Общешкольная программа работы с родителями

Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области

специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII вида

ст. Казанской Верхнедонского района

(ГКУО РО Казанская школа-интернат VII вида)



Утверждаю

Директор ________

С.А. Долженкова

«____» ___. ______ г.










Составитель:

Л.И. Мухина

Зам. директора по УВР










I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Родители являются первыми и основными учителями ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль и в дальнейшем. Эффективность работы школы по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьей в этом процессе. Исследованиями доказано, что подростки, семьи которых не взаимодействуют со школой, испытывают большие сложности во взаимоотношениях и с семьей, и со школой. Дети, родители, педагоги – члены одного школьного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых зависит от характера их взаимодействия. В условиях сельской местности отношения педагогов с семьями являются более естественными, отличаются большей интенсивностью, значительной информированностью друг о друге, что положительно влияет на организацию совместной работы, хотя и создает некоторые проблемы. Условия сельской местности таковы, что школа часто является единственным местом, где могут собираться взрослые и дети на праздники, провести свободное время, пообщаться. Эти обстоятельства позволяют педагогам проявлять большую активность в установлении постоянных контактов с родителями детей, семьями. Оказывать значительное влияние на формирование уважительных отношений между членами семьи.















II. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

Для того чтобы обеспечить успешность воспитания детей, необходимо организовать сотрудничество педагогов, детей, родителей. В этой связи важно предусмотреть решение следующих частных педагогических и организационно-управленческих задач.

Педагогические задачи

В работе с детьми:

  • воспитание уважительного, заботливого отношения к родителям;

  • формирование ответственности за свои поступки перед семьей;

  • воспитание чувства гордости за семью, стремление поддерживать и раз­вивать лучше семейные традиции.


В работе с родителями:

  • формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе в школе и классе;

  • формирование субъективной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми;

  • формирование психолого-педагогической культуры родителей;

  • развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми.


В работе с педагогами:

  • формирование понимания значимости сотрудничества школы с семьей, роли педагогов в развитии гуманных, взаимоуважительных отношений между родителями и детьми;

  • формирование потребности и умения решать проблемы каждого ребенка на основе совместного заинтересованного диалога с родителями;

  • освоение способов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями, форм организации совместной деятельно­сти родителей и детей.


Организационно-управленческие задачи:

  • обеспечить проведение всех воспитательных мероприятий в школе и классе с участием родителей;

  • разработать и обеспечить систему психолого-медико-педагогического просвещения родителей;

  • организовать методическую работу с педагогами по проблеме взаимодей­ствия с семьей;

  • организовать работу родительского комитета, поднять его престиж и роль в решении вопросов жизнедеятельности коллектива школы.

Важнейшими целями реализации сотрудничества педагогов, учащихся и роди­телей являются признание и обеспечение субъективной позиции всех участников педагогического процесса и организация их совместного творчества.

Для формирования отношений сотрудничества важно представлять школьный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интерес­но живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.

В связи с этим нецелесообразно делить воспитательную работу с учащимися и родителями на два самостоятельных направления. Полезнее возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к соглашению, не ущемляя интересы друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов.

Гуманистический подход в работе с семьей предлагает:

  • выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;

  • опору на положительные стороны родителей и детей;

  • доверие к ребенку и родителям;

  • принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспита­нии ребенка;

  • заинтересованное отношение к судьбе ребенка, проблемам семьи, защиту интересов ребенка и семьи, помощь в решении проблем;

  • обеспечение свободы совести, вероисповедания ребенка и родителей;

  • восприятие, оценку поступков ребенка как представителя семьи, носителя интересов семьи;

  • содействие формированию гуманных, доброжелательных, уважительных отношений между родителями и детьми;

  • заботу о здоровье ребенка, о здоровом образе жизни семьи;

  • создание ситуаций проявления взаимного внимания, заботы о семье, де­тях, родителях.

Сотрудничество педагогов, учащихся, родителей реализуется в различных формах совместной деятельности. Эти формы могут охватывать всех или большин­ство членов коллектива. Ряд видов и соответственно форм деятельности ориенти­рован на интересы отдельных групп детей и родителей. Распространены семейные формы работы.














III. Основные составляющие взаимодействия школы и семьи

Семья и школа - два основных и равноправных субъекта социализации личности в период детства и отрочества. Школа и семья, должны осно­вываться на принципах взаимосвязи, взаимопреемственности и взаимодо­полнения в воспитательной деятельности.

В процессе взаимообщения не только педагоги должны обращать вни­мание родителей на недостатки в методах и содержании семейного воспи­тания, но и родители указывать педагогам на аналогичные «сбои» в работе школы. Объектом воздействия педагогов может быть не только ребенок в семье, но и взрослые члены семьи и сама семья в целом как коллектив.

Деятельность педагогического коллектива с семьей включает три ос­новные составляющие педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую, которые неразрывно связаны между собой.

Образовательная составляющая включает в себя два направления дея­тельности; помощь семье в обучении и воспитании детей. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих в семье проблем и формирование педагогической культуры родителей.

Деятельность педагогического коллектива предусматривает просвеще­ние родителей по разнообразным вопросам семейного воспитания: педагогическая и социально-психологическая подготовка родителей к воспитанию будущих детей; значение личного примера и авторитета родителей в воспитании де­тей, роли матери и отца; воспитание детей в семье с учетом пола и возраста; сущность самовоспитания и его организации, роль семьи в руковод­стве процессом самовоспитания детей и подростков; поощрение и наказание в воспитании детей в семье; особенности воспитания детей с отклонениями в физическом и пси­хическом развитии; трудовое воспитание в семье; организация режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье; нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей.

Помощь в воспитании проводится педагогами в первую очередь с роди­телями - путем их консультирования, а также с ребенком - посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи свое­временной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного ис­пользования ее воспитательного потенциала.

Психологическая составляющая педагогической помощи включает в себя два компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию. Социально-психологическая поддержка направлена на создание благопри­ятного микроклимата в семье в период кратковременных кризисов. Наибо­лее эффективно эту работу может выполнять школьный психолог.

Коррекция межличностных отношений происходит в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к на­рушению его нервно-психического и физического состояния.

Посреднический компонент педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информировании в вопросах семейного воспитания:

1. Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию клубов по интересам, семейных празд­ников, летнего отдыха и др.

2. Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней. Такими проблемами могут быть: переда­ча ребенка на воспитание в приемную семью; помещение детей в приюты, места временного пребывания детей; содействие возвращению ребенка в семью и др.

3. Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информа­цией по вопросам обучения и воспитания, социальной защиты. Она прово­дится в форме консультирования. Вопросы могут касаться различных ас­пектов: прав детей, родителей, внутрисемейных отношений, медико-физио­логического развития детей и пр.

Таким образом, педагог в работе с семьей выполняет одновременно ряд ролей:

  • советник: информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; дает педагогические советы по воспитанию детей и др.;

  • консультант: консультирует по вопросам семейного законодательства; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье, и др.;

  • защитник: защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей и вытекающими из этого проблемам человеческого отношения родителей к детям.

Важный компонент пед. культуры родителей - их пед. подготовленность: определенная сумма психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также выработанные в процессе практики навыки по воспитанию детей.

Педагогическая деятельность родителей делится на: конструктивную, организаторскую и коммуникационную.

1. Конструктивная деятельность заключается, прежде всего, в определении цели воспитания, в выборе его форм и методов. В нее также входит состав­ление плана собственной деятельности по воспитанию.

2. Организаторская деятельность реализует конструктивную деятельность на практике. Она включает, с одной стороны, организацию жизни и занятий детей, с другой - органи­зацию своей собственной деятельности и отдыха.

3. Коммуникативная деятельность включает в себя установление опти­мальных взаимоотношений между родителями, родителями и детьми, чле­нами семьи и окружающими людьми.

Взаимодействие всех этих видов педагогической деятельности в значи­тельной степени обусловливает уровень педагогического мастерства роди­телей.

Важным компонентом педагогического мастерства является педагогический такт, характеризующийся вдумчивым и внимательным отношением к детям, умением быть чутким, справедливым, но и требовательным.

Важнейшими направлениями работы школы по повышению педагогической культуры родителей можно выделить следующие:

  • научно-педагогическое просвещение (лектории для родителей, университеты  родительских знаний, родительские собрания по обмену опытом, изучение материалов средств массовой информации);

  • педагогическая деятельность, связанная с реализацией контролирующей, коммуникативной, организаторской, корректирующей и других функций по воспитанию детей;

  • педагогическое самообразование (чтение пед. лите­ратуры, просмотр передач).










IV. ПРОГРАММА РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ И УЧАЩИМИСЯ

Семья - это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития, где за­бываются основы будущей личности. Семья и школа - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.

Задача учителей начальных классов - всеми доступными средствами достигать взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности.

Основа нашей воспитательной работы - союз учителя, родителей и ребенка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей. Ведь ребенок - это не только объект, но и субъект воспитательного процесса.

С первых дней знакомства с родителями стараемся донести до них мысль о том, что источником благополучия ребенка в семье, условием его счастливого детства явля­ется любовь к нему родителей.

Со своей стороны мы стараемся, чтобы детям было комфортно в школе-интернате, чтобы в ней присутствовала теплая, доброжелательная обстановка, в которой интересно и увле­кательно учиться.

Основная задача заместителя директора по УВР по этой проблеме - это организа­ция целостной системы работы учителя начальных классов с родителями. Цель этой ра­боты - создать условия для свободного развития духовных и физических сил учащихся начальных классов.



Формы совместной деятельности учащихся, родителей и педагогов, используемые на практике.

1. Развитие познавательных интересов, творческой активности уча­щихся:

творческие отчеты по предметам, раскрывающие достижения учащихся, показывающие особенности труда, индивидуального стиля педагогов;

дни открытых уроков, проводимых в нетрадиционной форме, которые по­казывают мастерство учителя, раскрывают способности детей, заверша­ются обсуждением и анализом учебной деятельности учащихся;

познавательные конкурсы между родителями и детьми (либо семейные - командами);

общественный смотр знаний, предмет и тематика которого определяются совместно учителем, детьми и родителями (учитель составляет задания, помогает формировать группы, организовать подготовительную работу, родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, входят в состав жюри и болельщиков);

учебные занятия с участием родителей;

участие родителей в организации и работе факультативов, предметных кружков;

совместные классные собрания по итогам учебной работы, анализу учеб­ной деятельности учащихся, тематические собрания-дискуссии по про­блемам учебы, например: «Что значит хорошо учиться?», «Как сделать учебу интересной?», «Зачем мы учимся?» и т.п.;


2. Формирование у детей нравственности, культуры поведения:

знакомство детей с различными этическими понятиями в семье, в учебной и внеучебной деятельности;

обсуждение с детьми нравственных проблем, возникающих в повседнев­ной жизни;

просмотр, обсуждение кинофильмов;

подготовка концертов, спектаклей;

проведение дня вежливости;

проведение дискуссий, классных собраний по проблемам нравственности, например, «О доброте и друзьях» и др.;

проведение акций по оказанию помощи престарелым;

организация встреч с интересными людьми;

организация и проведение экскурсий в музеи, культурные центры.



3. Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни:

систематическая диагностика состояния здоровья детей;

организация просвещения детей и родителей по проблемам сохранения здоровья;

пропаганда здорового образа жизни на учебных и внеклассных занятиях;

систематическое изучение вопросов валеологии в рамках занятий по фи­зической культуре;

определение наиболее благоприятного режима дня, труда и отдыха для каждого ребенка;

организация спортивных секций и коллективов;

проведение «дней здоровья», спортивных соревнований (семейных, ко­мандных);

организация туристических походов.


Особое внимание в решении проблемы взаимодействия школы и семьи педа­гоги должны обратить на формирование отношений в самой семье. Установлено, что успеваемость детей зависит от времени, затрачиваемого на общение в семье. Внутренняя стабильность в доме - вот залог успешного обучения и развития детей. Иными словами, уровень образования родителей и материальный достаток меньше влияют на успешность обучения ребенка, чем теплые, человеческие отношения в семье. То, как ведут себя родители по отношению к ребенку, гораздо важнее того, кем они являются. Среди наиболее важных факторов, влияющих на успеш­ное развитие ребенка, можно выделить:

неформальное общение родителей с детьми, касающееся повседневных событий;

интерес к проблемам ребенка, их обсуждение;

частые диалоги между родителями и детьми, теплые и заботливые взаи­моотношения;

обсуждение прочитанных книг и побуждение со стороны родителей чи­тать книги в свободное время;

руководство просмотром телевизионных программ и их обсуждением;

выражение эмоций и чувств в общении;

четкие и стабильные ограничения, постоянный контроль за проведением ребенком свободного времени.


Одна из важнейших задач педагогов - способствовать единению, сплочению комфортных, благоприятных условий для развития ребенка.

Решению этой задачи способствуют следующие действия педагогов.

1. Изучение взаимоотношений в семье (сочинения, анкеты, рисунки, воспиты­вающие ситуации).

2. Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к сво­им родителям:

организация поздравлений с праздниками, днем рождения (подготовка подарков, сюрпризов для родителей);

создание атмосферы повышенного внимания к родителям, заботы о них («Как помогли родителям?», «Чем помочь родителям?», «Чем порадуем, как порадуем родителей?», «Куда пригласим?»);

написание сочинений, тематика которых связана с близкими и семьей («Моя семья», «Как трудятся мои родители», «Моя родословная» и др.);

творческие встречи с родителями, рассказывающими о своей профессии, увлечениях, взглядах на актуальную проблему;

3. Работа с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье:

знакомство родителей с традициями, которые развивают отношения в се­мье (проведение семейных праздников, подготовка сюрпризов друг другу, поздравления с важными событиями в семье каждого члена семьи, рас­пределение обязанностей между родителями и детьми);

пропаганда опыта формирования положительных отношений в семье, одобрение родителей, которые обеспечивают благоприятную атмосферу для ребенка в семье.


4. Организация совместной деятельности родителей и детей:

  • организация семейных конкурсов в школе и классе: «Спортивная семья», «Дружная семья», «Читающая семья», конкурс семейных газет и др.;

  • представление результатов совместного творчества родителей и детей, рассказ об увлечениях в семье («Мир наших увлечений», организация вы­ставок творческих семейных работ);

  • проведение совместных дел (турпоходы, трудовые дела, оформление ка­бинета, генеральные уборки, экскурсии и др.);

  • выполнение творческих семейных заданий при подготовке мероприятий (оформление наглядности, выступление, представление проекта и т.п.).

5. Проведение совместных занятий, практикумов родителей и детей, напри­мер, по проблемам общения, взаимоотношений родителей и детей (с учетом предложений родителей и детей).

4. Психолого-педагогическое просвещение родителей организуется с помощью следующих форм работы с семьей:

  • родительских лекториев;

  • конференций;

  • индивидуальных и тематических консультаций;

  • родительских собраний;

  • тренингов;

  • обзоров и выставок литературы по семейному воспитанию.











Циклограмма работы с родителями


Месяц

Направления работы

Цель

Август

Родительское собрание (1-е классы)

Выявление готовности к школе, знакомство

Сентябрь

Тематическое родительское собрание «Организация работы в новом учебном году». Отчеты классных ро­дительских комитетов

Планирование совместной работы, формиро­вание школьного родительского комитета

Консультации для родителей

Оказание помощи

Общешкольное родительское собрание для родителей будущих первоклассников

Познакомить с особенностями работы шко­лы-интерната

Октябрь

Работа с родителями слабоуспевающих учеников.

Оказание помощи

Прием родителей по вопросам учебно-воспитательной деятельности

Осуществление проблемного обучения

Родительские собрания в 1-4-х классах

Подведение итогов I четверти

Ноябрь


Лекторий для родителей первоклассников

Просвещение родителей

Заседание родительского комитета

Оказание помощи школе-интернату

Декабрь

Родительские собрания в 1-4-х классах

Подведение итогов II четверти

Индивидуальные беседы с родителями слабоуспеваю­щих учеников

Определение мер по повышению успеваемо­сти

Участие родителей в детских новогодних праздниках, оказание помощи в их подготовке

Сплочение коллектива родителей и учащих­ся

Январь

Организация совместного отдыха детей и родителей

Сплочение коллектива родителей и учащих­ся

Февраль

Консультации для родителей

Оказание помощи

Март

Заседание родительского комитета

Оказание помощи школе-интернату

Родительские собрания в 1-4-х классах

Подведение итогов III четверти

Индивидуальные беседы с родителями первоклассни­ков, представляемых на медико-педагогическую ко­миссию

Информирование родителей о проблемах детей

Апрель

Беседы с родителями учащихся, не овладевающих об­разовательными стандартами

Выявление причин неуспеваемости. Опреде­ление совместных мер по коррекции успе­ваемости

Май




Родительские собрания

Подведение итогов за год

Итоговое родительское собрание в 4 классе

Итоги успеваемости за год, уровень сформированности учебной деятельности, готов­ность к обучению в средней школе

Консультации для родителей учащихся 4-х классов

Пути адаптации учащихся при переходе в среднюю школу

В течение года

Контроль за неблагополучными семьями. Посещение на дому учащихся из неблагополучных семей

Информирование родителей о успеваемости их детей. Контроль за со­блюдением прав детей и областного закона от 16.12.2009 № 346-ЗС «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию».

Одной из важных форм совместной работы школы с семьей является родитель­ское собрание. Разговор на родительском собрании не может быть ограничен рассмот­рением лишь учебных дел школьников, поэтому мы стремимся обсудить с родителями широкий спектр вопросов, затрагивающих различные аспекты интеллектуального, ду­ховно-нравственного и физического развития детей. Учителя начальных классов не только составили перечень тем родительских собраний, но и разработали сценарии про­ведения собраний.

Варианты тематики родительских собраний

1. Первое родительское собрание в 1-м классе (изучение приоритетных интересов родителей первоклассников; знакомство родителей с основными направлениями дея­тельности классного руководителя).

2. Если ваш ребенок левша. (Есть ли методики, позволяющие точно определить левшу? И стоит ли заниматься переучиванием ребенка на «правый» лад?)

3. Делаем уроки вместе. (У ребенка, переступившего порог школы, происходит перестройка психики. Возникают новые проблемы. И одна из них - выполнение домаш­него задания. Нужно ли родителям участвовать в данном процессе?)

4. Маленькие помощники. (Что можно доверить ребенку в работе по дому? Как призвать ленивца к порядку?)

5. Пора ли в школу? (Как только ребенку исполнится 5 лет, большинство современ­ных родителей начинают мучиться вопросом: когда отдавать малыша в школу? Продлить детство или ускорить развитие ребенка? На что ориентироваться при принятии решения?)

6. Темперамент вашего малыша. (Выяснив, какой темперамент у ребенка, родите­ли смогут общаться с ним без конфликтов и стрессов.)

7. Взрослые проблемы первоклассника. (Помочь ребенку разобраться в школьных проблемах должны родители, ведь первый год в школе дает платформу для самоутвер­ждения малыша.)

8. Спорт – нужен ли он вашему ребенку? (Все родители заботятся о здоровье своих детей. И когда встает вопрос о том, каким видом спорта следует заняться ребенку, есте­ственно, возникают сомнения - насколько это будет безопасно.)

9. Лидер – успех или бегство? (Родителям обычно нравится стремление ребенка всегда быть впереди. И редко кто задумывается, предрасположен ли он к лидерству, не помешает ли ему вынужденное соперничество со сверстниками?)

10. Психологические проблемы первоклассника.

11. Как привить ребенку чувство времени? (Зачастую именно мы, взрослые, игра­ем роль часов, когда зовем детей обедать, сажаем за уроки, отправляем гулять. Привей­те ребенку чувство времени и он быстрее научится самостоятельности.)

12. Ох, уж эти уроки... (В чем причина отказа ребенка готовить уроки?)

13. Не хочу учиться (проблемы, советы).

14. Дети и телевизор. (Советы родителям, если они обеспокоены тем, что ребенок слишком много времени проводит у телевизора.)

15. Чтение с увлечением (чтение должно быть ребенку доступно и интересно).

16. Родителям пятиклассника. (Сейчас вашим детям очень тяжело и им нужна ваша помощь. Какой она должна быть?)

17. Плохая компания (как предотвратить эту угрозу).

18. Невнимательные дети (как бороться с невнимательностью ребенка).

19. Детская жестокость (Проблема детской агрессивности сейчас стоит остро в пишем обществе. Как с ней бороться?)

20. Почему дети лгут? (В чем причина настоящей лжи?)

21. Нужны ли ребенку карманные деньги? (Интерес к деньгам является естествен­ней у современного ребенка. Задача родителей - научить свое чадо ценить их.)

22. Первый раз в первый класс. (Наступает новый этап в жизни подрастающего человечка, от которого многое зависит. Готов ли он к нему?)

23. Роль семьи в воспитании ребенка.

24. Детские страхи. (Почти все дети испытывают страхи. В основном они совершенно необоснованны и не связаны с реальной угрозой. Некоторым малышам свойственны ночные кошмары. Другие отказываются оставаться одни в комнате, боятся темно­та». Многие родители относятся к детским страхам как к капризам и даже наказывают за них. Это неправильно и очень опасно.)

25. Трудовое воспитание в семье. (Роль труда в формировании личности ребенка. Обязанности ребенка в семье.)

26. Как воспитать у ребенка любовь к чтению. (Что делать, если ребенок не любит читать? Гигиена чтения.)

27. Поощрение и наказание в воспитании ребенка. (Как можно воспитать детей, -е прибегая к жестокости и телесным наказаниям?)

28. Растить детей здоровыми. (Режим крайне важен для сохранения и укрепления здоровья.)

29. Эстетическое воспитание ребенка в семье - школа высококультурного человека.

30. Как научить своего ребенка жить в мире людей. (Уроки этики поведения для детей и родителей.)

Работа с родителями


Воспитательная программа

Основные мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат


Педагогическое

сопровождение

семьи

Общественно-государственное управле­ние воспитательным процессом через рабо­ту органов соуправления школы в режиме заседания родительского комитета.


Организационная работа

- Индивидуальные собеседования

- Собеседования при директоре

- Собеседования при педконсилиуме (педагоги, врач, педагог-психолог, учитель-логопед)

- Организация КТД, традиционных мероприятий школы, работы по воспитательным про­граммам школы-интерната с привлечением родителей


Создание условий мотивации вовлеченности в воспитательную работу школы-интерната для родителей


Психологические условия

- Психологические тренинги (самостоятельные, включенные в программы ро­дительских конференций и других встреч, индивидуальные)

- Консультация педагога- психолога и учителя-логопеда школы-интерната по запланированным мероприятиям (речевые проблемы, круги общения, исследования классных коллекти­вов и т.д.) и текущим проблемам (кон­фликтные и спорные ситуации, вопросы дифференциации и т.д.)

- Психологическое сопровождение работы школы-интерната (диагностика, консультации, рекомендации педагога-психолога школы-интерната)


Методические условия

- Индивидуальные методические консультации

- Использование методических рекомендаций, а также входящей

документации МО ПО РО


Административные условия

- Создание и поддержание условий ком­фортности отношений в коллективе «родите-

ли - педагоги»

(развитие демократических

принципов соуправления)


1 раз в полугодие






В течение года



















*Повышение педагогической культуры родителей как основы раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствования семейного воспитания


*Содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания, восстановление тради­ционного уклада жизни


*Развитие системы сотрудничества с семьей в инте­ресах ребенка


*Формирование общих подходов к воспитанию


* Развитие системы совместного изучения личности ребенка, его психофизиологических особенностей


* Выработка близких по сути требований к уровню

воспитанности ребенка


* Организации помощи в обучении, физическом и

духовном развитии обучающегося


* Создание благоприятного климата в семье, психоло­гического и эмоционального комфорта ребенка в школе-интернате

и за его пределами

















ПРОГРАММА РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ РАЗЛИЧНЫХ СТРУКТУР


Совместная работа

педагогов и родителей


Психолог


Классные руководители



Работа педагогического коллектива для сплочения роди­телей и детей

Творческие отчеты

по предметам, рас-

крывающие достижения учащихся,

показывающие особенности труда, индивидуального стиля педагогов.


Всероссийское профилактическое мероприятие.


Организация открытых уроков, проводимых в

нетрадиционной

форме, которые показывают мастерство учителя, раскрывают способности детей, завершаются обсуждением и анализом учебной деятельности учащихся



Познавательные конкурсы между родителями и детьми (либо семейные - командами)

Учебные занятия с участием родителей

Участие родителей в организации и рабо­те факультативов, объединений по интересам


Совместные

«Знакомство»


Тематика родительских собрании с учетом

возраста школьников. Знакомство с

родителями.

Встреча с родителями в рамках формирования культуры принадлежности образовательному пространству школы-интерната. Круглый стол.

Нормативные документы.

Анкетирование.


Как помочь ребенку адаптироваться к школе. Возрастные особенности первоклассника.

Специфика учебного процесса с детьми с задержкой психического развития


Изучение взаимоотношений в семье

(сочинения, анкеты, рисунки, воспитывающие ситуации)

Что должны знать родители о суициде

Всероссийская широкомасштабная акция «Внимание, дети!»

«Декада дорожной безопасности детей»

Кризисы взросления младших школьников

«Проблемы духовно-нравственного воспитания детей в семье и школе и пути их преодоления. Итоги I четверти».


Организация поздравлений с праздниками, днем рождения (подготовка подарков, сюрпризов для родителей)

Приемы и методы антинаркотического и антиалкогольного воспитания в семье


Роль семьи в формировании личности

Масштабная акция «Пешеход, на переход!»

Агрессия, ее причины и последствия

«Как сформировать у ребёнка стремление к здоровому образу жизни?»

Анкетирование «Знаю ли я своего ребенка»

классные собрания по итогам учебной работы, ана­лизу учебной дея­тельности учащихся, тематические собра­ния-дискуссии по про­блемам учебы, напри­мер: «Что значит хо­рошо учиться?», «Как сделать учебу инте­ресной?», «Зачем мы учимся?» и т.п.



Выполнение творче­ских семейных зада­ний при подготовке мероприятий



Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Детская агрессивность и ее причины


Знакомство родителей с книгой рекордов и достижений класса. Традиции классов.

«Автокресло – детям!»

Нормативные документы.

Областной закон от 16.12.2009 № 346-ЗС «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию».


Воспитание желания трудиться

Роль микроклимата в семье и авторитета родителей в процессе воспитания детей.


«Почему наши дети обманывают и лгут?»

Профилактика несчастных случаев и детского травматизма в период Новогодних и Рождественских праздников и зимних каникул

Воспитание самостоятельности

Правила безопасного поведения во время весенних каникул. Ответственность.

Что ребенок хочет сказать мне своим поведением

Нормативные документы.

Соблюдение устава школы- интерната.

«Вредные привычки – профилактика в раннем возрасте»

Лекторий «Как научиться быть здоро­выми».


Итоги прошедшего учебного года – «Перелистывая страницы…»
Стали мы на год взрослее…

УК РФ «Об ответственности несовершеннолетних»

Правила безопасного поведения во время летних каникул. Ответственность. Инструктаж по ТБ

Неделя Детского телефона Доверия

«Внимание! Пятиклассник! Трудности адаптации и пути их преодоления»

Наши достижения Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути преодоления.


Комплексная методика изучения удовлетворенности деятельностью образовательного учреждения.

Доступность образования.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ