Отбор источника для компетентностно-ориентированного задания
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
Дергаевской СОШ № 23
Иванова О.В.
Отбор источника для компетентностно-ориентированного задания
Назначение источника состоит в обеспечении информацией деятельности учащегося по выполнению задания. Обычно в компетентностно-ориентированных заданиях используются внешние источники. В отдельных случаях (за исключением заданий, нацеленных на формирование информационной компетентности) источником информации могут стать присвоенные учащимся знания, при этом необходимо убедиться, что эти знания действительно присвоены учеником.
Источник должен:
быть достаточным для выполнения задания,
быть эффективным (неизбыточным),
соответствовать возрасту чтения,
быть интересным для учащегося,
содержать субъективно новую для ученика информацию.
Следует помнить, что содержание источника является средством для формирования ключевых компетентностей. Поэтому, если для учителя важно, чтобы учащийся полностью присвоил содержащуюся в источнике информацию, использовать его в компетентностно-ориентированном задании не рекомендуется.
Таким образом, следует отбирать источники, которые по свому содержанию:
вводят в программный материал,
расширяют программный материал,
касаются той части программного материала, которая важна не для формирования знаний базовых закономерностей, а для иллюстрации этих закономерностей,
позволяют связать программный материал с повседневной жизнью,
позволяют связать программный материал с ценностным самоопределением.
Требования к деятельности учащихся для различных аспектов ключевых компетентностей задает некоторую специфику источников. В таблице 1 приведены характеристики источников, без которых не обойтись, конструируя задание, нацеленное на формирование той или иной ключевой компетентности в том или ином аспекте.
Для обеспечения понимания учащимся источника рекомендуется организовывать работу с компетентностно-ориентированными заданиями в условиях свободного доступа к словарям и справочникам или к Интернету.
Таблица 1.
Характеристики источников для различных компетентностно-ориентированных заданий
Аспект
Характеристика обязательных
источников
Примечание
Компетентность разрешения проблем
Целеполагание и планирование деятельности
для уровней I-III: описание ситуации, в которой поставлена задача (предполагается деятельность), включающее описание ограничений и условий планируемой деятельности;
для уровня I: источники, содержащие описание общего способа деятельности или осуществления подобной деятельности кем-то в других условиях;
для уровня II-III: источники, содержащие сведения, прямо или косвенно связанные с различными способами решения задачи (разрешения проблемы)
могут потребоваться и другие источники
Применение
технологии
для уровня II: технологические карты, инструкции, нормативные документы или другие источники, содержащие описание технологии
могут потребоваться источники с описанием ситуации
Планирование ресурсов
источники, содержащие характеристики ресурсов, в том числе ценовые
обычно является продолжением задания на целеполагание и планирование деятельности, результаты выполнения которого становятся одним из источников
Оценка
деятельности
для уровня I: алгоритм проведения текущего контроля деятельности
на уровнях II-III формировать в рамках компетентностно-ориентированных заданий на уроках нецелесообразно
Оценка результата \ продукта деятельности
для уровня I:
критерии оценки или эталон;
объект оценки
на уровнях II-III формировать в рамках компетентностно-ориентированных заданий на уроках нецелесообразно
может потребоваться алгоритм проведения оценки
Коммуникативная компетентность
Письменная коммуникация, уровень I, II
инструкция по составлению заданного вида письменного документа
либо учащийся снабжается источником, содержащим информацию, связанную с содержанием документа, либо он использует в качестве источника результаты своей работы над заданием на формирование информационной компетентности
Письменная коммуникация, уровень III
не менее двух источников, содержащих:
противоречивую информацию,
илиобоснование различных точек зрения на один и тот же объект \ явление,
илиописание ситуации \ объекта \ явления с различных функциональных \ социальных \ ценностных позиций
Публичное
выступление, уровень I
либо учащийся снабжается источником, содержащим информацию, связанную с содержанием документа, либо он использует в качестве источника результаты своей работы над заданием на формирование информационной компетентности
Публичное
выступление, уровень II
набор материалов, которые могут быть использованы как наглядные
либо учащийся снабжается источником, содержащим информацию, связанную с содержанием выступления, либо он использует в качестве источника результаты своей работы над заданием на формирование информационной компетентности
может потребоваться источник, характеризующий особенности восприятия той или иной аудитории или различные жанры публичного выступления
Публичное
выступление, уровень III
не менее двух источников, содержащих:
противоречивую информацию, или
обоснование различных точек зрения на один и тот же объект \ явление, или
описание ситуации \ объекта \ явления с различных функциональных \ социальных \ ценностных позиций
может быть предоставлен комплект материалов, из которых учащийся отбирает \ составляет наглядность
Диалог,
уровень I
правила продуктивного ведения диалога,
источник, содержащий фактическую информацию
учащийся снабжается источником, содержащим фактическую и оценочную информацию, связанную с содержанием диалога, либо он использует в качестве источника результаты своей работы над заданием на формирование информационной компетентности
Диалог,
уровень II-III
Продуктивная групповая коммуникация
Если группа получает задание, связанное с обработкой информации, то, либо
каждый ее участник должен предварительно получить отличающееся от других по задачной формулировке и содержанию источника задание на извлечение информации,
либо задание выполняется с ограничением времени, делающим невозможным его успешное выполнение каждым членом группы автономно
могут потребоваться самые разнообразные источники, связанные с содержанием коммуникации
Информационная компетентность
Планирование информационного поиска
могут потребоваться самые разнообразные источники,
позволяющие выполнить деятельность, определенную требованиями
Извлечение первичной информации
Извлечение вторичной информации,
уровень I
1-2 простых по составу источников, содержащих избыточную информацию
Извлечение вторичной информации,
уровень II
два и более сложных по составу источника, содержащих прямую и косвенную информацию по двум и более темам, в которых одна информация дополняет другую или содержится противоречивая информация
Извлечение вторичной информации,
уровень III
два и более сложных по составу источника, содержащих прямую и косвенную информацию по двум и более темам, при этом одна информация противопоставлена другой или пересекается с другой
Обработка информации,
уровень I
источник, содержащий вывод и аргументы или аргументы, подтверждающие отсутствующий в тексте тезис
могут потребоваться и другие источники
Обработка информации,
уровень II
не менее двух источников, содержащих:
противоречивую информацию,
илиобоснование различных точек зрения на один и тот же объект \ явление,
илиописание ситуации \ объекта \ явления с различных функциональных \ социальных \ ценностных позиций,
илиальтернативные решения задачи,
илиявные и скрытые посылки, на основе которых учащийся может сделать вывод
Обработка информации,
уровень III
не менее двух источников, содержащих:
обоснование различных точек зрения на один и тот же объект \ явление, или
описание ситуации \ объекта \ явления с различных функциональных \ социальных \ ценностных позиций
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ