Математическая викторина

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 40»











Материал к проведению недели математики


МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА












Разработала: преподаватель математики

Макарова Ольга Николаевна




Ачинск 2012г.




Математическая викторина


«Математика – царица всех наук, ее любимицей является

истина, а простота и бесспорность – одеянием.

Математика, которая оказала столько услуг обществу,

наукам и искусству, станет также путеводной звездой

человеческого разума во всех областях познания».


Ян Снядецкий.


Цель: воспитать интерес к математике путем проведения внеклассных мероприятий, развивать логическое мышление и расширять кругозор.


Оборудование: столы полукругом, эпиграф на доске, музыка, таблички с номером группы, табло на доске. Один учащийся готовит сообщение «Откуда слово «миллион»?». Жюри и болельщики занимают отдельные места.

Оценка заданий по 10 бальной системе.


Вступительное слово:

Говорят, что математика скучна, примеры и упражнения бессмысленны и не имеют отношения к реальности, а математические знания почти никому не пригодятся в дальнейшем. Действительно, мало кому придется в повседневной жизни извлекать корни, вычислять логарифмы, решать тригонометрические уравнения, находить радиус окружности, вписанной в многоугольник, да и вообще пользоваться математическим аппаратом. Тогда для чего нужно изучать математику?

Приведем пример. На двухлитровом пакете сока бросается в глаза надпись: «Наиболее экономичная упаковка!» - несколько сомнительная, если не сказать бессмысленная с точки зрения не только математики, но и любого образованного человека. В самом деле, себестоимость двух литров сока не зависит об упаковки, значит речь идет об экономии бумаги, из которой сделан пакет. Поскольку современные пакеты имеют форму прямоугольного параллелепипеда, а среди всех прямоугольных параллелепипедов наименьшую площадь поверхности имеет куб, надпись можно расценивать как очередную попытку манипулировать сознанием потребителя, впрочем, почти обязательную для рекламы.

Или другой пример. В городе два магазина. В первом висит объявление о снижении цен на 60%, во втором – о снижении цен в 2,5 раза. Спрашивается, в какой магазин пойти покупателю, если до снижения цены в обоих магазинах были одинаковыми? Многие отвечают во второй, а на самом деле цены снижены одинаково, нормально образованный потребитель пойдет в ближайший к дому магазин.

Математика учит оптимизировать свои действия, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения, а значит, видеть манипуляцию и хотя бы отчасти противостоять ей. Заниматься математикой необходимо для интеллектуального здоровья так же, как заниматься физкультурой – для здоровья телесного.


Ход викторины

1 Конкурс «Заморочки из мешка»


В руках ведущего мешок. Команды поочередно тянут из него шар с номером вопроса. На ответ дается не более минуты.

  1. Сколько часов в сутках? (24)

  2. Во сколько раз километр длиннее миллиметра?(1 000 000 раз)

  3. Сколько будет трижды сорок и пять?(125)

  4. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц?(4 минуты)

  5. Я иду в «Торговый центр», мне навстречу два приятеля и моя мама. Сколько человек идет в «Торговый центр?» (один)

  6. Блокнот с оберткой стоит 11 рублей. Сам блокнот на 10 рублей дороже обертки. Сколько стоят блокнот и обертка в отдельности? (блокнот 10, обертка 1)

  7. В семье 5 сыновей и у каждого есть сестра. Сколько детей в этой семье?(6)

  8. Сколько будет два плюс шесть умноженное на восемь? (50)

  9. Чему равна сумма углов в треугольнике?(1800)

  10. Как называют утверждение, которое нужно доказывать?(теореме)

  11. Как называют отрезок, соединяющий центр окружности с самой окружностью?(радиус)

  12. Кирпич имеет массу 1,5 кг и еще полкирпича. Какова масса кирпича?(1,5)

  13. Верно ли считать четырехугольник квадратом, если его стороны имеют равные длины? (нет, пример ромб)

  14. Как называется знак квадратного корня?(радикал)

  15. Какое четное число является простым?(2)

  16. Чему равен 1% от суммы в одну тысячу рублей?(10)

  17. Кому принадлежат слова: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит» (Ломоносов)

  18. Чему равна сумма всех целых чисел от -1000 до 1000 (0)

  19. Какое расстояние пройдет человек, сделав 1000000 шагов, если средняя длина шага 0,75 м (750 000 м)

  20. На какое число нужно разделить 2, чтобы получить 4 (на 0,5)

(за каждый правильный ответ 1 балл, фиксируем на табло)

Первая пауза:


Цифры играют большую роль в математике. А как вы думаете, откуда к нам пришло слово «миллион»?

Выступление с сообщением.

В 1271г. Один венецианский купец отправился в путешествие по странам Востока. Поход оказался длительным и чрезвычайно интересным. Он побывал в Армении, в Персии, в Индии… 17 лет он прожил в Китае. В 1295 г. Отважный венецианец вернулся на родину. Через несколько лет он написал книгу о своем путешествии. В книге рассказывается много диковинного. Но с особым восторгом автор описывает богатство китайских вельмож. Купцы Венеции – состоятельные люди. Арифметику знают прекрасно. Свои доходы они считают на тысячи. «Милле», -сочно произносят они. Это и означает «тысяча». Но путешественник, о котором я рассказываю, уверяет, что богатейший китайский вельможа намного богаче достойнейшего из венецианских купцов. Как это выразить, как передать одним словом несметные богатства Востока? И он произносит: «Мильоне!». Получилось необычное, но в общем понятное для итальянца слово. «Милле» - по –итальянски «тысяча». Окончание «-оне» играет у итальянцев ту же роль, что у нас суффекс «-ищ- «. «Мильоне», очевидно, «тысячище», «великая тысяча», «тысяча тысяч».

Так родилось слово «миллион», означающее «тысяча тысяч». В порыве вдохновения венецианский купец Марко Поло сочинил слово, которым пользуется весь мир.


Видеоролик «Как учат математику в Китае?»


2 Конкурс - разделить фигуру на две равные.(один участник)






















- сложи квадрат из заготовок (один участник)


Вторая пауза:

Видеоролик «Простой фокус с листом бумаги»



3 Конкурс - «Сделай своими руками многогранник»

Каждой команде выдается 12 квадратов, по видеоролику нужно изготовить заготовки и сделать многогранник (время после видео – 3 минуты).


Третья пауза: Видеоролик Ералаш «АриХметика»


ЖЮРИ дает результаты за три первых конкурса (фиксируем на табло)


4 Конкурс- счет командой

Команды поднимают правильное количество рук на каждый пример: первый 2 руки, второй 10 рук (время 1 минута).


Вычислить:


  1. (64 – 10х):4+11=22 х= (2)

  2. (12+34х) 56-789=18 923 х= (10)





6 Конкурс- счет командой












Сколько квадратов? (14 штук )


Сколько треугольников? (32 штуки) (время 4 минуты)


7 Конкурс- отгадай кроссворд (командное задание)


По горизонтали:

1. Сторона прямоугольного треугольника.4. Он есть у функции и последовательности.

8. Его штаны равны во все стороны. 10. Полный круг вращения.

13. Французский математик, специалист теории вероятностей. 14. Арифметическое действие. 16. Гектар — ... площади. 17. Часть матрицы. 18. Свойство углов. 19.Полупрямая.

22. Нейтральный элемент относительно умножения. 23. Группа повторяющихся цифр в бесконечной десятичной дроби. 24. Наибольший общий ...



По вертикали:

2. Бублик как математический объект. 3. Положение, нуждающееся в доказательстве.

4. Поверхность, имеющая 2 измерения. 5. Линейное алгебраическое уравнение.

6. Тригонометрическая функция. 7. Один из двух экстремумов. 9. Функция по своей сути.

11. Часть прямой. 12. Линия. 15. Геометрическая фигура, образованная двумя лучами.

17. Полный квадрат первого двузначного числа. 18. Для него необходимы натуральные числа.

20. В теории графов: маршрут, все ребра которого различны. 21. В теории графов: замкнутый маршрут, все ребра которого различны.



Ответы:

По горизонтали:

1-катет;

4-предел;

8-пифагор;

10-оборот;

13-пуассон;

14-умножение;

16-мера;

17-стрка;

18-смежность;

19-луч;

22-единица;

23период

24-делитель;

По вертикали:

2-тор

3-теорема;

4-плоскость;

5-лау;

8-синус;

7-максимум;

9-отображение;

11-отрезок;

12-кривая;

15-угол;

17-сто;

18-счёт;

20-цепь;

21-цикл.





Подводим итоги, предоставляем слово жюри, награждение победителей.


































Используемая литература

1.Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. 'Математическая шкатулка' - Москва: Просвещение, 1984 - с.160


Используемые интернет-ресурсы


1.http://video-kak.com/video-kak-sdelat-origami-mnogogrannik/ - оригами многогранник

2.http://www.youtube.com/watch?v=1665cqzMoZM – фокус с листом бумаги

3. http://www.youtube.com/watch?v=TII8sCHCjXc – Ералаш №12 АриХметика

4. http://www.youtube.com/watch?v=Z-iXYdEBgt4 – как учат математику в Китае

5. http://www.labirint.ru/reviews/goods/219599/ - книга "Математическая шкатулка" Ф. Ф. Нагибин, Е. С. Канин (в электронном виде, новая).

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ