Урок на тему «Развитие речи детей раннего возраста с использованием малых форм фольклора»

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад

общеразвивающего вида №102

второй категории











Урок на тему

«Развитие речи детей раннего возраста с использованием малых форм фольклора»











подготовила

воспитатель

Щепёткина

Татьяна

Николаевна



г. Миасс

2014г


"Нет на земле гимна торжественнее,

чем лепет детских уст"(В.Гюго)

В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества – речью. На втором году ребёнок понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём годам ребёнок должен довольно свободно объясняться с окружающими.

Одна из актуальнейших проблем сегодняшнего дня – развитие связной речи детей. Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. Ее формирование происходит именно в дошкольном возрасте.

Любое нарушение речи может отразиться на деятельности и поведении ребёнка.

Цель работы: развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. В связи с этим в начале работы были поставлены такие задачи:

1.Знакомить детей с устным народным творчеством.

2. Учить внимательно слушать и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок.

3. Заучивать потешки.

4. Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приему пищи и т.д.

Нами была выдвинута гипотеза: уровень речевого развития детей повысится, если в систему работы по развитию речи будут включены фольклорные произведения.

В своей группе, мы большое внимание уделяем речевому развитию ребёнка. Мы считаем, что наиболее эффективным средством, доступным для понимания ребёнка, являются малые формы фольклора.


Колыбельные песни

Мельников М.Н. пишет: «Колыбельные песни, по мнению народа - спутник детства. Они, наряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной - не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя».

В колыбельных песнях слово и ритм неразрывно связаны и одинаковы важны: исследователи фольклора отмечают, что, слушая не хитрые напевы, ребёнок в первые знакомится интонационным и смысловым строем родной речи.В колыбельных песнях неторопливый ритм, напевная интонация, частые повторы слов и слогов. С помощью колыбельных песен у детей происходит привыкание к человеческому голосу. Уже через несколько недель иной ребёнок начинает подпевать своей маме.

Потешки

Общение с малышами сопровождают и потешки – короткие игровые присловья. Потешки выводят ребёнка за рамки его маленького привычного мира, слушая, повторяя и запоминая рифмованные строки, он учится говорить, думать, общаться с окружающими, выражать свои эмоции. Особую значимость приобретает фольклор в первые дни в жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому. Маме, ещё не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка помогает установить контакт с ребёнком, вызвать у него положительные эмоции

Так же потешки мы используем во время одевания

Ну вот я брючки натяну

Оденусь по теплей

Друзей гулять я позову

Нам вместе веселей

Все наверное знают как наши дети любят умываться в этом нам так же помогают потешки

Из колодца принесла

Курица водицы

И ребята всей гурьбой

Побежали мыться

Во время кормления нам так же помогают потешки

Умница Катенька

Ешь кашу сладеньку,

Вкусную пушистую

Мягкую душистую.

Таких потешек у русского народа существует много, и все они, постепенно усложняясь, несут новую информацию в сознание ребёнка ведут к познанию богатств родного языка, народной поэзии.

Игра с пальчиками

Известно что всем детям нравятся «пальчиковые игры».Но кроме того, что они забавляют малыша. Они помогают взрослым развивать мелкую моторику и координацию движений, активизировать речевые навыки, память и мышление, пробудить творческое воображение и внимание. Кончики пальцев - есть второй головной мозг. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни. . Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.



Сказки

Сказки – это новелла, состоящая из цепи взаимно связанных, однотипных частей. Композиция сказки ( т.е. повторение эпизодов с нарастанием напряжения и усложнением действия) по сути своей – серия потешек, в которых присутствуют разнохарактерные персонажи, отличающиеся и внешними особенностями. Вместе с тем персонажи потешек являются типическими образами русской народной сказки, которые требуют художественного раскрытия, постепенного вхождения в мир народного искусства. Вот почему встреча ребёнка со сказкой должна предшествовать подготовительная работа, суть которой – постепенное формирование у него образного, художественного восприятия сюжетов, более глубоких по объёму и более глубоких по содержанию. Исследовательская работа с народным поэтическим словом для самых маленьких показала: детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать. Тогда постепенно по законам красоты «открывается» перед ними притягательная сила народного слова « чутьё языка».

Содержание первых сказок для детей направленно именно на пробуждение первых проявлений сочувствия, сопереживание душевному и физическому состоянию героя.(тянут – потянут, или пустите меня к себе жить.) Внешний зрительный эффект побуждает самых маленьких к возгласам, эмоциональным проявлениям в речи, которые возникают в момент заинтересованности.

Настольный театр

Здесь важно сформировать интерес к театру, заинтриговать ребёнка, привлечь его внимание. Такие показы глубже развивают у детей художественные способности, учат их понимать и переживать содержание литературных произведений.

Драматизация

Игра – драматизация даёт возможность каждому ребёнку действовать вместе с героем, сопереживать ему. Конечно, роль детей ещё мала, их реплики это скорее звукоподражание цыплятам, подражание движениям зайчика, лисички, но ведь и возраст в первой младшей группе всего два года.

Театр би – ба – бо.

Театр БИБАБО - это кладезь детского творчества! В маленьких ладонях персонажи оживают и высказывают эмоции самого ребёнка.  Внимательно наблюдая за играми ребенка с игрушками-артистами, вы можете безошибочно определить, что его тревожит, чем он огорчен, что его очень впечатлило

Кукольный театр

Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт возможность адаптироваться ему в социальной среде. Театр решает вопросы музыкально – эстетического развития детей, связанные с развитием речи, голоса, артистических способностей. Куклы творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности детей, корректируют их поведение.

Театр на фланелеграфе

Дети очень любят смотреть театр. Им он близок, понятен, доступен. Дети видят знакомые персонажи, которые ожили, задвигались, заговорили. Они стали еще привлекательнее и интереснее. Очень важно рассматривать воспитательное значение театра. Именно в этот период у ребенка начинают формироваться отношение к окружающему, характер, интересы. Очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия.

Подвижные игры с фольклорным текстом

Игры – забавы и хороводы несут элементы фольклора. Такие игры удовлетворяют потребность малышей в движении, в общении и в образном поэтическом слове. Сочетание движений со словом помогает ребёнку осознать содержание игры, что в свою очередь облегчает выполнение действий и вместе с этим развивает речь и память детей.


Таким образом, благодаря систематической работе с народным фольклором, дети приобщаются к художественному наследию нашей культуры, овладевают первоначальными речевыми навыками, улучшается характер адаптации ребёнка к условиям детского сада.

В перспективе мы планируем:

  • оформить театр потешек на фланелеграфе.

  • Пополнить предметно – развивающую среду группы новым оборудованием.

  • Обновить уголок ряженья.

  • Пополнять фонотеку малых форм фольклора.






Список литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Академия, 2008. 400с.

  2. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. Москва., 2007. 240с.

  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. 93 с.

  4. Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание.-2009.-11.-С.21-24.

  5. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. М.: Совершенство, 2009. 368с.

  6. Кравцов Н.И. Славянский фольклор. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. 264 с. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-2007.-4.-С.8-11.

  7. Рыбникова М.А. Загадка, ее жизнь и природа //Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю.Г. Круглов. М.: Высшая школа, 1986. С.176-185.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ