Методика психолого-педагогического обследования детей 6-го года жизни

Методика психолого-педагогического обследования детей 6-го года жизни



  1. Включение в ряд. Задание направлено на выявление уровня развития у ребёнка ориентировочно-познавательной деятельности, а именно ориентировки на величину.

Оборудование: экран, шестиместная матрёшка.

Проведение обследования: взрослый берёт шестиместную матрёшку и на глазах у ребёнка разбирает и собирает её попарно. Затем выстраивает матрёшки в ряд по величине, соблюдая между ними равные интервалы. Взрослый за экраном убирает одну из матрёшек и выравнивает интервал между оставшимися. Ребёнку дают эту матрёшку и просят поставить её на свое место. При этом не следует обращать внимание на то, что ряд равномерно увеличивается или уменьшается. Когда матрёшка окажется поставленной на своё место, взрослый предлагает ребёнку продолжить игру. Ребёнок должен поставить в ряд две-три матрёшки (каждый раз по одной).

Оценка действий ребёнка: принятие задания, способы выполнения, обучаемость.

2 «Лесенка». Задание направлено на выявление уровня развития конструктивных способностей, умение работать по памяти, по образцу.

Оборудование: 20 плоских палочек одного цвета, экран.

Проведение обследования: взрослый на глазах у ребёнка строит «лесенку» из восьми палочек и предлагает ему запомнить эту «лесенку». Затем взрослый закрывает «лесенку» экраном и просит ребёнка построить такую же. При затруднениях проводится обучение.

Обучение: взрослый ещё раз строит «лесенку», обращая внимание ребёнка на то, как он это делает. Закрывает свою «лесенку» экраном и просит построить такую же. Если у ребёнка отмечаются трудности, задание предлагают выполнить по образцу.

Оценка действий ребёнка: принятие задания, способы выполнения – самостоятельно, после обучения, по образцу.

3. Классификация картинок по функциональному назначению. Задание направлено на выявление у ребёнка умения понять принцип классификации и провести обобщения по существенному признаку, т.е. уровня развития наглядно-образного мышления.

Оборудование: 8 предметных картинок с изображением одежды и 8 – с изображением посуды.

Проведение обследования: взрослый кладёт перед ребёнком на стол картинку с изображением одежды (пальто) так, чтобы можно было выложить вертикальный ряд. Затем показывает картинку с изображением посуды (чашки) и кладёт на стол на некотором расстоянии от первой так, чтобы под ней можно было выложить другой вертикальный ряд (параллельный первому). После этого взрослый берёт картинку с изображением шапки, спрашивает у ребёнка, положить ли её под изображением пальто или чашки, и сам кладёт под изображением чашки. После этого последовательно (по одной) дают в руку картинки и просят положить картинку в один из столбцов. Если он положил не верно, взрослый не исправляет ошибку. Порядок подачи картинок нужно постоянно менять. После выполнения задания, спрашивают: «Расскажи, какие – в этом ряду, а какие – в другом», т.е. выявляется умение ребёнка обобщать и выражать в словесной форме свои действия.

Оценка действий ребёнка: принятие задания, способ выполнения, умение работать по образцу, умение в речевом плане обобщать принцип группировки.

4. Группировка предметов по способу действия. Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образного мышления.

Оборудование: 8 пар предметных картинок, с одними из которых можно действовать, с другими – нельзя.

Проведение обследования: взрослый кладёт перед ребёнком рядом две картинки: на одной – шарик с верёвочкой, на другой – без. Затем взрослый показывает картинку с изображением флажка с древком, спрашивает: «Куда надо положить?» – и сам кладёт под изображение шарика с верёвочкой. Картинку с изображением флажка без древка кладут под изображение шарика без верёвочки. После этого дают по одной картинке, вперемешку, чтобы не ориентировался на порядок предъявления. Далее ребёнка просят рассказать, какие картинки в первом ряду, какие – во втором, т.е. выясняют, может ли он обобщить принцип группировки в речевом плане.

Оценка действий ребёнка: принятие задания, умение работать по образцу, умение вычленить принцип группировки в речевом плане.

5. Счет. Задание направлено на выявление уровня развития количественных представлений, умение ребёнка выполнять счётные операции в умственном плане, т.е. развития наглядно-образного и элементов логического мышления.

Оборудование: 15 плоских палочек одного цвета, экран.

Проведение обследования: два варианта:

  1. взрослый кладёт перед ребёнком 15 палочек и предлагает ему взять 5 палочек. Далее ребёнку предлагают запомнить, сколько у него палочек, и закрывают их экраном. За экраном взрослый отнимает 3 палочки, показывает ребёнку это количество и спрашивает: «Сколько там осталось палочек?» После ответа взрослый показывает 2 палочки, кладёт их за экран к предыдущем 2 палочкам. Не открывая экрана, спрашивает: «Сколько там палочек?»;

  2. если ребёнок отвечает правильно, ему предлагают устную задачу: «В коробке лежало 4 карандаша, 2 из них красные, остальные – синие. Сколько там было синих карандашей?» При затруднениях проводится обучение.





Обучение:

  1. взрослый уменьшает количество палочек сначала в пределах 4, а если ребёнок не затрудняется, то и до 3. При этом используется открытое предъявление задания (экран совсем убирается);

  2. ребёнку предлагают взять 4 палочки и с опорой на них решить задачу. Взрослый повторяет условие задачи о карандашах и предлагает решить задачу, используя палочки. Если ребёнок задачу решил, можно предложить аналогическую задачу: «У девочки было 4 воздушных шарика, осталось 2. Сколько лопнуло шариков?»

Оценка действий ребёнка: принятие задания, понимание условий задачи, умение выполнять счетные операции по предъявлению, решать устные задачи.

6. Найди время года. Задание направлено на выявление уровня сформированности представлений о временах года, т.е. уровня наглядно-образного мышления.

Оборудование: сюжетные картинки со специфическими признаками 4 времён года.

Проведение обследования: перед ребёнком раскладывают 4 картинки, на которых изображены 4 времени года. Ребёнка просят показать, где изображены зима, лето, осень, весна. Затем спрашивают: «Расскажи, как ты догадался, что здесь изображена зима». В случаях затруднения проводится обучение.

Обучение: перед ребёнком оставляют картинки с изображением только 2 времён года – лета и зимы. Задают ему уточняющие вопросы: «Что бывает зимой? Найди, где здесь изображена зима».

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания, уровень сформированности временных представлений, умение объяснить в словесном плане свои действия.

7. «Дорисуй». Задание направлено на выяснение уровня развития обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов окружающей действительности, элементов воображения.

Оборудование: лист бумаги, на котором нарисовали 2 круга, цветные фломастеры.

Проведение обследования: ребёнку дают лист бумаги и просят его дорисовать эти фигуры, чтобы получились 2 разных предмета.

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания, анализ рисунков.

8. Серия сюжетных картинок (девочка купает куклу). Задание направлено на понимание последовательности событий, изображённых на картинке, т.е. уровень сформированности наглядно-образного мышления.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением последовательности действий: 1-я – девочка раздевает куклу; 2-я – девочка купает куклу; 3-я – девочка вытирает куклу; 4-я – девочка надевает на куклу новое платье.

Проведение обследования: перед ребёнком выкладывают вперемешку сюжетные картинки и предлагают рассмотреть их и разложить по порядку? «Разложи, что сначала было, что потом и чем всё завершилось. А теперь расскажи, что там нарисовано». В процессе раскладывания картинок взрослый не вмешивается. Ребёнок может сам исправлять свои ошибки.

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания, умение ребёнка понять, что одно событие имеет определённую временную последовательность, умение ребенка составить связный логический рассказ.

9. Рисование (дом, дерево, человек). Методика проведения та же, что и для детей 5-го года жизни.

Оценка действий ребёнка: принятие задания, интерес к рисованию, анализ рисунков – основные части в изображении предметов, использование цвета в рисунках.

10. Игра. Задание направлено на выявление уровня развития сюжетно-ролевой игры.

Оборудование: в игровом уголке находятся куклу, посуда, мебель, одежда, коляски, наборы для парикмахера, для доктора, машины, строительный материал, конструктор, солдатики, таз с водой, мелкие игрушки.

Проведение обследования: ребёнку предлагают поиграть в игровом уголке, при этом отмечают интерес к игрушкам, характер действий с игрушками, умение самостоятельно развернуть игру, речь ребёнка во время игры.

Оценка действий ребёнка: интерес к игрушкам, характер действий с игрушками (манипуляции, процессуальные или неадекватные действия, стремление к сюжету).











Методика психолого-педагогического обследования детей 7-го года жизни.



  1. «Найди место фигуре» (матрица фигур). Задание направлено на выявление уровня развития логического мышления.

Оборудование: три квадратные таблицы, разделённые на 36 клеток (6 рядов по 6 клеток). Верхняя строка таблицы заполнена изображениями треугольников, нижняя – изображениями кругов (фигуры расположены по убывающей величине). В левой и правой графах сверху вниз расположены треугольник, трапеция, квадрат, пятиугольник, шестиугольник, круг. Все фигуры в левой графе – самые крупные, в правой – самые мелкие. 16 внутренних клеток таблицы не заполнены.

Задача, стоящая перед ребёнком, заключается в том, чтобы мысленно разместить в пустых клетках три фигуры, нарисованные под таблицей, в соответствии с их формой и величиной (выбранная для каждой фигуры клетка отмечается карандашом). Для правильного решения задачи ребёнок должен учесть принцип построения таблицы (сочетание классификации фигур по форме, величине) и найти для каждой фигуры нужную строку и графу.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребёнку внимательно рассмотреть одну таблицу. Она разделена на клетки. В некоторых из них нарисованы фигурки разной формы и величины. Все фигурки расположены в определённом порядке. Каждая фигурка имеет свою клетку. После того как ребёнок рассмотрел таблицу, взрослый говорит: «А теперь посмотри на середину таблицы. Здесь много пустых клеточек. У тебя внизу под таблицей три фигурки. Для них есть свои места в таблице, они отмечены крестиками. Посмотри внимательно, для какой фигурки поставлен каждый крестик. Покажи, в какую клеточку нужно поставить каждую фигурку». Затем ребёнку дают другую таблицу, где внизу нарисованы другие три фигурки. Взрослый говорит: «Найди место в таблице и отметь те клетки, куда нужно поставить фигурки».

Обучение: если ребёнок затрудняется в выполнении задания, ему помогают определить место для каждой фигурки, активизируя при этом ориентировочно-познавательную деятельность ребёнка. После обучения ему предлагают ещё один вариант таблицы для самостоятельного выполнения задания, где необходимо расставить по местам другие фигурки, т.е. отметить нужные места крестиками.

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания, способ выполнения – самостоятельное или после обучения, результат.

2. «Найди время года». Методика направлена на выявление уровня развития временных представлений, умение ребёнка устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением четырех времён года с ярко выраженными специфическими чертами.

Проведение обследования: пред ребёнком на столе раскладывают картинки с изображением времён года – зимы, лета, осени, весны. Ребёнку предлагают рассмотреть их и спрашивают: «Скажи, какое сейчас время года. Покажи его на картинке. Какое время года наступит потом?» Уточняют знания ребёнка о последовательности времён года.

Обучение не проводится. Однако если ребёнок не справляется с заданием, его просят найти изображение определённого времени года.

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания, умение определить время года в период обследования и соотнести его с изображением на картинке; уровень сформированности временных представлений: обобщённый, фрагментарный и отсутствие представлений.

4. Группировка картинок по количественному признаку. Задание направлено на выявление уровня развития наглядного и логического мышления.

Оборудование: парные картинки с изображением предметов, различных по количеству: 1-я пара (на одной – много цветных карандашей, на другой – один цветной карандаш); 2-я пара (на одной – много яблок, на другой – одно); 3-я пара (на одной – много цыплят, на другой – один) и т.д.

Проведение обследования: пред ребёнком кладут пару картинок, на которых изображены: на одной – пять цветных карандашей, на другой – один. Ребёнку предлагают рассмотреть эти картинки, а остальные разложить под ними, чтобы получился вертикальный ряд. Взрослый говорит: «Все похожие на эту картинку (указывает жестом на картинку, где много карандашей) будешь класть сюда, а все похожие на эту (где один предмет) будешь класть в другой ряд». Затем ребёнку по одной картинке вперемешку и в ход его действий не вмешиваются. После раскладывания картинок его просят объяснить, какие картинки он клал в один ряд, а какие – в другой.

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания, способ выполнения, вычленение ребёнком самостоятельно основного принципа группировки и умение обобщить этот принцип в речевом плане.

4. Счет. Задание направлено на выявление уровня развития количественных представлений, умения выполнить счётные операции в умственном плане, умения принимать и анализировать условия познавательной задачи, т.е. на выявление уровня мыслительных операций.

Оборудование: 20 плоских палочек, экран.

Проведение обследования: проводится в два этапа: 1-й этап – ребёнку предлагают посчитать устно до 10 и обратно. Затем спрашивают: «Какое число больше: 5 или 6? Какое меньше: 8 или 9?: 2-й этап – ребёнка просят взять из множества палочек только 5. Затем их раскладывают горизонтально перед ним и предлагают следующую игру: «Запомни сколько у тебя палочек. Сейчас я буду уменьшать или прибавлять, а ты должен ответить, что я сделал сначала: если я прибавил, то сколько, если уменьшил, то сколько». Взрослый закрывает экраном пять палочек и убирает две. Экран открывается и ребёнку задают вопросы: «Что я сделал – отнял или прибавил? Сколько стало?» Задание повторяется несколько раз, и счётные задания выполняются в пределах 8.

Обучение: проводится только на втором этапе. Если ребёнок не отвечает на вопрос: «Сколько я отнял?» – педагог снова показывает пять палочек, уже без экрана отнимает две палочки и снова задаёт тот же вопрос. После этого задание повторяют с использованием экрана.

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание всех вариантов заданий, анализ условий познавательной задачи, умение выполнять счётные операции в умственном плане.

5. «Дорисуй» (окончание рисунка по заданной фигуре). Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образного мышления, воссоздающего воображения.

Оборудование: на одном листе – 4 круга, на другом – 4 полукруга, нарисованные в ряд на некотором расстоянии друг от друга, набор цветных фломастеров или карандашей.

Проведение обследования: сначала ребёнку дают один лист с изображением4 кругов и просят их дорисовать так, чтобы получились 4 разных предмета. Затем предлагают другой лист с изображением 6 полукругов и просят нарисовать 4 разных предмета, используя цветные фломастеры.

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания, отношение (заинтересованность) к выполнению задания, анализ рисунков.

6. Серия сюжетных картинок (игра с кубиками). Задание направлено на проверку уровня развития наглядно-образного мышления.

Оборудование: серия из 4 сюжетных картинок «Игра с кубиками»: 1-я – мальчик, сидя на ковре, выкладывает кубики из коробки; 2-я – мальчик строит башню – ставит завершающую деталь.

Проведение обследования: ребёнку предлагают рассмотреть все картинки, а потом говорят: «Подумай, как из этих картинок составить рассказ: Положи картинки так, чтобы получился рассказ: его начало, продолжение и окончание». После того как ребёнок разложит картинки, независимо от соблюдения последовательности событий (оценка его действий не проводится), его просят составить рассказ по серии сюжетных картинок. В процессе рассказа можно менять картинки местами. Помощь со стороны экспериментатора не оказывается.

Оценка действий ребёнка: понимание ребёнком того, что серия картинок объединена одним сюжетом, учитывает ли ребёнок, что это событие происходит во временной, логической последовательности (основанием для этого служит правильно подобранный ряд картинок), может ли ребёнок отразить это событие и его последовательность в своём рассказе.

7. «Продолжи ряд» (письмо). Задание направлено на выявление уровня развития готовности руки к письму, умение ребёнка принять задание и проанализировать образец.

Оборудование: лист бумаги, на котором представлены три образца письменных заданий: на 1-й строчке – 4 палочки; на 2-й строчке – палочки и крючки; на 3-й – треугольники; ручка.

Проведение обследования: ребёнка просят написать на листе бумаги те элементы букв, которые даны в образце, ему говорят: «Продолжай писать».

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания, анализ образца, умение писать по образцу.

8. Анализ слова. Задание направлено на выявление умения ребёнка принимать новые познавательные задачи, связанные с учебной деятельностью.

Проведение обследования: взрослый говорит ребёнку: «Я тебе назову слово, а ты подсчитай, сколько там звуков». Называет слово «дом» и спрашивает: «Сколько там звуков?» После этого называет слова «стена», «хвост» и спрашивает: «Сколько там звуков?» После этого называет слова «стена», «хвост» и спрашивает: «Какой звук второй? Назови третий, первый, четвёртый, пятый звуки».

Обучение: если ребёнок не может сказать, сколько звуков в слове «дом», взрослый медленно произносит каждый звук и считает их «Д – один звук, о – два, м – три. В этом слове – три звука. А теперь посчитай, сколько звуков в слове «кот». Другие слова в этих случаях для анализа не предлагаются.

Оценка действий ребёнка: три картинки – лесная полянка, улица города, день рождения.

Проведение обследования: ребёнку предлагают прослушать текст связного рассказа, отражающий определённый сюжет, и подобрать иллюстрацию, соответствующую прослушанному тексту, а затем обосновать свой выбор.

Текст рассказа: «У Маши был день рождения. К ней в гости пришли друзья. Они принесли ей подарки. Наташа принесла шарик. Петя принёс кубики. А мама подарила Маше куклу».

Текст читают один раз в медленном темпе, при этом картинки ребёнку не показывают. Только после того, как ребёнку предлагают выбрать иллюстрацию, соответствующую прочитанному тексту: «Найди картинку, где нарисовано то, о чём я рассказал». После выбора картинки независимо от правильности решения ребёнка спрашивают: «Почему ты решил, что эта картинка подходит к тому, что я прочитал?»

Обучение: предлагается повторное прослушивание рассказа.

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания, сформированность соотношения между словом и образом, результат.

10. рисование (дом, дерево, человек).

Оборудование: бумага, цветные фломастеры.

Проведение обследования: методика та же, что и для 6-го года жизни.

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания, интерес к заданию, анализ рисунков – стремление к сюжетному изображению.





Методика Л.А. Венгера.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ