Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №24 «Золушка»









Статья

«Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета»




Подготовила:

Шушкова Галина Николаевна

учитель-логопед высшей кв. категории












с. Ряженое, Матвеево-Курганского района Ростовской области








По данным Министерства образования Российской федерации, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 35% обнаруживают очевидные расстройства речи еще в детском саду. Известно, что дошкольный возраст является сензитивным периодом развития речи и ее коррекции, и эффективность работы с детьми, имеющими нарушения речи различной степени тяжести, во многом зависит от правильно организованной предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете.

Устранение речевых недостатков - кропотливый труд, требующий от ребенка усидчивости, терпения, напряжения мыслительной деятельности. Занятия с такими детьми должны быть яркими, насыщенными, наглядными и содержащими доступный материал по теме и в то же время не перегружать психику ребенка. А значит, необходим поиск нового содержания и наиболее эффективных методов взаимодействия с ребенком.

Максимальное влияние на развитие коммуникативно-речевых способностей детей оказывает создание комфортных во всех отношениях условий развития, воспитания и обучения и коррекционно-развивающей среды.

Организация развивающего пространства логопедического кабинета является очень сложной задачей. Во-первых, в кабинете должны быть созданы комфортные, обеспечивающие безопасность детей условия для занятий. Во-вторых, создавая развивающую среду, логопед должен учитывать такой фактор, как эмоциональное благополучие ребенка. Это должно быть место, куда ребенок идет с радостью и удовольствием. А значит, особое внимание нужно уделить цветовой гамме, в которой будет выдержан интерьер кабинета, оформлению мест для занятий за столом и у зеркала. Пастельные тона в оформлении интерьера, достаточный уровень освещенности, удобная мебель, яркие картинки и интересные игрушки - немаловажные детали для успешной работы с детьми.

Для повышения результативности коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, мною разработано, изготовлено и активно используется дидактическое пособие, способствующее активизации речевых навыков, формированию у дошкольников положительной мотивации для успешного преодоления трудностей.

Учебную зону кабинета я назвала «Страна чистой речи». Это не просто украшение кабинета, а учебный материал, помогающий в организации и проведении занятий по обучению грамоте, развитию речи и устранению дефектов звукопроизношения.

Панно представляет собой картину, напечатанную на баннерной ткани (3х6 метров), приклеенную к стене. Сверху крепятся детали на магнитной основе - башни замков, «Звуковые» ромашки, пособие «Тропинка».

Панно многофункционально и удобно: учитель-логопед и ребенок могут легко и быстро прикрепить к нему любую картинку.

Панно используется на подгрупповых и индивидуальных занятиях, при проведении дидактических игр, направленных на развитие навыков звукового анализа и синтеза, фонематическое восприятие, коррекцию нарушенного звукопроизношения, на развитие лексико-грамматической стороны речи и связной речи.

Рабочая зона поделена на две части. В правой части находится зона индивидуальной работы по коррекции нарушений речи. Дети называют ее «Замок правильных звуков». К замку крепятся зеркало и пособие для проведения артикуляционной гимнастики «Тропинка». Боковые башни замка выполнены на магнитной основе, что позволяет крепить к ним различные схемы, картинный материал. На башне, расположенной справа крепятся различные схемы-подсказки для детей - «Схема акустико-артикуляционной характеристики звука», «Схема характеристики звука» и др. Левая башня используется на занятии для проведения игр, таких как «Четвертый лишний», «Что изменилось» и т.п., а также игр на автоматизацию и дифференциацию звуков. К этой же башне с помощью магнитов крепятся пособия на развитие мелкой моторики. Работа проводится не только перед зеркалом (в сидячем положении), но и позволяет ребенку двигаться, манипулировать картинным материалом, игрушками и пособиями.

Подгрупповые занятия проводятся в левой части рабочей зоны - в «Замке грамоты». К замку крепится магнитно-маркерная доска. Боковые башни, также как и в первом замке, выполнены на магнитной основе. С помощью различных приспособлений дети с логопедом размещают на панно различный съемный дидактический материал, обновляемый в зависимости от этапа логопедической работы, от лексической темы.

С помощью данного пособия можно провести много дидактических игр, на развитие различных сторон речи.

«Звуковые ромашки»

На лепестках ромашек и на серединке написаны буквы. Ведя указкой от середины к лепесткам или наоборот, дети составляют из этих букв слоги (прямые и обратные), произносят их.

Затем дети придумывают слова, начинающиеся на составленные слоги.

С помощью данных ромашек можно проводить работу над интонационной стороной речи: по заданию логопеда составленные слова и слоги дети произносят разными способами. Например, девочки - громко, мальчики - тихо, все вместе - очень громко; одна девочка - весело, один мальчик - грустно, и т.д.

«Рыбалка»

На изображение озера прикрепляются рыбки, на которых наклеены предметные картинки, в названиях которых есть автоматизируемый звук.

  1. Ребенок называет, что нарисовано на предметной картинке, выделяя автоматизируемый звук. Если слово произнесено правильно, рыбка считается «пойманной» и снимается с панно.

  2. Только на одной из прикрепленных рыбок есть предметная картинка с автоматизируемым звуком. Ребенок должен найти эту картинку, назвать слово и составить с ним предложение.

  3. На рыбках написаны слоги с автоматизируемым звуком. Ребенок читает слог, придумывает слово, начинающееся с этого слога, делает звуковой анализ слова.

«Волшебные лилии»

На изображение озера прикрепляются изображения лилий, к которым приклеены предметные картинки.

  1. Дети выбирают те картинки, в названиях которых имеется заданный звук и произносят это слово громко, тихо, шепотом.

  2. Определяют количество слогов в слове.

  3. Составляют предложение с данным словом.

  4. На материале картинного материала проводятся игры «Назови ласково», «Большоу-маленький» и т.д.

«Бабочки»

На панно в разных местах крепятся бабочки, на которых наклеены предметные картинки.

  1. Дети выбирают картинки, названия которых состоят из 1, 2, 3… слогов;

  2. Дети выбирают картинки с заданным звуком, называют его, делают звуковой анализ, придумывают предложение с названным словом.

  3. Для развития пространственных представлений дети называют, где находится бабочка с заданным звуком (на крыше, над одуванчиком, возле солнышка и т.д.).

  4. С названными словами проводятся игры на развитие лексико-грамматической стороны речи «Назови ласково», «Большой-маленький», «Отгадай слово» и т.д.

«Рассели жильцов»

  1. На башнях замков (используются 2 башни» прикреплены символы, обозначающие дифференцируемые звуки. На столе лежат картинки-человечки с наклеенными на них предметными картинками. Дети «расселяют» жильцов в соответствии с имеющимся в слове звуком.

  2. Для развития навыков звукослогового анализа слов на крыши башен (используется 3 башни) крепятся цифры от 1 до 3. Дети должны «расселить» человечков в соответствии с количеством слогов в названии предметной картинки.

  3. Для развития грамматического строя можно проводить игры на разделение слов по родам, по числам и т.д.

Во время логопедических занятий (индивидуальных, подгрупповых) с использованием отдельных игр и упражнений, входящих в комплект многофункционального пособия, стимулируется работоспособность, поддерживается интерес и внимание в течение всего занятия и, что самое главное, различными способами решаются следующие задачи:

  1. Автоматизация поставленных звуков.

  2. Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении.

  3. Формирование звукослоговой структуры слова.

  4. Пополнение активного и пассивного словаря.

  5. Формирование навыков словообразования и словоизменения.

  6. Формирование связной речи.

  7. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

  8. Развитие пространственных представлений.

  9. Профилактика нарушений письменной речи.

  10. Развитие мелкой моторики рук.

Это в целом позволяет значительно улучшить речевое развитие каждого ребенка, осуществляя индивидуальный подход.

Использование настенного пособия и предложенных игр и упражнений на логопедических занятиях стимулирует работоспособность, поддерживает интерес и внимание дошкольников в течение всего занятия, помогает решить различные речевые задачи.

Пособие «Страна чистой речи» можно использовать не только в кабинете логопеда, но и в логопедической группе. Оно способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребенка, окажет помощь в работе начинающим логопедам.

Автор далек от мысли о совершенстве многофункционального пособия и будет очень признателен за советы и рекомендации по совершенствованию данного пособия.


Список использованной и рекомендуемой литературы


  1. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада. Учебное пособие. - М.: УЦ «Перспектива», 2011.

  2. Кирьянова Р.А. Проектирование предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении компенсирующего вида: Пособие для логопедов и воспитателей. - СПб.: КАРО, 2007.

  3. Мезенцева М. Логопедия в картинках. - М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2009.

  4. Миронцева С.М. Взаимодействие участников процесса коррекционно-речевого развития дошкольников. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2012.

  5. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/ Сост. Нищева Н.В. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

  6. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. (Из опыта работы). М., Линка-Пресс, 2009.

  7. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. - М.: ТЦ Сфера, 2007.

  8. Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. - М.: ТЦ Сфера, 2009.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ