), песка (сухой — рассыпается, влажный — лепится), снега (холодный, белый, от тепла — тает).
Учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.
Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (чтобы растение росло, нужно его поливать и т. п.).
Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).
Осень. Учить замечать изменения в природе: становится холоднее, идут дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять окраску и опадать, птицы улетают в теплые края.
Расширять представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов. Учить различать по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространенные овощи и фрукты и называть их.
Зима. Расширять представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег; люди надевают зимнюю одежду).
Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их. Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т.д.; участвовать в катании с горки на санках, лепке поделок из снега, украшении снежных построек.
Весна. Продолжать знакомить с характерными особенностями весенней природы: ярче светит солнце, снег начинает таять, становится рыхлым, выросла трава, распустились листья на деревьях, появляются бабочки и майские жуки.
Расширять представления детей о простейших связях в природе: стало пригревать солнышко — потеплело — появилась травка, запели птицы, люди заменили теплую одежду на облегченную.
Показать, как сажают крупные семена цветочных растений и овощей на грядки.
Лето. Расширять представления о летних изменениях в природе: жарко, яркое солнце, цветут растения, люди купаются, летают бабочки, появляются птенцы в гнездах.
Дать элементарные знания о садовых и огородных растениях. Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи и ягоды.
Образовательная область «Речевое развитие»
Развитие речи
Развивающая речевая среда. Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.).
Подсказывать детям образцы обращения к взрослым, зашедшим в группу («Скажите: „Проходите, пожалуйста"», «Предложите: „Хотите посмотреть...“», «Спросите: „Понравились ли наши рисунки?"»).
В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом («Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота пошире», «Скажи: „Стыдно драться! Ты уже большой"»).
В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов.
Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни.
Формирование словаря. На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.
Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка—блюдце, стул—табурет—скамеечка, шуба—пальто—дубленка). Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.
Звуковая культура речи. Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п — б — т — д — к — г; ф — в; т — с — з — ц.
Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
Грамматический строй речи. Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать детям употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.
Помогать получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).
Связная речь. Развивать диалогическую форму речи.
Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.
Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе).
Помогать доброжелательно общаться друг с другом.
Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
Приобщение к художественной литературе
Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения, рекомендованные программой для первой младшей группы.
Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.
Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.
Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.
Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации.
Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки. Помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.
Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению.
Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.
Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Приобщение к искусству
Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).
Подводить детей к восприятию произведений искусства. Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет, звук, форма, движение, жесты), подводить к различению видов искусства через художественный образ.
Готовить детей к посещению кукольного театра, выставки детских работ и т. д.
Изобразительная деятельность
Рисование. Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю разноцветные листья; снежинки и т. п.).
Продолжать учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования. Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку.
Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.
Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички).
Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап...»).
Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.).
Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т. п. (в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.). Учить располагать изображения по всему листу.
Лепка. Формировать интерес к лепке. Закреплять представления детей о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки. Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом; учить создавать предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.
Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку.
Учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызывать радость от восприятия результата общей работы.
Аппликация. Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Учить предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение (задуманное ребенком или заданное воспитателем), и наклеивать их.
Учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.
Формировать навыки аккуратной работы. Вызывать у детей радость от полученного изображения.
Учить создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розета и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Закреплять знание формы предметов и их цвета. Развивать чувство ритма.
Конструктивно-модельная деятельность.
Подводить детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), использовать в постройках детали разного цвета. Вызывать чувство радости при удавшейся постройке.
Учить располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника), ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота). Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами — кубики и др.). Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд).
Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу. Продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома—улица; стол, стул, диван — мебель для кукол. Приучать детей после игры аккуратно складывать детали в коробки.
Образовательная область «Физическое развитие»
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Развивать умение различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними.
Дать представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека.
Формировать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы.
Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Дать представление о необходимости закаливания.
Дать представление о ценности здоровья; формировать желание вести здоровый образ жизни.
Формировать умение сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать необходимость лечения.
Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
Развитие игровой деятельности
Сюжетно-ролевые игры. Способствовать возникновению у детей игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек, песенок, сказок, стихов); обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.
Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кормить). Учить взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (шофер — пассажир, мама — дочка, врач — больной); в индивидуальных играх с игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за игрушку.
Показывать способы ролевого поведения, используя обучающие игры.
Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками.
Усложнять, обогащать предметно-игровую среду за счет использования предметов полифункционального назначения и увеличения количества игрушек. Учить детей использовать в играх строительный материал (кубы, бруски, пластины), простейшие деревянные и пластмассовые конструкторы, природный материал (песок, снег, вода); разнообразно действовать с ними (строить горку для кукол, мост, дорогу; лепить из снега заборчик, домик; пускать по воде игрушки).
Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.
Подвижные игры. Развивать активность детей в двигательной деятельности. Организовывать игры со всеми детьми группы. Поощрять игры с каталками, автомобилями, тележками, велосипедами; игры, в которых развиваются навыки лазания, ползанья; игры с мячами, шарами, развивающие ловкость движений.
Постепенно вводить игры с более сложными правилами и сменой видов движений.
Театрализованные игры. Пробуждать интерес детей к театрализованной игре, создавать условия для ее проведения. Формировать умение следить за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей.
Учить детей имитировать характерные действия персонажей (птички летают, козленок скачет), передавать эмоциональное состояние человека (мимикой, позой, жестом, движением).
Знакомить детей с приемами вождения настольных кукол. Учить сопровождать движения простой песенкой.
Вызывать желание действовать с элементами костюмов (шапочки, воротнички и т. д.) и атрибутами как внешними символами роли.
Развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты песен, сказок. Вызывать желание выступать перед куклами и сверстниками, обустраивая место для выступления.
Побуждать участвовать в беседах о театре (театр — актеры — зрители, поведение людей в зрительном зале).
Дидактические игры. Закреплять умение детей подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие шарики 2-3 цветов), собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2-3 цвета. Учить собирать картинку из 4-6 частей («Наша посуда», «Игрушки» и др.).
В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила.
Целевые ориентиры на этапе завершения программы
для детей младшей группы (3-4 лет)
• Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
• Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
• Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
• Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
• Проявляет ответственность за начатое дело.
• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
• Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.
• Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
• Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
• Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
• Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
• Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
• Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
Комплексно-тематическое планирование содержания организационной деятельности детей.
II. Содержательный раздел
Планирование образовательной деятельности при работе по пятидневной недели
для детей младшей группы (3-4 лет) , 2014/2015 учебный год
Базовая образовательная область
Периодичность
Познание [Познавательно исследовательская и продуктивная
(конструктивная) деятельность. Формирование элементарных математических представлений. Формирование целостной картины мира)
1
Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
1
Коммуникация. Чтение художественной литературы
1
Художественное творчество
Рисование
Лепка
Аппликация
1
0,5
0,5
Физическая культура
3
Музыка
2
Общее количество
10
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Базовая образовательная область
Периодичность
Утренняя гимнастика
ежедневно
Комплексы закаливающих процедур
ежедневно
Гигиенические процедуры
ежедневно
Ситуативные беседы при проведении режимных моментов
ежедневно
Чтение художественной литературы
ежедневно
Дежурства
ежедневно
Прогулки
ежедневно
Самостоятельная деятельность детей
Игра
ежедневно
Самостоятельная деятельность детей в центрах развития
ежедневно
Сетка организованной образовательной деятельности
(1-ая младшая группа, 2014/2015 учебный год)
Понедельник
. Музыкальное развитие
9.00 – 9.15
Познавательное развитие (формирование целостной картины мира).
9.30 – 9.45
Вторник
Физическая культура
9.00 – 9.15
Художественно-эстетическое развитие (рисование)
9.25 – 9.40
Среда
Музыкальное развитие
9.00 – 9.15
Развитие речи
9.25 – 9.40
Четверг
Познавательное развитие. (ФЭМП/ конструирование)
9.00 – 9.15
Художественно-эстетическое развитие (лепка/аппликация)
9.25 – 9.40
Физическая культура (1 половина дня, на прогулке)
10.40 – 10.55
Пятница
Физическая культура
9.00 – 9.15
Вечер развлечений
16.00 – 16.20
Учебный план реализации ООП ДО во 2 младшей группе по примерной ООП ДО «От рождения до школы»:
1) Физическое развитие – Двигательная деятельность - Формы образовательной деятельности: Подвижные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия, спортивные игры, физкультурные праздники - Продолжительность и количество НОД – в неделю 45 мин. (3 НОД) . (см. примерная ООП ДО ДОУ « От рождения до школы»).
2) Познавательное развитие - Познавательно-исследовательская деятельность - Формы образовательной деятельности: ФЭМП, ФЦКМ, беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов, викторины. - Продолжительность и количество НОД – в неделю 30 мин. (2 НОД) (см. примерная ООП ДО ДОУ «От рождения до школы»).
3) Речевое развитие – Развитие речи - Формы образовательной деятельности: Беседы, викторины, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, - Продолжительность и количество НОД – в неделю 15 мин. (1 НОД) . (см. примерная ООП ДО ДОУ «От рождения до школы»).
4) Социально-коммуникативное развитие – а) Коммуникативная деятельность - Формы образовательной деятельности: ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы, викторины. - Продолжительность и количество НОД - в неделю 10 мин. (0.5 НОД) . (см. примерная ООП ДО ДОУ «От рождения до школы»).
б) Самообслуживание и элементарный бытовой труд - Формы образовательной деятельности: поручения, дежурство, игры, беседы, ХБТ. - Продолжительность и количество НОД - Ежедневно в режимные моменты, не более 15-20 мин. (согласно СанПин, п. 12.22) .
в) Игровая деятельность - Формы образовательной деятельности: Сюжетно-ролевые, дидактические и др. - Продолжительность и количество НОД - в режимные моменты.
5) Художественно-эстетическое развитие - а) изобразительная деятельность - Формы образовательной деятельности: Рисование, лепка, аппликация. Коллаж. Проект. Ознакомление с художниками. Выставка. - Продолжительность и количество НОД – в 30 мин. (2 НОД) . (см. примерная ООП ДО ДОУ «От рождения до школы»).
б) Восприятие художественной литературы и фольклора - Формы образовательной деятельности: Беседы, слушание худ. произведений, чтение, разучивание стихов, Театрализованная игра. - Продолжительность и количество НОД – в неделю 15 мин. (1 НОД) .
в) музыкальная деятельность - Формы образовательной деятельности: Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-подвижные игры, досуги, праздники и развлечения. - Продолжительность и количество НОД – в неделю 30 мин. (2 НОД) .
6) Вариативная часть - парциальные программы: «Юный эколог» С. Н. Николаева, «Основы здорового образа жизни» Н.П. Смирновой, «Цветные ладошки» И.А. Лыкова.
Перспективный план работы с родителями 2014 – 2015 год
Месяцы
Название мероприятия
Сентябрь
Организационное родительское собрание «Кризис трех лет»
Консультация для родителей «Что должен уметь ребенок 3-4 лет»
Памятка для родителей «Возрастные особенности детей второй младшей группы».
Консультация «Живем по режиму»
Оформление родительского уголка на осеннюю тему «Золотая осень»
Октябрь
Консультация. «Мы любим природу»
Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ»
Консультация для родителей «Профилактика гриппа и ОРВИ»
Привлечение родителей к подготовке осеннего утренника.
Ноябрь
Консультация «Подвижная игра -как средство физического развития личности»
Анкетирование родителей. Тема: «Какой вы родитель?
Беседа «Одежда детей в группе»
Акция «Помоги тем, кто рядом»
Декабрь
Собрание членов родительского комитета подготовка к проведению новогоднего утренника, участие в украшении группы и, приобретение подарков.
Выпуск новогодней газеты, оформление в родительском уголке благодарности за активную помощь группе.
Консультация для родителей на тему: «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет.
Январь
Привлечение родителей к участию в конкурсе « Зимний теремок для зверушек»
Совместная художественная деятельность родителей и детей на тему: «Наш новогодний праздник».
Консультация для родителей на тему: «Подвижные игры с детьми на прогулке зимой».
Индивидуальная беседа: «Как научить ребёнка убирать за собой игрушки?».
Февраль
1. Физкультурное развлечение: «Папа, мама, я – спортивная семья!».
2. Собрание членов родительского комитета подготовка к проведению праздника «8 марта».
3. Консультация для родителей: «Как, правильно, читать книги?» (советы родителям в подборе худ.литературы для данного возраста).
4. Артикуляционная гимнастика: «Денискина зарядка».
Март
Консультация на тему «Вместе с ребенком всей семьей»
Оформление родительского уголка к празднику «Женский день 8 Марта»
Совместный досуг «Мама милая моя»
Апрель
Папка-передвижка «Воспитываем не наказывая»
Информация для родителей «Будь здоров – не кашляй»
Блок консультаций для родителей «Рисуем вместе»
Май
Привлечь родителей к благоустройству территории ДОУ. Консультация «Охрана жизни - ответственность родителей»
Выставка детских работ «Как мы научились рисовать»
Июнь
Папка-передвижка «Закаливание детей – летом»
Информация для родителей «Летние оздоровительные мероприятия в детском саду».
Оформление родительского уголка на летний период
Июль
Консультация «Как обеспечить профилактику травматизма у детей»
Август
Заседание родительского комитета «Подготовка ДОУ к работе в новом учебном году»
Учебно-методическое сопровождение
III. Организационный раздел
Материально-техническое обеспечение Программы: наличие необходимых условий для организации работы (игровая, спальня), оборудование на территории ДОУ, площадка, игровое оборудование с учетом возрастных особенностей детей;
использование спортивного зала и имеющегося спортивного инвентаря для проведения ежедневных спортивных занятий в ДОУ, прогулок воспитанников детского сада;
наличие перспективного плана развития и укрепления учебно-материальной базы ДОУ.
Методические материалы, средства обучения и воспитания: игровые, здоровьесберегающие технологии, технологии развивающих игр, ИКТ (учебно-методические комплекты «Уроки осторожности» (ОБЖ для малышей), «Утренняя зарядка», «Времена года», «Уроки хорошего поведения» и др, демонстрационные и раздаточные материалы,
Серия наглядно-дидактических пособий «Мир в картинках», «Расскажи детям о…», «Безопасность» Учебно-методическое пособие, «Юный эколог» Учебно-методическое пособие.
Режим дня 2 младшей группы:
Режим дня составлен с расчетом на 10,5-часовое пребывание ребенка в детском саду.
Виды деятельности
Вторая
младшая группа
Время
Длительность
В образовательном учреждении
Приём детей. Осмотр. Игры. Труд. Творчество детей. Слушание художественной литературы. Индивидуальная работа с детьми. Общение. Самостоятельная деятельность
07.30-08.10
40
Утренняя гимнастика
08.10-08.15
5
Самообслуживание. Дежурство (вводится со средней группы – вторая половина учебного года)
-
-
Культурно-гигиенические процедуры
08.15-08.20
5
Подготовка к завтраку. Завтрак
08.20-08.40
20
Культурно-гигиенические процедуры. Игры
08.40-09.00
20
НОД
Непосредственно образовательная деятельность
09.00-09.40
15
15
Перерывы между НОД
10
Совместная деятельность. Слушание, беседы, игры
09.40-10.00
20
Второй завтрак
10.00-10.10
10
Подготовка к прогулке. Прогулка 1. Подвижные игры. Элементарный бытовой труд. Наблюдения. Физкультурно-развлекательная деятельность. Индивидуальная работа с детьми по отработке основных движений. Ролевые игры и т.д.
10.10-12.00
110
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, подготовка к обеду
12.00-12.15
15
Обед.
12.15-12.35
20
Культурно-гигиенические и оздоровительные процедуры. Подготовка ко сну
12.35-12.50
15
Дневной сон
12.50-15.00
130
Постепенный подъём. Культурно-гигиенические воздушно-водные процедуры
15.00-15.15
15
Полдник
15.15-15.35
20
Непосредственно образовательная деятельность
-
-
Самостоятельная деятельность, игры, досуги, общение по интересам, театрализация, индивидуальная работа и т.д.
15.15-16.15
60
Прогулка 2. Командные игры-эстафеты. Подвижные игры. Развлечения на улице. Индивидуальная работа с детьми по основным движениям. Самостоятельные игры. Постепенный уход домой.
16.15-18.00
105
Общий подсчет
На непосредственно образовательную деятельность
30
На прогулку
225
На самостоятельную деятельность (без учёта времени на самостоятельные игры на прогулке)
180
Режим дома: прогулка, ужин, спокойные игры, культурно-гигиенические процедуры.
Ночной сон
18.00-20.40
20.40-06.30
В режиме дня указана общая длительность организованной образовательной деятельности, включая перерывы между ее различными видами.
Традиционные события, праздники, мероприятия: «Здравствуй Осень», «День Матери», «Новогодняя елка», «Рождество», «Мамин праздник», «День защитника Отечества», «Ой, бежит ручьем вода», «Масленица», «Лето красное» и т.д.
Учебно-методическое сопровождение детей младшей группы (3-4 лет)
№
Название области
Наименование оборудования
Кол-во
1
Социально-коммуникативное развитие
Окружающий мир. Дидактические карточки:
«Правила поведения»
«Правила личной безопасности»
«Безопасное поведение на природе»
«Дорожные знаки»
Набор служебных машин различного назначения
Грузовые и легковые автомобили
«Профессии»
Д/и «Зажги светофор»
Д/и «Я-хороший» Культура поведения
Правила поведения за столом (плакат)
«Семья» Демонстрационный материал
4
1
8
1
1
1
1
2
Познавательное развитие
Д/и «Найди пару» (картинки половинки)
Д/и «Противоположности»
Д/И «Поиграй-ка» Геометрические фигуры
Мозаика круглая
Домино «Дикие животные»
Д/и «Домашние животные»
Д/и «Животные, и их детеныши»
Д/и «Парочки-насекомые»
Д/и «Парочки-овощи-фрукты»
Д/и «Парочки-птицы»
Д/и «Контуры»
Д/и «Ассоциации
Д/и «Сложи узор»
Д/и «Цветные счетные палочки Х. Кюизенера
Д/и «Формы», «Цифры» «Фигуры» (Серия учись играя)
Д/и «Развивающее лото» Форма, цвет
Д/и «Подбери ключик» Цвет, форма, величина
Д/и «Логические блоки Дьенеша
Домино «геометрические фигуры»
Окружающий мир. Дидактические карточки:
«Животные жарких стран»
«Дикие животные»
«Домашние животные и их детеныши»
«Птицы наших лесов»
«Городские птицы»
«Речные рыбы»
«Пресмыкающиеся»
«Природные явления»
«Деревья»
«Грибы»
«Посуда»
«Одежда»
«Мебель»
1
1
1
3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
1
13
3
Речевое развитие
Д/и «Сложи картинку» (времена года)
Д/и «Сложи картинку» (времена суток)
Логическое лото: «Говори правильно л»; «Говори правильно ш»; «Говори правильно с »
Д/и «Наведи порядок» Одежда, обувь, мебель.
Д/и «Сложи картинку» (времена года)
Д/и «Сложи картинку» (части суток)
Календарь природы (плакат)
Художественная литература:
Русский фальклор. Песенки, потешки, поэзия, проза.
книги А. Барто, С. Маршака, А.С. Пушкина, С.В. Михалкова, Б. Житкова, В. Бианки, К.Чуковский, Е.Благинина. Хрестоматия для дошкольников.
1
1
3
1
1
1
1
4
Художественно-эстетическое развитие
Изобразительная деятельность:
Книжки-раскраски
Пластилин
Клеенки
Краски гуашь
Карандаши
Гуашь
Кисточки для краски
Кисточки для клея
Альбомы
Цветная бумага
бросовый материал (гербарий, шишки, различные крупы).
Конструктивно-модельная деятельность:
конструктор крупный «лего»
конструктор мелкий «лего»
Деревянные кубики и кирпичики маленькие
Набор крупных, пластмассовый (кубики, цилиндры, конусы)
Центр музыкального развития
Уголок для музыкальных инструментов.
Музыкальные инструменты (наглядно - дидактическое пособие в картинках)
Портреты композиторов
Маракасы
Погремушки
Деревянные ложки
Металлофоны
Дудочки
Колокольчики
Барабан
Бубен
Музыкальный молоточек
Шарманка
Магнитофон
Кассеты с записью детских песен, народных мелодий.
Детские потешки
Лото «Музыкальные инструменты»
25
25
4
25
25
25
25
25
25
25
1
1
1
7
20
10
2
2
2
3
3
1
1
5
Физическое развитие
Серия рассказы по картинкам (демонстрационный материал):
«Как устроен человек»
«Мой организм»
«Азбука здоровья»
Д/и «Зубы зрение, нос»
Центр двигательной активности (оборудование):
Мячи большие, мячи маленькие обручи, скакалки, кегли, гимнастические коврики, массажные мячи, клюшки, султанчики, гимнастические палки) для спортивных и подвижных игр.
Папка (комплексы гимнастики)
Папка (подборка подвижных игр и дидактических упражнений)
Центр игровой деятельности.
Сюжетно-ролевые игры:
«Супермаркет» (касса, муляжи овощей, фруктов, продуктов, корзиночки, чеки, деньги).
«Семья» (куклы, набор посуды чайная столовая, коляски), «Ателье», «Поликлиника» (термометр, фонендоскоп, рецепты, лекарств), «Парикмахерская»(фен ножницы, зеркало .расчески), «Мойдодыр» (рукомойник-ширма)
«Шоферы» (рули, накидки, билетики),
игровая мебель для сюжетно-ролевых игр.
Театральная деятельность: кукольный театр (верховые куклы) «Репка», «Колобок», «Теремок»
Настольный театр(деревянный) «Три медведя»
Настольный театр би-ба-бо.
Маски животных
Фланелеграф
Ширма
Уголок ряженья
Д/и «Сказки о животных»
Д/и «Сказочные герои»
Лото «Три медведя»
Развивающие кубики «Расскажи сказку»
Картотека игр на развитие двигательной активности, этюды.
3
1
10
1
1
5
3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Центр экспериментальной зоны- столик для игр-опытов с водой песком (камешки, песок, поролон, поролон пластмассовые и железные предметы, колбы) ,
Список литературы
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. /Под ред.Н. Е. Вераксы,Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: Мозаика-Синтез 2014г.
И.Помораева, В.Позина. Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада. Планы занятий.
Математика для детей 3-4 лет. Методическое пособие к рабочей тетради, Колесникова Е.В. 2005 г.
О.А. Соломоникова. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада: конспекты занятий.
Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Вторая младшая группа / авт.- сост. Г. Д. Беляевскова и др. – Волгоград: Учитель, 2012 г.
Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией, В.В. Гербовой, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой. Вторая младшая группа / авт.- сост. Н.А. Атаршикова, И.А. Осина, Е. В. Горюнова.- Волгоград: Учитель 2011 г.
Голицина Н.С. Занятия в детском саду. Перспективное планирование. Вторая младшая и средняя группы.-М.:»Издательство Скрипторий 2003», 2009 г.
Краквченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы. Методическое пособие под ред. Г.М. Киселевой, Л. И. Понамаревой.- М.: ТЦ Сфера, 2010
Комарова Т.С. Программа изобразительной деятельности в младшей группе. – М.: Мозаика-Синтез, 2011 г.
Т. С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты заняятий. – 2-е издание, исправленное. М.: Мозаика Синтез, 2008 г.
О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина Г.Н. Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008 г.
Организация деятельности детей на прогулке: вторая младшая группа / В.Н. Кастрыкина, Г.П. Попова.- Волгоград: Учитель, 2012 г.
Л. Торая И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет» Методическое пособие. М. Мозаика-Синтез. 2009-2010 г.
Н. Ф. Губанова Развитие игровой деятельности. Система работы в младшей группе детского сада. Методическое пособие. М. Мозаика-Синтез 2009-2010г.
Д. Денисова «Математика для младшей группы». Рабочая тетрадь. М. Мозаика-Синтез 2010-2012г.
Серия наглядно-дидактических пособий «Мир в картинках», «Расскажи детям о…» М. Мозаика-Синтез. 2010-2012 г.
В. В. Гербова «Книга для чтения в детском саду и дома». Хрестоматия 3-4 лет. Москва 2005г.
Е. С. Евдокимова, Н. В. Дадокина. Детский сад и семья: методика работы с родителями. Москва. Мозаика-Синтез 2007-2010 г.
Комплексное перспективное планирование вторая младшая группа. Методическое пособие под редакцией Н. Е. Вераксы. Волгоград. 2012г.
Стеркина Р. Б. «Безопасность» Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург 2009г.
Николаева С.Н. «Юный эколог» Учебно-методическое пособие. 2009г.
Аверина И.Е. Физкультурные минутки в детском саду. М.: Айрис-Пресс, 2009.
Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ