Образование – это бесконечный процесс совершенствования (из опыта досрочного введения ФГОС ООО)
Образование – это бесконечный процесс совершенствования
(из опыта досрочного введения ФГОС ООО)
Рыжкина Нина Валерьевна,
директор МОУ «Гимназия №1 им. В.Я.Шишкова»
г.Бежецка Тверской области
Человека невозможно ничему
обучить, можно только помочь
открыть это в самом себе.
Галилео Галилей
Школа – место, где дети не только учатся. Дети здесь живут. Очень хочется, чтобы эта жизнь была насыщенной интересными событиями, чтобы обучение приносило удовлетворение, а ребенок шел на урок с радостью. Чтобы урок был интересным, он должен удовлетворять стремление ребенка к познанию, желание выразить и раскрыть свою личность.
Все это побудило педагогов гимназии изменить отношение к организации образовательного процесса в классах, работающих по ФГОС НОО, ФГОС ООО, изучать и использовать развивающие образовательные технологии, откорректировать цели обучения, максимально использовать IT-технологии.
Сегодня на первое место встает формирование и развитие способностей ученика:
самостоятельно очерчивать учебную проблему;
формировать алгоритм ее решения;
контролировать процесс;
оценивать результат.
Новый стандарт отличается реализацией системно-деятельностного подхода в обучении, где позиция ученика – активная, где он выступает в роли инициатора и творца, а не пассивного исполнителя.
Внедрение ФГОС ООО в нашей гимназии официально началось с 1.09.2012 г. в 5а классе. В эту работу включилось 13 педагогов-предметников и 3 педагога доп. образования, психолог гимназии.
Каковы наши первые шаги?
Подготовлены кадры через курсы повышения квалификации.
2. Подготовлена и утверждена ООП ООО, которая служит основой для разработки рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин, а также программ внеурочной деятельности. В целевом разделе ООП ООО прописаны планируемые результаты освоения обучающимися не только всех обязательных учебных предметов на ступени основного общего образования, но и планируемые результаты формирования универсальных учебных действий, предложена система оценки достижения предметных, личностных и метапредметных результатов. В содержательный раздел ООП ООО включена Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования. В своей ООП ООО нами прописаны:
- цели и задачи этой программы, описание ее роли и места в реализации требований Стандарта;
- описание понятий, функций, состава и характеристик УУД;
- роль личностных и метапредметных результатов в становлении функционально грамотной личности;
- роль учебных предметов в формировании личностных и метапредметных результатов;
- типовые задания, нацеленные на формирование УУД разных видов, по предметным областям;
- роль образовательных технологий деятельностного типа в формировании личностных и метапредметных результатов;
- роль проектов, учебно-исследовательской деятельности в формировании личностных и метапредметных результатов;
- информационная образовательная среда основной школы как основа для формирования ИКТ-компетентности обучающихся;
- условия и средства формирования УУД;
- система оценки деятельности гимназии по формированию и развитию УУД у обучающихся;
- мониторинг успешности освоения и применения обучающимися УУД.
ООП ООО ставит перед каждым учителем задачу развития универсальных учебных действий обучающихся. Определить условия для развития УУД в каждом предмете, разработать с этой целью систему специальных заданий к каждому уроку или продумать пути формирования УУД во внеурочной деятельности - и есть новая задача педагога, реализующего ФГОС ООО.
3. Подготовлены и утверждены рабочие программы по учебным предметам, которые составляются теперь по новой структуре. Они содержат:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5) содержание учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
4. Организован ОП в соответствии с ФГОС ООО в 5а классе (учебные часы и занятия внеурочной деятельностью).
5. Проведена разъяснительная работа с родителями обучающихся (на родительских собраниях и через сайт гимназии), заключены договоры о предоставлении образовательных услуг.
6. Проведены семинары с педагогами гимназии: октябрь - формирование УУД, январь – технологическая карта урока в соответствии с ФГОС ООО, использование продуктивных заданий по формированию УУД.
7. В октябре 2012 г. руководство гимназии организовало посещение уроков в 5а классе с целью контроля за ОП и введением ФГОС ООО.
Проведенная работа показала, что при реализации ФГОС актуальным остается вопрос о том, каким должен быть урок в соответствии с требованиями ФГОС. На традиционных уроках доминировали всегда предметные результаты. ФГОС предлагает нам посмотреть на учебный процесс по-другому: не уходя от предметных результатов, найти рациональный подход формирования метапредметных результатов и УУД на предметном материале. В ФГОС второго поколения прописаны новые средства обучения, новая цель образования, новое содержание, технологии, новые требования к подготовке учителя, новое целеполагание для учителей и обучающихся. Самое главное – меняется подход в обучении, в основе ФГОС лежит системно – деятельностный подход. На современном уроке теперь все знания школьники должны получить через деятельность, которую организует учитель. Меняется роль учителя: он должен стать модератором, тьютором, мотиватором, должен учить детей «учиться».
Для достижения этого необходимо внести в учебный процесс следующие изменения:
- выбрать технологию личностно ориентированного обучения, работающую на достижение требуемых результатов (проблемно-диалоговая, проектная, технология критического мышления) – причем очень важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя из нее только отдельные приемы,
- внедрять интерактивные и деятельностные методы обучения (учебная дискуссия, диалог, видео обсуждение, деловые и ролевые игры, мозговой штурм и др.),
- увеличивать объем самостоятельной работы на уроке как по добыванию знаний, так и по их применению (при этом большое место отводится работе с текстами),
- раскрывать значимость формируемых знаний для жизни и дальнейшей деятельности обучающегося,
- создавать условия для раскрытия творческих способностей учащегося, развития его мышления,
- использовать наиболее эффективные методы обучения, способствующие развитию УУД,
- определять учебные ситуации, способствующие на каждом уроке формированию и диагностике УУД.
Да, ФГОС ООО заставил нас переосмыслить имеющийся педагогический опыт, соотнести его с новыми требованиями, предъявляемыми к школе. Но проведенный в гимназии «Фестиваль открытых уроков в рамках внедрения ФГОС ООО» еще раз убедил, что главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы, - это учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребенка.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ