Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности школьников
Методические рекомендации
по организации внеурочной деятельности школьников
В условиях перехода к ФГОС школа теперь призвана не только развивать качественные предметные компетенции обучающихся, но и создавать условия для успешной социализации школьников в процессе воспитательной деятельности. В ФГОС дано определение понятию «внеурочная деятельность». «Внеурочная образовательная деятельность - деятельность в рамках образовательного процесса, направленная на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, способностей и интересов учащихся в разных видах деятельности». Таким образом, внеучебная деятельность ребенка приобрела статус «образовательной деятельности» и является необходимым компонентом процесса получения образования. Согласно ФГОС на внеурочную деятельность отводится в школе 10 часов в неделю.
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Общеобразовательные учреждения предоставляют учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Направления внеурочной деятельности:
Направления
Количество часов в неделю
Всего
1кл.
2кл.
3 кл.
4кл.
Спортивно-оздоровительное
3
3
3
3
12
Художественно-эстетическое
2
2
2
2
8
Научно-познавательное. Проектная деятельность
2
2
2
2
8
Патриотическое
2
2
2
2
8
Общественно-полезная деятельность
1
1
1
1
4
Всего
10
10
10
10
40
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, «круглых столов», конференций, диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.
Для организации внеурочной деятельности в ОУ в условиях перехода к ФГОС рекомендуется провести следующие мероприятия:
1. Постановка цели и задач, определение принципов внеурочной деятельности, организация семинаров для коллектива ОУ по ознакомлению со спецификой внеурочной деятельности.
Цель внеурочной деятельности: формирование единого образовательного пространства для решения задач социализации, воспитания, развития ценности здорового жизненного стиля, самоопределения обучающихся посредством интеграции ресурсов образовательных учреждений и выстраивания индивидуальной образовательной программы обучающихся.
2. Заключение договоров между ОУ по ресурсному взаимодействию.
Организация внеурочной деятельности требует расширения спектра социальных партнеров школы, привлечения специалистов без педагогического образования для организации различных социальных практик и стажировок обучающихся. Посредником, координатором и активным участником ресурсного взаимодействия со школой должно стать учреждение дополнительного образования. Роль УДО в школе заключается в помощи администрации, классным руководителям и обучающимся по выстраиванию индивидуальной образовательной программы школьника в процессе организации внеурочной деятельности.
3. Определение должностных обязанностей педагогов-психологов и педагогов дополнительного образования в условиях внеурочной деятельности.
Образовательное учреждение по своему усмотрению решает проблему кадрового обеспечения данной деятельности, привлечения учителя начальной школы, классного руководителя, педагогов-предметников, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, специалистов УДОД и др., формируя его нормативную базу.
Могут быть предложены различные модели организации внеурочной деятельности:
· ведение внеурочной деятельности по направлениям учителями школы (учитель музыки, технологии – художественно-эстетическое направление, проектная деятельность; учителя-предметники, учителя начальных классов - научно-познавательное, общественно-полезная деятельность; учитель физической культуры – спортивно-оздоровительное, военно-патриотическое);
· ведение внеурочной деятельности совместно педагогами ОУ и привлеченными специалистами учреждений дополнительного образования;
· ведение внеурочной деятельности специалистами дополнительного образования с использованием базы школы и учреждений дополнительного образования.
Наиболее продуктивной представляется схема ведения внеурочной деятельности совместно педагогами ОУ и привлеченными специалистами учреждений дополнительного образования.
Внесение в базисный учебный план школы часов на внеурочную деятельность может привести к некоторой коррекции должностных обязанностей педагогов, имеющих отношение к ее организации. Примерные должностные инструкции можно найти в пособии «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор», авт. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.
4. Составление программы внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности является примером интеграции образовательного потенциала и ресурсов разных типов учреждений образования, культуры и т.д. Программа направлена на формирование особого образовательного пространства, отвечающего требованиям ФГОС. Реализация программы позволяет решать задачу воспитания социально активной и функционально грамотной личности.
Виды и направления внеурочной деятельности
Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности.
Виды
Направления
Игровая деятельность
Спортивно-оздоровительное
Познавательная деятельность
Художественно-эстетическое
Проблемно – ценностное общение
Научно-познавательное
Досугово – развлекательная деятельность (досуговое общение)
Военно-патриотическое
Художественное творчество
Общественно-полезная деятельность
Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)
Проектная деятельность
Трудовая (производственная) деятельность
Спортивно-оздоровительная деятельность
Туристско-краеведческая деятельность
Направления и виды внеурочной деятельности не являются жестко привязанными друг к другу и единственно возможными составляющими. Каждое из обозначенных направлений можно реализовать, используя любой из предлагаемых видов деятельности в отдельности и комплексно.
Классификация результатов внеурочной деятельности
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням. Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма. Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй – более сложными, третий уровень – самыми сложными формами внеурочной деятельности.
Содержание
Способ достижения
Возможные формы деятельности
Первый уровень результатов
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни
Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта
Беседа
Второй уровень результатов
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом
Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать)
Дебаты, тематический диспут
Третий уровень результатов
Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой
Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде
Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов
Право на выбор учащимися характера внеурочной деятельности обеспечивается вариативностью типов образовательных программ как важного принципа организации этой деятельности. При этом образовательное учреждение и педагог, формируя программное обеспечение внеурочной деятельности, опираются на социальный заказ, имеющиеся возможности и особенности образовательного процесса с целью максимального удовлетворения потребностей учащихся во внеурочной деятельности, ее дифференциации и индивидуализации.
Типы образовательных программ внеурочной деятельности
1.Комплексные образовательные программы
Предполагают последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности.
2. Тематические образовательные программы
Направлены на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и используются при этом возможности различных видов внеурочной деятельности.
3. Образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня(первого, первого и второго, второго и третьего и т. д.)
Могут иметь возрастную привязку, например:
1-й класс — первый уровень,
2-3-й классы — второй уровень,
4-й класс — третий уровень и др.
4. Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности
Игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная и др.
5.Возрастные образовательные программы
Могут соотноситься с возрастными категориями: для младших школьников, для старшеклассников и др.
6.Индивидуальные образовательные программы для учащихся
Программы для детей с неординарными способностями, особенностями состояния здоровья, развития.
При разработке программы внеурочной деятельности педагог должен учитывать следующие общие правила разработки программ внеурочной деятельности.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ
программ внеурочной деятельности:
1. Программы организации внеурочной деятельности школьников могут быть разработаны образовательным учреждением самостоятельно или на основе переработки примерных образовательных программ.
2. Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определенной возрастной группы: младшие школьники (1 – 4 классы), младшие подростки (5 – 6 классы), старшие подростки (7 – 9 классы), старшеклассники (10 – 11 классы).
3. В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.
4. Программа содержит:
· введение, в котором есть информация о назначении программы, ее структуре, объеме часов, отпущенных на занятия, возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа;
· перечень основных разделов программы, с указанием отпущенных на их реализацию часов;
· описание разделов примерного содержания занятий со школьниками;
· характеристику основных результатов, на которые ориентирована программа.
5. В программе описывается содержание внеурочной деятельности школьников, суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти дела и мероприятия.
6. В программе указывается количество часов аудиторных и внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества часов.
7. Программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одной возрастной группы. В первом случае школа разрабатывает программы (объемом 340 часов) для каждого класса. Во втором случае школа создает модульные программы (объемом значительно превышающем 340 часов) для каждой возрастной группы учащихся и предлагает школьникам данной возрастной группы самостоятельно выбирать модули. Занятия в таком случае проводятся не с классом, а с группами, состоящими из учащихся разных классов и параллелей. При этом доля выбранных школьником аудиторных занятий не должна превышать третьей части от общего числа занятий, которые он собирается посещать.
Кроме того, разрабатывая программу, педагогу необходимо помнить, что
· разрабатываемая программа должна соответствовать нормативно-правовым требованиям к внеурочной деятельности, в том числе утвержденным СанПиН;
· приступать к разработке программы необходимо с четким и внятным представлением о предполагаемом результате;
· выбор форм внеурочной деятельности должен опираться на гарантию достижения результата определенного уровня;
· при разработке программы необходимо выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;
· форсирование результатов и форм недопустимо, так как это не обеспечивает повышение качества и эффективности деятельности;
· выбор типа программы, должен быть обусловлен потребностями учащихся и общества и имеющимися образовательными ресурсами;
· процесс разработки и реализации программы должен содержать диагностико-аналитическую составляющую по определению результативности и эффективности внеурочной деятельности.
5. Организация психолого-педагогического сопровождения внеурочной деятельности.
6. Разработка системы мониторинга результатов внеурочной деятельности.
ФГОС предлагает педагогам конструировать программы внеурочной воспитывающей деятельности с помощьюМетодического конструктора (Д. Григорьев, П. Степанов):
Методический конструктор
«Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности»
Уровень результатов
Виды внеурочной деятельности
Приобретение социальных знаний
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Получение опыта самостоятельного общественного действия
1. Игровая
Игра с ролевым акцентом
Игра с деловым акцентом
Социально моделирующая игра
2. Познавательная
Познавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады
Дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?»
Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т. п.), школьный музей-клуб
3. Проблемно –ценностное общение
Этическая беседа
Дебаты, тематический диспут
Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов
4. 4. Досугово-развлекателъная деятельность (досуговое общение)
Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, галерею
Концерты, инсценировки, праздничные «огоньки» на уровне класса и школы
Досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (благотворительные концерты, гастроли школьной самодеятельности и т.д.)
5. 5. Художественное творчество
Занятия объединений художественного творчества
Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе
Художественные акции школьников в окружающем школу социуме
6. 6. Социальноетворчество (социальнопреобразующаядобровольческаядеятельность)
Социальная проба (инициативное участие ребёнка в социальном деле, акции, организованной взрослым)
КТД (коллективно-творческое дело)
Социально-образовательный проект
7. Трудовая(производственная)деятельность
Занятия по конструированию, кружки технического творчества, домашних ремёсел
Трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Фабрика»), детская производственная бригада под руководством взрослого
Совместное образовательное производство детей и взрослых
8. Спортивно-оздоровительная деятельность
Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах
Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции
Спортивные и оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме
9. Туристско-краеведческая деятельность
Образовательная экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружок
Туристский поход, краеведческий клуб
Туристско-краеведческая экспедиция Поисково-краеведческая экспедиция Школьный краеведческий музей
7. Контроль за реализацией программы внеурочной деятельности
Обязательным условием разработанной программы внеурочной деятельности является ее контролируемость и наличие системы диагностики ее эффективности. Цель данной диагностики – выяснить, являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.
Предметы диагностики
1. Личность самого воспитанника, изменения, происходящие в личности школьника.
2. Детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика, уровень развития детского коллектива, характер взаимоотношений членов коллектива.
3. Профессиональная позиция педагога как условие развития личности ученика, характер педагогической позиции, сформированность профессиональных ценностей.
Объекты контроля и анализа:
· познавательная активность, интерес к учению, школе;
· сформированность нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностных ориентаций и отношений к учению, себе, миру;
· применение правил и способов поведения в реальных жизненных ситуациях;
· участие в различной социально значимой деятельности, в том числе творческого характера;
· выполнение учащимися различных социальных ролей, в том числе связанных со школьной системой взаимоотношений.
Для отслеживания внеурочной деятельности может быть предложено ведение дневничка, в котором указываются направления и результаты деятельности ученика:
Направления деятельности
Названия секций, кружков
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Спортивно-оздоровительное
Лыжные гонки
+
+
гимнастика
Футбол-хоккей
+
+
+
Спортивные игры
Военно-патриотическое
Клуб «Пограничник»
Группа школьного музея
+
Художественно-эстетическое
фитодизайн
лепка
+
+
танцы
Ансамбль «Веселые нотки»
Мягкая игрушка
Научно-познавательное
Мы и окружающий мир
+
+
За страницами учебника математики
Мой друг – родной язык
Литературная гостиная
Общественно-полезная деятельность
Игрушка малышам
Друзья зоопарка
+
+
+
+
Экологическое движение
Проектная деятельность
Школьное научное общество
+
+
+
+
технология
моделирование
Также может проводиться отслеживание внеурочной деятельности всего класса.
8. Систематическое повышение квалификации специалистов, организующих внеурочную деятельность.
Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Опираясь на нормативные подходы к организации деятельности по воспитанию и социализации младших школьников, образовательное учреждение и педагог вправе сами формировать программу внеурочной деятельности, исходить из запросов участников образовательного процесса и их индивидуальных особенностей, пользоваться методическими рекомендациями разработчиков стандартов, опытом педагогов-новаторов, собственным опытом. Предлагаемый вариант программы (Приложение 1) разработан на основе формы, заданной разработчиками стандартов, и наполненной материалами из опыта педагогов-практиков. Однако каждому педагогу предоставляется возможность варьировать «наполнение» программы по своему усмотрению, в том числе, это может быть социальное проектирование, классная общественная организация, решающая задачи коллективного самоуправления, «классный калейдоскоп», реализующий мероприятия «красных» дат календаря и т. д.
Приложение 1
Примерная образовательная программа внеурочной деятельности учащихся
1 класса
Введение
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.
Предлагаемая программа является комплексной по содержанию деятельности и ориентирована на достижение, в основном, результатов первого уровня.
Программа рассчитана на 340 ч и предполагает как равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (10 ч в неделю), так и неравномерное их распределение с возможностью организовывать занятия крупными блоками — «интенсивами» (например, праздники, заседания клубов, фестивали, походы, экскурсии, викторины, выставки, игры и т. п.). В этих случаях возможно объединение класса с другими классами школы, занимающимися по сходным программам, и проведение совместных занятий.
Программа состоит из трёх относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности первоклассников. Однако направления и виды внеурочной деятельности и, соответственно, разделы программы могут варьироваться, ориентируясь на решение своих собственных педагогических задач каждого конкретного класса. К реализации данной программы учитель может привлечь учителей предметников (физкультуры, МХК и др.), педагогов дополнительного образования, родителей учащихся на оплачиваемой или безвозмездной основе в соответствии с имеющимися в ОУ возможностями.
Основные разделы программы
№
Название раздела
Общее количество часов
Часы аудиторных занятий
Часы внеаудиторных активных занятий
1
Спортивно-оздоровительная деятельность: организация и функционирование спортивного семейного клуба «33 богатыря»
154
16
138
1.1
Изучение правил техники безопасности и этических норм при проведении спортивных мероприятий
2
2
1.2
Спортивные занятия в клубе «33 богатыря» (1 раз в неделю)
68
68
1.3
«Веселые старты» Семейные спортивные праздники
30
6
24
1.4
Элементарные туристские навыки Техника пешеходного туризма
30
8
22
1.5
Походы выходного дня
24
24
2
Познавательная деятельность: организация и функционирование в классе устного журнала «Хочу все знать!»
78
54
24
2.1
Организация и проведение странички «Почемучка»
26
20
6
2.2
Организация и проведение странички «В мире интересного».
26
14
12
2.3
Организация и проведение странички «Поиграйка».
26
20
6
3
Художественное творчество: организация и функционирование классного театра «Буратино».
108
62
46
3.1
Вводные театральные занятия
10
6
4
3.2
Выбор спектакля
10
10
3.3
Подготовка спектакля
60
42
18
3.4
Показ
28
4
24
Всего
340
132
208
Примерное содержание занятий
Раздел 1. Спортивно-оздоровительная деятельность: организация и функционирование спортивного семейного клуба «33 богатыря».(154ч.)
1.1Изучение правил техники безопасности и этических норм при проведении спортивных мероприятий(2). Основные требования к занимающимся: регулярность, отсутствие пропусков без уважительной причины, заинтересованность, наличие спортивной формы.. Техника безопасности: правила поведения во время спортивных занятий, техника безопасности при занятиях со спортивными снарядами, предметами. Правила поведения в коллективных спортивных мероприятиях: честность, взаимоподдержка, взаимопомощь. Разработка Устава клуба.
1.2.Спортивные занятия клуба «33 богатыря» (68ч.)Занятия по общей физической подготовке. Коллективные спортивные игры: волейбол, футбол, хоккей, лапта, городки, народные детские игры и др. Велосипедные и лыжные пробеги. Коллективные походы на каток, в бассейн. Соревнования.
1.3.«Веселые старты» Семейные спортивные праздники (30ч.) Подбор спортивно-развлекательных аттракционов. Разраборка программ проведения «Веселых стартов». Формирование команд участников. Организация болельщиков. Подготовка художественного и музыкального оформления праздников и призового фонда. Подведение итогов и анализ проведения праздников.
1.4.Элементарные туристские навыки Техника пешеходного туризма (30 ч). Тренировочные заняти по технике пешеходного туризма в спортивном зале и на свежем воздухе. лесу, у водоёмов, на болоте; правила передвижения по дорогам; правила обращения с огнём; правила обращения с опасными инструментами и спецснаряжением; правила общения с местными жителями; правила гигиены туриста. Спортивное туристское снаряжение и его назначение. Укладка рюкзака. Разбивка бивуака. Природоохранные действия человека во время отдыха на природе и при оборудовании туристских стоянок.. Неписаные этические правила туристов: трудовая этика туриста, распределение общественного снаряжения в походе между мальчиками и девочками, отношение к слабым отстающим в походе, отношение к природе.
1.5.Походы выходного дня (24). Тренировочные походы выходного дня: подготовка, проведение, анализ. Сезонные экологические экспедиции в лес для изучения местной флоры и фауны: подготовка, проведение, анализ. Экологические рейды на берег реки и очистка побережья от бытового мусора: Подведение итогов похода, подготовка фотоотчёта, Ознакомление с итогами похода учащихся школы.
Раздел 2. Познавательная деятельность: организация и функционирование в классе устного журнала «Хочу все знать!» (78 ч)
2.1. Организация и проведение странички «Почемучка» (26). Предмет изучения науки. История развития науки. Современная наука. Великие ученые прошлого и современности. Научные открытия. Знакомство с интересными научными фактами. Занимательная наука.
2.2. Организация и проведение странички «В мире интересного»(26). Увлечения. Разнообразие и направленности увлечений. Профессии. Знакомство с представителями различных профессий, коллекционерами. Экскурсии на предприятия, в учреждения, в музеи и т.д.
2.3. Организация и проведение странички «Поиграйка»(26).Устные игры и задания. Загадки, шарады, кроссворды, викторины. Игры на бумаге, Игры со спичками, Игры – тренинги памяти, внимания, наблюдательности. Интеллектуальные коллективные игры. Составление вопросов к играм. Правила составления вопросов.
Раздел 3. Художественное творчество: организация и функционирование классного театра «Буратино» (108).
3.1.Вводные театральные занятия (10 ч). Игры и упражнения на развитие актерских способностей: пантомимические игры, упражнения на развитие сценической речи, гимнастика для языка, скороговорки, театральные миниатюры, игры на сплочение коллектива. Выходы в театр.
3.2.Выбор спектакля (10 ч). Выбор пьесы для постановки в классном театре. Читка. Работа над текстом и чтение по ролям. Распределение ролей, пробы, постановка этюдов на основе выбранного материала. Распределение обязанностей по подготовке спектакля и создание совета дела.
3.3.Подготовка спектакля (60 ч). Работа технических мастерских Изготовление костюмов и декораций к спектаклю. Подбор музыкально-шумового сопровождения к спектаклю. Продумывание освещения и спецэффектов. Репетиционный процесс. Прогон спектакля с участием всех технических мастерских по отдельным сценам. Генеральная репетиция.
3.4.Показ спектакля.(28 ч). Премьера спектакля — представление для друзей и родителей участников спектакля. Организация представления для воспитанников дошкольных учреждений, учащихся начальной школы. Организация общешкольного представления. Организация представления для жителей микрорайона. Анализ и обсуждение итогов театрального творчества класса.
Предполагаемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): бережное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и социальных групп; элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры, правилах художественого творчества, правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в лесу.
Вместе с тем реализация в полной мере данной программы внеурочной деятельности не исключает возможности выхода на начальные результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру и результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): опыт самообслуживающей деятельности; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде и взятия на себя ответственности за других людей. нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ