Педагогический проект "Духовно-нравственное воспитание на материалах истории искусств Пермского края"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16






Педагогический проект


Тема: Духовно-нравственное воспитание на материалах истории искусств Пермского края









Разработчик:

Зорина Светлана Николаевна


Должность:

учитель ИЗО и черчения








КИЗЕЛ

2014

Содержание.

1.Пояснительная записка.

1.1. Актуальность темы. 1.2.Цели и задачи. 1.3.Участники проекта.

2. Основная часть. 2.1. Стратегии и механизмы достижения поставленных целей. 2.2.Рабочий план реализации проекта. 2.3.Ожидаемые результаты. 2.4.Анализ апробации и внедрения новых форм, методов и средств обучения

3. Перспективы проекта. 3.1.Оценка рисков и пути их преодоления. 3.2. Дальнейшее развитие.

















1. Пояснительная записка

1.1 Актуальность темы

Не секрет, что наши дети смотрят западные фильмы, играют в иностранные игры, предпочитают заграничные лакомства, одежду, предметы быта. Исконно народные русские сказки и песни стали уходить из быта семьи. А что уж говорить о национальной культуре края. Выбор мною темы "Духовно-нравственное воспитание на материалах истории искусств Пермского края» не  был  случайным. Воспитание  патриотизма, нравственных  качеств,  всестороннее  развитие  ребёнка  начинается  с  привития  любви  к  малой  родине,  с  ознакомления  с  культурным наследием,  искусством  предков. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, я обратилась к анализу данной проблемы и поиску путей ее решения.

Для чего же следует изучать свой край? Мы живём на великой земле, среди самобытных народов. Здесь зарождаются самые первые понятия о доброте, красоте, смелости, трусости. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторима. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Я считаю, что если дать ребёнку эти знания, то можно создать условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребёнке патриота, гражданина.

Что изучать? Отбор соответствующего материала позволит мне формировать у детей представление о том, чем славен родной край. И мне очень хочется, чтобы наши дети переняли мудрость коренных народов нашего края, научились так же любить свой родной край, свою землю, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение и гордость за землю, на которой мы живём.

Как преподавать краеведческий материал? Данные занятия должны:

- дать ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, с опорой на жизненный опыт и живые примеры из окружающей действительности;

-строиться на познавательной, творческой деятельности учеников.


1.2 Цели и задачи
Цели:

1.Расширение и систематизация собственных знаний об искусстве Пермского края, методики и передовой педагогической практики по ознакомлению детей с искусством родного края.

2.Формирование духовной культуры личности школьника, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Задачи:

1.Повысить собственный культурный уровень посредством посещения центров культуры.

2. Разбудить в детях интерес к истории искусств родного края.

3.Обеспечить благоприятные условия для разработки и реализации

системы мероприятий, способствующих духовно- нравственному воспитанию школьников.

4. Познакомиться с передовой педагогической практикой по ознакомлению учащихся с искусством родного края.

5.Разработать и внедрить в практику перспективный план работы по ознакомлению учащихся с искусством родного края.

4.Изучить литературу, теоретические материалы, периодические издания по основам проблемы.

Гипотеза:

Работа педагога над повышением своего культурного и профессионального уровня в области краеведения, сотрудничество с учреждениями культуры, использование на практике передовых педагогических технологий будет способствовать патриотическому воспитанию школьников.


1.3 Участники проекта

Обучающиеся 1-9 классов общеобразовательной школы. Чем раньше ребенок начнет знакомиться с бытом, традициями своего народа, с прошлым родного края, процессом его развития, тем быстрее будет занесен в души маленьких граждан «вирус» сопричастности любви к Родине и гордость за принадлежность к великому, мудрому, трудолюбивому русскому народу, а без этого невозможно воспитание патриота, защитника и созидателя.
Для учащихся старших классов мне нужно из носителя готовых знаний стать организатором самостоятельной работы, стараться научить самостоятельно добывать знания, находить новое в различных источниках. В переходном возрасте у подростков чрезвычайно развито стремление к анализу.

2. Основная часть


2.1 Стратегия и механизмы достижения поставленных целей

Чтобы передать детям любовь к Родине нужно её любить самой, поэтому я должна выбрать то, чем гордится каждый живущий в нашем крае, чего нет у других.  Для этого:

  1. Посещать  местный краеведческий музей, знакомится с планом работы музея, организовывать экскурсии детей.

  2. Организовывать очные и заочные путешествия по городам Пермского края.

  3. Собранный материал оформлять. Создать видеотеку по искусству Пермского края.

  4. Привлекать детей к созданию презентаций. Проводить конкурсы на лучшую презентацию.

  5. Проводить классные часы, используя собранный материал.

  6. Познакомиться с любителями путешествий по родному краю, приглашать их на встречи с детьми.

  7. Изучить  программу Е.В.Затеевой  «Малыш  в  мире  искусств родного  края»;

  8. Познакомиться с художественными промыслами и ремеслами родного края.

  9. Разработать   перспективный  план  по  ознакомлению школьников  с  историей искусств Пермского края.

  10. Разработать  уроки, классные часы по  ознакомлению  детей  с  искусством  родного  края.

  11. Познакомиться  с  опытом  работы учителя ИЗО и МХК А.Г. Семеновой

« Развитие восприятия и воображения на уроках изобразительного искусства , искусства, искусства родного края и МХК».


2.2 Рабочий план реализации проекта

Я планирую работать над этой темой в течении 4 лет

с 2010 по 2014 годы.

1. Заинтересовать детей историей искусств Пермского края, для этого в тематический план кружка «Юный художник» включить беседы по истории искусств родного края.…

2. Работа с методическим пособием «Здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного творчества»;

3. Проанализировать программу по ИЗО и вставлять материалы по истории искусств Пермского края.

Работая много лет в школе, я поняла, что все мероприятия по краеведческой тематике необходимо привести в систему. Я спланировала мероприятия по четвертям на каждый учебный год. Такая работа помогает видеть результаты моей работы, привлекать учащихся к поиску материала по заданной теме и дает всю картину по усвоению краеведческих знаний, помогает планировать работу на уроке и во внеурочное время.



Предполагаемая дата проведения мероприятия

Место проведения мероприятия

Наименование мероприятия

Ответственный за выполнение

 2010-2011уч.год.

1 четверть.

 1. Занятие кружка «Юный художник».

1.Беседа «Пермский звериный стиль».

 Учитель.



2 четверть.

2. Классный час в 8классе.

2.Просмотр презентаций

«Пещерные росписи».

Учитель.

Райхель Коля.

3 четверть.


3. Классный час в 8 классе.

3.Пермская деревянная скульптура.

Учитель.

4четверть.


4.Занятие кружка « Юный художник».

4. Заочное путешествие «Пермская государственная художественная галерея»


2011-2012

1четверть.

1.Классный час в 9 классе.


1.История искусств Пермского края.

(просмотр презентаций).

Учитель.

Усманова А.

2 четверть.

2. Занятие кружка

«Юный художник».

2.Выступление Демина Коли. « Я путешествую по родному краю».

Учитель.

Демин Коля.

3 четверть.

3.Классный час в 9 классе.

3. Выступление с презентацией.

« Мой город Кизел».

Райхель Коля.

4 четверть.


4.Занятие кружка.

Заочное путешествие по историческим городам края.

( Просмотр презентаций).

Учитель.

Лето 2012.



Моя поездка в город Чердынь, с целью знакомства с историческим городом. Сбор материала.


2012-2013

1четверть.

Занятие кружка.

Беседа « Исторический город Чердынь» с показом фотографий.

Учитель.

2 четверть

Муниципальный

теоретический семинар ГМО учителей ИЗО

Выступление перед учителями ИЗО на тему «История искусств Пермского края». Обмен опытом

Зорина С.Н.

3 четверть.

Открытый урок для учителей школы.

Масленица.

Зорина С.Н.

4 четверть.


Составление программы мероприятий по теме «История искусств Пермского края»

Зорина С.Н.

Лето-2013


Моя поездка с целью посещения населенных пунктов (Чердынь,Покча,Вильгорд, Камгорд, Искор, Ныроб).


2013-2014 1четверть. 2четверть.

1.Работа по программе на классных часах в 4 классе.

2. Музей в городе. Кизеле.

Экскурсия в краеведческий музей.

Учитель.


3 четверть.

Участие в конкурсе презентаций в Кизеле.

Презентация « Традиции народов Прикамья. Масленица».

Шамсемухаметов

Рустам

4 четверть.

Участие в школьном фестивале творчества.

Презентация «Кунгурская пещера».

Соколова Полина.

Лето-2014

Летний лагерь.

1.Просмотр презентаций на тему по истории искусств Пермского края.

2.Поездка в Усолье. Строгановские палаты. Архитектура Пыскора.

Оформление впечатлений .

Зорина.


Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта:

В процессе работы по данной  программе  учащиеся должны:

иметь представления:

-  о связях между живой и неживой природой родного края;

-  о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы;

-  об истории человека в древние времена, проживающего в Пермском крае;

-  об истории искусств родного края;

знать:

-  особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;

- пещерные росписи, оставленные далекими предками;

Пермский звериный стиль - своеобразное и загадочное искусство, "самый загадочный род памятников Чуди…";

Пермский звериный стиль и современность;

коллекция пермской деревянной скульптуры является гордостью Пермской художественной галереи;

Пермская художественная галерея.  Один из крупнейших художественных музеев не только Урала, но и других регионов.

уметь:

-  описывать наиболее важное из истории искусств родного края;

-  рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города Кизела и поселка Ц-Коспашский;

-  находить материал по интересующей теме, используя ИКТ;

-  оформлять материал (выставки, презентации).

могут научиться:

1. личностным универсальным учебным действиям.

- научиться самостоятельно добывать знания, находить новое в различных источниках, сопоставлять, делать выводы, уметь формулировать новые вопросы и опять возвращаться к поиску ответов;

- ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического, нерасточительного поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего города, Пермского края, России; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- эстетические потребности, ценности и чувства.

2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:

- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

- вносить необходимые дополнения и коррективы в план, и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

- оценивать собственные знания и умения;

- доводить дело до конца.

3. познавательным универсальным учебным действиямвключающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:

-  находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований

с помощью компьютерных средств;

-  проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи между прошлым и настоящим в жизни нашего края;

-  ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- запись, фиксация информации о культуре родного края, в том числе с помощью ИКТ.

4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Создавая свой план, я учитывала необходимость разнообразить формы и методы работы, ориентировалась на более продуктивные педагогические технологии (системно-деятельностный подход, личностно-ориентированный), способствующие актуализации собственной деятельности учащихся по решению эстетических проблем в духовно-нравственной практике. Для достижения успеха использую методы  разностороннего  воздействия  на  сознание,  чувства  и  волю  учащихся  в  интересах  формирования  у  них  нравственных  взглядов  и  убеждений  (методы  формирования  сознания  личности); методы организации деятельности: частично-поисковый; исследовательский метод, методы  стимулирования  поведения  и  деятельности, методы  словесно-эмоционального  воздействия:  рассказ,  разъяснение,  этическую  беседу  и  метод  наглядно-практического  воздействия  –  пример.

2.3 Ожидаемые результаты

1.Знание и понимание воспитанниками истоков материальной и духовной культуры родного края, осознание духовных основ русской культуры, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.

2.Убежденность воспитанников в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

3.Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

4. Знать имена просветителей, деятелей культуры и искусства .уметь оценить их вклад в развитие России. Уметь раскрыть особую роль Православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры. Знать достопамятные события отечественной истории, памятники культуры.

5. В переходном возрасте у подростков чрезвычайно развито стремление к анализу. Данные занятия должны дать ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, с опорой на жизненный опыт и живые примеры из окружающей действительности.

2.4 Анализ апробации и внедрения новых форм, методов и средств обучения.

Разработанная программа рассчитана на обучение детей 7 -14 лет. Это школьники младшего и среднего подросткового возраста, для которых принцип приобщения к искусству меняется и знания об искусстве обогащают внутренний мир ребенка.

Но прежде чем приступить к работе по ознакомлению детей с искусством родного края, я составила для себя план работы, куда включила путешествия по родному краю с целью посещения городов, населенных пунктов - очагов древней культуры. Прежде всего- это город Чердынь. Чердынь является одним из древнейших городов Урала и в 1970 году отнесена к числу 116 исторических городов России. Здесь охраняется более 100 памятников истории и культуры. Некоторые из них просто уникальны. В Чердыни я посетила Чердынский краеведческий музей – один из старейших в Прикамье. Музей расположен в стенах бывшей уездной земской управы середины XIX века. А выставочный зал – в здании бывшей женской гимназии XIX века, музей истории веры – в здании бывшей Успенской церкви. Все это произвело на меня огромное впечатление. Когда я рассказывала детям на классном часе о городе и показывала фотографии, я увидела заинтересованные лица детей и поняла, что им это интересно. Некоторые учащиеся дома пополнили знания об этом городе и выяснили, что славен не только сам город, но и весь богатый историей Чердынский край. И в следующее путешествие по родному краю, я посетила населенные пункты Покча, Вильгорд, Камгорд, Искор, Ныроб. Была составлена презентация « Моя Родина – Пермский край», которая используется мною и на уроках ИЗО при изучении архитектуры и на занятиях по изучению истории искусств родного края. Архитектура этих мест - один из интереснейших и сложных видов искусств, поможет развивать у учащихся понимания архитектуры как истории родного края, как вида искусства и как части духовной культуры общества. Данный материал на уроках ИЗО поможет развитию практических навыков конструирования и моделирования различных архитектурных объемов, как внутренних (интерьеров), так и внешних (экстерьеров), что ведет к творческому выражению подростками собственного видения мира, осмысления взаимосвязи архитектуры и природной среды. Для формирования мировоззрения школьников, их эстетических вкусов, считаю важным, выработать ценностные отношения не только к памятникам истории и культуры, но и к архитектурным проблемам: трудным и спорным – сегодняшнего дня, а также к культуре родного города, России и российского народа, к наследию предков, гордиться которыми, по словам А. Пушкина, «не только можно, но и должно. Не уважать оные есть постыдное малодушие». Очень важным считаю формировать веру каждого ребёнка в свои способности, веру творить и соприкасаться с прекрасным. При поиске материала развиваются разносторонние качества личности: самостоятельность, способность учащихся ставить и решать творческие задачи, воспитывается трудолюбие, ответственность и порядочность, обязательность, коллективизм. Я стараюсь вводить учащихся в осознание специфической роли конкретной группы искусства в формировании связей человека с жизнью. Также считаю важным, сформировать у учащихся уважительного отношения к работам своих товарищей, право каждого на самовыражение, т.к. дети самостоятельно искали материал и оформляли его. Совместно с учениками были созданы презентации о наскальных росписях в Пермском крае, о деревянной скульптуре и о Пермском зверином стиле.Для мотивации краеведческой деятельности учащихся хорошо зарекомендовал себя метод проектов. При изучении краеведения происходит наработка материала, навыков и умений для выполнения большой самостоятельной творческой работы.

Я согласна, что каждый ребёнок одарён и гениален, только нужно найти, подобрать «ключики» к его душе, убедить его в его способностях. Поэтому ни в коем случае не критикую работы учащихся, ведь создать что-то свое может только творчески-свободный, творчески-активный человек! Контроль за деятельностью учащихся осуществляю следующим образом: индивидуально оцениваю работу ученика на предмет достижения запланированного уровня знаний и умений. Если уровень не достигнут в силу особенностей психофизического развития ученика, ученику даётся возможность достичь данного уровня при выполнении своего индивидуального задания такого, которое ему понравиться. Шамсемухаметов Руслан выступил со своей работой на тему «Традиции народов Прикамья» на городском конкурсе. Соколова Полина на фестивале искусств в своей школе показала свой проект о Кунгурской пещере. Анализ проверки содержания работы над проектами показывает положительную динамику развития умений, увеличивает знания учащихся, расширяет кругозор, самостоятельность мышления и творчества. Здесь работают принципы – значимость работы (её актуальность), и связь с жизнью, эмоционально-эстетическое отношение к действительности, единство формы и содержания, создание потребности к приобретению умений и навыков.

В 2009-1010 году я проводила работу по изучению искусства Пермского края в 8 классе на классных часах, где я была классным руководителем. Был собран материал и созданы презентации на темы: « Пермский звериный стиль», « Пещерные росписи», « Пермская деревянная скульптура». Было проведено заочное путешествие в Пермскую государственную художественную галерею.

В 2011-12учебном году многие учащиеся сами работали над поиском материала по истории искусств Пермского края, выступали на занятиях кружка « Юный художник». Я познакомилась с В.В.Леоновым, который с семьей каждое лето путешествовал по исторически значимым городам и населенным пунктам Пермского края. Его внук Демин Коля рассказал, где они побывали, что увидели, сопровождая свой рассказ фотографиями. Особенно меня заинтересовал город Чердынь, летом 2012года я посетила его.

В 2012-2013 учебном году я выступила вперед учителями ИЗО на муниципальном теоретическом семинаре «История искусств Пермского края», где поделилась опытом работы на краеведческую тему.

В 2014 году выступала на конференции « Инновационная направленность обучения и воспитания в системе образования» по теме «Духовно-нравственное воспитание на материалах истории искусств Пермского края», где рассказала о составленной мною программе.

Учитель, формируя духовную культуру личности детей, приобщая к общечеловеческим ценностям подрастающее поколение, не имеет права не развиваться сам, постоянно совершенствуя личностный, функциональный, профессиональный и квалификационный уровни. Для этого мной в 2014 году было пройдено краткосрочное обучение в Региональном институте непрерывного образования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования по программе « Преподавание ИЗО,МХК в условиях введения ФГОС» в объеме 108 часов.

3. Перспективы проекта

3.1 Оценка рисков и пути их преодоления

В МБОУ ООШ№ 16 много малоимущих семей. Дети не имеют возможности работать над поиском материала дома, т. к. нет компьютеров. Таким детям разрешено работать в компьютерном классе под руководством учителя информатики.

При создании презентаций, при оформлении выставок используются средства, приобретенные родителями детей и так же выделяемые администрацией школы. Это бумага, краски, карандаши, кисти. Нет возможности посещать исторические города и населенные пункты, т.к. все опять же упирается в денежные средства. Но есть возможность встречаться с путешественниками и слушать их рассказы, можно участвовать в заочных путешествиях, активно работать на уроках, держать связь со спонсорами и родителями.

3.2 Дальнейшее развитие проекта

В программе общеобразовательных учреждений сказано: «Приоритетной целью образования в школе является духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира….».

Значит, моё направление работы является актуальным и связано с проблемами образования. Выполнение педагогического проекта «Духовно-нравственное воспитание на материалах истории искусств Пермского края» имеет большое значение. Тема приобщения учащихся к национальной культуре, а тем более к культуре края, где они родились и живут, становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие, происходит переориентация со «знаниецентристской» системы преподавания на «культуросообразную» систему, призванную обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры. Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Работа по знакомству детей с историей искусства родного будет продолжаться.

1.Собранный материал будет доступен учителям начальных классов и классным руководителям для проведения мероприятий по краеведению.

2.На общешкольном родительском собрании родители детей также будут ознакомлены с материалами.

3.Планируется провести цикл бесед по истории искусств Пермского края в Досуговом центре поселка, где со своими презентациями выступят дети, а любители путешествий расскажут о своих впечатлений от поездок по родному краю.


Нормативно- правовое обеспечение программы:

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992

г. № 3266- 1 (с последующими изменениями и дополнениями)

Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г.

Международный пакт об экономических, социальных и

культурных правах от 16.12.1966 г.

Конвенция о правах ребенка (Нью- Йорк, 20.11.1989 г.)

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» от 29.12.2001 г. № 1756- р


Литература


  1. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников. Методические рекомендации. В. 2 ч. Ч. 1: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т. Л. Белоусова, Н. И. Бостанджиева, Н. В. Казаченок [и др.]; под ред. А. Я. Данилюка. - М.: Просвещение, 2011.

  2. Духовно-нравственное воспитание. №1/2011 М.: ООО "Школьная Пресса", 2011.

  3. Интернет ресурсы

  4. edu-lider.ru/kak-razrabotat-pedagogicheskij-proekt

  5. www.kakprosto.ru

  6. proekt-iskusstvo-rodnogo-kraya-v-obrazovatelnom-protse...



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ