Методическое сообщение на тему: «Русская песня в детском хоре»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №2»



Методическое сообщение на тему:

«Русская песня в детском хоре»


Составитель: хормейстер

Карпенко Наталья Григорьевна,

преподаватель первой категории

МОУ ДОД «ДШИ №2 г. Братска»












г. Братск 2014


Цель: Знакомство с разновидностями народных песен, с типами многоголосья.

Задачи: Воспитательные - привить бережное отношение к культурным традициям своего народа, воспитывать чувство любви и уважения к Родине, ее природе, ее обычаям, заветам, воплощенным в народном творчестве.

Развивающие - овладевание основными вокально-хоровыми навыками через русскую народную песню. Разные подходы работы над многоголосием.

В наше время музыкальная информация необычайно возросла. Несомненно, что этот музыкальный поток оказывает значительное влияние на формирование интересов и вкусов детей.

Чтобы защитить ребенка от многих вредных влияний, необходимо с самого раннего возраста заложить в нем прочный фундамент хорошего вкуса, основанного на лучших образцах народного творчества.

Вот почему в детском музыкальном воспитании и образовании народной песне отводится немаловажная роль.

Народная музыка и выросшая из нее музыка композиторская отражают настроения, чувства, мысли и характеры людей.

Характер русской народной музыки очень разнообразен. В них встречается и песенность, и танцевальность, и маршевость. Но преобладает песенностъ, певучесть, распевность.

Народные песни почти всегда написаны в куплетной форме. По красоте, выразительности, богатству содержания относятся к самым высоким вершинам музыкального искусства.

Чем различие между песнями народными и композиторскими?

Народные песни слагались еще в то далекое время, когда музыке никого не учили. Мелодия и слова почти всегда сочинялись одним и тем же человеком. Их не записывали (не знали музыкальной грамоты), а пели по слуху, передавая из уст в уста, от семьи семье, от поколения к поколению.

Пропетое слово звучало сильнее и выразительнее, чем сказанное, оно становилось музыкой. Передаваясь из уст в уста, она веками шлифовалась. В ней сохранились лишь самые яркие попевки, мелодические обороты, интонации.

Позже появились обученные музыканты, они стали записывать народные песни и делать свои обработки.

Нередко и композиторские песни похожи по своему характеру на народные. Про такие песни говорят - написаны в народном духе.

Почти вся русская народная музыка и выросшая из нее музыка русских композиторов легко поется, или во всяком случае ее хочется петь.

Народная музыка легла в основу многих произведений великих русских композиторов - Глинки, Чайковского, Мусорского, Бородина, Римского- Корсакова и т.д.

Народная песня - зеркало жизни народа, в которой отражаются не только те или иные события, но и дух, атмосфера его жизни.

Народ жив до тех пор, пока живет его культура.

Первые песни ребенок начинает слышать со звуков ласковой колыбельной, которую пела мама.

Колыбельные - целый пласт народного искусства. Они несут в себе познавательную, воспитательную и эстетическую функции. Помогают наладить духовный мир - контакт между матерью и ребенком.

  1. из колыбельных малыш черпает первые знания об окружающей жизни, с их помощью он овладевает речью

  2. воспитательная функция выражается в том, что малыш воспринимает отношение матери к жизни, ее переживаниям, вбирает первые представления о человеческих чувствах

  3. эстетическая функция заключается в том, что ребенок с первых дней жизни приобщается к прекрасному, учится сопереживать. Эти впечатления остаются на всю жизнь

Частые гости колыбельных - мягкий пушистый кот, навевающий дремоту и мирно воркующие голуби.

«Приди котик ночевать, мою Оленьку качать»

«Люли, люли, люленьки, прилетели гуленьки.

Прилетели гуленьки, сели возле люленьки»

Голуби - символ нежности, кротости

(Калинников «Котик», Лядов «Гуленьки»)

Затем подрастая сам поет - потешки, прибаутки («Андрей-воробей», «Барашеньки-крутороженьки», «Сорока», «Лиса» и т.д.).

Уже в детских песнях передавалось содержание, склад всей жизни («Долгоногий журавль» Калинников).

Подрастая поют трудовые песни («Я на камушке сижу» обр. Римского- Корсакова), хороводные («Со вьюном я хожу»), плясовые, лирические, протяжные, семейные, в которых говорится о нелегкой судьбе русской женщины:

«Ты не стой колодец» обр. Лядова

«Пойду ль я, выйду ль я»

«В сыром бору тропина»

Несомненно, одной из наиболее доступных форм приобщения детей к народной музыке является хоровое пение.

Остановимся на тех вопросах вокально-хорового воспитания, которые связаны с народной вокальной культурой и народной песней.

На первых парах следует подбирать такой музыкальный материал, в котором налицо ясное и четкое деление на небольшие фразы. Широкая напевность характерна для всех жанров русской народной песни - от протяжной до плясовой.

1) добиваясь четкой и ясной дикции, рекомендуется обратиться к народным прибауткам. Эти песенки словно специально созданы для улучшения дикции и артикуляции юных певцов.

«Андрей-воробей», «Барашеньки-крутороженьки» - при исполнении этих песенок необходимо следить за пропеванием каждого звука с утрированным произношением текста. Согласные должны произноситься четко и ясно. Исключительное внимание к слову - одна из традиций народных певцов.

«Гласные» - река, «согласные» - берега.

Одной из важнейших традиций русской вокальной школы - является исключительное внимание к процессу развития детского голоса, требует бережного отношения к неокрепшему детскому голосу.

Обычные примарные тоны прослушиваются у маленьких певцов в диапазоне ми1 –си1 (до2). На этих звуках снимается скованность и он свободно изливает свои чувства в пении.

2) характер народных колыбельных песенок будет способствовать выработке ласкового льющегося звука, который скажется на более ровном и красивом интонировании различных гласных.

«У кота - воркота» - атмосфера покоя и ласки побудит спеть мелодию мягко и протяжно.

Вокально-хоровое воспитание начинается с дыхания.

Благодаря правильному дыханию в народном пении достигается удивительный эффект при исполнении протяжных раздольных песен, широту звучания которых можно сравнить с полноводной рекой.

Сознательное отношение к дыханию как к выразительному средству было типичным для народных певцов.

Овладение дыханием связано с осознанием музыкальной фразировки.

На первых парах следует подбирать такой музыкальный материал, в котором налицо ясное и четкое деление на небольшие фразы {«Комарочек» обр. Цыганова).

«Жил на свете комарочек - С

Жил на свете комарочек - А»

а) обратить внимание на исполнение последнего звука каждой отдельной фразы

б) стремление достичь выразительности поможет поющим экономно расходовать дыхание

в) обратить внимание на момент вдоха: быстрый, но вместе с тем не судорожный вдох обеспечит четкую работу всего дыхательного аппарата, а значит и образование «опертого» звука.

Навык «цепного »дыхания - главное выразительное средство, характерное для хороводных, лирических, протяжных народных песен.

«Со вьюном я хожу»

Направим внимание на выдержанные звуки

Хожу положить

    1. важно научить делать вдох в середине выдержанного звука

    2. положить 2 Положу

Соединение фраз во всех куплетах, можно воспользоваться игровым элементом (вождение хоровода). Оно помогает выполнению этой сложной задачи.

Хорошая дикция и артикуляция помогут в овладении наиболее важным качеством пения - широкой кантиленой.

«Пойду ль я, выйду ль я»

Умение народных певцов нанизывать на бесконечный льющийся поток четкие и ясные слова - явление поразительное. Только естественная напевность наряду с четко произнесенными словами открывает путь к выразительности эмоциональной передачи глубоких чувств, заложенных в песне.

Правильное дыхание дает возможность певцу ровно и позиционно устойчиво исполнять различные гласные на всех участках диапазона голоса, а это значит одновременно работать над совершенствованием своего тембра.

Народные песни с распевом - замечательная школа вокального мастерства. На гласных вырабатывается все лучшие качества голоса (тембр, сила, точность интонации, регистровая ровность) и техники.

Начинать рекомендуется с таких песен, в которых распеваются только 2 звука на один слог

«В сыром бору тропина»

Хорошим упражнением является пропевание мелодии на какой-либо слог (ми, ма и т.д.) постепенно увеличение звуков в распеве до 4х и более поможет добиться широкой напевности, льющегося протяжного звука.

«Ты не стой колодец»

Но хоровое пение - это, прежде всего, пение многоголосное.

Воспитание навыков многоголосия - это одна из наиболее трудных проблем.

Советский музыковед Т. Бершадская указывает на 4 типа многоголосия:

      1. гетерофонный - в нем голоса не подразделяются на ведущий и подчиненный («Камарочек»)

      2. подголосочно-полифонический - ведущий голос и подголоски («Ты не стой колодец»)

      3. втора - ведущий голос поддерживается параллельным движением остальных мелодических линий («Ой по-над Волгой» - припев)

      4. аккордово-гармонический - глосса в нем движутся синхронно; созвучиями («Пойду ль я, выйду ль я»)

С каких же песен лучше начинать обучение многоголосью?

        1. Самым простым видом являются «педальное» двухголосие («Долгоногий журавль»).

        2. «Со вьюном я хожу» - 3 куплет

При разучивании хором обеих мелодических линий. Эта форма работы активизирует процесс накопления навыков двухголосого пения и позволяет использовать различные виды импровизации («В сыром бору тропина»).

Еще один вид многоголосия канон - наиболее трудный момент - вступление второго голоса (игра «Эхо»).

        1. Втора - пение с ферматой на каждом звуке (интервале). Чистое исполнение различных интервалов принесет пользу в развитии гармонического слуха.

        2. При разучивании подобных песен уместен прием исполнения каждого куплета - различными голосами.

Еще один навык - пение без сопровождения. Первые песни должны быть в умеренном темпе. Главное в них - достижение напевного звука. Постепенно ускоряя темп, добиваемся необходимой напевности в быстром темпе.

Итак

Становление любого вокально-хорового навыка связанно с решением многих чисто технических задач.

Только творческая атмосфера позволит ребенку по настоящему свободно передавать свои чувства и переживания и непроизвольно постигать тайны вокально-хорового искусства.

Используемые произведения

Прибаутки «Андрей-воробей», «Барашенька»

Колыбельная «У кота - воркота»

р.н.п. «Комарочек» обр. Абрамского

р.н.п. «Долгоногий журавль» обр. Калинникова

р.н.п. «Со вьюном я хожу» обр. Благообразова

р.н.п. «В сыром бору тропина» обр. Треганинова

р.н.п. «Ты не стой колодец» обр. Лядова

р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я» обр. Соколова

совр. нар. песня «Ой по-над Волгой» обр. Локтева





Используемая литература

1. В. Попов «Русская народная песня в детском хоре»- М.: Музыка, 1985- 80с., нот

2. Попов B.C. Многоголосие в хоре начальных классов. (Из опыта работы). - В кн. «Музыкальное воспитание в школе», вып. № 3. М.: «Музыка», 1964 г.

3. Алексеев В.А. "Русская народная песня в начальной школе". Научно - методическое пособие для средних и высших учебных заведений, учителей музыки и начальных классов. - Оса:"Росстани-на-Каме". 1994.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ