Конспект урока «Современный имидж старшего воспитателя»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17 комбинированного вида «Березка»

Чистопольский муниципальный район Республики Татарстан









Конспект урока

«Современный имидж

старшего воспитателя»












подготовила старший воспитатель

Тухватуллина Инна Александровна







Чистополь – 2012

Цель – в игровой форме дать анализ современному имиджу старшего воспитателя в повышении профессиональной компетентности педагогов.

Описание игры:

Актуальность проблемы. В сложившихся в стране социально-экономических и политических условиях особое значение для работников любой сферы приобретают профессиональная гибкость, способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к успешному решению различных задач. В полной мере это относится и к современному старшему воспитателю. Причем особенно актуальным является изучение и формирование имиджа как одного из профессионально важных качеств старшего воспитателя в повышении профессиональной компетентности педагогов.

Понятие имиджа ученые интерпретирую по-разному.

  1. Это жизнепроявления человека, благодаря которым выставляются сильнодействующие личностно-деловые качества.

  2. Это образ человека авторитетного и имеющего высокий положительный статус (положительная оценка состороны).

  3. Это оценка морально-личностных, интеллектуальных, профессиональных и этических качеств окружающими людьми. Иными словами, это самопрезентация человеком своего образа для других, умение держаться с людьми в деловой и неофициальной обстановке.

Специфика имиджа состоит в том, что он формируется на базе восприятия человека. В основе данного образа лежат свойства, присущие конкретному человеку. На формирование имиджа влияют стереотипы массового сознания.

Основные слагаемые имиджа (В.М. Шепель)

  • Природные качества (коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность, красноречивость);

  • Свойства личности, которые являются следствием образования и воспитания (нравственные ценности, психологическое здоровье, владение навыками человековедческих технологий);

  • Жизненный и профессиональный опыт.

Задание 1. Составьте список слагаемых позитивного имиджа в порядке значимости для вас.

1._________________________________________________________

2._________________________________________________________

3._________________________________________________________

4._________________________________________________________

5._________________________________________________________

Американские исследователи Г. Нолл и К. Тенкерслей важнейшими элементами позитивного имиджа считают:

  1. Коммуникативные способности

  2. Ухоженность (элементы гигиены, кожа, волосы, ногти)

  3. Облик (фигура, физическая форма, одежда)

  4. Хорошие манеры

  5. Характер профессиональной сферы деятельности.

Задание 2. Составьте список слагаемых позитивного педагогического имиджа в порядке значимости для вас.

1._________________________________________________________

2._________________________________________________________

3._________________________________________________________



Эксперты в педагогическом имидже выделяют:

1. Внешность (выражение лица, одежду, язык тела)

2. Профессиональные качества (эмоции, мимику, ритм и тон голоса)

3. Окружение (учащиеся, коллеги, родители, субъекты социальных институтов)

Сегодня актуальны такие приоритетные характеристики имиджа и мы можем с вами добавить их:

  1. Воспитанность

  2. Эрудиция

  3. Профессионализм.

Создание имиджа – длительный и сложный процесс, эффективность которого зависит от условий и технологий его формирования. Он создается посредством демонстрации, а также специально организованного имиджирования (строительства, лепки имиджа), т.е. самоопределение и самопрезентация - умение подавать себя. Неотъемлемые элементы имиджирования – фасцинация и аттракция.

Фасцинация (от анг. очарование, обаяние) связана с речевыми, словесным воздействием, при котором потеря информации сводится к минимуму, возбуждаются внимание и интерес.

Аттракция (от анг. привлечение, притяжение) – это визуально фиксированног эмоциональное отношение человека к кому-либо в виде проявления симпатии и готовности к общению.

Необходимо отметить, что задачи имиджирования весьма специфичны. С одной стороны, это технология, основанная на достаточно строгих правилах разработки пакета процедур, критериев и методов определения результатов, а с другой стороны – творческий процесс, близкий задачам искусства.

Решение этих задач в педагогической практике ДОУ весьма актуально, поскольку специфика профессиональной сферы деятельности старшего воспитателя ДОУ обязывает к гармоничному единству внутреннего содержания деятельности и внешнего облика.

Современный старший воспитатель должен обладать потребностью и готовностью решать образовательные проблемы, создавать условия для педагогического творчества, стимулировать образовательные инициативы и управлять их превращением в механизм развития ДОУ.

Задание 3. Составьте методом мозгового штурма современный имидж старшего воспитателя.

Составляющие имиджа старшего воспитателя ДОУ

1.Профессионализм и компетентность;

2. Культура поведения;

3.Этикет (речевой и неречевой);

4.Культура межнациональных отношений;

5. Педагогическая и служебная этика;

6.Эмоционально-оценочные отношения;

7.Сплоченность коллектива;

8. Культура управления.

Ему должны быть присущи:

  1. Высокий профессионализм

  2. Целеустремленность и преданность делу

  3. Способность принимать мудрые и нестандартные решения

  4. Умение организовать себя и людей

  5. Забота о людях и о деле одновременно

  6. Справедливость

  7. Мышление победителя

  8. Умение воспринимать новые идеи

  9. Видение перспективы

  10. Обладание широкими компетенциями

Старший воспитатель должен обладать широкими компетенциями.

Широкие компетенции позволяют гибко реагировать на изменение образовательной политики и запросов рынка образовательных услуг:

Задание 4.

Команда 1. Дайте определение универсальным компетенциям и ее составляющим:

Универсальные компетенции: общенаучные, инструментальные, мировоззренческие, общекультурные, социальные компетенции.

Команда 2. Дайте определение профессиональным компетенциям и ее составляющим:

Профессиональные компетенции: производственно-педагогические, научно-исследовательские, проектные, диагностические, коррекционные.

Команда 3. Дайте определение информационно-коммуникативным компетенциям, преподавательской, управленческой, личностной компетенциям и компетенции профессионального саморазвития.

Высокий профессионализм в сочетании с высокой нравственностью – главные характеристики старшего воспитателя ДОУ. Служебная этика играет в жизни коллектива огромную роль. Это основа здорового морально-психологического климата. Для того чтобы нравственная норма стала действенным регулятором поведения, старшему воспитателю необходим тренинг – четкое усвоение положений кодекса культуры взаимоотношений с членами коллектива. Это заставляет по-новому взглянуть на коллег. Во время проведения тренинга между участниками коллектива устанавливаются профессиональные узы, максимально раскрываются как лучшие, так и худшие качества педагогов. Важной частью тренингов является соревнование, например, друг другом, с сильным ветром, виртуальным парусником, рекой, сильным пожаром, уничтожающим все на своем пути и призывающим членов коллектива быстро принимать необходимые решения для спасения. В процедуре таких занятий проявляются потенциальные лидеры, люди, ставящие общие цели выше своих личных.

Тренинговое занятие «Сплоченная группа»

Описание упражнения

Участники стоят в тесном кругу и по команде ведущего каждый из них берется левой рукой за левую руку соседа справа, а правой рукой – за правую руку коллеги, стоящего напротив. После этого им дается задание распутаться, не отпуская рук. При этом разрешается только проворачивать кисти относительно друг друга. Оптимальное число участников 6-8 человек. При большем количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких кругах, организовав между ними соревнование.

Психологический смысл упражнения

В процессе выполнения этого упражнения участники предпримут определенные действия по снятию напряжения или укреплению единства, сплоченности группы, ломая пространственные барьеры между ними. Упражнение позволяет наблюдать за распределением ролей в группе (генераторы идей, исполнителей, организаторов)

Вопросы итогового обсуждения

  1. Какие эмоции возникли у участников на разных этапах работы:

- получение задания и начальный этап работы;

- момент, когда способ решения стал понятен, осталось его воплотить?

2. Кто выдвинул идеи, позволившие приблизиться к решению проблемы?

3. Сразу ли эти идеи были поддержаны другими участниками и начали воплощаться?

4. Если идеи не были услышаны, то благодаря каким действиям, в конце концов, удалось воплотить задуманное?

Сплоченность коллектива связана с отношением старшего воспитателя к людям и коллегиальностью в работе.

Главными слагаемыми этих черт являются:

- умение беречь и поддерживать доброе имя педагогов в глазах коллектива путем доброжелательной оценки его работы,

- прислушиваться к критическим замечаниям и предложениям, опираться на коллектив при стимулировании активности личности.

Сплоченность зависит от деловых качеств старшего воспитателя, в частности, его умения, оказать конкретную помощь педагогу. Важным фактором сплочения является новаторство – умение пропагандировать и внедрять достижения педагогической науки и передового опыта ДОУ, изобретательность и выдумка.

Задание 5. Для всех старших воспитателей.

Выработать свой кодекс профессиональной этики, в котором сформулированы основные принципы и правила профессионального поведения педагогов, старшего воспитателя и руководителя в общении с различными лицами и коллективами.

Кодекс профессиональной этики педагогов

  1. Входи в группу детей (кабинет руководителя ДОУ, специалистов) с улыбкой.

  2. Сначала научи своих воспитанников, потом спрашивай.

  3. Никогда не обманывай детей, крепко держись данного детям слова.

  4. Никогда не оскорбляй ребенка, защити его от всех видов самоуправства.

  5. Как бы ни было трудно, будь сдержанным и терпеливым.

  6. Будь ребенку примером в поведении, труде, одежде, отношении к другим людям.

  7. В любой ситуации попробуй поставить себя на место ребенка.

  8. Помни, что по-настоящему понять ребенка ты сможешь, если полюбишь его.

  9. Учись у своих коллег, родителей, детей.

  10. Никогда не жалуйся на своих воспитанников родителям, коллегам, помни, что хороший педагог бывает недовольным только самим собой.

  11. Будь великодушным к тому, кто случайно оступился.

  12. Когда ты не прав в какой-либо ситуации, попроси у ребенка прощения, это не принизит твой авторитет.

  13. Живи интересами детей и их надеждами.

  14. Научись видеть зону ближайшего развития ребенка и оптимизировать его будущее.

  15. Никогда не говори при ребенке о его ограниченных возможностях.

  16. Родителям сообщай хорошие вести об успехах и достижениях ребенка.

Очевидно, что кроме специальной подготовки в области культуры взаимоотношений, старшему воспитателю необходимы знания в сфере культуры управления. В процессе руководства коллективом педагогов старший воспитатель воздействует на его мотивационную сферу, используя поощрения и наказания, моральные и материальные стимулы; создает психологический климат; вызывает стремление работать лучше; подбирает задания с учетом интересов и способностей работников.

Задание 6. Назовите технологии формирования индивидуального стиля управленческой деятельности старшего воспитателя.

Технологии формирования индивидуального стиля управленческой деятельности старшего воспитателя.

  • Психолого-педагогические аутотренинги с сотрудниками ДОУ («Развитие профессионально-творческого коллектива», «Умение понимать и принимать друг друга», «Психологическая коррекция общения», «Барьеры педагогической деятельности», «Мой скрытый потенциал», «Обучение методам саморегуляции» и др.);

  • Деловые игры («Процедура аттестации ДОУ», «Внедрение интерактивных технологий в деятельность ДОУ» и др.);

  • Практикумы-семинары («Технологии регулирования конфликтов в деятельности учреждения», Как правильно вести преговоры с деловыми партнерами» и другие);

  • Семинары-брифинги («Имидж и стиль управления руководителя ДОУ», «Стили управления как условие формирования социально-педагогического климата ДОУ» и другие);

  • Мозговые штурмы («Управление развитием корпоративной культуры специалистов ДОУ», «Управление коммуникациями в реализации инновационных педагогических идей», «Профилактика конфликтов в деятельности ДОУ» и другие);

  • Устные журналы («Внедрение в ДОУ новых дополнительных образовательных услуг», «Имидж сотрудников ДОУ» и другие);

  • Интеллектуальные казино («Управление персоналом как путь обеспечения инноваций и качества деятельности», «Организационная культура как показатель качества деятельности ДОУ»);

  • Тестовые задания («Оценка характеристик коллектива», «Оценка мотивационной структуры личности» и другие);

  • Тренинги («Как упорядочить свои мысли и новые идеи», «Сплоченная группа», «Мои сильные и слабые качества»).

Таким образом, соблюдение психолого-педагогических требований к имиджу выступает в качестве субъективного условия формирования у старшего воспитателя ДОУ; он должен привлечь к себе внимание подчиненных, направить их активность в нужное русло, осуществить управление профессиональными и личностными взаимоотношениями в коллективе.














Список использованной литературы

  1. Платохина Н.А. Имидж старшего воспитателя дошкольного учреждения // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - № 8, 2010.- с. 12 – 23.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ