Консультация для родителей "Воспитываем добро"
Республика Мордовия
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 9 комбинированного вида г. Рузаевка
Консультация для родителей:
« Воспитываем добро»
подготовила: Калинкина Юлия Анатольевна, воспитатель
Рузаевка, 2010 год
Методические рекомендации: данная работа предназначена для воспитателей детских садов в качестве консультации для родителей. В период развития детей дошкольного возраста изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей. Взрослый становится не просто помощником в манипуляциях ребенка, но и участником его деятельности и образцом для подражания. Цель работы: обеспечить эмоционально- нравственное развитие личности; помочь родителям осознать особое значение раннего периода в жизни ребенка; побуждение ребенка к доброжелательным отношениям со взрослыми и сверстниками, воспитание любви, бережного и доброго отношения ко всему живому.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли».
Н.И. Пирогов
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня , - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, великодушии, милосердии, справедливости. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Особенностями дошкольного возраста является эмоционально окрашенное восприятие материала, наглядно- образное, наглядно-чувственное восприятие окружающего мира. Особое значение в этот период для того, чтобы ребенок был добрее к окружающему его миру, имеет регулярное общение с природой, людьми , построенное на ее сенсорном восприятии. В настоящее время, такой контакт, в условиях города, занятости родителей на работе, нежелание и неумение взрослых показывать доброжелательное отношение к другим людям, природе, крайне ограничен. Необходимость доброго и бережного отношения к природным объектам обосновывается исключительно с точки зрения пользы для человека.
Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семьи должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи, нужно быть добрее и терпеливее друг к другу, ко всем членам семьи, к своим близким, знакомым. Нужно постараться быть добрее не только к людям, но и к животным, насекомым, деревьям, растениям; на примере взрослого учится и ребенок, то есть то, как поступаете Вы, так будет поступать и Ваш ребенок. Надо постараться воспитать гуманное отношение к окружающему миру.
Продолжается разрушение института семьи: через так называемое «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей. Необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Добро – понятие нравственности, противоположное явлению зла, обозначающее движение к безвозмездной помощи ближнему. Добро как намерение должно функционировать только не по принуждению воли. Выигрышное схождение обстоятельств не считается добром. В отличие от зла, добро не выражается только волей к добру, поэтому такая воля может быть корыстной, а значит независимой по отношению к нравственности. Истинное добро должно быть безвозмездным. В обычном смысле этот термин принадлежит ко всему, что получает у человека хорошую оценку, или ассоциируется со смехом, радостью и светом.
Существует огромное количество пословиц и стихов о добре, и это не только в нашей стране, но и в других странах, например такие:
- учись доброму, так худое на ум не придет (русская пословица)
- все любят добро, да не всех любит оно (русская пословица)
- жизнь дана на добрые дела (русская пословица);
- сделай добро и закинь в море: рыбы не узнают, кто сделал - Господь узнает (курдская пословица);
- кто зло делает для себя, кто добро делает – тоже для себя (абхазская пословица);
- нет добра в твоей душе – обрети хотя бы добрый вид (индийская пословица);
- хочешь мне добра – сделай его в мой черный день (осетинская пословица);
- доброе намерение уже само по себе что-нибудь стоит (английская пословица);
- доброта сердца – лучше щедрости (таджикская пословица)
- желающий добра подобен делающему добро (арабская пословица).
Много и стихов о добре, например таких:
«Добрых людей, как всегда не хватает»
«Добрых людей, как всегда не хватает,
Добрых людей, как всегда ,дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые – щедро больным помогают,
Добрые дарят тепло и уют,
Добрые в ногу со слабым шагают
И никакого «спасибо» не ждут».
Генрих Акулов.
« Оправдание добра»
«Я, возможно, найду позитивный момент
В том, что делаю людям я зло.
Но не проще ли честно признаться себе,
Что добро все же лучше: оно ведь добро».
В.С. Соловьев.
«Сейте разумное, доброе, вечное!
Сейте! Спасибо Вам скажет сердечное
Русский народ!»
Николай Некрасов
Дмитрий Сергеевич Лихачев так писал о добре:
« По моему глубокому убеждению, добро и красота едины для всех народов. Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата». Назвать добрый поступок «глупым» можно только тогда, когда он явно не мог достигнуть цели или был «лжедобрым», ошибочно добрым, то есть не добрым. Повторяю, истинно добрый поступок не может быть глуп, он вне оценок с точки зрения ума или не ума, тем добро и хорошо».
Итак, как же сформировать у детей гуманное отношение к людям и природе, ведь оно начинается с раннего возраста. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям, животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, доброту, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи взрослых.
Главное в это время проявлять к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям ( улыбнулся, отдал игрушку, покормил птичку и т.д.), обучать способам выражения сочувствия , внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться и т.д.). Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательность по отношению ко взрослым, детям, животным ,и тем более подкреплять эти действия положительной оценкой (малыш бьет маму по- лицу, а та радуется и смеется). Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что – отрицательную.
Усвоив норму поведения, ребенок начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником, чем самим собой.
Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом : «нельзя обманывать взрослых», «маленьких обижать нельзя» и т.д., то есть дети констатируют, что можно, а чего нельзя. Учите детей доброте всегда и везде. Бывает и так, родители вкладывают всю душу в ребенка, а тот остается к этому безучастным. В таких случаях надо предлагать ему самому высказываться, чтобы понять, чувствует ли он красоту вокруг, каково его образное восприятие. Мальчик видит ландыш и кричит : «Мама, посмотри, какой ландыш!» - «Какой же?» - спрашивает мама. «Нежный, душистый». Хорошо вспомнить стихотворение Е.Серовой «Ландыш».
«Родился ландыш в майский день, и лес его хранит;
Мне кажется, его задень – он тихо зазвенит.
И этот звон услышат луг, и птицы, и цветы …
Давай послушаем, а вдруг услышим, я и ты?
Вкладывая в юного человека понятия добра и зла, невозможно обойтись без художественной литературы. Побольше читайте ребенку рассказов, сказок и хорошо бы после прочтения обсудить с ним, о чем Вы прочитали, кто из героев плохой, а кто хороший, почему? Как следует поступать, а как нельзя? и т.д. Необходимы разговоры с детьми о состояниях, переживаниях героев, животных, о ребятках с соседнего двора, о характере поступков, о совести, о сложности разных ситуаций. Но, воспитывая добрые чувства, необходимо вызвать у ребенка и негативное, нетерпимое отношение к плохим качествам: грубости, жестокости, жадности, вызвать к ним негодование, осуждение. Объясните, что ради забавы нельзя мучить животных, насекомых, рвать и топтать растения и цветы – они не в состоянии защитить себя. Учите пресекать жестокое обращение среди сверстников. Будьте терпеливее и обязательно должно все получиться.
Итак, ребенку не нужно только рассказывать о том, что надо быть добрым, ему надо это еще и показать, и доказать, например, с помощью ухода за домашними животными и растениями. Купите вместе с ребенком, например хомячка, пусть он сам себе выберет питомца, даст ему имя. Расскажите, как правильно за ним ухаживать чем кормить. Делайте это вместе с ребенком, чтобы он понял и почувствовал доброе и заботливое отношение к животному. В группах детского сада можно собрать команду по защите добра, с одноименным названием. Предлагаю сделать карточки защитников, вырезать из картона прямоугольник, написать на нем «защитник добра», на другом «защитник добра. Командир». В команде должно быть не менее 4 человек, каждый день в течение недели, «защитники добра» должны будут делать только добрые дела. Через неделю другие дети станут «защитниками». Воспитатель должен будет оценить, у кого лучше получилось. Так опыт добрых дел одной группы может перейти в другую, это поможет детям быть внимательнее друг к другу и соответственно добрее.
Надо проводить беседы с ребенком и найти ответы на такие вопросы:
- Как твои добрые дела помогают маме, папе, дедушке, бабушке и т.д.?
- Какие дела и поступки нравятся твоим родным?
- Какие добрые дела ты делаешь: утром, днем, вечером?
Также можно предложить ребенку вместе с папой, мамой, бабушкой или дедушкой, сестренкой или братиком нарисовать рисунок и озаглавить его так « Мой брат – мастер добрых дел!» и т.д.
Можно дома или в группе детского сада сделать 2 копилки. Первая копилка «добрых дел», вторая - «копилка плохих дел». Для этого нужно взять, например, два одинаковых пластмассовых стаканчика, на одном написать «добрые дела», на другом «плохие дела». Вырезать фишки черного и белого цвета. Целую неделю за каждое доброе дело класть в копилку «добрых дел» белую фишку, а в копилку «плохих дел» - черную. В конце недели подвести итог. Надеюсь, у Вашего малыша будут только добрые дела.
Наконец, хочется прочитать стихотворение Е.Евтушенко:
«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя».
Список литературы:
Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном.- Москва, Детская лит-ра., - 1989 год.
Л.М. Попов, О.Ю. Голубева, Уст.,» Добро и зло в этической психологии личности», - институт психологии РАН, -2008 год.
Н.А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду», Москва: Карапуз, 2000 год.
Г.А. Ягодин. «Воспитать гражданина планеты», журнал «Обруч»,№2, 1997 год.
Л. Фесюкова. «Нужна ли дома волшебная палочка?», - журнал «Обруч, №3, 2004 год.
Н.Светлова. «Арифметика для овечек»,- журнал «Обруч»,№3, 2004 год.
В.М. Мокиенко, Т.Г. Никитина, Е.Н.Николаева,- «Большой словарь русских пословиц», - Москва,»Олма Медиа Групп, -2010 год.
«Золотые пословицы и поговорки разных народов мира, коллектив авторов, Москва, 2000 год.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ