Методическая разработка интерактивной интеллектуально - творческой игры "Овеянные славою флаг наш и герб"
Печатается по решению методического совета
Дома детского творчества г.Удомли, Тверской обл.,
Протокол № 6 от 18 марта 2003 года.
(методическая разработка интерактивной игры по истории государственной символики Российской Федерации для детей подросткового возраста) Авторы-составители: Панкратова Татьяна Александровна, методист; Молодькова Елена Георгиевна, педагог дополнительного образования Г. Удомля, Тверская обл. 2003 г. Номинация: сценарии праздников, описание классных часов, бесед экскурсий, конкурсов, викторин. г. Удомля, Тверская область.
Сведения об авторах – составителях:
Панкратова Татьяна Александровна, финалист V Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям».
Образование: высшее, Кировский Государственный педагогический институт имени В.И. Ленина.
Педагогический стаж 32 года.
Должность: методист.
Квалификационная категория: высшая.
Место работы: Дом детского творчества.
Молодькова Елена Георгиевна.
Образование: высшее, Тверской Государственный университет.
Педагогический стаж: 30 лет.
Должность: педагог дополнительного образования.
Квалификационная категория: высшая.
Место работы: Дом детского творчества.
Интеллектуально-творческая
интерактивная игра
«Овеянные славою флаг наш и герб».
В 2006 году авторы составители Панкратова Т.А. и Молодькова Е.Г приняли участие в региональном конкурсе «Овеянные славою флаг наш и герб». По решению жюри в номинации «Методические разработки и сценарии» стали Лауреатами конкурса (Приказ департамента образования Тверской области от 18.10.2006 года, № 01-09/3791).
Выпуск посвящен десятилетию деятельности детского объединения подростков «Перекрёсток».
Представлен материал из опыта работы педагогов в области разработки и проведения игр для подростков и старшеклассников, который поможет классным руководителям, педагогам-организаторам, организаторам игр подготовить и провести игры по теме «Овеянные славою флаг наш и герб».
Содержание.
Введение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ с.5-6
Методика проведения игры _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _с.7-11
Выбор игры_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _с.7
Ход игры _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ с.7
Участники игры и их функции _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _с.7-8
Правила игры_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ с.8-9
Подготовка к игре_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _с.10
Подведение итогов игры _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ с.10
Список литературы _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ с.12-13
Приложения _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ с.14-23
Введение.
«Игра – это уникальная система пропаганды лучших литературных произведений исторического и фантастического жанров. После Игры многие знакомые книги хочется перечитать, переосмыслить заново. Происходит новое миропонимание, возникает новый взгляд на ранее не замечаемые вещи.
Появляется потребность причитать, изучить, понять незнакомые произведения, которые были использованы в Игре.
Найти в них ответы на возникшие во время Игры вопросы. А это в первую очередь вопросы мировоззренческие, вопросы самоопределения, вопросы нравственного, духовного, этического выбора.
И не страшно, если ответы не будут найдены. Главное, что человек задумался, попытался понять себя и мир, поверил в свои потенциальные Силы и возможности».1
Идею игры рассказал воспитанник объединения «Перекрёсток», побывавший в ДЦ «Орлёнок», авторы – составители данной игры расширили рамки игры и внесли новые идеи.
Мы воплотили в жизнь идею изучения истории государственной символики России, придумав интеллектуально-творческую игру «Овеянные славою флаг наш и герб».
Вот уже восьмой год обучающиеся Удомельских школ и воспитанники Дома детского творчества играют в эту игру. Интеллектуально-творческая игра «Овеянные славою флаг наш и герб» стала традиционной, она проводится в канун Дня Конституции.
В 2005 учебном году игра включена в районный конкурс «Созвездие игры».
В результате проведенного исследования выяснилось, что игра востребована, нравится подросткам. Ребята в анкетах пишут:
«… очень нравится участвовать в поисковой экспедиции. Нашли много новых материалов о символах нашего государства».
«Понравилась встреча в музее с учителем истории и краеведения. Учились исполнять гимн».
«… понравилось выступать с творческим отчетом по теме «Символы Российского государства» на «круглом столе», много получил новой информации».
«… во время игры заработали больше всех «успехов». Ура!».
«… был советником – очень большая ответственность. Справился, помогли друзья».
«… хотелось, чтобы в Удомле открылся настоящий благотворительный фонд для решения проблем детей и животных».
Игра уникальна. Сохраняя правила игры, можно менять ее содержание, включая информацию из различных областей науки, культуры, искусства и т.д.
Вопросы подбираются согласно возрастным психологическим особенностям участников игры.
Основные этапы игры:
поисковая экспедиция;
интеллектуально-творческая игра «Овеянные славою флаг наш и герб»;
Интеллектуально-творческая игра – эффективное средство воспитания патриотизма и гражданственности подростка, великолепная форма организации досуга.
Именно в ней ребенок может самовыразиться и самоутвердиться, познать себя и других. Мы рады, что в банке идей Дома детского творчества появилась еще одна великолепная игра.
Методика проведения игры.
Выбор игры.
Интеллектуально – творческая, интерактивная игра «Овеянные славою флаг наш и герб»:
расширяет знания подростков в области истории России, ее государственных символов – флага, герба и гимна Российской Федерации;
развивает творческие способности подростка, его эмоциональную сферу, как основу формирования подлинной культуры чувств;
совершенствует навыки общения в разнообразных ситуациях;
воспитывает в подростках чувства патриотизма и гражданственность.
Ход игры.
Игра проводится в два этапа.
Первый этап – поисковая экспедиция. Участники игры по желанию организуются в три (можно больше) поисковые экспедиции, количество каждой составляет не более девяти человек (для эффективной работы микрогруппы). Экспедиции ведут поиск материалов по истории Российской символики в архиве, в городских и домашних библиотеках, интернете, изучают их. По итогам работы участники каждой экспедиции оформляют творческий отчет, которые представляют на «Круглом столе».
Второй этап - Интеллектуально-творческая игра «Овеянные славою флаг наш и герб». Перед началом игры каждая экспедиция создает благотворительный фонд и продумывает его цели и задачи (см. приложение № 1). Каждый фонд принимает участие в игре, стараясь заработать средства для реализации созданного им проекта.
Участники игры и их функции.
Советник - член благотворительного фонда, избранный общим голосованием участников фонда. Во время игры советник берет на себя ответственность в принятии окончательного решения, организует работу фонда, ведет переговоры с банком игры, представляет проект фонда.
Банк игры. Его составляют три человека. Он участвует в разработке вопросов к игре (см. приложение № 2), разрабатывает вид игровых денежных знаков (в нашем случае – успехи), изготовляет их в необходимом количестве, устанавливает стоимость вопросов, принимает и выдает денежные знаки во время игры (смотри приложение № 3). Банк игры устанавливает каждому благотворительному фонду равный первоначальный капитал и выдает его в начале игры.
Наблюдатель - психолог или педагог, имеющий опыт работы с подростками. Во время игры оказывает помощь:
ведущему игры – в разрешении спорных вопросов;
игрокам и советникам благотворительных фондов – в принятии решений в сложных ситуациях, в создании комфортных условий общения и т.д.
Наблюдатель обязательно участвует в «свече» – анализе (форма подведения итогов игры из методики КТД) деятельности организаторов и участников игры.
Ведущий. Роль ведущего исполняет один из организаторов игры, или волонтер объединения «Перекрёсток», участвующий в разработке игры.
Ведущий должен владеть теорией и практикой работы в микрогруппах методом «Мозговой штурм» (см. приложение № 4). Он должен владеть знаниями и умениями организации и проведения анализа игры. Вместе с наблюдателем ведущий организует работу «свечи», все разумные предложения и замечания сдает в банк идей ДДТ. В дальнейшем, они используются при разработке игр и коллективно-творческих дел.
Правила игры.
Игра проводится в четыре тура:
Первый тур - разыгрывается 6 вопросов. Ведущий зачитывает вопрос. Задача советника благотворительного фонда - первым подать звуковой сигнал и взять вопрос. В течение одной минуты фонд ищет правильный ответ, который оглашает советник. За правильный ответ банк игры выдает количество «успехов», равное стоимости вопроса. При неправильном ответе фонд сдает количество «успехов», равное стоимости вопроса в банк игры.
Второй тур - разыгрывается девять вопросов. Чем сложнее вопрос, тем выше его цена. Ведущий предлагает фондам таблицу с номерами вопросов и их ценой (см. приложение № 5). Содержание вопроса не оглашается. Благотворительные фонды по очереди выбирают вопрос, ведущий зачитывает вопрос, за одну минуту фонды ищут правильный ответ. За правильный ответ банк игры выдает количество «успехов», равное стоимости вопроса. При неправильном ответе фонд сдает количество «успехов», равное стоимости вопроса в банк игры.*
*после первого и второго тура фонды подсчитывают количество «успехов», чтобы иметь возможность купить вопросы на аукционе.
Третий тур – аукцион. Разыгрывается четыре вопроса. Ведущий объявляет начальную цену вопроса и назначает торги. В случае правильного ответа, банк игры выдает фонду количество «успехов», равное итоговой цене вопроса. При неправильном ответе фонд сдает «успехи» в банк игры.**
Четвертый тур - создание творческих проектов. Исходя из поставленных в начале игры задач, каждый фонд создает творческий проект, куда он вложит свой заработанный капитал. Советник фонда представляет творческий проект участникам игры.*
______________________________________________________________________
*фонду, в ходе игры растратившему свой первоначальный капитал, также дается право создать и защитить свой творческий проект. Если участники игры одобрили проект, то банк игры выдает средства на его реализацию.
**после третьего тура фонды подсчитывают заработанные в игре «успехи», работа фондов считается успешной, если они смогли увеличить первоначальный капитал.
Подготовка к игре.
Подготовка ведущего игры. Ведущий знакомится с тематикой игры, изучает материал по истории Российской символики, правила игры.
Подготовка участников игры. Участники игры по желанию объединяются в три поисковые экспедиции, количество каждой - не более девяти человек. Экспедиции ведут поиск материалов по истории Российской символике и изучают их. Дата проведения игры, время, отведенное на поиск и изучение материалов, оговариваются с участниками игры заранее.
Подготовка помещения и реквизита для игры. Игра проводится в помещении, где оборудованы рабочие места для участников (три круглых стола и стулья), для ведущего – (столик, стенд или магнитная доска), для банка игры – (стол, стулья, информационный стенд).
Для игры используется следующий реквизит:
Аппаратура для воспроизведения презентации, музыки, микрофоны;
атрибуты государственной власти (флаг, герб);
плакат с тематикой игры;
информационное табло для подведения итогов игры;
запись с Гимном России;
музыка для пауз и перерывов в игре;
калькуляторы;
«бейджики» для участников и организаторов игры;
Прибор или детская игрушка для подачи звукового сигнала;
игровые денежные знаки;
бумага писчая, цветная;
фломастеры, карандаши, ватман;
презентация с вопросами и ответами (можно с фотографиями).
Подведение итогов игры.
Анализ деятельности организаторы и участники игры проводят в форме «свечи». «Свеча» - как форма общения подростков пришла в наше объединение с районных сборов старшеклассников. На «свече» мы говорим о проблемах, о радостных событиях, анализируем дела, поем, молчим. «Свеча» проводится по желанию подростков, когда есть что сказать. Время для проведения «свечи» по проблемной ситуации устанавливается в зависимости от эмоционального настроя воспитанников; при анализе деятельности «свеча» длится 20-30 минут.
«Свечу» - анализ игры проводим по схеме, предложенной авторами сюжетно-ролевой игры «Яхта» Куприяновым Б. И и Илика А.1
предложите участникам игры сесть в круг;
пусть они поочередно расскажут о том, какую роль исполняли, каковы были их задачи и с какими результатами они пришли к окончанию игры;
разговор необходимо провести так, чтобы дать возможность всем игрокам выплеснуть эмоции;
очень важен при подведении итогов игры Ваш такт;
дайте каждому участнику оценку его действий, но так, чтобы Ваши слова подтолкнули его к самоанализу, чтобы укрепили веру игрока в себя, в свои возможности;
подробный анализ игры можно провести на следующий день.
Список литературы.
Барыбин А.. Как появился двуглавый орел в гербе России. // Наука и жизнь. – 2001. - № 3. - С. 47-51.
Гин А. Приемы педагогической техники (пособие для учителя). – М.: Вита – Пресс. – 1999. – 88 с.
Государственные символы Российской Федерации (методические рекомендации). - М.: Новая школа. – 2002. – 16 с.
Карякина Т. Три цвета флага: надежда, вера и любовь. // Тверская жизнь. – 1998. - 22 августа.
Лакиер А.Б. Русская геральдика. - М.: Книга. – 1990. – 397 с.
Мерцалова Т. Игра, похожая на жизнь // Новые ценности образования. – М.: Инноватор – 1998. - № 8.
Клепа о государственной символике России. - М.: ОАО «КТС». – 1990. – 32 с.
Ожегов С. Словарь русского языка, - М.: Советская экспедиция .– 1973. – 846 с.
Сапрыков В. Над Россией флаг России. // Наука и жизнь. – 1992. - № 2. - С. 65-68.
Соболева Н. Герб Российского государства // Наука и жизнь. - 1994. - № 4. – С.2-9.
Споемте вместе, господа и дамы. // Российская газета. – 2000. - 30 декабря.
Трунов С. Цвет нации. // Российские вести. – 1994. – 23 июля.
Хорошкевич А.Л. Символы русской государственности. - М.: Изд-во Моск. Ун-та. – 1993. - 96с.
Чередниченко Т.А. Приключение двуглавого орла. //. Читаем, учимся, играем. – 1998 - № 7. – С.104.
Что такое флаг? // Я познаю мир. Детская энциклопедия: История. - М.: 1998. – С. 104.
Шмаков С. Игры учащихся – как феномен культуры. - М.: Новая школа. – 1994. – 240 с.
Яхта. // Клуб ролевого моделирования» - Кострома. - 1995. - № 1 – 56 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение № 1.
Пример одной из игр.
Благотворительный фонд «Милосердие», созданный участниками игры.
Цели и задачи:
Провести конкурс рисунков по теме «Овеянные славою флаг наш и герб»;
Оказать помощь в оформлении стендов с данной тематикой;
Выпускать информационные бюллетени к историческим датам и праздникам и распространять их среди молодежи;
Выделить средства для приобретения литературы, видеоматериалов по истории России для детской библиотеки и для библиотек школ.
Премировать лучшие проекты, созданные благотворительными фондами во время игры;
Провести интеллектуально – творческую игру «Овеянные славою флаг наш и герб».
Провести игру для детей школы-интерната «Ромашка».
Организовать поездку в столицу нашей Родины Москву, экскурсию на Красную площадь: в Кремль, Оружейную палату, исторический музей.
Помочь разбить парк в нашем городе для детей, бабушек и дедушек.
Помочь творческому объединению подростков «Перекрёсток» ДДТ в приобретении компьютера, фотоаппарата, гитары, туристического оборудования.
Приложение № 2.
Вопросы по государственной символике.
Объясните значение понятия «Государственный герб».
(Герб (от польск herb от нем. erbe – наследство), условное изображение, являющиеся символом и отличительным знаком государства, города, рода или отдельного лица. Герб обязательно отражает исторические традиции. Гербы составляются по определенным правилам, принятым в данной стране в данный исторический период и утверждаются специальным законодательным актом. - /Большая энциклопедия К и М/
После победы СССР над гитлеровской Германией во время Парада Победы к подножию Мавзолея Ленина было брошено 200 знамен и штандартов гитлеровской армии. С каким обычаем это было связано?
(С обычаем бросать захваченные в бою неприятельские флаги под ноги главнокомандующему) - /ЧУИ 2007г №4, с. 63./
В 1722 году в Российском государстве была учреждена герольдмейстерская контора, впоследствии Герольдия. Чем занимались герольдмейстеры?
(Герольдмейстеры занимались упорядочением старых и обновлением новых гербов). - /Большая энциклопедия К и М/
Для Российского флага выбраны красный, синий и белый цвета. На Руси эти цвета являлись самыми предпочтительными и традиционными. Объясните, что символизировал красный цвет для русского народа?
(Красный цвет символизировал отвагу, войну, героизм, огонь) - /Государственные символы Российской Федерации с.11/
При каком правителе бело-сине-красный флаг официально становится государственным флагом?
(При Петре I) - /Романовский. Символы… с. 24/
Когда отмечается День Государственного флага Российской Федерации?
(22 августа) - /Романовский. Символы… с. 28/
В 1816 году был исполнен первый официальный гимн России. Как назывался гимн, каково его происхождение?
(«Молитва русских» (перевод английского гимна «Боже, храни короля». Текст перевел знаменитый русский поэт Жуковский Василий Андреевич, автор музыки неизвестен) - /Российская газета от 30.12.2000г./
В допетровской Руси не было официального гимна. Что и кем исполнялось во время событий государственного значения?
(Исполнялись православные песнопения хором «государевых дьяков») - /Большая энциклопедия К и М/.
ДЬЯК (от греч. diakonos — служитель), начальник и письмоводитель канцелярии разных ведомств в России до 18 века. Различались дьяки: государевы, княжие, владычни, монастырские, вечные (при городском вече), городские, земские. В Русском централизованном государстве дьяки — чины правительственной администрации. С 16 века думные дьяки участвовали в работе Боярской думы. Дьяки руководили канцеляриями (дьячими избами) центральных (приказы) и местных учреждений (съезжие избы).
Что собой представляет герб Российской Федерации?
(Красный геральдический щит (четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности) с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона) - /Государственные символы Российской Федерации с.9/
Духовную преемственность от какого государства олицетворяло изображение Российского герба в виде золотого орла на красном фоне?
(От Византии) - /Государственные символы Российской Федерации с.9/
(Есть мнение, что орел был заимствован у Священной Римской империи, царственная птица была на печати правителя Священной Римской империи – Фридриха) – /Клепа, с. 6/
Что собой представлял герб СССР?
(На фоне земного шара изображен серп и молот в лучах солнца и обрамлен колосьями, перевитыми красной лентой, с надписью: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на языках республик. В верху герба – располагалась пятиконечная звезда) - /Герб, флаг, гимн, с.61/.
Петр I определил точное расположение полос применительно к Российскому флагу. Как располагались полосы, чем Петр I руководствовался?
(Петр I определил точное расположение цветных горизонтальных полос на российском флаге, которое совпало с древним пониманием строения мира внизу – физический, плотский (красный); выше – небесный (синий); еще выше – божественный (белый) - /Романовский. Символы… с. 24/
Для Российского флага выбраны красный, синий и белый цвета. На Руси эти цвета являлись самыми предпочтительными и традиционными. Объясните, что символизировал синий цвет для русского народа?
(Синий цвет символизировал небо, целомудрие, верность, духовность веру) - /Государственные символы Российской Федерации с.11/
В каком году наше государство вернулась к своему исконному бело-сине-красному флагу?
(В 1991 году) - /Государственные символы Российской Федерации с.12/
Объясните значение понятия «Государственный гимн».
(ГИМН ГОСУДАРСТВЕННЫЙ, официальный символ государства наряду с государственным флагом и государственным гербом. Исполняется при официальных церемониях внутриполитического и международного характера, во время спортивных игр и награждений) - /Большая энциклопедия К и М/.
11 декабря 1833 года впервые был исполнен Российский гимн «Боже, Царя храни!..» на слова Василия Андреевича Жуковского. До какого времени он существовал?
(Гимн существовал до 2 марта 1917 года – дня отречения от престола Николая II (вплоть до Февральской революции)) - /Российская газета/
Что означает слово геральдика, от какого латинского слова оно произошло?
(ГЕРАЛЬДИКА (от ср.-век. лат. heraldus — глашатай), гербоведение. Со 2-й половины 19 века — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы; ранее, в 13—1-й половине 19 веков, — составление дворянских, цеховых и земельных гербов) - /Большая энциклопедия К и М/
Как изменился герб при Петре I?
(Изменил цвета: черный двуглавый орел на золотом поле, заменил царские короны на императорские и дает орлу цепь с орденом Святого Андрея Первозванного) -/Государственные символы Российской Федерации с9, Большая энциклопедия К и М/
Что означает всадник, поражающий копьем дракона, изображенный на современном гербе Российской Федерации?
(Древний символ победы добра над злом, готовности всего народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость от врага) – /Государственные символы Российской Федерации с.10/
При каком царе появилось первое упоминание о Российском флаге?
(Во время царствования Алексея Михайловича Романова /Тишайшего/, отца Петра I) - /Государственные символы Российской Федерации с.11/
Какие изменения произошли с российским флагом во время правления Александра II?
(В 1858 году по указу императора Александра II был утвержден имперский государственный флаг – черно-желто-белый. - /ЧУИ 2007г №4, с. 62./
Для Российского флага выбраны красный, синий и белый цвета. На Руси эти цвета являлись самыми предпочтительными и традиционными. Объясните, что символизировал белый цвет для русского народа?
(Белый цвет символизировал мир, чистоту, правду, благородство, невинность) - /Государственные символы Российской Федерации с.11/
Как назывался гимн нашего государства, исполняемый после Октября 1917 года?
(«Интернационал») - //Романовский. Символы… с. 37//
Назовите автора текстов к трем гимнам нашего государства — 1944, 1977, 2000 годов.
(Сергей Владимирович Михалков) - /Большая энциклопедия К и М/
Где размещается изображение Государственного герба?
(На печатях, денежных знаках, на некоторых официальных документах и т.д. часто является составной частью государственного флага) - /Государственные символы Российской Федерации с.4, Большая энциклопедия К и М/
При каком правителе в 1497 году появилась древнейшая из печатей с символикой Русского государства? Что собой представляла печать?
(При великом князе Иване III Васильевиче, на одной стороне печати был изображен всадник, пронизывающий копьем змия, но другой – двуглавый орел) - /Герб, флаг, гимн, с.59/.
В каком году, Указом какого Президента России герб страны перенял основные элементы государственного герба Российской империи?
(В 1993 году Указом Президента России Бориса Николаевича Ельцина) - /Герб, флаг, гимн, с.61/.
Что символизирует двуглавый орел, изображенный на современном гербе Российской Федерации?
(Двуглавый орел – символ единения народов, живущих в европейской и азиатской частях Российской Федерации) - /Государственные символы Российской Федерации с.10/
С какими событиями связано появление в 1667 году трехцветного бело-сине-красного флага?
(В подмосковном селе Дединове на реке Оке, началось строительство небольшой военной флотилии для защиты торговых кораблей на Волге и Каспийском море. Главным среди судов был построенный в 1669 году трехмачтовый корабль «Орел». Военному кораблю понадобился опознавательный знак – флаг.) - /ЧУИ 2007г №4, с. 62./
Что собой представлял Государственный флаг Советского Союза?
(Красное полотнище с серпом и молотом в левом верхнем углу) - /Государственные символы Российской Федерации с.12/
Когда и каким Президентом РФ, был подписан указ, утверждающий действующий гимн Российской Федерации.
(30 декабря 2000г., Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным) - /Большая энциклопедия К и М/
Назовите город, традиционным символом которого был всадник, пронизывающий копьем змия?
(Москва). - /Герб, флаг, гимн, с.59/.
При каком государе в 1562 году щит с всадником впервые появляется на груди двуглавого орла?
(При Иване IV Грозном). - /Герб, флаг, гимн, с.60/.
По закону Александра III в зависимости от важности государственного акта использовались три различные формы Государственного герба. Какие?
(Большой, средний и малый) - /Герб, флаг, гимн, с.60/.
При Николае II цвета российского флага имели особое значение. Так красный цвет означал «державность», что означали синий и белый цвета?
(Синий (лазоревый) – цвет Богоматери, под покровительством которой находилась Россия, белый - цвет свободы и независимости) - /Государственные символы Российской Федерации с.11/
В Центральном музее Вооруженных Сил хранится Знамя Победы, почему оно так называется?
(Красное Знамя, было водружено 30.4.1945 над рейхстагом в Берлине; считается символом победы советских войск над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-45) - /Большая энциклопедия К и М/.
Перечислите здания, над которыми поднят Государственный флаг Российской Федерации?
(На зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, торгпредств, консульств Российской Федерации за рубежом, судах, плавающих в открытом море и в территориальных водах иностранных государств и т.д.) - /Большая энциклопедия К и М/
Назовите автора музыки и автора стихов гимна Российской империи «Боже, царя храни!.., написанного в 1833 году.
(Слова Василия Андреевича Жуковского, музыка Алексея Федоровича Львова) - /Российская газета/
Когда впервые прозвучал действующий гимн России?
(1 января 2001 года) - /Большая энциклопедия К и М/
В 1654 году к жалованной грамоте Богдану Хмельницкому была приложена печать, на которой впервые появляются изображения… Продолжите фразу.
(Скипетра и державы) - /Герб, флаг, гимн, с.60/.
Павел I хотел ввести новый герб. Герб какого государства он хотел взять за основу?
(Герб Пруссии) – //Герб, флаг, гимн, с.60/.
Что означают скипетр и держава, изображенные на современном гербе Российской Федерации?
(Означают сильную власть и независимость государства) - /Государственные символы Российской Федерации с.10/
Объясните значение понятия «Государственный флаг».
(Один из важнейших атрибутов государства, символ государственного и национального суверенитета, отличительный знак государства) - /Государственные символы Российской Федерации с.4/
В правление Александра II у России было два флага. Первый - государственный (черно-желто-белый), который вывешивался на казенных зданиях. Второй – национальный, вывешивался на частных домах в праздники. Назовите цвета национального флага.
(Красно-сине-белый) - /Романовский. Символы… с. 25/
Что символизировал красный флаг в революционной России начала XX века?
(Символизировал объединение демократических сил, выступивших на борьбу с самодержавием) - /ЧУИ 2007г №4, с. 62./
Почему с 1961 по 1977 год гимн СССР стал исполняться без слов?
(Так как в гимне несколько раз упоминался Иосиф Виссарионович Сталин, а в 1961 на XX съезде КПСС был развенчан культ личности Сталина и только в 1977 году был написан новый текст) - /Большая энциклопедия К и М/.
Назовите авторов действующего гимна Российской Федерации.
(Автор музыки Александр Васильевич Александров, автор текста Сергей Владимирович Михалков) - /Государственные символы Российской Федерации с.13/
Приложение № 4.
«Мозговой штурм».
«Мозговой штурм» - одна из технологий решения творческих задач. Цель «Мозгового штурма» - развитие творческого стиля мышления. Перечислим дидактические ценности «Мозгового штурма»:
штурм - это активная форма работы;
во время штурма тренируется умение кратко и четко выражать свои мысли;
участники штурма учатся слушать и слышать друг друга;
наработанные варианты часто дают новые подходы к решению проблемы.
Технология проведения «Мозгового штурма».*
Обычно штурм проводится в группах из 7-9 человек.
Группа перед штурмом инструктируется. Основное правило на первом этапе штурма (создание банка идей) – НИКАКОЙ КРИТИКИ!
В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий . Его обязанность – следить за выполнением группой правил штурма, задавать направление поиска идей. Проводится первичное обсуждение и уточнение условия задачи.
Группа выбирает также секретаря. Его обязанность - фиксировать возникающие идеи (ключевыми словами, рисунками, знаками и т.д.).
Проводится первый этап штурма. Обычно он занимает от 7 до 20 минут. Иногда имеет смысл прервать этап раньше, если идеи явно иссякли и ведущий не может исправить положение.
После небольшого перерыва, во время которого можно проанализировать штурм: какие были сбои, допускались ли нарушения правил и почему, - группа приступает ко второму этапу (этапу анализа идей). Все высказанные идеи рассматриваются критически. При этом основное правило: в каждой идее найти что-то полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею или хотя бы применить в других условиях.
После небольшого перерыва – третий этап (обработка результатов) Группа отбирает 2-3 самых интересных решения и выбирает спикера, который рассказывает о них всем присутствующим. (Возможны варианты: например, группа отбирает одно самое практичное предложение и одно самое «дикое»). В некоторых случаях целью группы является найти как можно больше решений, и тогда группа может огласить все свои идеи.
______________________________________________________________________
*Гин А. Приемы педагогической техники (пособие для учителя). – М.: Вита – Пресс. – 1999. – С.33-34.
Рекомендации.
Воспитанники могут быть разбиты на несколько групп. Все группы могут одновременно, независимо друг от друга, штурмовать одну задачу. Тогда можно устроить конкурс «идей». Пусть жюри тоже состоит из воспитанников.
Каждая из групп может штурмовать свою задачу. Тогда желательно, чтобы все задачи были объединены одной, более общей проблемой.
Нет ничего плохого в том, если третий этап будет отдален от двух первых, даже проведен на другом занятии. Если к тому времени у участников группы появятся новые идеи – пусть обсуждают и их. Ведь ваша главная цель – спровоцировать интенсивную мыслительную деятельность, а не выдвинуть определенное количество идей в строго отведенное для этого время.
Типовые ошибки при усвоении «Мозгового штурма».
Регулятивное вмешательство в работу группы на «рабочих» этапах. Пусть группа делает ошибки, нарушает правила штурма – при освоении новой формы деятельности это неизбежно. Учитель же сможет высказать свои замечания при разборе «полета».
При обсуждении решений учитель требует контрольного ответа или жестко критикует предложения участников штурма.
Плохо подобрана тема (например, она требует глубоких специальных знаний либо аналитических рассуждений).
Приложение № 5.
1 Мерцалова Т. Игра, похожая на жизнь // Новые ценности образования. – М.: Инноватор – 1998. – № 8.
1 Яхта. // Клуб ролевого моделирования» - Кострома. - 1995. - № 1 – С. 52.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ