Образовательная программа дополнительного образования детей "Юный эколог"

МБОУ «Зюкайская основная общеобразовательная школа»









ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей

«Юный эколог»

Возраст детей: 9-14 лет

Срок реализации программы: 3 года







Руководитель:

Кадочникова Александра Ивановна,

учитель биологии, химии, МБОУ ЗООШ









С. Зюкай

Образовательная программа: кружок «Юный эколог»

Кадочникова Александра Ивановна


Одной из задач современной школы является воспитание у учащихся бережного отношения к природе и природным ресурсам, формирование активной экологической жизненной позиции. Эту задачу можно эффективно решать в процессе дополнительного образования детей. Организация внеклассной работы по экологии позволяет удовлетворить естественный интерес детей к природе, углубить знания об окружающем мире и взаимоотношения человека с этим миром, а отсюда формируются нормы поведения в природе, вырабатываются навыки активных действий по охране природы, чувство личной ответственности за состояние окружающей среды.

Формирование начальных основ экологической культуры требует наличия условий, необходимых для общения с природными объектами, такие условия у нас имеются: резерват зоологического памятника природы «Зюкайский обрыв», ботанический памятник природы «Боронятский бор», естественные источники воды – родники. Вокруг нашего села встречаются растения и животные Красной книги Пермского края: лилия кудреватая, кувшинка четырехгранная, кубышка малая, филин. А также требует включения определенного содержания, методов и форм работы.

В настоящее время уделяется большое внимание исследовательскому методу. Исследовательский метод – это метод, при котором учащиеся самостоятельно решают учебно-познавательные задачи при направляющей роли преподавателя. Он выдвигает перед учащимися определенную задачу, для решения которой они должны самостоятельно осуществить операции сравнения, выявления причин и другие, высказать гипотезы, проверять насколько возможно. На основе анализа фактов или путем проведения опытов, наблюдений, работы с методическими источниками, выбрать из ряда гипотез наиболее рациональную и сделать соответствующе выводы.

В процессе исследовательской деятельности учащиеся получают возможность самостоятельно определить ту область экологического знания, которая им интересна, близка, и которую они хотели бы расширить. Они учатся проводить доступные их возрасту опыты, практические работы и другие исследования экологического характера; на основе полученных результатов делают выводы и обобщения, которые являются фактически их научными открытиями. Все это способствует формированию экологического сознания.

Цель – развитие у школьников экологической культуры.

Задачи:

  1. Обучить практическим навыкам работы с лабораторным оборудованием.

  2. Научить работать с научной литературой.

  3. Развивать навыки публичного выступления.

  4. Развивать любознательность, наблюдательность, самостоятельность.

  5. Воспитывать бережное отношение к природе своего края.

Программа рассчитана на детей 9 – 14 лет. В кружок принимаются все желающие, без специального отбора.

Для успешной реализации программы целесообразно объединять детей в учебные группы по возрастным особенностям: 1 группа: 9-11 лет, 2 группа – 12-14 лет.

Сроки реализации программы: программа рассчитана на 3 года обучения.

Формы и режим занятий:

В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседа; практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся; игры; конкурсы; викторины; выставки; экскурсия; конференция; ролевые игры; праздники (День Земли, День воды, День птиц и др.); походы; акции («Птица года», «Марш парков», «покормите птиц» и др.).

В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться: беседы сменяются играми, практические работы экскурсиями, что способствует удержанию внимания учащихся и позволяет избежать их переутомления.


Учебный план

Разделы программы

Количество часов

1 год

2 год

3 год

1 час

1 час

1 час

1.

Что нужно знать для работы юному экологу?

12

5

5

2.

Царство растений.

8



3.

Царство животных.

11



4.

Водная экология.


14


5.

Промышленная экология.


10


6.

Царство Грибов.



9

7.

Биологический мониторинг и биологическая индикация.



15

8.

Подведем итоги.

3

5

5

ИТОГО


34

34

34


Учебно-тематический план (1-й год обучения)

Темы занятий

Количество часов

всего

теория

практика


Раздел: Что нужно знать для работы юному экологу?




1.

Вводное занятие. Анкетирование.


2

1

1

2.

Основы практической лабораторной работы

2

1

1

3.

Дневник наблюдений.

4

2

2

4.

Как работать с источниками информации?

2

1

1

5.

Как обрабатывать результаты исследований?

2

1

1


Раздел: Царство растений.




1.

Части растения.

3

1

2

2.

Разнообразие растений.

3

1

2

3.

Лекарственные растения.

2

1

1


Раздел: Царство животных.




1.

Разнообразие животных.

3

1

2

2.

Собаки и кошки в нашем доме.

3

1

2

3.

Животные Красной книги.

2

1

1

4.

Зимующие птицы.

3

1

2


Раздел: Подведем итоги.




1.

Подготовка к творческому отчету.

1


1

2.

Творческие отчеты.

2


2

ИТОГО

34

13

21


Содержание программы 1 –го года обучения.

Раздел 1. Что нужно знать для работы юному экологу?

Тема 1. Вводное занятие.

Ознакомление с планом работы кружка. Техника безопасности. Игры на знакомство. Основные понятия: эколог, экология, экологические факторы. Анкетирование учащихся. Экскурсия в природу.

Тема 2. Основы практической лабораторной работы.

Ознакомление с лабораторным оборудованием (термометры, лупа, микроскоп, гербарные сетки, калька, копалки, лезвие, компасы, мерные ленты и т.п.), способами его работы. Техника безопасности. Викторина.

Тема 3. Дневник наблюдений.

Ведение дневников наблюдений, журналов экспериментов или полевых журналов. Фенологические наблюдения за природными объектами. Условные обозначения. Бланки описания растительности. Игры на внимание.

Тема 4. Как работать с источниками информации?

Разные источники информации – Интернет-ресурсы, художественная и научная литература, энциклопедии, СМИ, и т.п. Оформление ссылок. Атласы-определители. Карты. Конкурс «Самый внимательный».

Тема 5. Как обрабатывать результаты исследований?

Правила обработки и анализа собранных материалов. Разные виды представления информации.

Раздел 2. Царство растений.

Тема 1. Части растения.

Строение цветка, стебля, листа, корня. Работа с микроскопом. Игра «Узнай, чей листик» (кинестетический канал восприятия). Работа с гербарием. Практическая работа с комнатными растениями. Правила ухода за комнатными растениями.

Тема 2. Разнообразие растений.

Дикорастущие и культурные растения. Работа с гербарием. Игра «Узнай меня по запаху». Экскурсия. Загадки. Участие в акциях «Марш парков»

Тема 3. Лекарственные растения.

Правила сбора. Фито-чай. Викторина. Мини-исследование «Какой фито-чай пьют у нас в селе?»

Раздел 3. Царство растений.

Тема 1. Разнообразие животных.

Дикие и домашние животные. Основные виды животных, обитающих в нашей местности. Поездка в зоопарк. Участие в акциях: «Птица года», «Покормите птиц»

Тема 2. Собаки и кошки в нашем доме.

Породы собак и кошек. Особенности содержания и воспитания. Практические работы по уходу за животными.

Тема 3. Животные Красной книги.

Животные Красной Книги Пермского края. Резерват ООПТ «Зюкайский обрыв». Викторина.

Тема 4. Зимующие птицы.

Основные виды зимующих птиц нашей местности. Значение охраны и привлечение птиц. Подкормка. Кормушки. Наблюдение за поведением птиц.

Раздел: Подведем итоги.

Тема 1. Подготовка к творческому отчету.

Индивидуальные консультации.

Тема 2. Творческие отчеты.


Учебно-тематический план (2-й год обучения)

Темы занятий

Количество часов

всего

теория

практика


Раздел: Что нужно знать для работы юному экологу?




1.

Вводное занятие. Анкетирование.


1

0,5

0,5

2.

Основы практической лабораторной работы

1

0,5

0,5

3.

Дневник наблюдений.

1

0,5

0,5

4.

Как работать с источниками информации?

1

0,5

0,5

5.

Как обрабатывать результаты исследований?

1

0,5

0,5


Раздел: Водная экология.




1.

Гидробиология.

4

1

3

2.

Водные растения.

3

1

2

3.

Животные - жители пресных водоемов.

3

1

2

4.

Методы изучения водных объектов.

4

1

3


Раздел: Промышленная экология.




1.

Проблема загрязнения окружающей среды.

2

1

1

2.

Просветительская деятельность.

4

2

2

3.

Практическая деятельность.

4

1

3


Раздел: Подведем итоги.




1.

Подготовка к творческому отчету.

2


2

2.

Творческие отчеты.

3


3

ИТОГО

34

10,5

23,5


Содержание программы 2 –го года обучения.

Раздел 1. Что нужно знать для работы юному экологу?

Тема 1. Вводное занятие.

Ознакомление с планом работы кружка. Техника безопасности. Основы работы в кружке для новичков. Повторение основных понятий. Анкетирование учащихся. Экскурсия в природу.

Тема 2. Основы практической лабораторной работы.

Основные приемы работы с лабораторным оборудованием. Техника безопасности. Викторина.

Тема 3. Дневник наблюдений.

Ведение дневников наблюдений, журналов экспериментов или полевых журналов. Фенологические наблюдения за природными объектами. Условные обозначения. Бланки описания растительности. Игры на внимание.

Тема 4. Как работать с источниками информации?

Разные источники информации – Интернет-ресурсы, художественная и научная литература, энциклопедии, СМИ, и т.п. Оформление ссылок. Атласы-определители. Карты. Игра «Научим друг друга»

Тема 5. Как обрабатывать результаты исследований?

Правила обработки и анализа собранных материалов. Разные виды представления информации. Повторение.

Раздел: Водная экология.

Тема 1. Гидробиология.

Основные понятия. Водные объекты: река, пруд, озеро, родник, болото. Экскурсии на каждый объект.

Тема 2. Водные растения.

Определение основных видов водорослей. Виды-индикаторы. Экскурсия.

Тема 3.Методы изучения водных объектов.

Гидрохимические наблюдения. Полевые методы анализа воды. Органолептические показатели.

Раздел: Промышленная экология.

Тема 1. Проблема загрязнения окружающей среды.

Загрязнение воздуха. Вырубка лесов. Парниковый эффект. Загрязнение воды, почвы. Экскурсия по Зюкаю.

Тема 2. Просветительская деятельность.

Выставка научной и художественной литературы. Выпуск листовок. Заочная экскурсия «Они отравляют нашу жизнь!»

Тема 3. Практическая деятельность.

Субботники. Акции. Фоторепортажи. Выставка «Вторая жизнь вещей»


Учебно-тематический план (3-й год обучения)

Темы занятий

Количество часов

всего

теория

практика


Раздел: Что нужно знать для работы юному экологу?




1.

Вводное занятие. Анкетирование.

1

0,5

0,5

2.

Основы практической лабораторной работы.

1

0,5

0,5

3.

Дневник наблюдений.

1

0,5

0,5

4.

Как работать с источниками информации?

1

0,5

0,5

5.

Как обрабатывать результаты исследований?

1

0,5

0,5


Раздел: Царство Грибов.




1.

Грибы.

5

2

3

2.

Лишайники.

4

2

2


Раздел: Биологический мониторинг и биологическая индикация.




1.

Водные индикаторы.

4

1

3

2.

Индикаторы наземно-воздушной среды.

4

1

3

3.

Биологический мониторинг.

4

1

3

4.

Заповедники России.

3

1

2


Раздел: Подведем итоги.




1.

Подготовка к творческому отчету.

3


3

2.

Творческие отчеты.

2


2

ИТОГО:

34

10,5

23,5


Содержание программы 3 –го года обучения.

Раздел 1. Что нужно знать для работы юному экологу?

Тема 1. Вводное занятие.

Ознакомление с планом работы кружка. Техника безопасности. Основы работы в кружке для новичков. Повторение основных понятий. Анкетирование учащихся. Экскурсия в природу.

Тема 2. Основы практической лабораторной работы.

Основные приемы работы с лабораторным оборудованием. Техника безопасности. Викторина.

Тема 3. Дневник наблюдений.

Ведение дневников наблюдений, журналов экспериментов или полевых журналов. Фенологические наблюдения за природными объектами. Условные обозначения. Бланки описания растительности. Игры на внимание.

Тема 4. Как работать с источниками информации?

Разные источники информации – Интернет-ресурсы, художественная и научная литература, энциклопедии, СМИ, и т.п. Оформление ссылок. Атласы-определители. Карты. Игра «Научим друг друга»

Тема 5. Как обрабатывать результаты исследований?

Правила обработки и анализа собранных материалов. Разные виды представления информации. Повторение.

Раздел 2. Царство грибов.

Тема 1. Грибы.

Съедобные-несъедобные. Практическая работа по определению грибов. Ролевая игра «Узнай меня по описанию». Симбиоз высших растений и грибов. Грибы Красной Книги. Грибы-трутовики. Грибы-паразиты.

Тема 2. Лишайники.

Сбор и гербаризация лишайников. Строение. Лишайниковый симбиоз. Жизненные формы. Пионеры заселения. Экскурсия.

Раздел 3. Биологический мониторинг и биологическая индикация.

Тема 1. Водные индикаторы.

Пескарь. Определение чистоты водоемов по индексу Майера.

Тема 2. Индикаторы наземно-воздушной среды.

Лишайники. Можжевельник.

Тема 3. Биологический мониторинг.

Станции биологического мониторинга. Постоянные и пробные площадки.

Тема 4. Заповедники России.

Система переменных пробных площадок в Заповедниках России. Экскурсии в «Боронятский бор» , «Карагайский бор», «Басеги».


Критерии оценки

  • Проводится диагностика и мониторинг субъективного отношения к природе по методикам В.Я. Ясвина в начале года и в конце.

  • Обобщающие занятия, контрольные, тестирование, позволяющие проводить текущий и итоговый контроль уровня усвоения программы обучающимися и вносить необходимые коррективы в организацию учебного процесса. Эти занятия представляют собой комплекс контрольных заданий, таких как викторины, тесты, дидактические игры, конференции и др.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение гражданской активности

  • Осознание своей личной ответственности за сохранение экологического равновесия на земле.


Список литературы:

  1. Актуальные проблемы обучения и воспитания младших школьников: межвуз.сб.науч.-метод. работ студентов и преподавателей\под общ. Ред. М.А. Худяковой; Перм.гос.пед.ун-т.-Пермь, 2007,с.33

  2. Боровская Л.А., Жесткова Н.С., Быховская М.А. наш Пермский край. – Пермь, 2010 – 113 с.

  3. Двинских С.А., Зуева Т.В., Китаев А.Б., Комлев А.М. Изучаем водные объекты Пермского края. Пермь, 2006

  4. Жемчужины Прикамья. Управление по охране окружающей среды Пермской области. Пермь 2003.

  5. Календарь природы \ Сост. – Чалова. – Пермь: ИД Август, 2006 – 40 с.

  6. Красная Книга Пермского края, Пермь. Книжный мир, 2008

  7. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск, Асар, 1996

  8. Плешаков А.А. Зеленые страницы. М.: Просвещение, 2009

  9. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. М.: Просвещение, 2010

  10. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. М.: Просвещение, 2010

  11. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Исследователи природы. М.: Просвещение, 1977

  12. Удрас. И.А. Формирование исследовательской деятельности младших школьников. Начальная школа, 2010 №3 С.14.

  13. Эршон В.Г. Экопросвещение в работе с учащимися. Методические материалы. Пермь, 2011

  14. Экологическое просвещение населения: Сборник проектов\под ред. В.В. Мисешникова; Перм. Гос.пед.ун-т. – Пермь, 2004 – 160 с.

  15. Ясвин В.А. Азбука содержания животных. Программа дополнительного экологического образования детей, Пермь – 2004










Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ