Новые требования к современному образованию
Новые требования к современному образованию
Нынешний учебный год для всех школ стал началом перехода на новые образовательные стандарты. А значит, перед школой ставятся новые задачи по адаптации образования к требованиям нового документа. В документе выдвинуты требования не только к уровню знаний, умений и навыков, а и к компетентности выпускников разных школьных ступеней. Дело в том, что жизнь изменилась – стала динамичной, информационно насыщенной, перестала быть однозначно заданной. Надо уметь быстро ориентироваться в происходящих изменениях, перестраиваться. И задача школы теперь помочь ученику стать грамотным в вопросах разрешения жизненных ситуаций. А знания, которые человек получает в школе, должны служить ему средством для решения его жизненных проблем. В идеале мы должны получить ученика, который учится уже потому, что знает, зачем учится.
«Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить»,- писал В.М. Лизинский.
Учителя в формулу «знания-умения-навыки» не загонишь. Материал, с которым учитель работает каждый день (если так можно сказать), - это дети, которые никогда не станут снова детьми. И учителя (как и врачи) не имеют возможности допускать ошибки. Ведь исправить их будет сложно, а порой и невозможно. А чтобы избежать ошибок, очень важно регулярно анализировать свою деятельность. Выявлять причины успешности и неуспешности работы. В связи с этим мы должны понять, какие критерии определяют успешность работы учителя и какие факторы влияют на это.
Условно все критерии можно разделить на 3 группы:
Педагогические: уровень обученности; способность к самоанализу, рефлексии; инновационная деятельность; уровень сформированности общеучебных умений и навыков; состояние исследовательской работы и работы по самообразованию; образование педагогов и повышение квалификации.
Психологические: интерес, мотивация; сознательное обучение; взаимоотношения в системе «учитель-ученик»; учет индивидуальных особенностей ученика.
Профессионально-личностные: эмоциональность; выразительность речи; творческое начало личности; организаторские способности; чувство юмора; настойчивость, дисциплинированность.
Хочу раскрыть некоторые педагогические критерии и показать результаты их применения в своей деятельности.
«Учитель - это человек, который учится всю жизнь». Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями теоретических сведений о различных методах и формах преподавания. Исследовательская работа дает возможность проследить эффективность применения тех или иных теоретических знаний.
Поскольку, моя тема по самообразованию связана с проектной деятельностью, то вся моя работа направлена на развитие у детей умения исследовать, работать над проектами.
В 2009г на Всероссийский конкурс исследовательских работ «Портфолио» были подготовлены творческие проекты «Кошки», «Собаки». Дипломантами стали Жангериева И. и Хашкулова Ф.
В 2011г представлены информационно-творческие проекты «Обычаи и традиции адыгов», «Мой край – КБР». Дипломанты –Хашкулов А., Карданов А. На Республиканский конкурс исследовательских работ «Первые шаги в науку» были представлены исследовательские работы: «Вода. Значение воды», «Лингвистический анализ слова «Медведь», «История создания книги», «Семь чудес России». Карданова А. стала победителем, 1 место, Тхамокова О. – лауреатом конкурса, сертификаты участников получили Хашкулов А. и КардановА
В 2012г. на «Портфолио ученика» представлены информационно-творческие проекты «Зелёная аптека от А до Я» (Хоконовой А), «С чего начинается Родина?» (Гашевой К., Дауровой А., Зухова М.), «Битва за Кавказ» Хашкуловой Ф. 9 кл.
Последний проект также принял участие в районном конкурсе исследовательских работ «Шаг в науку» и Республиканском - «Черкесский мир».
2014г.- II Всероссийская заочная научно-практическая конференция «THEERUDIT» Проектные исследовательские работы «Виртуальный журнал «В мире медведей» (Даурова А.); «Книга – источник знаний» (Жангериева Р.); «Охрана воды. Значение воды в жизни планеты и человека» (Хоконова А.).Учащимся 2 класса вручены свидетельства участников.
2014г – I районная научно-практическая конференция «Я – исследователь». Зухов М. (2 кл) стал лауреатом, выступив с исследовательской работой «Великолепная семёрка» в номинации «Математика - царица наук».
Мини-проекты моих учащихся были опубликованы в республиканском детском литературном журнале «Солнышко»-2013,2014гг: «Моя семья», «Родное село», «Моя школа» и др.
Образование педагогов и повышение квалификации. Это одно из важнейших условий для повышения и сохранения качества преподавания.
В качестве передачи педагогического опыта 3 года проводила Мастер-классы, публиковалась в Материалах Всероссийских Занковских педагогических чтениях, выступала с докладами на районных педагогических чтениях. Публиковала внеурочные разработки в научно-практическом журнале «Завуч начальной школы», план работы пришкольного лагеря - в сборнике «Лето – это маленькая жизнь». Ежегодно представляю на Всероссийский Фестиваль «Открытый урок» разработки уроков, кружковых занятий, родительских собраний. В 2014г на IV Всероссийский сетевой конкурс «Профессиональный успех –XXI», проводимый центром инновационных ресурсов, представила презентацию «Метод учебного проекта» и была награждена дипломом призёра конкурса.
Инновационная деятельность позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне, способствует развитию школы.
Инновационный поиск новых средств обучения приводит меня к пониманию того, что на уроках нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие методы обучения.
Межпредметные связи позволяют мне заинтересовать учащихся с разноуровневыми знаниями, умениями и навыками. Например, мною были проведёны Мастер-классы, где я давала уроки чтения по теме: «Нартский эпос», «Создание мультфильма по сказке «Бременские музыканты», урок окружающего мира «Астрономия для малышей». На данных уроках, используя интегрированный подход в обучении, полагаю, мне удалось показать интеграцию литературного чтения, истории, русского языка, информатики, географии, музыки, ИЗО.
Применение информационных технологий позволяет мне реализовать одну из ключевых образовательных компетенций – информационную. Использование видео уроков при объяснении нового материала позволяет сделать процесс обучения интересней.
Стараюсь широко использовать построение уроков на основе моделирующего обучения (игровые, ролевые ситуации, соревновательные элементы). В работе использую технологии дифференцированного подхода в обучении (групповые формы учебной работы).
Уроки строю на основе коммуникационных технологий (диалоговая и дискуссионная форма работы). Замечу, что очень важны уроки-конференции, когда предлагаются вниманию одноклассников самостоятельно подготовленные доклады и рефераты детей
Большое внимание, с моей точки зрения, следует уделять здоровье сберегающим технологиям.
Игра для младших школьников — это способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире. В игре рождается плодотворное соревнование, воспитывается личная ответственность за порученное дело.
Не менее значимы и факторы, влияющие на успешную работу учителя: это и организация труда, и отношения с администрацией, родителями, учащимися, и возможность проявления и реализации своих профессиональных качеств.
Прежде всего, конечно, он должен быть сам примером для подражания, постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, не "урокодателем", а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не говоря уж о том, что он должен быть активным пользователем информационных технологий. Современный учитель должен заниматься научными исследованиями, обязательно вести методические разработки – осмыслять и описывать свой профессиональный опыт. Все эти критерии к педагогам направлены на то, чтобы образовательные учреждения располагали воспроизводимым (необходимым и достаточным) кадровым потенциалом.
Недаром Эрнст Легуве говорил: «Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас». Современный учитель обязательно должен к этому стремиться.
Основными показателями эффективности деятельности учителя принято считать: совершенствование учебного процесса, уровень сформированности предметных компетенций учащихся, повышение уровня воспитанности детей, мастерство и педагогический профессионализм учителя. В этих показателях отражаются те положительные изменения, которые происходят при овладении учащимися основами наук, определенными познавательными, интеллектуальными, практическими компетенциями.
Список используемой литературы:
1.Занина Л.В. Основы педагогического мастерства / Л.В. Занина, Н.П. Меньшикова. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 288 с.
2.Кузнецов И.Н. Настольная книга практикующего педагога / И.Н. Кузнецов. - М.: РОСБУХ, 2011. - 358 с.
3. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие / Под ред. Н.В. Кузьминой. - Л.: ЛГУ, 2010. - 172 с.
4. Неудахина Н.А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие / Н.А. Неудахина. - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2012. - 209 с.
5. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник / С.Д. Якушева. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 256 с.
6. Интернет ресурсыhttp://bibliofond.ru/view.aspx?id=563261/ 15.06.2014.
Статья опубликована в материалах Всероссийской научно-практической конференции (12 марта 2014) «Начальное образование: реалии и перспективы реализации ФГОС» - Нальчик: Изд. ИП «Полиграфия», 2014г –с.257, с.185.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ