Коррекционно-развивающая программа для учащихся 1-ых классов общеобразовательной школы «Здравствуйте»
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №232 Адмиралтейского района
Коррекционно-развивающая программа
для учащихся 1-ых классов общеобразовательной школы
«Здравствуйте»
(10 часов)
Автор-составитель:
Педагог-психолог
ГБОУ СОШ №232
Модзалевская Н.К.
Санкт-Петербург
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Многие дети, даже те, которые имели опыт коллективного общения со сверстниками в детском саду, теряются, попав в школу. И это не удивительно, ведь каждому из них нужно время, чтобы привыкнуть к роли школьника, к учебе и к новому коллективу.
Ведущую роль в процессе адаптации к школе играет способность ребенка к взаимодействию с педагогами и сверстниками. В последние годы наибольшие трудности возникают у детей и учителей в формировании именно коммуникативных умений. В первую очередь, это связано с особенностями современных первоклассников:
У детей большие различия паспортного и физиологического развития.
Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.
У детей обширная информированность практически по любым вопросам, она совершенно бессистемна.
У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение.
Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими.
У современных детей более слабое здоровье.
Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. [3]
И как следствие - дети приходят в школу, не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.
Причинами трудностей в межличностных отношениях первоклассников в адаптационный период являются:
Неготовность к взаимодействию со сверстниками;
Неумение совместно действовать, неготовность сотрудничать в больших группах;
Плохое знание детьми друг друга: многие учащиеся не умеют общаться с мало знакомыми сверстниками, избегают совместной деятельности с ними;
Достаточно высокий уровень детской тревожности, характерный для первых недель учебы в новом коллективе. [13]
Учитывая, что внедрение ФГОС предполагает приоритет личностных результатов над предметными, особенно актуальной становится задача: формирование основ взаимодействия с педагогами и сверстниками. [10] Представленная программа создана для оказания помощи учителю со стороны психолога в решении данной задачи.
Программа предназначена для работы с учениками первого класса общеобразовательной школы. Группа формируется на основе добровольного согласия на участие детей в реализации программы со стороны родителей учащихся; формируется на базе класса.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ
Цель:
Формирование у первоклассников коммуникативных универсальных учебных действий.
Для достижения поставленной цели в ходе реализации программы решались следующие задачи:
Гармонизация психоэмоционального состояния учащихся 1-го класса.
Расширение знаний и представлений друг о друге.
Овладение основными правилами общения.
Формирование положительного отношения к себе, к школе, педагогам, одноклассникам.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Продолжительность занятий:
Программа рассчитана на 10 часов (по 1 академическому часу продолжительностью в 35 минут, в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, установленными для учащихся 1-ых классов [7]; из них отводится на теоретическое освоение знаний 0,2 ч. и 0,8 ч. - на практические занятия).
Тематическое планирование курса
№
Темы занятий
Практика
Теория
Всего
1
Знакомство. С Днем рождения, группа! Входная диагностика.
0,8 ч
0,2 ч
1 ч
2
Я знаю, как тебя зовут
0,8 ч
0,2 ч
1 ч
3
Давайте познакомимся поближе
0,8 ч
0,2 ч
1 ч
4
Магия имени. Первое правило общения.
0,8 ч
0,2 ч
1 ч
5
Будь внимателен к тем, кто тебя окружает. Второе правило общения.
0,8 ч
0,2 ч
1 ч
6
Ежели Вы вежливы. Третье правило общения.
0,8 ч
0,2 ч
1 ч
7
Умей слушать и будешь услышанным. Четвертое правило общения.
0,8 ч
0,2 ч
1 ч
8
Умей поставить себя на место другого. Пятое правило общения.
0,8 ч
0,2 ч
1 ч
9
Пять ключей общения. Закрепление и обобщение изученного.
1 ч.
0
1 ч.
10
Заключительная диагностика
1 ч.
0
1 ч.
ИТОГО
6,4 ч.
2,6ч.
.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Занятие 1: «Знакомство. С Днем рождения, группа! Входная диагностика».
Организационный этап: представление педагога-психолога детям; рассказ о том, чем дети совместно со взрослым будут заниматься на занятиях.
Упражнение: «Ярмарка имен», направлено на выяснение, сколько детей в классе знакомы между собой и как произошло это знакомство.
Игра в круге с «гостем» (пальчиковой куклой): «Позвольте представиться»; цель игры – предоставление возможности каждому ребенку называть свое имя гостю и, если знает, рассказать о том, кто из родственников дал ему это имя.
Первичная диагностика:
Выявление психоэмоционального состояния – «Палитра цвета» (в основе цветовой тест Люшера).
Для определения стилей и эффективности коллективного взаимодействия – экспресс-методика «Репка»;
На определение уровня межличностных отношений - диагностические упражнения: «Узор в полосе».
На выявление отношения к школе, учителю; общительность отгороженность – модификация методики Р.Жиля
Разучивание и исполнение танца: «Приветствие»; цель – создание позитивной психо-эмоциональной атмосферы, приобретение позитивного отношения между партнерами.
Релаксация; направлена на стабилизацию процессов торможения и возбуждения, подготовка к отсоединению.
Рефлексия: При выходе из кабинета каждый кладет жетон в коробочку с логотипом эмоционального состояния на занятии.
Занятие 2: «Я знаю, как тебя зовут».
Настройка, введение в атмосферу занятия: упражнение в круге «Ёжик - ёжик»; цель – представление по имени, запоминание имен
Беседа о том, для чего важно знать имена друг друга
Упражнение: « Имя - движение»; цель – запоминание имен.
Музыкальная игра: «Паровозик»; выполняется в трех командах; цель: запоминание имен, готовность работать по правилам.
Релаксация.
Рефлексия: Передавая друг другу куклу, дети ей и всем рассказывают, какое у них настроение после занятия и что им понравилось больше всего.
Занятие 3: «Давайте познакомимся поближе».
Настройка, введение в атмосферу занятия: проводится в форме упражнения на деление по группам с использованием геометрических фигур: «Цвет, форма, размер»: трижды оказавшись во вновь сформированной группе, дети здороваются с каждым её членом, называя друг друга по имени, выполняя приветственный жест, заданный педагогом. Цель: знакомство с приемами деления на группы, запоминание имен.
Беседа о том, для чего люди делятся информацией о себе друг с другом.
Упражнение: «Мы разные, но у нас много общего». Направлено на сплочение, расширение представлений друг о друге и формирование позитивного отношения друг к другу.
Игра с мячом в круге: «Дарю свою любимую игрушку другу».
Подвижная игра: «Волшебная кнопка». Цель игры: узнать об увлечении у, как можно, большего количества детей. Условие (дети свободно передвигаются по помещению): нажать на волшебную кнопку (на плече) можно только после того, как назовешь партнера по имени.
Релаксация.
Рефлексия: Диагностическое упражнение: «Цвет моего настроения»: на диагностических листах дети раскрашивают изображенную фигурку домика.
Занятие 4: «Магия имени. Первое правило общения».
Настройка, введение в атмосферу занятия: упражнение в круге: «Передай движение, звук, слово, жест».
Знакомство с первым правилом общения: «Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же».
Беседа о том, для чего человеку нужно имя. Как правильно обращаться к людям разного возраста. Что такое отчество.
Подвижное упражнение в группе: «Краш-бум-банг»; цель – формирование привычки называть партнеров по имени в процессе общения.
Игра: «В гости к любимым героям»: цель – использование имени как условия позитивного общения: ребята по картинке узнают любимого героя, называют его имя и выполняют задание от него (танцуют для него танец «Приветствие», хором произнося скороговорку, проводят «минуту непослушания» и т.п.).
Упражнение: «Цвет моего имени»: на заранее подготовленной карточке дети раскрашивают свое имя и вокруг рисуют узор; цель – позитивное отношение к себе, повышение самооценки через имя.
Релаксация.
Рефлексия: При выходе из кабинета каждый кладет жетон в коробочку с логотипом эмоционального состояния на занятии.
Занятие 5: «Будь внимателен к тем, кто тебя окружает. Второе правило общения».
Настройка, введение в атмосферу занятия: «Поздоровайся локтями»: участники здороваются, соприкоснувшись локтями.
Знакомство с правилом общения: «Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя».
Беседа о том, что значит внимание и уважение к окружающим, как оно выражается.
Упражнение во внутреннем и внешнем круге: «Комплименты»; цель – формирование позитивного отношения друг к другу.
Работа в парах: знакомство с приемами взаимомассажа малыми мягкими мячами; цель – формирование заботливого отношения между одноклассниками.
Музыкальная игра: «Вместе весело живется, делай так …»; цель – формирование позитивного отношения к коллективному взаимодействию.
Релаксация.
Рефлексия: Передавая друг другу куклу, дети ей и всем рассказывают, какое у них настроение после занятия и что им понравилось больше всего.
Занятие 6: «Ежели Вы вежливы. Третье правило общения».
Приветствие и введение в атмосферу занятия на коллективное взаимодействие: передай движение по кругу: хлопок правой рукой, слово: «Привет!», поклон со скрещенными на груди руками.
Знакомство с правилом общения: Будь вежлив, и у тебя будет много настоящих хороших друзей.
Минилекция о происхождении слова «вежливость», о классификации вежливых слов, примеры слов приветствия, прощания, извинения, благодарности.
Коллективная игра с элементами театрализации: «Вежливая скорая помощь для сказочных и мультяшных героев»; цель – формирование умения использовать вежливые слова на практике.
Подвижная игра: «Проделки Снежной королевы»: цель – введение в активный словарь вежливые слова; для проведения игры дети делятся на три группы: каждая группа по очереди танцует, веселится; по сигналу королевы замирает. Остальные участники могут разморозить ребенка вежливым словом. Условие: нельзя повторять одни и те же слова в раунде.
Релаксация
Рефлексия: При выходе из кабинета каждый кладет жетон в коробочку с логотипом эмоционального состояния на занятии.
Занятие 7. «Умей слушать и будешь услышанным. Четвертое правило общения».
Приветствие: Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах.
Введение в атмосферу занятия: упражнение «Гомеостаз» (счет до 10); направлено на сплочение группы.
Знакомство с правилом общения: Умей внимательно слушать другого, и ты сможешь узнать много нового. Выявление обязательных условий для того, чтобы услышать информацию: желание услышать, тишина, внимательность.
Подготовительная работа: упражнения: «Минутка тишины. Минутка непослушания. Минутка «вежливой» гимнастики (упражнение выполняется только после вежливого слова).
Игра: «Испорченный телефон».
Подвижная игра: «Стог, тропинка, кочка»; цель – разрядка, включение двигательной активности.
Парное упражнение: «Интервью» (дети рассказывают о составе семьи).
Релаксация.
Рефлексия: Передавая друг другу куклу, дети ей и всем рассказывают, какое у них настроение после занятия и что им понравилось больше всего.
Занятие 8: «Умей поставить себя на место другого. Пятое правило общения».
Приветствие: поздороваться спинками и ладошками. Введение в атмосферу занятия : игра: «Запаздывающая гимнастика».
Знакомство с правилом: Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его. Беседа о том, что значит поставить себя на место другого.
Упражнение: «Сядьте так, как …»: цель – формирование эмпатии, умения поставить себя на место другого; (например: ребенок, получивший подарок, о котором долго мечтал; пропустивший гол в ворота; смотрящий смешной мультик; ударивший товарища и т. п).
Парная игра: «Дистанционное управление»: цель: формирование согласованного и продуктивного взаимодействия в паре (ребенок словесно управляет движениями своего партнера, у которого закрыты глаза при преодолении препятствий).
Релаксация.
Рефлексия: Рассказ кукле о своем настроении после занятия.
Занятие 9: «Пять ключей общения. Закрепление и обобщение изученного».
Танец: «Приветствие» (освоенного на первом занятии).
Сообщение о том, пришло время проверить, как ребята усвоили правила общения и могут применять их на практике. Сегодня после каждого упражнения они будут говорить о том, какие правила применяли для того, чтобы всем было интересно, весело и комфортно.
Работа в парах: взаимомассаж мягкими мячиками; упражнение: «Жонглеры» выполняется сначала в парах, затем – в четверках.
Упражнение: «Артисты» (команда делится на две группы, команды выстраиваются в шеренгу в противоположных сторонах помещения, участники групп движутся навстречу друг другу, выполняя команду педагога, встретившись, группы меняются ролями и продолжают движение; например: волк – заяц; лев – пантера; мышь – кошка и т. п.).
Коллективная игра в круге: «Вместе весело живется – делай так …», направлена на сплочение и формирование позитивного отношения к групповому взаимодействию.
Игра: «Узнай по голосу и назови по имени», направлена на формирование внимательного отношения друг к другу.
Диагностическое упражнение в парах «Варежка»; цель – определение стиля взаимодействия в парах.
Релаксация.
Рефлексия: При выходе из кабинета каждый кладет жетон в коробочку с логотипом эмоционального состояния на занятии.
Занятие 10: Заключительная диагностика
Приветствие: передай движение по кругу.
Для определения стилей, уровня и эффективности коллективного взаимодействия – экспресс-методика «Репка»; диагностические упражнения: «Узор в полосе» (работа в парах); «Собери картинку из пазлов» в (работа в четверках).
Для определения отношения к школе, учителю; общительность отгороженность – модификация методики Р.Жиля.
Разучивание танца в круге: «Буги-вуги», направлена на снятие усталости и усиления двигательной активности (проводится в промежутках между диагностиками).
Релаксационное упражнение: «Дождь» с последующим обсуждением: выявление эмоционального состояния во время нахождения с закрытыми глазами. Класс делится на две группы. Упражнение выполняется в два этапа: одна группа под музыку и словесное сопровождения педагога выполняет упражнение, другая – слушает с закрытыми глазами. Затем, группы меняются местами.
Рефлексия: Диагностическое упражнение: «Цвет моего настроения»: на диагностических листах дети раскрашивают изображенную фигурку домика.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОЙ МЕТОДИКИ ПОСТРОЕНИЯ КУРСА
В ходе занятий используются групповые и индивидуальные формы работы, применяются психолого-педагогические технологии: здоровьесберегающие технологии, направленные на восстановление равновесия между процессами возбуждения и торможения и снижение двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление, стабилизация эмоционального состояния); обучение в сотрудничестве, обучающие игры, объяснительно-иллюстративные технологии, технология развивающего обучения.
Каждое занятие состоит из пяти этапов. Первый этап – организационный. На этом этапе осуществляется приветствие и настройка на совместную деятельность. Второй этап – ознакомительный, в его задачи входит знакомство с темой занятия и теоретическими материалами по изучаемому вопросу. Третий этап – практическая деятельность. На этом этапе, используя игры и тренинговые упражнения, воспитанники учатся применять полученные знания на практике. Четвертый этап – релаксационный, направлен на стабилизацию и установление равновесия между процессами торможения и возбуждения.
Пятый тап – рефлексия и диагностика эмоционального состояния ребенка во время проведенного занятия.
Рекомендуемый стиль общения – авторитарно-демократический. Данный выбор обусловлен целями и задачами, которые планируются и программируются педагогом. Педагогическое общение предполагает уважение личности ребенка, строится на основе дружеского, заинтересованного расположения к детям
ПАРАМЕТРЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДИАГНОСТИКИ
3.1. Вопросами теоретического характера, выступающими основой для рассмотрения во время занятий являются основные правила общения [9]:
Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же.
Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя.
Будь вежлив, и у тебя будет много настоящих хороших друзей.
Умей внимательно слушать другого, и ты сможешь узнать много нового.
Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его. Беседа о том, что значит поставить себя на место другого.
3.2. В программе представлены два вида заданий, решаемых по образцу:
Упражнения с использованием приема копирования:
Все упражнения, направленные на ведение в атмосферу занятия;
Танцы «Приветствие», «Буги-вуги»;
Взаимомассаж и упражнение «Жонглеры».
Упражнения, выполняемые по заданному алгоритму или инструкции:
Игры по правилам: «имя – движение, паровозик, мы разные – но у нас много общего, краш-бум-банг, узнай по голосу – назови по имени»,
Парное упражнение «Интервью»
Рефлексия с пальчиковой куклой
3.3. Упражнения творческого характера:
Релаксационное упражнение «Дождь;
Дарю любимую игрушку;
Цвет моего имени;
Комплименты;
Артисты.
3.4.Обобщенные характеристики умений.
В ходе реализации программы планируется достижение следующих результатов:
Улучшение психоэмоционального состояния учащихся.
Позитивное отношение к себе, к школе, педагогам, одноклассникам.
Расширенное представление об одноклассниках.
Овладение основными правилами общения.
3.4.В качестве критериев эффективности программы используются результаты систематически заполняемых диагностических сравнительных таблиц, получаемые
на основе показателей психоэмоционального состояния детей по окончании каждого занятия
при использовании метода наблюдения за процессом коллективного взаимодействия детей при выполнении групповых упражнений[1].
Для проведения входного и заключительного психодиагностического обследования применяются следующие методики:
Для выявления психоэмоционального состояния – «Палитра цвета» (в основе цветовой тест Люшера) [4].
Для определения стиля и эффективности коллективного взаимодействия – экспресс-методика «Репка» [4]; диагностические упражнения: «Узор в полосе»; «Собери картинку из пазлов».
Для определения отношения к школе, учителю; общительность отгороженность– модификация методики Р.Жиля[12].
ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
4.1 ВРЕМЕННЫЕ И МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Группа формируется на базе первого класса на основе добровольного согласия её участников и их родителей, численность группы соответствует численности класса. Программа реализуется в течение первых двух недель сентября по одному академическому часу в день. По окончании занятий по запросу родителей и классного руководителя возможно проведение индивидуальных консультаций.
Условия проведения: занятия проводятся в просторном, хорошо проветриваемом помещении (возможно проведение в помещении класса), необходимы стулья по числу участников, легко перемещаемые столы, ручки, карандаши, бумага, фломастеры, пигторгаммы с изображением эмоциональных состояний, картинки для проведения методики Жиля, мультимедийный комплекс, презентации материалов занятий.
ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГА, РЕАЛИЗУЮЩЕГО ДАННУЮ ПРОГРАММУ
Данную программу может реализовывать педагог-психолог, имеющий высшую или первую квалификационную категорию, владеющий современными педагогическими технологиями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
Агафонова И.Н. Программа «Я и мы» (уроки общения для детей 6-10 лет). – СПб., 2003.
Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / Под редакцией Левановой Е.А. М., 2006
К школе будь готов! Материалы психолога и логопеда по проблемам готовности детей к школе. Режим доступа: http//do. gendos.ru/docs/index-25548.html
Кленинская И.Методики экспресс-диагностики и коррекции/ Школьный психолог №18, 2010.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования// под ред. Полат Е.С., - М., 2000
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М., 1998
Особенности расписания уроков в первых классах по ФГОС. Режим доступа: http//ru.scribd.com/dos/68079682,2010
Рыданова И.И. Основы педагогики общения, Минск, 1998.
Скороумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. –СПб., 1994.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Режим доступа: htt:rusobr.ru/DswMedia/1639_1.pdf,2009.
Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. – М., 2006
Фопель К. Знергия паузы. - М. 2005
Шапарь В.Б., Шапарь О.В. Практическая психология. Проективные методики. – Ростов-на-Дону, 2006
Шкуричева Н. Как научить ребенка общаться. Режим доступа: http://nsc.1september.ru/view_article.php?ID=200802207
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ
Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости. – М., 2014
Драгунский В., Каминский Л., Медведев В. Смешные рассказы о школе. – М., 2013
Культура. Я познаю мир//под ред. Чудакова Н. – М., 2010
Носов Н.Н. Витя Малеев в школе и дома. – М., 2010
Осеева В.А. Волшебные слова. – М., 2014
Усачев А.А. Этикет для детей различных лет. – М., 2014
Шалаева Г.П. Правила поведения для воспитанных детей. – М., 2014
Этикет во все времена. Я познаю мир.//под ред. Яковлева А.Н. – М., 2010
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ