Методика преподавания православной культуры в школе

Методика преподавания православной культуры в школе.

Толпик Т.А.

«У человека, которого мы воспитываем,

должны быть святые истины и святые имена,

святые принципы и святые непререкаемые

правила поведения».

Василий Александрович Сухомлинский

Воспитательный потенциал урока православная культура реализуется только при условии свободного общения, когда учитель осуществляет личностно-ориентированный подход к каждому ученику. В наше сложное время, характеризующееся «падением» нравственных ценностей, именно православная культура может многое сделать в плане личностного формирования школьников. Она дает учащимся не только информацию о мире, но развивает их воображение, этические, нравственные представления.

Основным принципом построения уроков должен стать принцип морального утверждения. Уроки православной культуры для учащихся должны воспитывать человеколюбие, любовь к Родине, твердые нравственные ориентиры, вселять в них оптимизм. В процессе урока необходимо акцентировать внимание детей на такие качества как доброта, способность к сопереживанию, пониманию другого человека, способность отстаивать свои взгляды, убеждения, верность нравственным идеалам, справедливости. Особо следует обращать внимание школьников на таких личностей, которые не щадили своей жизни ради Отечества, проявляя лучшие свои качества в борьбе с теми, кто посягал на родную землю. Главное при этом развивать интерес детей к изучаемой теме, пробуждая мир их эмоций. На уроках следует вызывать учащихся на дискуссию, приводя различные точки зрения; применять исследовательские формы, методы, приемы урочной и внеурочной деятельности, активнее внедрять в школьную практику уроки-семинары, практикумы, обобщающие уроки, экскурсионный метод, уроки-презентации. Все это наилучшим образом способствует выработке умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышает их интерес к предмету.

Поставив задачу духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках православной культуры, необходимо учитывать, что взращивание личности начинается с души через интериоризацию духовных ценностей (совесть, честь, достоинство, благородство, скромность, милосердие) и одновременно через неприятие, отторжение человеческих пороков (стяжательство, ложь, бесстыдство, лицемерие, потребительство).

Приобретает особую актуальность деятельность учителя, направленная на развитие личности ученика, раскрытие его внутренних качеств и черт, развитие которых поможет ему в последующей, взрослой жизни самореализоваться. Уроки православной культуры тогда станут интересны школьникам, когда учитель создаст условия свободного живого общения, диалога. Предмет предполагает обсуждение жизненных, нравственных, исторических проблем, которые не могут «заучиваться» на уроках, а связаны с ситуациями жизненного нравственного выбора, возникающими в реальной жизни. Необходимо отметить, что ряд ученых различают актуальные и потенциальные ценности. К первым относятся те, которые важны для субъекта «здесь и сейчас», к потенциальным – те, которые могут оказывать влияние на его жизнь в будущем. Учитель призваны стать проводником, помогающим наметить жизненную траекторию развития от ценностей актуальных, сиюминутных к потенциальным, духовным ценностям.

Важно, что структурирование курса православной культуры на интегральной основе позволит учащимся видеть причинно-следственные связи между различными гуманитарными предметами и внутри одного предмета (между отечественной литературой, мировой художественной культурой, историей, изобразительным искусством, музыкой).

Процесс освоения общечеловеческих ценностей, осуществляемый на уроках православной культуры, состоит из следующих этапов:

1. Встреча ценностных миров учителя и учеников, происходящая во время высказывания мнений по какой-либо нравственной проблеме.

2. Диалогическое взаимодействие и погружение в ценностные миры друг друга на уровне переживания.

3. Нахождение общих точек соприкосновения по духовно-нравственным вопросам и проблемам.

4. Обретение новых и обогащение прежних точек зрения учителя и учеников за счёт погружения в иные культуры, мировоззрения, мировидения.

5. Совместная рефлексия педагога и учеников по поводу значимости обнаруженных нравственных ценностей и смыслов. [1]

Погружение в различные ценностные миры происходит с помощью методов реконструкции, проживания, рефлексии и сотворчества: метод реконструкции, метод проживания, метод рефлексии, метод сотворчества. [1]

1. Метод реконструкции благодаря информационной насыщенности и структурированности этических занятий позволяет воссоздать культуры, эпохи, мировоззрения людей, произведения в адекватном виде.

2. Метод проживания с помощью активизации чувств, воображения, фантазии, интуиции, образного мышления помогает полученные знания и факты прочувствовать, пережить.

3. Метод рефлексии на основе аналитического сопоставления и интерпретации текстов создаёт предпосылки для осознанного, критического и конструктивного отношения к получаемым сведениям.

4. Метод сотворчества подразумевает совместную деятельность учителя и ученика, когда они в соответствии с общими целями и задачами обоюдными усилиями создают образовательные продукты (тексты, исследовательские работы, презентации, проекты, театрализованные постановки и т.д.). Этот метод помогает решить ряд дидактических задач: развитие коммуникативной культуры, частично-поисковой, исследовательской деятельности, чувства коллективизма, личной ответственности за результат работы.

Каждый из методов позволяет реализовать технологию проблемного обучения, создавать проблемную ситуацию на уроке. Успех использования технологии проблемного обучения зависит от определённых приёмов.

Подвести к противоречию и предложить ученикам самим найти способ разрешения.

Учащиеся делятся на 2 группы: «за» и «против». Используя учебное пособие, учащиеся аргументируют свои ответы. Возникает ситуация исторического выбора, которую надо ребятам решить на уроке. Эта проблема побуждает учащихся делать сравнения, сопоставлять факты и прийти к выводу о том, как бы сложилась судьба города, если бы его жители не приняли христианскую веру и жили язычниками? Почему победа оказалась на стороне князя? В чем сила и слабость новгородцев? Как вы относитесь к мерам, который предпринял князь Владимир по отношению к новгородцам?

Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос.

Урок в 9 классе по теме: «История уничтожения и восстановления храма Христа Спасителя». Ставится перед учащимися вопрос: «Каково ваше отношение к разрушению храма Христа Спасителя?»

Обосновать или опровергнуть следующие утверждения:

- Разрушение храма было национальным позором для И.В. Сталина.

- Разрушение храма было безответственной и преступной акцией властей.

- Это была большая потеря (утрата) истинных верующих людей.

Учащиеся должны:

- выбрать убедительную для себя версию;

- привести факты и аргументы вы пользу своего выбора.

Учащиеся высказывают собственное суждение, аргументируя их фактами.

Но данная дискуссия имеет и большой воспитательный эффект. В ходе обсуждения неизбежно возникает вопрос: может ли быть оправдан террор? Задача учителя подвести учащихся к выводу, что цель, какой бы благородной она ни была, не оправдывает методов и средств ее достижения.

Рассматривание явления с различных позиций.

Тема урока в 8 классе «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора». Перед изучением материала темы ставится перед учащимися учебная задача:

«Сегодня на уроке мы попытаемся понять, ради чего князья Руси в период татаро-монгольского ига рисковали своей жизнью, военной карьерой? Достойны ли эти князья памяти и уважения?». Изучив текст сказания, учащиеся высказываю различные точки зрения на поступок князей.

Оценки учащихся:

1. Это были настоящие праведники!

2. Им не безразлична была судьба древнерусского государства, потому что они истинные патриоты!

3. Эти князья были просто глупцами, лучше бы жизнь себе сохранили, чем веру!

4. Я считаю, что их замыслы были чужды для обычного народа!

5. Своим поступком они доказали, что они истинные христиане, и не нужны им никакие материальные блага, которыми не купить себе праведную душу!

После ознакомления с материалом темы, проводится дискуссия «Кто же такие эти князья? Патриоты? Злодеи? Глупцы?». Итог дискуссии подводится словами М.И Муравьева-Апостола: «Счастлив тот, кто в состоянии принести жертву своей Родине, он имеет право на уважение и почет своих соотечественников».

Создание ситуации конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися теориями и представлениями, например, урок в 11 классе по теме «Новые религиозные течения и христианская цивилизация». В ходе урока, на этапе закрепления слова учителя: «Учёные считают, что новые религиозные течения отрицательно воздействуют на человеческую психику. Так почему же некоторые течения официально разрешены на территории Российской Федерации, если они так опасны для общества?» В итоге, в процессе бурного обсуждения, учащиеся, опираясь на свой жизненный опыт, на различные информационные источники, дают свою оценку сложившейся ситуации.

Основополагающие принципы воспитательной работы автора:

1. «Дойти до каждого» - это основной принцип работы. Каждый ребенок в должен непременно стать участником духовно-нравственно ориентированного мероприятия, будь то тематическое занятие в кружках, будь то выставки, праздники, беседы и д.т.

2. «Добровольное участие» - ребенок должен сам решить степень своего участия в мероприятии, определить свое место в системе мероприятий, но главное, он должен захотеть быть приобщенным к познанию ценностей православной культуры.

3. «Принцип горы» - заключается в восхождении на вершину духовного творчества детей (православный праздник).

4. «Принцип открытых дверей» - каждый ребенок в любое время может прийти с волнующим его вопросом или за помощью к любому учителю, осуществляющему духовно-нравственное воспитание.

5. «Уважай личность ребенка» - предполагает атмосферу бережного отношения к личности ребенка, уважение его мнения и выбора.

По результатам анкетирования, которое проводится ежегодно в МБОУ «СОШ №42 г.Белгорода», отмечается, что благодаря изучению предмета повышается нравственность, происходит духовное и культурное развитие детей, повышается их интерес предмету; предмет способствует формированию мотивации школьников к познавательной деятельности, развивает интерес к предмету, способствует формированию этического сознания, установок на здоровый образ жизни, содействует улучшению взаимоотношений между школьниками, а также детей и их родителей.

Предмет мотивирует ребят на изучение собственной личности, формирование позитивных ценностно-смысловых жизненных ориентиров. Дети стали чаще задумываться над тем, какие качества хотели бы сформировать у себя, отмечая при этом такие черты, как милосердие (90%), честность (67%), обязательность (34%), ответственность (82%).

Все вышесказанное подтверждает, что православная культура как составная часть учебно-воспитательного процесса, ориентированного на формирование духовно-нравственной личности, имеет особое значение для воспитания и социализации школьников в настоящее время.

Литература

1. Клепиков Н. В. Этические занятия для подростков. // Народное образование. – 2010. – №7, с. 256

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ