Проект краеведческого марафона "Нурлатские метаморфозы"



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» г.Нурлат РТ





Проект краеведческого марафона к 105 – летию города Нурлат







выполнила Маслова Светлана Владимировна,

заведующая библиотекой МАОУ «СОШ №3»



г.Нурлат

2014 год



Паспорт проектной работы.

Название проекта Краеведческий марафон «Нурлатские метаморфозы»

Тип проекта

а) по доминирующей деятельности учащихся : творческо-познавательный

б) по предметному содержанию: межпредметный.

в) по продолжительности: краткосрочный.,

Проблема низкий уровень знаний учащихся истории города и района.

Цель проекта Патриотическое воспитание школьников на основе краеведческого материала.

Образовательная цель развитие у читателей интереса к творческой и исследовательской работе через применение современных технологий – метод проекта.

Воспитательная цель воспитание чувства любви к малой родине, интереса к истории своего края и краеведческой литературе.

Задачи проекта

  • ознакомление учащихся с историей образования и основными вехами становления города Нурлат;

  • развитие у школьников чувства привязанности к родным местам;

  • воспитание у школьников чувства причастности к истории города;

  • активизация учащихся к исследовательской и поисковой работе по истории города, своей семьи;

  • развитие метапредметных связей;

  • совершенствование интеллектуальных, коммуникативных навыков учащихся;

  • раскрытие библиотечного фонда.


Актуальность данного проекта

Реализация проекта способствует

1. Возникновению у школьников мотивации к самостоятельной работе с книгой и другими печатными материалами;

2. Поиску и чтению дополнительной литературы по теме;

3. Улучшению качества знаний и развитию творческих способностей учащихся;

3. Продукт проекта имеет практическое применение в воспитательной деятельности библиотеки и школы.

Состав участников учащиеся среднего и старшего звена общеобразовательной школы ( 5-11 классы), учителя, родители.

Режим работы использование учебных часов по изобразитнльному искусству, истории, русской и татарской литературе (бинарные уроки); занятий дополнительного образования: классные часы, уроки нравственности.

Дополнительно привлекаемые участники (специалисты)

учителя русского языка и литературы, учителя татарского языка и татарской литературы, истории, ИЗО, музыки, редакционная группа журнала “Живое слово”.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение

использование библиотечного фонда, современных технических средств: компьютера, мультимедиа проектора; фотоаппаратуры, сканера и принтера.

3. Ожидаемые результаты и предполагаемый продукт проекта

  • Приумножение интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

  • Самостоятельное изучение учащимися истории Малой родины;

  • Участие детей в школьных и районных олимпиадах по краеведению;

  • Посещение школьниками краеведческих вечеров, краеведческих музеев школы, города;

  • Создание учащимися своей родословной;

  • Активизация познавательного интереса учащихся к краеведческой литературе;

  • Формирование гражданской культуры личности читателя;

  • Создание дидактического, наглядного материала, электронных презентаций, которые будут иметь практическое применение для проведения интегрированных библиотечных уроков, массовых мероприятий, выполнения учащимися творческих и исследовательских работ краеведческого направления.





Содержание



1.Обоснование проекта_________________________________4

2. Пояснительная записка    ____________________________________5 

3. Цель и задачи_______________________________________5

4. Учебно-тематический план __________________________6

5.Содержание программы______________________________6-9


6. Формы работы_____________________________________9

7.Ожидаемые результаты реализации программы:________10

8.Возможности применения программы:________________10

9.Использованные материалы_________________________10-11

10.Приложение______________________________________12

























1.Обоснование проекта


Русская пословица гласит: « Ребёнок - что тесто, как замесил, так и выросло»

Краеведческое воспитание должно начинаться с малых лет. Сегодня очевидны огромные воспитательные, патриотические возможности краеведческого материала, который позволяет растить гражданина не на абстрактных гражданских идеалах, а на примере из жизни родителей, соседей, односельчан, на событиях из истории своего села, поселка, города.

Именно благодаря погружению в прошлое своей семьи, своей малой Родины, воспитание патриотизма из сферы общих рассуждений переходит в область воссоздания, воссоединения с реальными историческими корнями, сохранения преемственности поколений .

Приоритетным направлением в организации внеурочной воспитательной работы в библиотеке МАОУ «СОШ №3» является краеведение и через него – воспитание патриотизма, гражданственности, активной жизненной позиции, духовности.

Мероприятия, проводимые в стенах библиотеки содействует воспитанию у школьников высоких духовно-нравственных качеств, патриотизма, экологической культуры, здорового образа жизни. Сложившаяся практика краеведческой работы в библиотеке отражена в программе краеведческого воспитания школьников «Родная сторона». Это, прежде всего, реализация воспитательного потенциала краеведения, формирование на его основе гражданских качеств личности, чувства любви к малой Родине, ее культурному и природному богатству.

Многие годы в библиотеке собирается, систематизируется и пропагандируется краеведческий материал. Это книги познавательного характера, которые издаются в Нурлатском районе, произведения местных авторов, фотоматериалы, вырезки из районной газеты «Дружба» и т. д.















Я люблю тебя, город родной,

Уезжая, спешу вновь домой,

В тень густую твоих тополей

И в объятья родных и друзей.

Маслова С.В.

2. Введение


Город Нурлат был основан в 1909году. Началось строительство Волго –
Бугульминской железной дороги. Одной из узловых станций «нового рельсового пути», соединившего Бугульму и Симбирск решено сделать станцию Нурлат.

28 августа 1911 года по новому рельсовому пути прошёл первый поезд, и на российских картах появился новый населённый пункт – Нурлат.

За прошедшие годы Нурлат из небольшой станции превратился в город, в истории которого произошло много интересных и знаменательных событий.

Выпускники школ часто имеют очень небольшие знания по истории своего города. По окончании школы многие меняют место жительства, и своим детям не могут передать знания своей малой Родине.

В 2014 году исполнилось 105 лет с момента создания города Нурлат. Данный проект призван ознакомить учащихся школы №3 с историей города, рассказать школьникам о знаменательных событиях, истории становления и развитии города, о его известных жителях. В течение 2014 года планируется провести в библиотеке марафон мероприятий и конкурсов. Завершить год юбилея г.Нурлат планируется в декабре. Будут подведены итоги конкурсов, награждены победители. По итогам проведённой работы планируется создание презентации: «Загляните в семейный альбом» с семейными фотографиями участников конкурса и выпуск сборника стихов «Родина моя».











3. Цель «Патриотическое воспитание школьников на основе краеведческого материала»»

4. Задачи


  • Ознакомление учащихся с историей образования и основными вехами становления города Нурлат;

  • Развитие у школьников чувства привязанности к родным местам;

  • Воспитание у школьников чувства причастности к истории города;

  • Активизация учащихся к исследовательской и поисковой работе по истории города, своей семьи;

  • Ознакомление учащихся с краеведческим фондом школьной библиотеки.






























5. План-график реализации проекта

краеведческого марафона «Нурлатские метаморфозы»


1 этап: Подготовительный (сентябрь- декабрь 2013 года)

Изучение литературы по теме, разработка программы, подбор

диагностических тестов, книг.

Цель: 1 Выявление актуальности заданной темы, разработка проекта и подготовка его к реализации.


Содержание работы

Дата

Индикатор

1

Выборочное анкетирование учащихся школы на предмет выявления уровня знаний по истории города Нурлат

Сентябрь 2013 года

Результаты анкетирования качественные и количественные

2

Изучение материалов по теме в фонде библиотеки МАОУ «СОШ №3»

Сентябрь

2013 года

Картотека статей

3

Изучение Интернет-ресурсов на заданную тему

Октябрь

2013 года

Картотека Интернет-ссылок

4

Создание презентаций для мероприятий и систематизация имеющегося материала

Октябрь

2013 года

Картотека мероприятий

5

Разработка тематического плана мероприятий проекта

Ноябрь

2013 года

План мероприятий

6

Подбор литературы для дополнительного чтения школьников по теме

Ноябрь 2о13 года

Список литературы

7

Утверждение проекта на педагогическом совете МАОУ «СОШ №3» г.Нурлат РТ

Декабрь 2013 года

Выписка из протокола педсовета









2 этап: Основной (январь-ноябрь 2014 года)

Цель: Повышение уровня знаний школьников по теме, мотивация к изучению

и сбору семейных архивов.

План – график реализации основного этапа проекта

Аудитория, время проведения

Мероприятие, форма проведения

План мероприятия

Задание для самостоятельной работы

10 класс

январь

Урок у книжной выставки «Родная сторона»

1 Презентация «Мы разные,

но Родина у нас одна»

2 Обзор выставки

краеведческих материалов

«Туган як»

Дополнительно ознакомиться в читальном зале библиотеки с подборкой краеведческих материалов

9 класс

март

Урок у книжной выставки «История школы»

1 Презентация

«История школы»

2 Обзор материалов

выставки

«Стихи наших поэтов»

«Фото история школы»

«Выпуски школьных газет»

Принести школьные фотографии родителей, с целью создания презентации «Наши родители – выпускники школы №3»

8 класс

февраль

Урок у книжной выставки «Родной язык»


1 Стихи и песни на языках народов Нурлатского района. 2 Обзор книг нурлатских писателей. 3 Презентация «Родная сторона»

Прочитать книги с выставки.

7 класс

апрель

Урок у книжной выставки «Книги – ветераны библиотеки»


1 Беседа: «Библиотека –

ровесница школы»

2 Обзор книг – ветеранов

( с 1937 по 1950 годы)

Выявить самую старую книгу в домашней библиотеке и принести на выставку.

6 класс

сентябрь

Презентация книги «География Нурлатского района»


Беседа с автором книги Чибидиной Т.И.

Выполнить рисунок по теме

9 класс

октябрь

Викторина «Знатоки родного края»


1 Презентация

« Нурлат: день за днём»

2 Конкурс знатоков

(командная игра)

Ознакомиться с книгой местного автора

В. Ендирякова «История Егоркинской волости»

8 класс

ноябрь

Викторина «Их именами названы улицы нашего города»


1 Презентация «Улочки Нурлатские»

2 Мини-рассказ «Я живу на улице….»

Написать сочинение «Моя улица»

7 класс

май

Викторина «Вот и вся моя родня»


1 Презентация «Семейный круг»

2 Чтение стихов о членах семьи

3 Викторина «Вот и вся моя родня»

4 Игра «Засели свою планету»

Изготовление модели своей семьи


Викторина



9-11 классы

ноябрь

Конкурс сочинений «Участие моей семьи в истории города Нурлат»

1 Беседа: «Роль каждой семьи в истории Отечества»

2 Составление плана сочинения

Выполнение конкурсной работы

Учителя, родители, учащиеся

Январь-ноябрь

Конкурс фотографий «Загляните в семейный альбом»


Реклама конкурса на 1)родительском собрании, 2)совещание педагогов школы, 3)объявления на стенде 4)сайте библиотеки.

Принести семейное фото, с видом города, сделать небольшую аннотацию.

Учителя, родители, учащиеся

Январь-

ноябрь

Конкурс стихов «Родная сторона»


Конкурс авторских стихов о Нурлате, школе, семье.

Выполнить работу в электронном или текстовом варианте.

10 класс

февраль

Вечер толерантности «Ласкает слух и в сердце на века мелодия родного языка»


1 Чтение стихов поэтов Нурлатского района на русском, татарском и чувашском языках

2 Прослушивание народной музыки

3 Презентация « Мы разные, но дом у нас один»

Заучить стихотворение на родном языке.

11 класс

Сентябрь

Виртуальное путешествие «Нурлатские метаморфозы»


1 Презентация «Нурлатские метаморфозы»

2 Беседа «ВЫ- будущие строители города Нурлат»

Провести опрос на тему: «Участие моей семьи в истории Нурлата»

7 класс

май


Урок мужества «Нурлат в годы войны»

1 Презентация «Военное детство Нурлатских детей»

2 Чтение отрывков из книги Л.Воронковой «Девочка из города»

Провести опрос бабушек и дедушек на тему: «Нурлат в годы войны»

8 класс

октябрь

Бинарный урок «Моя родословная»


1 Беседа: « Мои предки»

2 Презентация «Родословная семьи Масловых»

3 Практическая работа «Как составить родословную»

Собрать в семейном архиве материал для составления своей родословной

5 класс

октябрь

Урок нравственности «Наши лучшие друзья – бабушки и дедушки»


1 Презентация «Дорогие мои старики»

2 Чтение рассказа В.Осеевой «Бабка»

3Разучивание песни «Бабушки и дедушки»

Выучить слова песни «Бабушки и дедушки»

11 класс

февраль

Урок мужества «Солдаты моей семьи»


Презентация «Солдаты моей семьи», диалог с участниками.

Исследовательская деятельность по сбору материала о военнослужащих семьи

6 класс

сентябрь

Классный час «Удивительные хобби наших земляков»

Презентация «Удивительные хобби наших земляков», реклама своего хобби

Предварительно подготовить рассказ о своём хобби

10 класс

май

Урок мужества «Мои предки – участники Вов»


Презентация «Мои предки – участники Вов», беседа

Собрать в семейном архиве материал о участниках ВОв









3 этап: Заключительный ( ноябрь- декабрь 2014года)

Цели: Подведение итогов реализации проекта краеведческого марафона «Нурлатские метаморфозы», оформление результатов, трансляция проекта.

Содержание работы

Дата

Индикатор

1

Повторное анкетирование контрольной группы учащихся

Декабрь 2014 года

Результаты анкетирования, выводы

2

Издание сборника стихов

Декабрь 2014 года

Сборник стихов «Родная сторона»

3

Создание слайд-шоу с рисунками детей

Ноябрь 2014 года

Слайд - шоу


Создание с активом библиотеки виртуального журнала , посвящённого юбилею города

Ноябрь 2014 года

Виртуальный журнал

4

Анализ выдачи краеведческой литературы за 2014 год в читальном зале библиотеки МАОУ «СОШ №3»

Декабрь 2012 года

Результаты анализа

5

Обобщение результатов проекта

Декабрь 2014 года

Презентация, текст

6

Трансляция методики для работы на районном семинаре школьным библиотекарям

Январь 2015 года

Доклад, презентация

7

Публикация результатов на сайте школы и библиотеки

Январь 2015 года

Адрес сайтов:

http://maslova.ucoz/ru








  1. Формы работы

Беседы у книжной выставки.

В библиотеке две постоянно действующие выставки «Родная сторона» и «История школы». Это фотографии, газетный и журнальный материал, книги. Благодаря проекту ресурсы выставки были прорекламированы и в 2014 году востребованность выставок выросла на 50%.

Викторины

Викторины способствуют закреплению знаний учащихся по заданной теме, повторению ранее усвоенных знаний. Все викторины выполнены в виде презентаций это зрелищно и познавательно.

Мероприятия

В программу включены массовые мероприятий для среднего и старшего школьного возраста. Они разнообразны по содержанию и формам проведения. Это уроки нравственности и уроки мужества, громкие чтения с остановками, бинарные уроки, уроки – презентации. На дом даются задания, которые отмечаются положительными оценками по предметам, грамотами и призами.

Конкурсы Они призваны активизировать самостояельную деятельность учащихся.

Наглядные формы работы Это выставки литературы, краеведческих материалов, выставка творческих работ, стенды

Исследовательские работы читателей

Школьники должны знать историю своего города. Участие в проекте поможет им изучить историю своей семьи, школы и города.

  1. Ожидаемые результаты реализации проекта

  • Приумножение интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

  • Самостоятельное изучение учащимися истории Малой родины;

  • Участие детей в школьных и районных олимпиадах по краеведению;

  • Посещение школьниками краеведческих вечеров, краеведческих музеев школы, города;

  • Создание учащимися своей родословной.

  1. Возможности применения проекта

А) учителем истории при планировании уроков по предмету «История Татарстана»;

Б) руководителем краеведческого кружка;

В) классным руководителем во внеурочной деятельности;

Г) библиотекарем при планировании мероприятий краеведческого направления.

9. Результативность

  • Издание детских исследовательских работ по краеведению;

  • Выявление уровня роста краеведческих знаний учащихся путём анкетирования;

  • Издание сборника стихов: «Я Нурлат родной люблю и стихи ему дарю»;

  • Организация выставки рисунков «Нурлат юбилейный;

  • Создание презентации с фотографиями прошлого Нурлата;

  • Пополнение картотеки массовых мероприятий;

  • Пополнение фонда краеведческой литературы

  • Издание рекомендательных списков краеведческой литературы.































  1. ЛИТЕРАТУРА


1. Батырлар китабы. Книга героев.- Казань: Татарское книжное издательство,2000.- 388с. ил.

2. Гиматдиновы. Воспоминания. Очерки. Фотографии: Документально – публицистическое иллюстрированное издание на русском и татарском языках/ Под общ. Ред. Доктора исторических наук Д.Р. Шарафутдинова.- Казань: Рухият, 2009.- 344с.: ил.

3. Гордость земли Нурлатской. Вспомним годы фронтовые/ Под ред. И.М. Галяутдинова.- Самара: ООО «Творческая мастерская «Данглис», 2005.-432с., ил.

4. Ендиряков В.А. История Егоркинской волости Чистопольского уезда Казанской губернии (с середины 17 века до 1930 года): Учебное пособие для изучения курса «Историческое краеведение».- Елабуга: Елабужский Государственный педагогический институт, 19994.-88с.

5. Жизнь с видом на стройку. Азат Ишкинеев: школа созидания.- Казань: «Идел-Пресс», 2008.-232с.

6. Ислаев Ф.Г. Методические рекомендации к курсу «Я и моя родословная»/ Ф.Г. Ислаев, А.Г. Муртазина, А.М. Прокофьев.- Казань: Магариф, 2009.-63с.


7. Нурлат. Время перемен: Иллюстрированное издание.- Казань: Идель-Пресс, 2004.-78с., фотоилл.


8. Память.- Казань: Татарское книжное издательство, 1997.-625с., фотогр.

9. Созвездие Нурлат:Сборник стихов Нурлатских авторов.- Казань: «Идел – Пресс», 2006.-352с.

10. Чибидина – Пинина Т.И. География Нурлатского района: Учебное пособие для 8-9 классов.- Дмитровград: Посад «Мелекесс», 2001.- 71с., фотоил.






Подборки материалов из периодической печати (папки)

1. История Нурлатского района : Фотографии и статьи районной газеты «Дружба».- Выставка «Родная сторона»: библиотека МАОУ «СОШ №3» г.Нурлат РТ.- 40с.

2. Их именами названы улицы нашего города. Воины – интернационалисты Нурлатского района : Фотографии и статьи районной газеты «Дружба».- Выставка «Родная сторона»: библиотека МАОУ «СОШ №3» г.Нурлат РТ.- 8с.

3. Знаменитые земляки. Известные люди Нурлатского района и г.Нурлат : Фотографии и статьи районной газеты «Дружба».- Выставка «Родная сторона»: библиотека МАОУ «СОШ №3» г.Нурлат РТ.- 8с.

4. Нурлатский район вчера, сегодня, завтра: Фотографии и статьи районной газеты «Дружба».- Выставка «Родная сторона»: библиотека МАОУ «СОШ №3» г.Нурлат РТ.- 24 с.

5. Нурлатский район в республиканской прессе: Статьи из журналов «Идель», «Майдан»,»Татарстан».- Выставка «Родная сторона»: библиотека МАОУ «СОШ №3» г.Нурлат РТ.- 30с.

6. Улочки Нурлатские. Информация о людях, именами которых названы улицы города : Фотографии и статьи районной газеты «Дружба».- Выставка «Родная сторона»: библиотека МАОУ «СОШ №3» г.Нурлат РТ.- 6 с.























  1. Рецензия

Рецензия

на проект краеведческого марафона «Нурлатские метаморфозы»,

посвящённая 105 – летию образования г.Нурлат


Стандарты нового поколения ставят перед российским образованием новую цель - воспитание, становление и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Внеурочная деятельность  является составной частью учебно-воспитательного процесса в школе, одной из форм организации свободного времени учащихся.

Данный проект, составленный заведующей библиотекой МАОУ «СОШ №3» г.Нурлат РТ Масловой Светланой Владимировной содействует

воспитанию творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Проект рассчитан на 2014 год. Это цикл мероприятий, объёмом 17 часов, направленных на краеведческое воспитание школьников 5-11 классов.

Проект составлен методически грамотно, доступно освящены все разделы, темы и содержание проекта, составлена схема проведения занятия, поставлены цели, задачи и тематический план на весь год обучения.
Уникальность проекта заключается в том, что в процессе проведения мероприятий школьники узнают историю становления города Нурлат, имена его знаменитых жителей, постараются изучить родословную своей семьи, познакомятся с краеведческим фондом школьной библиотеки, поучаствуют в общешкольных конкурсах и многое другое. В проект включены мероприятия и конкурсы, в которых примут участие школьники, педагоги и родители.

Предложенный проект является существенным вкладом в область
методических разработок по краеведческому образованию детей. Значительное преимущество проекта — в ее ориентированность на детское восприятие. В проекте присутствуют задания для самостоятельного творчества школьников.

Образовательно-воспитательный эффект данного проекта находит
свое подтверждение в том, что учащиеся будут привлечены к поисковой деятельности, связанной с изучением истории родного города и своей семьи.
Учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории Климакова Людмила Николаевна

МАОУ «СОШ №3» г.Нурлат РТ

2014 год

18



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ