Литературно-музыкальная композиция "Детство, опаленное войной" 6 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гимназия № 5" г. Брянска



Литературно-музыкальная композиция

«Детство, опалённое войной»

(для учащихся 6-х классов)






подготовила

учитель русского языка и литературы

Щербакова Екатерина Александровна










Брянск-2014






Цель:

воспитание  патриотизма, любви к своей   Родине , к её  защитникам,  чувства  ответственности  человека за происходящее вокруг.


Задачи:

Обучающие:

продолжить знакомство с периодом 1941–1945 гг. в истории нашей Родины; показать нравственные истоки победы в Великой Отечественной войне;

познакомить детей с юными героями (пионерами) Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;

формировать коммуникативные (речевые) умения учащихся – умения, необходимые для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать высказывания;

формировать умение создавать устное публичное и монологическое выступление.


Развивающие:

развивать интерес к истории своей родины, чувство патриотизма, вызывать яркий эмоциональный отклик на произведения, используемые в сценарии;

развивать способность сопереживать, формировать умение слушать окружающих; совершенствовать речь учащихся для их успешного обучения и адаптации в обществе; развивать навыки выразительного чтения, речевого этикета, познавательных интересов;



Воспитательные:

гражданско-правовое воспитание учащихся на основе развития исторической памяти; укрепление связи поколений для осознания себя как преемника наследия прошлого; прививать интерес у учащихся к истории, литературе, музыке, искусству;

воспитывать уважительное отношение к историческому наследию нашей страны;

гордость за своих сверстников в годы войны, любовь к Родине, своему народу.



Наглядность:
 слайды, атрибуты военного времени, портреты пионеров-героев

М/п связи: с историей, с познанием мира, с литературой , музыкой

Тип урока: историко-литературная композиция

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, творческий

Форма обучения: групповая

Технология: ИКТ.


















Ход мероприятия


Создание эмоционального настроя, который будет соответствовать теме урока.


  1. Звучит голос Юрия Левитана, который объявляет о начале войны. (аудиозапись)

В это время на экране сменяются кадры, на них изображены люди, которые слушают это объявление.


  1. Небольшая пауза, после чего выходит учитель и читает стихотворение А.Т.Твардовского (стихотворение отображается на экране)


Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
А. Твардовский



Определение темы занятия:

какой теме посвящена наша встреча в литературной гостиной? (тема-война)

Целеполагание:

сегодня мы постараемся с вами воссоздать картины военных лет.


Ассоциативное поле «Война».

Какие ассоциации вызывает у вас это слово? (боль, страдания, смерть, пожары и т.д.)


Вопрос учителя:


Согласны ли вы, ребята, что нет более жестокого слова, чем слово «война»? Что значит для вас это слово? Какие эмоции, чувства оно у вас вызывает?


Предполагаемые устные ответы учеников:


Ответ ученика 1: Война – это самое страшное слово во всех языках мира. Война – это горькие слезы, это смерть, разлука. Война, как воровка, она забрала много жизней людей, людей которые защищали всех нас, Родину.


Ответ ученика 2:

Всё поникло, ушло куда-то в прошлое перед этим словом. В одночасье для миллионов людей рухнули все планы на будущее- каникулы, экзамены, свадьбы. Вся жизнь перевернулась. Мирный день отдыха обернулся долгими годами страданий. Чёрной тенью фашистской напасти, дымом пожаров, смертью и руинами обернулся для всего народа этот день.


Ответ ученика 3:  Война... Сколько боли, горечи, одиночества и смерти несет в себе это слово! Я думаю, война – ровесница человечеству и во все времена и эпохи люди чувствовали холодное дыхание войны у себя за спиной. Это злостная всепожирающая и разрушающая сила приносит с собой немало горя, страданий и душевной пустоты. 


Ответ ученика 4:  

Война – это самая жестокая пора времени. Много людей погибло во время войны. Много юношей шли добровольцами в Красную Армию. Многие композиторы передавали свои чувства через свои произведения. Много поэтов посвятили этой теме свои стихотворения. Много фильмов было посвящено этому непростому времени, которое переживали наши предки.

Я ни разу не видела войну и не хочу её видеть! 


Учитель: Ребята, благодарю вас за такие хорошие ответы. Вы все правы.

Обобщение ответов:

История России знала немало войн. Но самая страшная, кровопролитная- война 1941 года. Вы точно подметили, что  Война-это самое страшное слово во всех языках мира. Это слезы, смерть, разрушения, болезни, миллионы убитых, немало горя и страданий выпало на долю нашей родины. В России нет ни одной семьи, которой не коснулась трагедия Великой Отечественной войны.


Пусть этот отрывок из стихотворения А.Твардовского станет эпиграфом к нашей встрече.


Слово учителя:

Война не пожалела никого: ни стариков, ни молодых – все потеряли, оставили на этой войне дорогое, близкое, родное. И даже дети оказались жертвами этого события.

Ребятам того времени пришлось многое испытать. До войны у них было такое же счастливое детство, как и у вас. Никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война.

Суббота 22 июня 1941 года. После обычной трудовой недели миллионы советских людей отправились отдыхать. Лишь продолжали дышать жаром домны, дымили трубы, по железным дорогам мчались грузовые и пассажирские поезда…
Тишину наступившей ночи, по-летнему тёплой, благоухающей, во многих городах и сёлах нарушали счастливые голоса молодых людей, праздновавших своё вступление во взрослую жизнь, свой выпускной бал.


На экране сменяются кадры с изображением фотографий выпускников 1941 года под звуки вальса И.Дунаевского «Моя любовь»)


Выходит ученица в белом выпускном платье и читает стихотворение:

Июнь. Клонился к вечеру закат.
И теплой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь! Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров домой шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.


Вопрос учителя:

Ребята, что такое школьный выпускной в вашем понимании?


Предполагаемый устный ответ ученика:


Самое прекрасное и долгожданное за все школьные годы – это «выпускной». Девушки наряжаются в чудесные платья, молодые люди – в брючные костюмы. Этого дня с нетерпением ждёт каждый, особенно церемонию вручения аттестатов и  медалей.




Вопрос учителя:


Как вы думаете, был ли выпускной в 1942 году?


Предполагаемый устный ответ ученика:


Нет, его украла война. Вместо того, чтобы надевать красивые платья и повязывать белые банты, девочки уходили на фронт, вместо того, чтобы надевать элегантные костюмы, вчерашние мальчишки-школьники брали в руки винтовки и уходили защищать Родину.


Предполагаемый устный ответ ученика:


Встала страна огромная на смертный бой, повзрослели до поры мальчишки и девчонки. Многие из них со школьной скамьи ушли на фронт, сдавали экзамен на аттестат зрелости на передней линии боя…


Слово учителя: Совершенно верно, ребята. Людей, рождённых в начале 1920-х годов, называют теперь ветеранами. А когда они участвовали в боях в 1941-1945 годах, многие из них были мальчишками и девчонками 16-17 лет- чуть старше вас. Вся страна, все как один встали на защиту своей Родины.


Слово учителя:


Война не знает возраста. Перед страшным ликом ее уничтожающей силы равны стар и млад. Но насколько трагично потерянное детство, детство, лишенное радости и смеха, наполненное страданиями, голодом, смертями самых близких людей.


Над вьюгами и стужами

седыми

Вновь торжествует

юная весна!

И как огонь с водой

несовместимы,

Несовместимы

дети и война!


Вопрос учителя:

Ребята, знаете ли вы имена пионеров-героев, которые во время ВОВ совершали подвиги? (дети перечисляют известных им пионеров-героев)


Учитель: очень хорошо, что вы знаете эти имена и помните их. Ваши одноклассники подготовили для вас информационный проект, в котором расскажут про уже известных вам пионеров-героев, а с некоторыми вы познакомитесь в первый раз.


Сообщения учеников о пионерах-героях (в этот момент на экране идёт презентация с портретами)






Валя Котик.

Когда началась война, Вале было всего лишь 11 лет. Он учился в школе № 4 г. Шепетовки, был лидером среди своих ровесников.

Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собирали на месте боёв оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправляли в отряд.

Присмотревшись к мальчику, взрослые доверили Вале быть связным и разведчиком своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.

Фашисты наметили карательную экспедицию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его…

В феврале 1944 г. в одном из боев при освобождении города Изяслав партизаны приняли бой. В это бою Валя погиб. Было ему 14 лет…

2 мая 1945 г. Валя Котик посмертно награждён орденом Отечественной войны 2-й степени. А в июне 1958 г. Указом Верховного Совета СССР ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Зина Портнова.

Война застала ленинградскую девочку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Девочка вступила в подпольную молодёжную организацию. Она участвовала в дерзких операциях против врага, диверсиях, распространяла листовки, вела разведку. Устроившись работать официанткой в столовой, где питались фашистские офицеры, Зина подобрала момент и отравила суп, в итоге через 2 дня хоронили более ста офицеров, обедавших в тот день в столовой. После этого случая подпольщики переправили Зину в лес к партизанам, где она стала разведчицей.

...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.

Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее... Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Лёня Голиков.

Когда его родное село Лукино захватил враг, мальчик ушёл к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд – и летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады…

Был в его жизни бой, который Лёня вёл один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти километр преследовал он врага и наконец сразил его. В портфеле оказались очень важные документы, штаб партизан немедленно переправил их самолётом в Москву. Из Москвы пришёл приказ: наградить самой высшей наградой всех, кто захватил такие важные документы. Но они не знали, что захватил их один Лёня, которому было всего 14 лет. Так пионер Лёня Голиков стал Героем Советского Союза.

А сколько ещё было боёв в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года.

Марат Казей.

Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат Казей с мамой – Анной Александровной, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось ходить в школу, в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.

За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось его мужественное сердце. Вместе с сестрой Адой, Марат ушёл к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске…

Вместе с опытными взрослыми Марат минировал железную дорогу. Участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь последняя граната, подпустил врагов поближе и взорвал их… и себя.

За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.


Вопрос учителя:

как вы думаете, ребята, что заставило этих вчерашних школьников взять в руки ружье и уйти наравне с взрослыми на фронт?


Предполагаемый устный ответ ученика: ненависть к врагу, желание защитить свою Родину, быть нужным своей стране.


Вопрос учителя:

как вы думаете, хотелось ли ребятам воевать?


Предполагаемый устный ответ ученика: нет, любой ребёнок хочет мира на земле, счастливого детства, чтобы мама и папа были рядом, но война заставила рано повзрослеть этих мальчишек и девчонок.


Слово учителя:

И пусть каждый задаст себе вопрос: "А я смог бы поступить так?" - и, ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны.


Вопрос учителя:

А только ли ребята помогали нашей родине, сражаясь с фашистами?


Предполагаемый устный ответ ученика: нет. Они так старались принести солдатам радость, хоть чем-то помочь им, что были похожи на настоящее чудо. Кроме того, что они трудились на заводах, добывали в разведке информацию о фашистах, ребята ездили по воинским частям и госпиталям с концертами. Малыши отдавали часть своей детской чистой души раненым солдатам, вселяли в них надежду на скорую победу. Они очень старались и помогли.


Учитель: совершенно верно. Ваши одноклассники подготовили для вас творческий проект-агитбригаду. И сегодня мы увидим с вами один день из жизни омского госпиталя.



Выступление агитбригады с стихотворением Р.Рождественского «Концерт».


Сорок трудный год.

Омский госпиталь…

Коридоры сухие и маркие.

Шепчет старая нянечка:

«Господи!

До чего же артисты

маленькие…»


Мы шагаем палатами длинными.

Мы почти растворяемся в них

с балалайками,

с мандолинами

и большими пачками книг.

Что в программе?

В программе – чтение,

пара песен

военных, правильных…

Мы в палату тяжелораненых

входим с трепетом и почтением.

Двое здесь.

Майор артиллерии

с ампутированной ногой,

в сумасшедшем бою

под Ельней

на себя принявший огонь.

На пришельцев глядит он весело…

И другой –

до бровей забинтован, -

капитан,

таранивший «мессера»

три недели назад

над Ростовом.

Мы вошли.

Мы стоим в молчании.

Вдруг

срывающимся фальцетом

Абрикосов Гришка отчаянно

объявляет начало концерта.

А за ним,

не вполне совершенно,

но вовсю запевале внимая,

о народной поём,

о священной

так,

как мы её понимаем.

В ней Чапаев сражается заново,

краснозвёздные мчатся танки.

В ней шагают наши

в атаки,

а фашисты падают замертво.

В ней чужое железо плавится,

в ней и смерть отступать должна.

Если честно признаться,

нравится

нам

такая война!

Мы поём.

Только голос лётчика

раздаётся.

А в нём – укор:

- Погодите…

Постойте, хлопчики…

Погодите…

Умер

майор… -

Балалайка всплеснула горестно.

Торопливо,

будто в бреду…


…Вот и всё

о концерте в госпитале

в том году.


1983


Вопросы по восприятию прочтения стихотворения:

  1. Ребята, что вы испытали у себя в душе, когда услышали это стихотворение в исполнении ваших одноклассников?

2. Ребята, какие эмоции, чувства возникли у вас при прочтении этого стихотворения? (вопрос к «артистам»)


Учитель: я хочу предложить вам посмотреть небольшой ролик о тяжёлой доле детей в годы войны.

Просмотр видеоролика «Дети войны»

Вопросы по восприятию видеоролика:

  1. Ребята, какие чувства возникли в вашей душе после увиденных кадров? (чувство жалости, тоски, ненависти к фашизму)

  2. Через что пришлось пройти ребятам? ( через страх за свою жизнь, жизнь своих родных, голод, холод, болезни)

  3. Как ребята приближали день победы?


Предполагаемые устные ответы учеников:

1). Многие из мальчишек и девчонок 10-15 лет не просто ждали победу, но и боролись за неё. Тысячи школьников выпускали вооружение и боеприпасы, внося свой вклад в священное дело борьбы с фашизмом. Часто к станку пристраивали подставки, чтобы рабочий мог дотянуться до рычагов управления. Они работали по 12-14 часов в сутки, стояли у машин и станков, выпуская продукцию так нужную фронту и тылу.


2). А ещё дети сеяли, собирали урожай, шили, вязали тёплые вещи, отправляли посылки на фронт. И письма - добрые и заботливые - они поддерживали солдат. Рыли окопы и помогали тушить пожары, разбирать завалы после бомбёжек, работали в госпиталях. (ответ можно разбить на несколько учеников)

Вопрос учителя:

достойны ли эти дети уважения, должны ли мы помнить о них в мирное время?


Предполагаемый устный ответ ученика:

да, конечно! Мальчики и девочки рвались на фронт. Многие приписывали себе лишние годы, чтобы доказать своё право на борьбу. Много детей воевало на фронте в составе действующих армий. Многие уходили в партизаны, организовывали свои подпольные группы. Они отдали свои жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти, учиться жить.


Вопрос учителя:

Какие есть обязанности у нас перед нашими предками, которые героически защищали нашу родину, дали нам мирное небо над головой, оплатив его своей жизнью?


Предполагаемый устный ответ ученика:

мы - это зеленые, еще некрепкие побеги на древке Знамени Победы, водруженного над рейхстагом. Наше поколение по возрастной причине не участвовало в Великой Отечественной войне, но безгранична наша скорбь о погибших в то время. Силу, а не слабость рождала эта ужасная война. Наш долг - быть благодарными людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей, быть достойными их.


Заключительное слово учителя:


Каждый год 9 мая во всех уголках нашей страны около Вечного огня застывают в почетном карауле потомки тех, кто, свершив свой ратный подвиг, завещал нам жить в мире и согласии, отдав за это свою жизнь. И пусть пламя Вечного огня, зажженного как символ памяти о жертвах фашизма, как символ скорби о погибших и величайшей гордости за беспримерное мужество, проявленное в боях, освещает наш путь к миру, будит нашу совесть, чтобы мы не забывали уроков истории и не допустили повторения трагедии. Пусть всегда светит солнце, поют птицы, зеленеют поля, но никогда на изумрудной траве вместо росы не сверкают капли чьей-то невинной крови!


Выступление учеников со словом-призывом.

Отрывок из поэмы «Реквием»,

Роберт Рождественский.


Люди!

Покуда сердца

стучатся, -

помните!

Какою

ценой

завоёвано счастье, -

пожалуйста,

помните!

Песню свою

отправляя в полёт, -

помните!

О тех,

кто уже никогда

не споёт, -

помните!


Детям своим

расскажите о них,

чтоб

запомнили!

Детям

детей

расскажите о них,

чтобы тоже

запомнили!

Во все времена

бессмертной

Земли

помните!

К мерцающим звёздам

ведя корабли, -

о погибших

помните!

Встречайте

трепетную весну,

люди Земли.

Убейте

войну,

прокляните

войну,

люди Земли!


Мечту пронесите

через года

и жизнью

наполните!..

Но о тех,

кто уже не придёт

никогда, -

заклинаю, -

помните!



Использованная литература


1. Симонов К., Эренбург И.. В одной газете. Репортажи и статьи 1941–1945 / Предисл. К. Симонова и Л. Лазарева. — 2-е изд. — М.: Изд-во Агентство печати «Новости», 1984

2. После войны. Стихи 1945—1970 гг. — М., 1972.

3. Фронтовые песни 1941-1945гг. http://www.proza.ru/2010/04/27/1547


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ