Коррекционно-развивающая программа для учащихся 1-ых классов общеобразовательной школы «Здравствуйте»


Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №232 Адмиралтейского района

Коррекционно-развивающая программа

для учащихся 1-ых классов общеобразовательной школы

«Здравствуйте»

(10 часов)














Автор-составитель:

Педагог-психолог

ГБОУ СОШ №232

Модзалевская Н.К.


Санкт-Петербург

2014 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Многие дети, даже те, которые имели опыт коллективного общения со сверстниками в детском саду, теряются, попав в школу. И это не удивительно, ведь каждому из них нужно время, чтобы привыкнуть к роли школьника, к учебе и к новому коллективу.

Ведущую роль в процессе адаптации к школе играет способность ребенка к взаимодействию с педагогами и сверстниками. В последние годы наибольшие трудности возникают у детей и учителей в формировании именно коммуникативных умений. В первую очередь, это связано с особенностями современных первоклассников:

  • У детей большие различия паспортного и физиологического развития.

  • Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.

  • У детей обширная информированность практически по любым вопросам, она совершенно бессистемна.

  • У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение.

  • Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими.

  • У современных детей более слабое здоровье.

  • Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. [3]

И как следствие - дети приходят в школу, не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.

Причинами трудностей в межличностных отношениях первоклассников в адаптационный период являются:

  • Неготовность к взаимодействию со сверстниками;

  • Неумение совместно действовать, неготовность сотрудничать в больших группах;

  • Плохое знание детьми друг друга: многие учащиеся не умеют общаться с мало знакомыми сверстниками, избегают совместной деятельности с ними;

  • Достаточно высокий уровень детской тревожности, характерный для первых недель учебы в новом коллективе. [13]

Учитывая, что внедрение ФГОС предполагает приоритет личностных результатов над предметными, особенно актуальной становится задача: формирование основ взаимодействия с педагогами и сверстниками. [10] Представленная программа создана для оказания помощи учителю со стороны психолога в решении данной задачи.

Программа предназначена для работы с учениками первого класса общеобразовательной школы. Группа формируется на основе добровольного согласия на участие детей в реализации программы со стороны родителей учащихся; формируется на базе класса.



  1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ

Цель:

Формирование у первоклассников коммуникативных универсальных учебных действий.

Для достижения поставленной цели в ходе реализации программы решались следующие задачи:

  1. Гармонизация психоэмоционального состояния учащихся 1-го класса.

  2. Расширение знаний и представлений друг о друге.

  3. Овладение основными правилами общения.

  4. Формирование положительного отношения к себе, к школе, педагогам, одноклассникам.


  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ

    1. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Продолжительность занятий:

Программа рассчитана на 10 часов (по 1 академическому часу продолжительностью в 35 минут, в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, установленными для учащихся 1-ых классов [7]; из них отводится на теоретическое освоение знаний 0,2 ч. и 0,8 ч. - на практические занятия).

Тематическое планирование курса


Темы занятий

Практика

Теория

Всего

1

Знакомство. С Днем рождения, группа! Входная диагностика.

0,8 ч

0,2 ч

1 ч

2

Я знаю, как тебя зовут

0,8 ч

0,2 ч

1 ч

3

Давайте познакомимся поближе

0,8 ч

0,2 ч

1 ч

4

Магия имени. Первое правило общения.

0,8 ч

0,2 ч

1 ч

5

Будь внимателен к тем, кто тебя окружает. Второе правило общения.

0,8 ч

0,2 ч

1 ч

6

Ежели Вы вежливы. Третье правило общения.

0,8 ч

0,2 ч

1 ч

7

Умей слушать и будешь услышанным. Четвертое правило общения.

0,8 ч

0,2 ч

1 ч

8

Умей поставить себя на место другого. Пятое правило общения.

0,8 ч

0,2 ч

1 ч

9

Пять ключей общения. Закрепление и обобщение изученного.

1 ч.

0

1 ч.

10

Заключительная диагностика

1 ч.

0

1 ч.

ИТОГО

6,4 ч.

2,6ч.

  1. .


    1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Занятие 1: «Знакомство. С Днем рождения, группа! Входная диагностика».

Организационный этап: представление педагога-психолога детям; рассказ о том, чем дети совместно со взрослым будут заниматься на занятиях.

Упражнение: «Ярмарка имен», направлено на выяснение, сколько детей в классе знакомы между собой и как произошло это знакомство.

Игра в круге с «гостем» (пальчиковой куклой): «Позвольте представиться»; цель игры – предоставление возможности каждому ребенку называть свое имя гостю и, если знает, рассказать о том, кто из родственников дал ему это имя.

Первичная диагностика:

  1. Выявление психоэмоционального состояния – «Палитра цвета» (в основе цветовой тест Люшера).

  2. Для определения стилей и эффективности коллективного взаимодействия – экспресс-методика «Репка»;

  3. На определение уровня межличностных отношений - диагностические упражнения: «Узор в полосе».

  4. На выявление отношения к школе, учителю; общительность отгороженность – модификация методики Р.Жиля

Разучивание и исполнение танца: «Приветствие»; цель – создание позитивной психо-эмоциональной атмосферы, приобретение позитивного отношения между партнерами.

Релаксация; направлена на стабилизацию процессов торможения и возбуждения, подготовка к отсоединению.

Рефлексия: При выходе из кабинета каждый кладет жетон в коробочку с логотипом эмоционального состояния на занятии.


Занятие 2: «Я знаю, как тебя зовут».

Настройка, введение в атмосферу занятия: упражнение в круге «Ёжик - ёжик»; цель – представление по имени, запоминание имен

Беседа о том, для чего важно знать имена друг друга

Упражнение: « Имя - движение»; цель – запоминание имен.

Музыкальная игра: «Паровозик»; выполняется в трех командах; цель: запоминание имен, готовность работать по правилам.

Релаксация.

Рефлексия: Передавая друг другу куклу, дети ей и всем рассказывают, какое у них настроение после занятия и что им понравилось больше всего.

Занятие 3: «Давайте познакомимся поближе».

Настройка, введение в атмосферу занятия: проводится в форме упражнения на деление по группам с использованием геометрических фигур: «Цвет, форма, размер»: трижды оказавшись во вновь сформированной группе, дети здороваются с каждым её членом, называя друг друга по имени, выполняя приветственный жест, заданный педагогом. Цель: знакомство с приемами деления на группы, запоминание имен.

Беседа о том, для чего люди делятся информацией о себе друг с другом.

Упражнение: «Мы разные, но у нас много общего». Направлено на сплочение, расширение представлений друг о друге и формирование позитивного отношения друг к другу.

Игра с мячом в круге: «Дарю свою любимую игрушку другу».

Подвижная игра: «Волшебная кнопка». Цель игры: узнать об увлечении у, как можно, большего количества детей. Условие (дети свободно передвигаются по помещению): нажать на волшебную кнопку (на плече) можно только после того, как назовешь партнера по имени.

Релаксация.

Рефлексия: Диагностическое упражнение: «Цвет моего настроения»: на диагностических листах дети раскрашивают изображенную фигурку домика.

Занятие 4: «Магия имени. Первое правило общения».

Настройка, введение в атмосферу занятия: упражнение в круге: «Передай движение, звук, слово, жест».

Знакомство с первым правилом общения: «Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же».

Беседа о том, для чего человеку нужно имя. Как правильно обращаться к людям разного возраста. Что такое отчество.

Подвижное упражнение в группе: «Краш-бум-банг»; цель – формирование привычки называть партнеров по имени в процессе общения.

Игра: «В гости к любимым героям»: цель – использование имени как условия позитивного общения: ребята по картинке узнают любимого героя, называют его имя и выполняют задание от него (танцуют для него танец «Приветствие», хором произнося скороговорку, проводят «минуту непослушания» и т.п.).

Упражнение: «Цвет моего имени»: на заранее подготовленной карточке дети раскрашивают свое имя и вокруг рисуют узор; цель – позитивное отношение к себе, повышение самооценки через имя.

Релаксация.

Рефлексия: При выходе из кабинета каждый кладет жетон в коробочку с логотипом эмоционального состояния на занятии.

Занятие 5: «Будь внимателен к тем, кто тебя окружает. Второе правило общения».

Настройка, введение в атмосферу занятия: «Поздоровайся локтями»: участники здороваются, соприкоснувшись локтями.

Знакомство с правилом общения: «Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя».

Беседа о том, что значит внимание и уважение к окружающим, как оно выражается.

Упражнение во внутреннем и внешнем круге: «Комплименты»; цель – формирование позитивного отношения друг к другу.

Работа в парах: знакомство с приемами взаимомассажа малыми мягкими мячами; цель – формирование заботливого отношения между одноклассниками.

Музыкальная игра: «Вместе весело живется, делай так …»; цель – формирование позитивного отношения к коллективному взаимодействию.

Релаксация.

Рефлексия: Передавая друг другу куклу, дети ей и всем рассказывают, какое у них настроение после занятия и что им понравилось больше всего.

Занятие 6: «Ежели Вы вежливы. Третье правило общения».

Приветствие и введение в атмосферу занятия на коллективное взаимодействие: передай движение по кругу: хлопок правой рукой, слово: «Привет!», поклон со скрещенными на груди руками.

Знакомство с правилом общения: Будь вежлив, и у тебя будет много настоящих хороших друзей.

Минилекция о происхождении слова «вежливость», о классификации вежливых слов, примеры слов приветствия, прощания, извинения, благодарности.

Коллективная игра с элементами театрализации: «Вежливая скорая помощь для сказочных и мультяшных героев»; цель – формирование умения использовать вежливые слова на практике.

Подвижная игра: «Проделки Снежной королевы»: цель – введение в активный словарь вежливые слова; для проведения игры дети делятся на три группы: каждая группа по очереди танцует, веселится; по сигналу королевы замирает. Остальные участники могут разморозить ребенка вежливым словом. Условие: нельзя повторять одни и те же слова в раунде.

Релаксация

Рефлексия: При выходе из кабинета каждый кладет жетон в коробочку с логотипом эмоционального состояния на занятии.

Занятие 7. «Умей слушать и будешь услышанным. Четвертое правило общения».

Приветствие: Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах.

Введение в атмосферу занятия: упражнение «Гомеостаз» (счет до 10); направлено на сплочение группы.

Знакомство с правилом общения: Умей внимательно слушать другого, и ты сможешь узнать много нового. Выявление обязательных условий для того, чтобы услышать информацию: желание услышать, тишина, внимательность.

Подготовительная работа: упражнения: «Минутка тишины. Минутка непослушания. Минутка «вежливой» гимнастики (упражнение выполняется только после вежливого слова).

Игра: «Испорченный телефон».

Подвижная игра: «Стог, тропинка, кочка»; цель – разрядка, включение двигательной активности.

Парное упражнение: «Интервью» (дети рассказывают о составе семьи).

Релаксация.

Рефлексия: Передавая друг другу куклу, дети ей и всем рассказывают, какое у них настроение после занятия и что им понравилось больше всего.

Занятие 8: «Умей поставить себя на место другого. Пятое правило общения».

Приветствие: поздороваться спинками и ладошками. Введение в атмосферу занятия : игра: «Запаздывающая гимнастика».

Знакомство с правилом: Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его. Беседа о том, что значит поставить себя на место другого.

Упражнение: «Сядьте так, как …»: цель – формирование эмпатии, умения поставить себя на место другого; (например: ребенок, получивший подарок, о котором долго мечтал; пропустивший гол в ворота; смотрящий смешной мультик; ударивший товарища и т. п).

Парная игра: «Дистанционное управление»: цель: формирование согласованного и продуктивного взаимодействия в паре (ребенок словесно управляет движениями своего партнера, у которого закрыты глаза при преодолении препятствий).

Релаксация.

Рефлексия: Рассказ кукле о своем настроении после занятия.

Занятие 9: «Пять ключей общения. Закрепление и обобщение изученного».

Танец: «Приветствие» (освоенного на первом занятии).

Сообщение о том, пришло время проверить, как ребята усвоили правила общения и могут применять их на практике. Сегодня после каждого упражнения они будут говорить о том, какие правила применяли для того, чтобы всем было интересно, весело и комфортно.

Работа в парах: взаимомассаж мягкими мячиками; упражнение: «Жонглеры» выполняется сначала в парах, затем – в четверках.

Упражнение: «Артисты» (команда делится на две группы, команды выстраиваются в шеренгу в противоположных сторонах помещения, участники групп движутся навстречу друг другу, выполняя команду педагога, встретившись, группы меняются ролями и продолжают движение; например: волк – заяц; лев – пантера; мышь – кошка и т. п.).

Коллективная игра в круге: «Вместе весело живется – делай так …», направлена на сплочение и формирование позитивного отношения к групповому взаимодействию.

Игра: «Узнай по голосу и назови по имени», направлена на формирование внимательного отношения друг к другу.

Диагностическое упражнение в парах «Варежка»; цель – определение стиля взаимодействия в парах.

Релаксация.

Рефлексия: При выходе из кабинета каждый кладет жетон в коробочку с логотипом эмоционального состояния на занятии.

Занятие 10: Заключительная диагностика

Приветствие: передай движение по кругу.

Для определения стилей, уровня и эффективности коллективного взаимодействия – экспресс-методика «Репка»; диагностические упражнения: «Узор в полосе» (работа в парах); «Собери картинку из пазлов» в (работа в четверках).

Для определения отношения к школе, учителю; общительность отгороженность – модификация методики Р.Жиля.

Разучивание танца в круге: «Буги-вуги», направлена на снятие усталости и усиления двигательной активности (проводится в промежутках между диагностиками).

Релаксационное упражнение: «Дождь» с последующим обсуждением: выявление эмоционального состояния во время нахождения с закрытыми глазами. Класс делится на две группы. Упражнение выполняется в два этапа: одна группа под музыку и словесное сопровождения педагога выполняет упражнение, другая – слушает с закрытыми глазами. Затем, группы меняются местами.

Рефлексия: Диагностическое упражнение: «Цвет моего настроения»: на диагностических листах дети раскрашивают изображенную фигурку домика.

    1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОЙ МЕТОДИКИ ПОСТРОЕНИЯ КУРСА

В ходе занятий используются групповые и индивидуальные формы работы, применяются психолого-педагогические технологии: здоровьесберегающие технологии, направленные на восстановление равновесия между процессами возбуждения и торможения и снижение двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление, стабилизация эмоционального состояния); обучение в сотрудничестве, обучающие игры, объяснительно-иллюстративные технологии, технология развивающего обучения.

Каждое занятие состоит из пяти этапов. Первый этап – организационный. На этом этапе осуществляется приветствие и настройка на совместную деятельность. Второй этап – ознакомительный, в его задачи входит знакомство с темой занятия и теоретическими материалами по изучаемому вопросу. Третий этап – практическая деятельность. На этом этапе, используя игры и тренинговые упражнения, воспитанники учатся применять полученные знания на практике. Четвертый этап – релаксационный, направлен на стабилизацию и установление равновесия между процессами торможения и возбуждения.

Пятый тап – рефлексия и диагностика эмоционального состояния ребенка во время проведенного занятия.

Рекомендуемый стиль общения – авторитарно-демократический. Данный выбор обусловлен целями и задачами, которые планируются и программируются педагогом. Педагогическое общение предполагает уважение личности ребенка, строится на основе дружеского, заинтересованного расположения к детям


  1. ПАРАМЕТРЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДИАГНОСТИКИ

3.1. Вопросами теоретического характера, выступающими основой для рассмотрения во время занятий являются основные правила общения [9]:

  • Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же.

  • Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя.

  • Будь вежлив, и у тебя будет много настоящих хороших друзей.

  • Умей внимательно слушать другого, и ты сможешь узнать много нового.

  • Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его. Беседа о том, что значит поставить себя на место другого.

3.2. В программе представлены два вида заданий, решаемых по образцу:

Упражнения с использованием приема копирования:

  • Все упражнения, направленные на ведение в атмосферу занятия;

  • Танцы «Приветствие», «Буги-вуги»;

  • Взаимомассаж и упражнение «Жонглеры».

Упражнения, выполняемые по заданному алгоритму или инструкции:

  • Игры по правилам: «имя – движение, паровозик, мы разные – но у нас много общего, краш-бум-банг, узнай по голосу – назови по имени»,

  • Парное упражнение «Интервью»

  • Рефлексия с пальчиковой куклой

3.3. Упражнения творческого характера:

  • Релаксационное упражнение «Дождь;

  • Дарю любимую игрушку;

  • Цвет моего имени;

  • Комплименты;

  • Артисты.

3.4.Обобщенные характеристики умений.

В ходе реализации программы планируется достижение следующих результатов:

  • Улучшение психоэмоционального состояния учащихся.

  • Позитивное отношение к себе, к школе, педагогам, одноклассникам.

  • Расширенное представление об одноклассниках.

  • Овладение основными правилами общения.


3.4.В качестве критериев эффективности программы используются результаты систематически заполняемых диагностических сравнительных таблиц, получаемые

  • на основе показателей психоэмоционального состояния детей по окончании каждого занятия

  • при использовании метода наблюдения за процессом коллективного взаимодействия детей при выполнении групповых упражнений[1].

Для проведения входного и заключительного психодиагностического обследования применяются следующие методики:

Для выявления психоэмоционального состояния – «Палитра цвета» (в основе цветовой тест Люшера) [4].

Для определения стиля и эффективности коллективного взаимодействия – экспресс-методика «Репка» [4]; диагностические упражнения: «Узор в полосе»; «Собери картинку из пазлов».

Для определения отношения к школе, учителю; общительность отгороженность– модификация методики Р.Жиля[12].


  1. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

4.1 ВРЕМЕННЫЕ И МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Группа формируется на базе первого класса на основе добровольного согласия её участников и их родителей, численность группы соответствует численности класса. Программа реализуется в течение первых двух недель сентября по одному академическому часу в день. По окончании занятий по запросу родителей и классного руководителя возможно проведение индивидуальных консультаций.

Условия проведения: занятия проводятся в просторном, хорошо проветриваемом помещении (возможно проведение в помещении класса), необходимы стулья по числу участников, легко перемещаемые столы, ручки, карандаши, бумага, фломастеры, пигторгаммы с изображением эмоциональных состояний, картинки для проведения методики Жиля, мультимедийный комплекс, презентации материалов занятий.


    1. ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГА, РЕАЛИЗУЮЩЕГО ДАННУЮ ПРОГРАММУ

Данную программу может реализовывать педагог-психолог, имеющий высшую или первую квалификационную категорию, владеющий современными педагогическими технологиями.


  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА


  1. Агафонова И.Н. Программа «Я и мы» (уроки общения для детей 6-10 лет). – СПб., 2003.

  2. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / Под редакцией Левановой Е.А. М., 2006

  3. К школе будь готов! Материалы психолога и логопеда по проблемам готовности детей к школе. Режим доступа: http//do. gendos.ru/docs/index-25548.html

  4. Кленинская И.Методики экспресс-диагностики и коррекции/ Школьный психолог №18, 2010.

  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования// под ред. Полат Е.С., - М., 2000

  6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М., 1998

  7. Особенности расписания уроков в первых классах по ФГОС. Режим доступа: http//ru.scribd.com/dos/68079682,2010

  8. Рыданова И.И. Основы педагогики общения, Минск, 1998.

  9. Скороумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. –СПб., 1994.

  10. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Режим доступа: htt:rusobr.ru/DswMedia/1639_1.pdf,2009.

  11. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. – М., 2006

  12. Фопель К. Знергия паузы. - М. 2005

  13. Шапарь В.Б., Шапарь О.В. Практическая психология. Проективные методики. – Ростов-на-Дону, 2006

  14. Шкуричева Н. Как научить ребенка общаться. Режим доступа: http://nsc.1september.ru/view_article.php?ID=200802207


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ

  1. Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости. – М., 2014

  2. Драгунский В., Каминский Л., Медведев В. Смешные рассказы о школе. – М., 2013

  3. Культура. Я познаю мир//под ред. Чудакова Н. – М., 2010

  4. Носов Н.Н. Витя Малеев в школе и дома. – М., 2010

  5. Осеева В.А. Волшебные слова. – М., 2014

  6. Усачев А.А. Этикет для детей различных лет. – М., 2014

  7. Шалаева Г.П. Правила поведения для воспитанных детей. – М., 2014

  8. Этикет во все времена. Я познаю мир.//под ред. Яковлева А.Н. – М., 2010



10


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ