Педагогические основы работы с одарёнными детьми

Каре Наталья Евгеньевна,

воспитатель Белгородского инженерного юношеского лицея- интерната.



ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ

С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

В СТАРШИХ КЛАССАХ


















Современное школьное обучение ориентировано на среднего ученика. Выявлению, развитию и обучению одаренных учащихся, обладающих наиболее высокими творческими возможностями, в нашей стране до сих пор уделяется слишком мало внимания. В связи с этим перед учителем встает задача овладеть не только специальными психолого-педагогическими знаниями для выявления интересов, творческих способностей в различных формах организации учебного процесса и досуга учащихся, но и умениями отбора содержания их творческой деятельности в соответствии с уровнем развития интересов и способностей. Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику. Развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика.

Наиболее способные дети нуждаются в нагрузке, которая была бы подстать их умственным способностям, но наша средняя школа, кроме «средней» программы, чаще всего ничего им предложить не может. Таким образом, возникает противоречие между требованиями общества и настоящим состоянием дел в школе. С одной стороны государство требует активную, творческую личность, а с другой стороны школа ориентируется на среднего ученика.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Есть такое мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но не следует забывать, что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для этого .

Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя.

В вопросе о воспитании одаренных детей большая ответственность лежит на специалистах: воспитателях детских садов, учителях, детских психологах. Они должны вовремя подсказать, направить родительское воспитание. Беда наших школ в том, что даже самый лучший учитель, имея дело с целым классом, лишен возможности ориентироваться на тех, кто идет впереди...О детях, которые превосходят по своим способностям и достижениям остальных, обычно говорят как о детях с исключительной, особой одаренностью. Успешность выполняемой ими деятельности может быть необычно высокой. Однако именно эти дети чаще других имеют серьезные проблемы, которые требуют особого внимания и соответствующей помощи со стороны учителей и психологов.

Учитывая особенности одаренных детей и подростков, при организации учебного процесса необходимо предусмотреть возможности повышения самостоятельности, инициативности и — в определенной мере — ответственности самого учащегося . Одаренные дети часто стремятся самостоятельно выбирать, какие предметы и разделы учебной программы они хотели бы изучать ускоренно и/или углубленно, планировать процесс своего обучения и определять периодичность оценки приобретенных знаний. Следует предоставить им эти возможности. В современной педагогике имеется немало инновационных разработок, позволяющих ребенку самому инициировать собственное обучение. Вместе с тем подобное обучение требует организации специальных форм взаимодействия со взрослыми (в первую очередь с учителями). Устойчиво высокая самооценка, с одной стороны, есть отличительная характеристика одаренного ребенка. С другой стороны, его актуальная самооценка может колебаться. Именно эта противоречивость самооценки и есть условие поступательного развития его личности и способностей .Отсюда стратегия поощрения одаренного, да и любого ребенка должна быть достаточно сдержанной – нельзя постоянно его хвалить. Необходимо приучать его к мысли о возможности появления неудач. Одаренные дети ведут себя менее предсказуемо, чем этого хотелось бы окружающим, что приводит иногда к конфликтам. Учителю следует всегда учитывать эту психологическую особенность, понимая ее природу.

Учителя неоднозначно относятся к особо одаренным детям, однако все зависит от личности самого учителя. Если это педагог, умеющий отказаться от позиции непогрешимости, не приемлющий методы воспитания «с позиции силы», то в этом случае повышенная критичность интеллектуально одаренного ребенка, его высокое умственное развитие, превышающее уровень самого педагога, вызовут у него уважение и понимание. В других случаях взаимоотношения с учителем характеризуются конфликтностью, неприятием друг друга. Некоторые особенности личности таких одаренных вызывают у учителей негодование, связанное с их представлением об этих детях как о крайних индивидуалистах, которое усиливается из-за отсутствия чувства дистанции со взрослыми у многих таких детей. Именно поэтому понимание своеобразия личности одаренного ребенка является принципиально важным для успешной работы учителя с таким контингентом детей и подростков.

Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки»

Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуа-лизации (с помощью выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана, обучения по индивидуальным программам и т.д.). К сожалению, современная практика сводится в основном к обучению по индивидуальным программам в одной предметной области, что не способствует раскрытию других способностей ребенка, лежащих вне ее. Следует также следить за тем, чтобы работа по индивидуальным программам не приводила к отрыву ребенка от коллектива сверстников. В методической копилке учителя всегда должны быть задания более сложные по способу действия, требующие не простого применения образца, а анализа, размышления, поиска обоснований и доказательств решения.

Таким образом, исходя из выше сказанного, можно смело сказать, что одной из многих проблем является проблема профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми. А так же, что школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. В программах не закладываются альтернативные пути продвижения талантливого ребенка за пределы курса. И поэтому большое значение в развитии одаренного ребенка играет система дополнительного образования. Внешкольные кружки, студии, творческие мастерские (здесь, может быть, основная роль принадлежит учреждениям культуры!) дают возможность реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы.

В заключение необходимо отметить, что работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных детей и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

К сожалению, еще очень мало сделано для детей, превосходящих свою возрастную норму в различных отношениях. Между тем, именно высоко одаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества, и транжирить таланты является непозволительной ошибкой для развития любого государства.















































Список литературы.



1. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности / Д.Б. Богоявлен-ская – 2-е изд., расш. перераб. – М., 2003. – 90 с.

2. Бине А. Современные идеи о детях / А. Бине. – М., 1910. - 104с.

3. Кулемзина А.В. Детская одаренность: психолого-педагогическое исследование / А.В. Кулемзина. - Новосибирск – Томск, 1999. - 104 с.

4. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н.С. Лейтес. – Москва – Воронеж; 1997. – 201 с.

5. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте /Н.П. Миронов // Начальная школа. - 2004. - № 6. - С. 33.

6. Одаренные дети/ под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. - М.: Про-гресс, 1991.- 381с.

7. Попова Л.В. Обучение одаренных детей. Психология одаренности детей и подростков / Л.В. Попова. - М.: Академия, 1996. – 198 с.

8. Савенков А. Одаренные дети в обычной школе / А. Савенков // Народное образование. - 1999. - №9. - С.183-185.

9.Севостьянов А.И. Социальная адаптация и развитие одаренных детей в учебно-воспитательном процессе школы /А.И. Севостьянов// Начальное образование. – 2011. - №2. – С.30 – 36.

10. Теплов Б.М. Способность и одаренность./ Б.М. Теплов. - Избранные труды в 2т. - Т.1. - М., 1985. – 461 с.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ