Конспект воспитательного урока в 7 классе «О зависти и завистниках»
Государственное управление образования Псковской области РФ ГБОУ Псковской области "Воронцовская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья"
Воспитательное занятие: «О зависти и завистниках»
Направление воспитательной работы: нравственно – этическое воспитание.
Форма проведения: нравственная беседа с элементами диспута и ситуативного практикума.
Класс: 7класс
Автор: воспитатель Александрова Лариса Алексеевна
2014год
Конспект занятия.
Тема: «О зависти и завистниках».
Форма проведения занятия: нравственная беседа с элементами диспута и ситуативного практикума.
Цель занятия: способствовать проявлению положительных нравственных качеств личности и положительных поступков.
Задачи: - воспитывать чувство уважительного отношения к себе и другим людям, ответственность за совершаемые поступки;
- развивать способность к самоанализу поведения, черт характера, настроения;
- показать детям значение нравственной культуры в жизни человека;
- осуществлять коррекцию психических процессов: памяти, мышления, внимания, воображения.
Методы, используемые на занятии: - объяснение;
- рассказ – изложение;
- метод демонстрации.
Оборудование и материалы: цветные карандаши, фломастеры, альбомные листы, карточки с заданиями, пословицы и поговорки о зависти, магнитофон, диск с записью музыки, небольшие листочки белой бумаги.
Ход занятия.
Эмоциональный настрой, мотивация детей.
Воспитатель: Сегодня мы продолжим разговор о чувствах человека. Закройте глаза, помашите руками в лицо. Вы почувствовали дуновение легкого ветерка. Представьте себя ветром. Каким ветром вы хотели бы быть: сильным или легким, горным или морским, а, может быть, ветром в пустыне? Можно открыть глаза (ответы детей)
Даже ветер бывает разным. А уж человек!
А теперь, пожалуйста,
- кто любит мороженое – дотроньтесь до носа,
- кто любит читать – кивните головой,
- кто любит играть в футбол – хлопните в ладоши,
- кто любит бананы – поставьте палец к губам,
- кто любит лето – улыбнитесь,
- кто однажды завидовал другому человеку – поднимите руку.
Основная часть.
Воспитатель: Наш разговор сегодня о месте человека в обществе, о том, как человеческие пороки влияют на человека. Попытаемся понять, о чем идет речь.
Сережа веселый и радостный пошел гулять с друзьями. Настроение прекрасное. Светит солнце, тепло… Вернулся с прогулки злой, раздраженный, хлопнул дверью. На вопрос мамы: «Что случилось? Тебя как подменили!?» - что – то невнятное буркнул в ответ. Мама повторила свой вопрос, и тогда со слезами на глазах Сережа пробормотал: «Игорю компьютер купили!» Мама усадила сына и попыталась ему объяснить, что нет в семье возможности купить компьютер, это вещь дорогая, да и отец только – только устроился на работу: «Ты же занимаешься в школе в компьютерном классе. Давай будем понемногу откладывать деньги, попытаемся решить вопрос». Но Сережа отвернулся от мамы и не стал с ней разговаривать.
Что произошло с мальчиком? Какое чувство он испытывал к Игорю? (зависть)
Как изменилось настроение Сережи? Почему?
Попытался ли он понять маму?
Как вы считаете, веские ли причины в семье для того, чтобы не покупать компьютер?
Задание № 1
Возьмите карточки и попытайтесь нарисовать выражение лица Сережи до и после прогулки. (На карточках даны 2 изображения лица ребенка, на которых дети должны дорисовать рот и глаза) (Карточки после завершения работы вывешиваются на доску)
Обсуждение: Что можно сказать о настроении, судя по выражению лица на ваших рисунках? Посмотрите, вы все точно отметили, отразили состояние мальчика.
Воспитатель: Зависть изменила настроение мальчика. А что такое зависть? (ответы детей)
Итог: Зависть – чувство досады (неудовольствия), вызванное благополучием, успехами другого человека.
Воспитатель: Зависть – положительное или отрицательное качество человека? Народ издавна в своих пословицах и поговорках высмеивает, осуждает отрицательные качества людей.
Задание № 2
Прочитайте пословицы о зависти и завистниках. Как вы понимаете их смысл? О чем в них говорится и чему учат эти пословицы.
- В чужих руках ломоть велик, а как нам достанется – мал покажется.
- Завистливый по чужому счастью сохнет.
- Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает.
- Злой плачет от зависти, а добрый –от жалости.
Работа с пословицами: обсуждение детьми предложенных пословиц.
Игра «Снежный ком» с движениями и жестами.
Все дети встают в круг.
1 - ый делает какое – то движение (жест).
2 – ой повторяет предыдущее движение и добавляет свое и т. д.
Кто забыл, ошибается, выходит из круга.
Воспитатель: Вернемся к нашей истории с Сережей.
Сережа не смог спать ночь, все думал, что уже у пятерых его друзей есть компьютеры, а у него нет. Пришел утром в школу и не может смотреть на Игоря. Тот такой радостный, всем о подарке рассказывает. На уроке Сережу спросили. Он ничего не мог ответить и получил «2». На перемене обозвал девочку из класса: просто так, у него плохое настроение, а она веселая такая. В общем, день был испорчен.
Обсуждение: Скажите, как зависть подействовала на Сережу? К чему может привести зависть? Как действует на человека? (вредит другим людям, заставляет ненавидеть, портит жизнь завистнику).
Итог: Зависть – чувство, от которого страдает не только тот человек, которому завидуют, но и сам завистник. Зависть разъедает здоровье, уродует душу человека. Если спросить завистника о том, как он себя чувствует, он бы ответил примерно так: «Я человек злой и завистливый, я не могу радоваться чужим успехам, достижения другого для меня самое большое несчастье». Завистник старается скрыть свою зависть от окружающих, давить ее в себе, поэтому зависть, как РЖАВЧИНА, съедает его сердце и душу. Я зависть сравнила с ржавчиной, а с чем вы можете сравнить зависть? (ответы детей: гнилое яблоко, ядовитая змея, засохшее дерево, яд для сердца… Если ответов нет, то вопрос можно конкретизировать: можно ли сравнить зависть с …)
Задание № 3
Нарисуйте на листочках символы к слову «зависть». Может представить образ зависти вам поможет музыка. (звучит запись музыки, дети рисуют)
После выполнения задания, каждый ребенок выходит со своим рисунком (перед классом) и комментирует изображение. Рисунок остается прикрепленным к доске.
Воспитатель: Как вы думаете, какова причина зависти? (эгоизм, равнодушие)
- Какие вы можете предложить способы достижения желаемого? (заработать, накопить, занять, украсть…; обращать внимание на законные способы и незаконные)
- Может ли зависть привести человека на скамью подсудимых? (попасть в тюрьму, колонию)
- Можно ли остановить человека – завистника с помощью закона, если он сам не пытается бороться со своим пороком?
- Приятно ли общаться с завистником?
- Что вы посоветуете Сереже?
С завистником неприятно общаться, он не старается понять другого. А насколько вы можете понять друг друга, покажет игра «Пойми меня правильно».
Все дети встают в круг. 1 – ый «пишет» на спине соседа слева любое слово. 2 – ой «пишет» на спине своего соседа слева слово, которое он «прочитал» и т. д. Последний озвучивает слово, которое он «прочитал».
От зависти не застрахован ни взрослый, ни ребенок. Но с ней можно и нужно бороться. Как «вылечить» зависть? (дети затрудняются дать ответ)
Да, на этот вопрос ответить очень трудно. Может ответ нам поможет найти притча?
*** Один очень высокомерный воин пришел однажды к Мастеру. Воин был очень знатен, но взглянув на Мастера и увидев его красоту, вдруг почувствовал себя каким – то ничтожным. Он сказал Мастеру: «Почему я чувствую свое ничтожество? Миг назад все было хорошо. Но как только я тебя увидел, все изменилось. Никогда раньше я не чувствовал зависти, никогда никому не завидовал. Почему это произошло со мною сейчас?» Мастер ответил: « Посмотри на эти деревья: на это высокое – до неба и это маленькое рядом с ним. Они оба растут перед моим окном много лет, но у них нет никаких проблем. Это маленькое дерево никогда не говорит большому: «Почему я чувствую унижение перед тобой?» Одно дерево маленькое, а другое большое, почему я никогда не слышал, что одно завидует другому?» Воин задумался и ответил: «Потому что они не могут сравнивать». Вот видишь, тебе не нужно спрашивать меня. Ты сам знаешь ответ».
Обсуждение: Какой ответ получил воин? Чему учит притча? (не нужно сравнивать, нужно быть самим собой)
Итог: Правильно, не нужно никого с собой сравнивать. Когда ты завидуешь, ты не можешь быть самим собой, потому что зависть вынуждает тебя быть не собой, а другим. Ты забываешь о себе. Ты становишься не собой.
Заключение. Рефлексия
Воспитатель: Согните листочек пополам. Оторвите верхний правый уголок. А теперь оторвите верхний левый уголок. Оторвите кусочек в центре. Разверните свой листочек и посмотрите, что получилось. Как вы думаете, есть ли у кого – то точно такой же?
У каждого из вас получилось что – то свое. Так и в жизни: каждый человек – это неповторимая личность, со своими способностями, умениями, нужно постараться не сравнивать себя с другими и стать самим собой.
Учитывая все сказанное, мы, наверное, полностью согласимся со словами греческого мыслителя Менандра: «Завистник – враг себе, ведь он терзается мученьем, добровольно им же выбранным».
Я от души желаю вам никогда не терзаться таким мученьем, как зависть.
Информационные ресурсы.
Для воспитателей:
А у нас – классный час: лучшие разработки на нравственные и патриотические темы 5 – 8 классы/М. А. Алоева. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2009
Внеклассные мероприятия в коррекционных классах/ Н. М. Гончарова и др. – Волгоград: Учитель, 2007
Дереклеева Н. И. Классные часы по теме «Нравственность»: 7 – 8 классы. – М.: «5 за знания», 2007
Ушакова О. Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения: Словарик школьника. – СПб.: И здательский дом «Литера», 2007
Для детей:
Ершов П. П. Конек – горбунок.
Крылов И. А. Прохожие и собаки.
Пушкин А. С. Сказка о царе Салтане. Сказка о мертвой царевне.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ