Методическая разработка классного часа для обучающихся 5-6 классов "Тайна русской иконы"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 50 " города Калуги













Методическая разработка

классного часа для обучающихся 5 – 6 классов

«Тайна русской иконы»













подготовила

учитель ИЗО

Мокрецова Евгения Михайловна







г. Калуга

2013 год

Методическая разработка классного часа «Тайна русской иконы» для учащихся

5 – 6 классов.



Данный классный час является одним из серии занятий, посвященных изучению русской православной иконы. Он является вторым по счету из трех предполагаемых классных часов по этой теме.

На первом классном часе запланировано посещение детьми Калужского Областного Художественного музея зала Русской иконы.

Данный материал – это второе занятие.

Заключительный классный час по этой теме – это посещение иконописной мастерской, где дети познакомятся с процессом написания иконы и примут участие в мастер - классе.


Цель урока: знакомство с русской иконой.


Задачи урока:

Образовательные:

  • Познакомить с историей возникновения икон.

  • Раскрыть символизм написания икон.

  • Познакомить с традицией русской иконы.

Развивающие:

  • Развивать творческие способности учащихся.

  • Расширить словарный запас и кругозор учащихся.


Воспитательные:

  • Обогатить духовный мир учащихся.

  • Развивать познавательный интерес детей;

  • Воспитание информационной культуры.

  • Воспитывать национальную гордость и любовь к Родине.



Учебно-методическое обеспечение:

Электронная презентация и электронная версия заданий,

разработанных на материале электронного пособия Калужского областного Художественного музея;

Электронная версия библиотеки с файлами заданий для самостоятельной работы учащихся;

Изображения икон;

Карточки с цепочками «картинка – название христианского символа»;

Индивидуальные словарики для записи новых терминов;

Книги по теме, для выполнения исследовательской части урока;

Аудиозаписи: Песня «Царственные мученики», песнопения и духовные песни хоров Валаамского и Московского Сретенского монастыря.

Продолжительность занятий: 90 минут (2 урока).




План занятия.

Части-блоки урока (краткое содержание деятельности учителя и учащихся).

Временная реализация

  1. Организационный момент. Сообщение цели и темы урока.

  2. Актуализация знаний: что такое икона.

  3. История появления иконы.

  4. Символизм икон.

  5. Игровой момент.

  6. Символика изображения людей и предметов на иконе.

  7. Исследовательская работа учащихся.

ПЕРЕМЕНА

  1. Иконы в жизни русского человека.

Домашнее задание.

  1. Творческая часть урока.

  2. Подведение итогов.

3 минуты


4 минуты

4 минуты

6 минут

11минут

5 минут


12 минут


7 минут


30 минут

5-7 минут






Ход урока.

Организационный момент.(1 минута)

Здравствуйте ребята! Проверим готовность к уроку. Достаньте свои словарики для записи слов, приготовьте все необходимые материалы.

1.

Сообщение цели и темы урока.

Учитель:

Я хочу вам прочитать стихотворение, написанное в 1918 Великой княжной Ольгой Николаевной Романовой перед самой своей трагической гибелью.

СЛАЙД (фотография великой княжны Ольги Николаевной Романовой)

( После исполнения куплета и припева песни «Царственные мученики»)

Перед иконой Богоматери

«Царица неба и земли,

Скорбящих утешенье,

Молитве грешников внемли:

В Тебе — надежда и спасенье.

Погрязли мы во зле страстей,

Блуждаем в тьме порока,

Но... наша Родина ... О, к ней

Склони всевидящее Око.

Святая Русь — Твой светлый дом

Почти что погибает,

К Тебе, Заступница, зовем

Иной никто у нас не знает.

О, не оставь своих детей,

Скорбящих Упованье,

Не отврати своих очей

От нашей скорби и страданья!»

Как вы думаете, к кому обращается автор этого стихотворения?

(ответы детей)

Учитель:

Правильно, она обращается к лику Божьей матери, написанной на иконе.

Еще одно стихотворение - это отрывок из “Казачьей колыбельной песни”, написанной великим русским поэтом М. Ю. Лермонтовым:

СЛАЙД (В. Максимов «Материнство»)

Дам тебе я на дорогу

Образок святой:

Ты его, моляся Богу,

Ставь перед собой;

Да, готовясь в бой опасный,

Помни мать свою…

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю”

Я не случайно начала наш урок этими двумя стихотворениями. Из них видно, что иконы сопровождали русского человека на протяжении всей жизни: и в младенчестве, и в минуты тяжких испытаний, и именно к ним обращался православный христианин и в горе и в радости. Сегодняшний урок мы посвятим символам христианства – иконам и попытаемся научиться понимать то, что на них написано.

2. Актуализация знаний.

СЛАЙД (Новгородская икона «Архангел Гавриил»)

Учитель:

Мы уже побывали с вами в Художественном музее и познакомились с экспозицией Русской православной иконы. Странные застывшие лица, вернее лики с выразительными глазами, смотрят на нас с икон, проникая прямо в душу. А помните ли вы, что называется иконой?

(Ответы детей)

Учитель:

Правильно. Икона появилась после зарождения христианства. Само слово «икона» имеет греческое происхождение и означает «образ, подобие». А как вы думаете, как выглядела первая икона?

(Ответы детей)

3.История возникновения иконы.

СЛАЙД (Икона «Спас Нерукотворный»)

Учитель:

По преданию, первой иконой был кусок ткани, на котором чудесным образом отпечатался лик Иисуса – нерукотворный образ. (Это слово запишите в наш словарик.) Но предшественники иконы существовали задолго до распространения христианства.

СЛАЙД (« Портрет женщины» 3 век, Афины, Греция).

Так, в восточных провинциях Римской империи писали особые портреты, которые делались посмертно и они получили название фаюмских. Эти портреты были частью погребального обряда. И на иконе тоже изображали всегда образ святого человека, переселившегося в иной мир. Это и роднит фаюмский портрет с иконой. Кроме того, иконописцы переняли у фаюмских художников манеру писать цветными красками по золотому фону.

Христиане не сразу приняли икону. Изображение Бога в виде человека напоминало идолопоклонничество. «Статуи языческих богов – бездушные истуканы, идолы – говорили христиане. – Нельзя поклоняться статуе, она просто кусок обработанного дерева». Изначально Библия запрещала любые изображения: «не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу».

До того как поверить в единого Бога, первые христиане и сами были язычниками. Они привыкли поклоняться изображениям, им хотелось иметь перед глазами образы святых. Но христианам приходилось скрывать свою веру. Как вы думаете почему?

(Ответы детей)

4.Символизм иконы.

Учитель:

Да, да! Были времена, когда последователей Иисуса Христа яростно преследовали, подвергали мученьям и казням! Поэтому верующим приходилось поневоле пользоваться символическими, зашифрованными образами.

СЛАЙД («Рыбы» римская мозаика 3 век н.э.)

Например, вместо Иисуса Христа, они рисовали рыбу, поскольку первые буквы греческих слов «Иисус Христос Сын Божий Спаситель» образует греческое слово «ихфис» - рыба.

СЛАЙД («Христос – Добрый Пастырь», мозаик, Равенна, Италия)

Вместо себя они изображали стадо овец, потому, что в Евангелии Христос сам себя называет пастырем, а верующих – овцами.

СЛАЙД («Голубь» изображения из мавзолея Галлы Плацидии, V в.)

А голубь, который у язычников считался птицей Венеры, стал символом Святого духа и человеческой души.

СЛАЙД («Виноградная лоза и голуби» мозаика 6 в. Равенна, Италия).

А как вы думаете, что означает в христианстве виноград?

(Ответы детей)

СЛАЙД (« Христос Лоза истинная» икона на стекле, XIX век.)

Учитель:

Правильно, одним из самых древних символов плодородия, изобилия и богатства является виноград. В христианской традиции виноградная гроздь символизирует духовную жизнь «на лозе», спасение и возрождение.

СЛАЙД (Икона «Святой мученик Трифон»)

Спелые гроздья были символом многих христианских мучеников.

А давайте подумаем, что означает символ камень?

(Ответы детей)

Символ камня олицетворяет собой Божью постройку, которой не страшны бури и ветры. И это символ самого Христа.

А давайте вспомним с вами, а в музее мы видели с вами какие-нибудь христианские символы?

(Ответы детей)

5. Игровой момент.

Учитель:

А сейчас мы проверим, запомнили ли вы символы, употребляемые в написании икон.

(Детям предлагается разделиться на две команды и составить правильные цепочки «картинка – обозначение»).

ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПОД МУЗЫКУ.

(похвалить детей и разобрать полученные ответы)

Учитель:

Ребята, мы вам в музее очень внимательно рассматривали представленные там иконы. Как вы думаете, чем отличаются изображения на иконе от изображения на картине?

( привести ответы детей к тому, что изображенные на иконах фигуры святых, выглядят плоскими, а окружающие их предметы и природа написана стилизованно).

СЛАЙД (Иконы и картины, написанные на религиозные сюжеты: Васнецов «Богоматерь с младенцем», Васнецов «Единородный сын слово Божие», Лебедев «Рождество Господа нашего Иисуса Христа», Нестеренко «Чудесный улов», Моллер «Несение креста», иконы «Георгий Победоносец», «Димитрий Царевич», «Соловецкая обитель преподобных Зосима и Савватия», «Тихон Калужский»).

А давайте все вместе попробуем разделить все представленные изображения на две группы: иконы и картины художников, написанные на религиозные сюжеты.

(Выполняется задание).

А теперь, вспомните, какие из представленных здесь икон вы уже видели в художественном музее?

(выполняется задание)

6. Символика изображения людей и предметов на иконе.

Действительно, все это выглядит необычно, не так, как мы привыкли. Но этому есть объяснение.

Изображенные на иконах Христос, Богоматерь и святые должны были выглядеть не как обычные люди, а как Люди, имеющие божественную природу. Но как было это сделать? Эту задачу блистательно выполнили византийские художники. Они сделали человеческие фигуры плоскими и бестелесными, подобно ангелам. А окружающие их предметы превратили в своеобразные символы.

СЛАЙД (фрагмент иконы «Торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим»).

Рисуя дерево, иконописец не прорисовывал его, а изображал дерево вообще; ствол, который завершался гигантским пальмовым листом, покрытым ягодами.

СЛАЙД (Икона «Св. Илия Пророк в пустыне» Конец 15 в.)

Землю заменили «горки».

СЛАЙД («Благовещение» Икона – таблетка, Новгород, конец 15 века)

Вместо обычных зданий появились скрученные, сплющенные башенки со срезанной передней стеной.

Зачем все это сделано?

Иконописец стремился показать мир с точки зрения Бога: он изображал то, что нам никак не могло быть видно.

СЛАЙД («Покров Богоматери», Икона, Новгород. 15 в.)

Если он рисовал стол, то он, не задумываясь, рисовал его с четырьмя ножками, хотя задние не должны быть видны. Но ведь они есть!

А рисуя пятиглавый собор, он все купола нарисует в ряд.

СЛАЙД («Жены Мироносицы у гроба Господня» Икона, Псков. 16 в.)

Иконописец стремился показать все таким, какое оно есть, а не таким, каким кажется. Поэтому фигуры на заднем плане не становились меньше по мере удаления от зрителя. Ведь люди на самом деле примерно одного роста! Зато если надо выделить главного героя, то он, не задумываясь, сделает его выше остальных!

СЛАЙД (Соловецкая обитель преподобных Зосима и Савватия» икона с клеймами).

Не смущало художников и зрителей Средневековья совмещение расходившихся по времени эпизодов. Часто иконописец окружал фигуру святого клеймами (запишите это слово в словарик) – маленькими картинками со сценами из его жизни. Сценки следовали друг за другом, как кадры из кинофильма.

СЛАЙД (Усекновение главы св. Иоанна Предтечи).

Иногда начало и конец какого – либо эпизода соединялись в один сюжет. Например, изображался Иоанн Предтеча, склонившийся перед палачом, а рядом на блюде лежала его отрубленная голова. Но зрители не думали, что у него две головы, - они привыкли к иконописной условности и прекрасно понимали язык иконы.

7. Исследовательская работа учащихся.

СЛАЙД ДЛЯ ЗАДАНИЯ (Икона "Воскресенье Христово" с клеймами).

А теперь вы в своих командах попробуете прочитать то, что изображено на иконах. Попробуйте показать, где главный персонаж, где происходят события, кто и что его окружает. Для помощи можете пользоваться дополнительной литературой в нашей классной библиотеке и записями в тетрадях и файлами с дополнительной литературой на ПК.

(обсуждение 10 минут) ЗВУЧИТ МУЗЫКА.

ПЕРЕМЕНА.

8. Икона в жизни русского человека.

Учитель:

Наши предки не мыслили себе жизнь без иконы. Иконы помещались над входом в дом, над воротами, над дверьми лавок и амбаров, даже в хлеву; богатые люди в каждой комнате держали целые иконостасы – отсюда возникла поговорка « Без Бога – ни до порога».

СЛАЙД («Походная церковь» Икона-складень).

Воины, отправляясь в поход, несли с собой иконы в специальных сумках, а в царских обозах хранилась, цела походная церковь – огромная много сюжетная икона, со складными створками.



СЛАЙД (Изображение Красного угла)

Иконы на Руси не продавали и не покупали – это считалось неуважением к образу святых. Их выменивали на деньги в иконных лавках, причем торг происходил молча: покупатель клал деньги на прилавок и указывал на нужную икону. Выбрасывать старые иконы запрещалось. Их надо было хоронить, как людей, на кладбище или в саду. Можно было пустить ее по реке или оставить на дереве в лесу.

Не полагалось стоять перед иконой в шапке или класть ноги на лавку, глядя на икону. Ни в коем случае нельзя было ругаться при иконе – отсюда и поговорка «Ругаются, хоть святых выноси». В избе помещали икону в самый чистый и светлый угол – «красный», причем не вешали на гвоздь, а ставили на полку – божницу.

Иконы нередко украшали особыми металлическими накладками – окладами. (Записать слово в словарик).

Важным значением, служил и цвет. Большинство цветов имело символическое значение.

А какое, это вы должны узнать сами.

Так же, вам предлагается в сети интернет, познакомиться на сайтах различных музеев с коллекцией русских икон, выбрать наиболее понравившуюся и попробовать разобрать символизм ее написания.

Это ваше домашнее задание.

Есть ли у вас вопросы?

(обсуждение проблемных моментов)

9. Творческая часть урока.

А теперь, мы приступаем к творческой части нашего урока. Вам, разбившись на пары, необходимо составить из кусочков бумаги понравившийся вам христианский символ так, как вы его себе представляете (Составление мозаики).

ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПОД ТИХУЮ СПОКОЙНУЮ МУЗЫКУ.

11. Подведение итогов.

Все работы ребят вывешиваются на выставку.

Обсуждение работ.











































Список использованной литературы


1. «Матушка», Москва, «Вива – Экспресс», 2010.

2. Орлова Н. Г. «Иконопись. Энциклопедия живописи для детей», Москва, Белый город. 2012.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. www.pravmir.ru

  2. www.secreticon.ru

  3. www.ukoha.ru/







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ