Конспект занятия по патриотическому воспитанию подростков по теме "Кубанские казаки"
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение школа-интернат с. Ванновского Тбилисского района
Краснодарского края
Конспект открытого занятия
по патриотическому воспитанию
подростков по теме:
«Кубанские Казаки»
Подготовила
Воспитатель
Коляда Вероника Александровна
с. Ванновское
2013 год
Цель: Выяснить уровень знаний учащихся, духовно-нравственного
воспитания предмета Кубановедение. Развивать познавательную деятельность учащихся, коррекция внимания, мышления, развития речи, уважительное отношение к истории Кубани.
Оборудование: Презентация о казачестве, наглядное пособие (казачья форма).
Словарная работа: Штаны, бешмет, сабля, кинжал, черкеска, сапоги, бурка, башлык, папаха, газырь.
Организационный момент:
а) Гимн Кубани
б) Стихотворение
Казаки да ехали, селами, станицами
Над Кубанью-рекою, пролетали птицами
Эх ты, степь Кубанская, эх ты, степь раздольная,
Эх ты, жизнь Казачья – да привольная.
Ход занятия
При упоминании слова «казачество» люди по-разному представляют себе его содержание. У некоторых возникает образ отважного воина, мужественного защитника Отечества, неутомимого труженика и заботливого хозяина. Другие вспоминают увиденные в детстве старинные фотографии из семейного альбома, ясные, уверенные глаза, лица с чувством собственного достоинства. Темное сукно черкески падает свободными складками, отливают серебром газыри с чернью и пояс с набором, рука крепко сжимает причудливо загнутую рукоять сине0серой шашки.
Мы много слышали и читали о казачестве, об их быте, боевых подвигах, но как у каждого народа у казаков есть свои заповеди, законы и традиции.
Казачество – братство людей, объединенных особым состоянием дух и сознания, нравственности. Казаки – народ, имеющий свою культуру, историю и память. Славное прошлое Казачества, дела и заветы предков дают нам право с гордостью сказать: «Слава Тебе, Господи, что мы казаки!»
В казачестве общее было всегда выше личного. Казаки всегда служили родной земле – Святой Руси, своему народу и своему государству.
Казаки! Мы – потомки и наследники великой духовно-нравственной культуры. Ребята какие вы знаете заповеди казаков? (Дети читают заповеди).
Честь и доброе имя казака дороже жизни.
Казаки все равны в правах. Помни: «Нет ни князя, ни раба, но все мы рабы божии!»
По тебе судят обо всем казачества и народе твоем.
Служи верно, народу, а не вождям.
Держи слово. Слово казака дорого.
Чти старших. Уважай старость.
Держись веры предков. Поступай по обычаям своего народа.
Погибай, а товарища выручай.
Будь трудолюбив, не бездействуй.
Береги семью свою. Служи ей примером.
Спасибо ребята, вы, молодцы! Думаю, вы многие знаете о казачьей удали и о подвигах кубанских казаков. И вот теперь давайте послушаем стихотворение кубанского писателя Ивана Вараввы «Турецкий дуб», которое было написано на основании легенды о том, что по обычаю предков, кубанский казак обязан был переслать на Кубань семена редких растений из страны, где он несет свою службу. Возвращаясь домой, казак привозил саженцы деревьев.
Ушёл кубанец от погони,
Бежал казак из дальних стран.
Угнал коня…
Да что там кони?!
Унёс из плена восемь ран.
Четыре рубленые раны
Горячей кровью изошли.
Четыре стреляные раны —
К живому сердцу подошли.
Упал казак у горной речки
К ногам буланого коня,
На степовом своем наречье
Судьбу и ворога кляня.
Была дорога в ночь одета,
Был отчий край,
Был дом далёк.
А под разорванным бешметом
Он вёз из Турции дубок.
Месил казак с землею порох,
Врачуя руки и бока.
Над головою слышал шорох
Того, нездешнего дубка.
На берегу с гнилого камня
Ногтями рвал сырые мхи
И непослушными руками
В них долго кутал корешки.
Его нашли в траве зеленой
С застывшим облаком в глазах.
Нашли дубок окровавлённый
И порешили:
— Свой… Казак!
И в той степи его зарыли,
А был тот парень жизнелюб.
И на краю сырой могилы
Раскрыл шатёр
Могучий дуб.
Хранит он давнее сказанье
Казачьей воли и судьбы.
И от него по всей Кубани
Пошли восточные дубы.
А теперь ребята рассмотрим обычай проводов казака на службу.
Военная служба составляла основу жизненного уклада казачества. Проводы играли важную роль в семейной обрядности. За некоторой время перед уходом в полк молодого казака освобождали от ежедневной работы по хозяйству. Он занимался подготовкой справы – коня и снаряжения. За день до проводов казаки съезжались на своих конях в центр станицы – к храму. Проводился молебен. На нем присутствовали атаман станицы и станичное правление, родители и родственники новобранцев, другие казаки. Вечером – проводы, на них казак лично приглашал станичников. Гости приносили с собой подарки: рубашку, бритву, мыло, продукты. Мать или крёстная перевязывала казака крест-накрест рушником. Девушки прикалывали к его черкеске платки, к папахе – красную ленту. Невеста дарила вышитый кисет для табака. Казак должен был каждому поднести чарку с вином. Гости высказывали свои добрые пожелания: благополучной дороги, успешной службы, счастливого возвращения. Отслужившие казаки передавались воспоминаниям о своей молодости. Беседы сменялись старинными походными песнями.
Утром гости вновь сходились ко двору уходящего на службу казака.
После завтрака родители благословляли сына иконой и хлебом-солью, вешали на шею медальон с изображением Георгия Победоносца, вручали узелочек с родной землей. Остальные в это время читали Отче наш или пели «Многая лета».
Первым со двора выходил казак, потом родители, жена, которая вела коня и гости.
Неженатому казаку коня выводила сестра или младший брат. На улице казак кланялся на четыре стороны, снимал с себя два платка или рушника и бросал один вперед, другой назад – чтобы не остался на чужбине и вернулся домой. В линейных станицах женатый казак, сидя в седле, надевал жене черную шаль. Женщина носила её в праздничные дни на протяжении всей службы мужа. В каждой станице было место, откуда казаки отправлялись в далекий поход: «Прощальная балка(овраг), Провожальный Дуб, Ридна могылка»…Здесь все выпивали по чарке – за благополучную дорогу, успешную службу и за счастливое возвращение.
Физкультминутка:
Казак утром встал, потянулся, руки вверх, вниз, в стороны.
Оделся (наклоны вправо, влево, приседания).
Запрыгнул на коня(прыжки).
Поехал в поле на сенокос(ходьба на месте, повороты влево, вправо).
Молодцы! А теперь давайте ознакомимся с краткой характеристикой казачьей формы.
Во время службы казаки носили одежду утвержденного по цвету и покрою образца. Первое время форменной одежде частей черноморских казаков сочетались элементы одежды кавказских горцев и запорожских казаков. Рукава черкески отброшены за спину. Конный казак был одет в короткую черкеску, застегнутую на крючки, а пеший – в более длинную черкеску. Бешмет, шаровары, шапка, одинаковы у пешего и у конника. Линейные казаки в середине 19 века насилии черкеску и шапку с суконным конусообразным верхом, с меховой опушкой. Штаны насилии и заправленными в сапоги и поверх сапог.
Во второй половине 19 века после реорганизаций черноморского и линейного войска в кубанское казачье войско вводится и единообразие форменной одежде кубанского казачества. Парадную одежду кубанского казака второй половины составляли: рубаха, штаны, бешмет, черкеска, ноговицы, шапка, бурка, башлык.
Рубашка кавказская – с прямым воротом, с застежкой на мелкие пуговицы. Шили из шерсти, тонкого сукна длиной, как бешмет. По талии опоясывалась узким, длинным ремешком.
Штаны суконные – синие или черные, шитые по форме.
Бурка – черная, серая, бурая из толстого ворсистого сукна надевалась поверх черкески в дорогу или вообще в холодную погоду.
Погоны – неотъемлемая часть одежды казака строевого возраста. Обязательно носилась казаком до выхода «на льготу». Офицерские погоны, галуны и шевроны разрешалось носить пожизненно.
Бешмет – в ряде станиц - Кореновской, Ново-Титаровской – и в настоящее время бешмет называют балахоном. Бешмет, стеганный на вате, имел свободный покрой, длину ниже колен. Шили его обычно из покупной ткани – сатина синего или коричневого в белую полосочку. Верх и подкладку простегивали вместе с ветошью. Стеганые бешметы носили старые казаки или служивые казаки дома без черкески. Мальчика носили такие бешметы в холодное время.
Черкеска- суконная черная, серая одежда длиной ниже колен, с металлическими газырями на груди. Черкеска облегала корпус до талии, а ниже расходились фалдами; без воротника, спереди ворот вырезан треугольником так, чтобы был виден бишмет; рукава длинные, широкие, вздергивали на руке, чтобы видны были рукава бешмета позднее шили рукава черкески с отворотами из такого же материала, как бешмет. Поверх черкески на поясе носили в ножнах кинжал и саблю.
Ноговицы- (сапоги) шили из мягкого тонкого войлока чулком. На ноговицы надевали чувяки, кожаные с каблучком, облегающие ногу, или юфтовые сапоги домашнего пошива или сшитые по заказу. Считалось что ноговицы очень красят казака- «Идет казак как подметенный» - говорили в народе.
Шапка (папаха) – до середины 19 века у казаков линейцев и черноморцев имело различие по виду. Со второй половины 19 века введено единообразие и головной убор кубанских казаков состоял из шапки – папахи, сделанной из шкурки черного молодого ягненка – «курпия». Папаха имела высоту 4 вершка, с красным суконным верхом и отличительными нашивками по суконному верху.
Башлык – наделен был символическим значением. В зависимости от того, как повязывался, можно было узнать возраст казака: завязанный на груди означал, что казак отслужил срочную службу; перекрещенный на груди – следует по делу; концы, заброшенные за спину, - свободен, отдыхает от службы.
На снаряжение конного казака расходовалось около 300 рублей, пешего – около 120 рублей. Редкая семья самостоятельно могла снарядить конного казака. Выдаваемое станичным обществом пособие надо было выплачивать. Нередко станичное правление принудительно взыскивало сумму пособия с казака, и семье приходилось продавать имущество, а чаще самое ценное для хозяйства – рабочий скот. После снаряжения казака иная семья долго не могла оправиться. Не мало было таких казачьих семейств, в которых сына женили в чужой одежде и обуви, так как жених не имел своей хорошей черкески, бешмета и сапог.
Игра. «Что нужно казаку в поход?»
Дети стоят полукругом. Ведущий бросает одному из мяч и называет вещи, которыми пользуется казак. Дети возвращают мяч, и говорят , для чего она нужна.
Итак, ребята подводя итог нашему занятию сделаем вывод:
Казаки помнят главные заповеди, заповеди предков и восклицают с гордостью: «Слава тебе, Господи, что мы – казаки!» Казак всегда подчеркивал и выделял триаду: «Казаком надо родиться! Казаком надо стать! Казаком нужно быть! Тогда обретешь Царствие Небесное и славу в потомках!»
Недаром наши предки много столетий назад узаконили написание самого имени КАЗАК так, чтобы оно одинаково читалось как справа налево мусульманами, так и слева направо христианами, чтобы все независимо от знаний и веры, правильно понимали, что такое казачество. Казаки всегда служили родной земле – Святой Руси, своему народу и своему государству.
И очень важно с детских лет научиться уважать и чтить память, помнить трудовую и боевую славу нашего народа, нашей родной Кубани.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
ru.wikipedia.org/wiki/Гимн_Краснодарского_края
newsryazan.narod.ru/zapowed.htm
ppt4web.ru/mkhk/odezhda-kubanskikh-kazakov.html
www.klassnye-chasy.ru/klassnyy-chas-kuban-mnogonacionalnaya
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ