Урок на тему "Работа с родителями по организации познавательной деятельности детей средствами экспериментирования"

Работа с родителями

по организации познавательной деятельности детей средствами экспериментирования.


Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными творческими личностями, а это во многом зависит от нас взрослых.

Ребёнок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес, к различного рода исследовательской деятельности, в частности к экспериментированию. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы: «Как?» и «Почему?»


В соответствии с законом РФ «Об образовании», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка».


В связи с этим важное место в деятельности дошкольного учреждения отводится работе с родителями: повышению их правовой и психолого-педагогической культуры; созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду; выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребёнку с учётом его самобытности, дарования, возрастных особенностей.

Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы человека интеллектуально развитого, человека, который будет жить в XXI веке .


Проблема развития самостоятельности привлекала и продолжает привлекать внимание многих исследователей. Актуальной остаётся на сегодняшний день мысль философов том, что лучший путь образования человека – развитие его самостоятельной мыслительной деятельности.

Одна из важнейших характеристик мыслительной деятельности детей –её самостоятельность, проявляющаяся не только в умении дошкольника без помощи взрослого решать задачи, но и умение самостоятельно ставить новые цели и достигать их в процессе поисковой деятельности.

На современном этапе детское экспериментирование является весьма продуктивным способом развития мыслительной деятельности, поскольку предоставляет ребёнку возможность действовать самостоятельно и в ходе реальных преобразований направлять свои действия на получение новых знаний.

Педагоги должны стать для родителей компетентными помощниками при создании не только предметной среды, но и ознакомления с разными формами работы по экспериментальной деятельности.

В работе с родителями мы используем как традиционные формы

Родительские собрания,

Консультации ( темы: «Как организовать и провести простейшие эксперименты», «Домашняя лаборатория», «Как учить ребёнка измерять», «Как учить конструировать», «Как вести познавательную беседу, читать познавательную литературу, смотреть познавательные видео- и теле программы»)

, Беседы, общая лекция об особенностях познавательной деятельности ребёнка соответствующего возраста с рекомендациями по созданию развивающей среды дома, памятки для каждой семьи с кратким резюме содержания лекции, подбор справочного материала и размещение его на стенде для родителей, библиотечка для родителей, семинар практикум по организации исследовательской деятельности ребёнка.


Опыт показывает, что современные родители отдают предпочтение нетрадиционным формам обучения и взаимодействия, например таким, как деловые игры, круглый стол, дискуссии, практические занятия, тренинги. («Организация наблюдения живых объектов в природе», «Проведение простейших экспериментов, исследовательской деятельности с ребёнком»)

Семейные проекты: например «Семейная коллекция».

Родители с удовольствием откликаются на такие формы взаимодействия, которые предполагают неформальное общение в группе: дискуссии. Обсуждением могут стать темы: «Семейный досуг для любознательных», «Мы идём в музей».

При участии родителей создали в группе «Уголок экспериментирования» с набором разнообразных предметов и вещей окружающего мира.

Предложили родителям посещать вместе с детьми Краеведческий музей города, знакомить с полезными ископаемыми, минералами нашего региона.

Все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях: педагог – родитель; педагог – ребёнок – родитель.

При выборе форм общения с родителями надо помнить: нам следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов.

Например при организации родительского собрания на тему «Развитие самостоятельности у детей средствами экспериментирования» мы провели предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанного с экспериментальной деятельностью. Целью анкетирования было выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей. Были розданы памятки для каждой семьи «Что нужно делать для поддержки интереса детей к познавательному экспериментированию» Родительское собрание можно начать с КВН между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировать вместе с родителями данное мероприятие, сделать выводы:

  1. Экспериментирование, производимое собственными руками, поможет детям самостоятельно выявить и осознать основные свойства и отношения изучаемых объектов.

  2. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поисковым действиям и способствует смелости и гибкости детского мышления.

  3. Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

  4. в процессе детского экспериментирования у детей проявляется самостоятельность, дети учатся:

видеть и выделять проблему;

- принимать и ставить цель;

-решать проблемы

- анализировать объект или явление;

- выделять существенные признаки и связи;

- отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности

- осуществлять эксперимент

- делать выводы.

5. Экспериментальная деятельность является условием для развития самостоятельности у детей.

Ещё одна форма работы с семьёй – педагогические ширмы, в которых родители должны получить ответы на интересующие их вопросы. Например: что рассказать ребёнку, на что обратить внимание, чему научить его. Здесь же воспитатель предлагает родителям серию вопросов, которые они будут решать вместе с ребёнком дома на природе. В ширме хорошо помещать и логические задачи, решать ,которые дети могут самостоятельно или с помощью взрослого например на асфальт, после сильного дождя выползло много дождевых червей. Почему? Что ты будешь делать?

Очень важно, чтобы педагоги и психологи детского сада сами были готовы к неформальному, живому контакту с семьями своих воспитанников.





Используемая литература:

1. Журнал «Ребёнок в детском саду»№1 2005г.

2. Журнал «Ребёнок в детском саду2№6 2003г.

3. О.В. Дыбина «Творим, измеряем, преобразуем»



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ