"Педагогика поддержки ребенка в современном образовании. Создание условий для успешной адаптации гиперактивного школьника к образовательному процессу"

2014

Учитель начальных классов

Король Надежда Николаевна



Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная

школа №67" г. Брянска



Комплексно - целевая программа









http://img-fotki.yandex.ru/get/6714/102699435.96f/0_ac753_500f0c0e_L.png





"Педагогика поддержки

ребенка в современном

образовании.

Создание условий для

успешной адаптации

гиперактивного

школьника

к образовательному

процессу"





I. Обоснование актуальности

комплексно - целевой программы

По данным Института головного мозга Российской Академии Наук у 5 -30% школьников проявляется синдром гиперактивности, который является одним из факторов развития школьной дезадаптации. После поступления в школу проблемы таких детей , как правило, значительно усиливаются. Их поведение не соответствует возрастной норме, в школе им не удается достичь результатов, соответствующих способностям. При этом большинство таких детей имеют хороший общий уровень интеллектуального развития. Тем не менее, во время уроков им сложнее справиться с предлагаемыми заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы. Замечания педагога, неодобрение одноклассников, претензии родителей ставят такого ребенка в тупик, появляется тревожность, нежелание идти в школу. Как следствие развивается чувство неполноценности, асоциальное поведение, невозможность реализации себя как личность. С каждым годом проблема адаптации гиперактивного ребенка к образовательному процессу становится всё острее.



II. Концептуальная обоснованность

Начало изучения проблемы гиперактивности положил немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман, впервые описав чрезвычайно подвижного ребенка, который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле, дав ему прозвище - Непоседа Фил. Это было около 150 лет тому назад. Французские авторы Ж.Филипп и П.Бонкур в книге «Психологические аномалии среди учащихся» (в переводе на русский язык эта книга вышла в 1911 году) наряду с эпилептиками, астениками, истериками, выделяли и так называемых неустойчивых учеников. Отечественные неврологи обратили внимание на проблему гиперактивности значительно позднее. Так в 1972 г. известный педиатр Ю.Ф. Домбровская в выступлении на симпозиуме, посвященном роли психогенного фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней, выделила группу «трудновоспитуемых» детей, которые доставляют больше всего проблем родителям и педагогам. В последние годы этому заболеванию начинают уделять все больше внимания во всех странах, в том числе и у нас.

Помочь гиперактивным детям сейчас призвана сама система образования. Одной из важнейших задач начального образования в сооответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является "обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения". С целью реализации этой задачи и была разработана комплексно - целевая программа "Педагогика поддержки ребенка в современном образовании. Создание условий для успешной адаптации гиперактивного школьника к образовательному процессу".





III. Нормативно - правовая основа создания программы

Данная программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным Законом «Об образовании» №273 - Ф от 29.12.2012г.;

  • Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования № 373 от 06.10.2009г. ;

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» ;

  • Уставом ОУ;

  • Локальными актами: Положением о работе со слабоуспевающими, с одаренными детьми.

IV. Цель и задачи КЦП

Целью данной программы является создание мотивационной среды как основного компонента развития интеллектуальной, творческой и профессиональной компетентности участников образовательного процесса.

Задачи КЦП:

  • содействовать адаптации детей с синдромом гиперактивности к учебным условиям, предупреждать их неуспеваемость;

  • создать условия для освоения гиперактивными учащимися программ в соответствии с индивидуальными возможностями;

  • сохранить и обеспечить дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей);

  • привить учащимся навыки самоорганизации, самоконтроля и самооценки;

  • содействовать развитию произвольной регуляции деятельности, коммуникативной сферы гиперактивных учащихся;

  • систематизировать работу семьи и педагога для проведения комплексно - развивающей работы.



V. Понятие гиперактивности,

портрет гиперактивного ребенка

Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни, психические и физические травмы. Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики.

Гиперактивность – сверх активность – «гипердинамический синдром» как проявление нарушений системы эмоциональной регуляции.



Существует ряд критериев гиперактивности:

  • Дефицит активного внимания (непоследователен, испытывает трудности в организации, избегает скучных и требующих умственных усилий заданий, часто бывает забывчив)

  • Двигательная расторможенность (проявляет признаки беспокойства, спит намного меньше, чем остальные дети, очень говорлив)

  • Импульсивность (плохо сосредоточивает внимание, не может контролировать и регулировать свои действия, при выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты)

Деятельность гиперактивных детей нецеленаправлена, мало-мотивирована и не зависит от ситуации. К концу дня вследствие общего утомления «сверхактивность» выражается в истериках, беспричинных приступах раздражения, плаксивости. При существующей организации учебного процесса в школах нагрузки, посильные для здоровых школьников, оказываются чрезмерными для детей с подобными отклонениями.



VI. Содержание программы

Программа коррекционно - развивающей работы рассчитана на 4 года и предусматривает несколько этапов.

VI.1 Подготовительный этап (2014-2015г.г.)


  • изучение и анализ научной и методической литературы о проблеме гиперактивности, способах ее выявления;

  • сбор информации о существующих формах, приемах и методах коррекционно - развивающей работы с гиперактивным ребеноком;

  • проведение психологом диагностики поведения учащегося с дальнейшей организацией психолого - педагогическоги - родительского консилиума с целью определения направлений работы с гиперактивным учеником;

  • проведение подготовительных мероприятий для внедрения в систему работы нестандартных методик .



VI. 2. Практический этап (реализация программы)

2015-2016г.г.

В работе педагога в современной школе обязательным условием является личностно - ориентированное обучение учащихся. Учебные занятия строятся на основе системно - деятельностного подхода, дифференциации на разных этапах урока, индивидуально - ориентированных учебных планах.

Изучение литературы по проблеме подтолкнуло к созданию ряда нестандартных способов, способствующих успешности гиперактивного ребенка.

1. Знаковая система общения учителя и ученика

Гиперактивный ребенок, отличаясь излишней болтливостью, спонтанностью проявления эмоций (как положительных, так и отрицательных), как правило, становится причиной нарушения дисциплины на уроке, что отвлекает и дезориентирует других учащихся. Такому ребенку , даже в большей степени, чем другим, нужен помощник и координатор деятельности в условиях тишины.

Знаковая система направлена на:

  • профилактику нарушений дисциплины на уроке, постоянных выкриков с места, акцентирования внимания только на своих успехах или неудачах;

  • своевременное оповещение ребенком педагога о физической или умственной усталости;

  • осуществление обратной связи между учителем и учеником в процессе урока с целью коррекции деятельности обоих участников процесса.



Знаковое общение предусматривает ряд сигналов - карточек (имеющихся в наличии у одного и другого), которые педагог или ребенок демонстрируют друг другу во время урока, не произнося при этом ни слова. Демонстрация не должна быть публичной. Ребенок в необходимый для него момент может подойти к учителю и положить свой сигнал на стол. В зависимости от вида сигнала, педагог корректирует работу дальше. И, наоборот, с целью сохранения рабочей атмосферы на уроке, закодированное обращение к гиперактивному ученику идет таким же образом.



Карточки - сигналы для ученика (Приложение 1)

(разрабатываются учителем или совместно с ребенком)



  1. Я устал.

  2. Я не понимаю.

  3. Я плохо себя чувствую.

  4. Готов работать самостоятельно.

  5. У меня идея (другой способ решения появился неожиданно).

  6. Задание выполнено.

Карточки - сигналы для учителя (Приложение 2)

  1. У тебя всё получится.

  2. Время тишины.

  3. Время отдохнуть.

  4. Нарушение дисциплины.

  5. Поработай самостоятельно.

Успешная реализация знаковой системы возможна только при грамотном ее использовании. Ребенок должен четко понимать значение карточек, быть уверенным в своевременной помощи педагога. Для этого необходимо провести подготовительную работу. Лучше всего проводить пропедевтику в игровой форме с целью снятия эмоционального напряжения, установления доверительных отношений. Наилучший способ для внедрения знаковой системы - психологическая игра "Пойми меня". Ребенку предлагается объяснить значение ситуаций на картинках, общепринятых знаков (например, дорожного движения, невербального общения) с целью понимания необязательности речевого сопровождения своих действий и эмоций. По окончании описания ассоциаций ученику предлагается самому изобразить ряд заданных сигналов (карточки для ученика), которые он в последствии и будет применять на уроках.





2. Индивидуальные учебные карточки

(Приложение 3)

Ученые - психологи доказали, что индивидуальные задания гиперактивный ребенок выполняет гораздо успешнее, чем работает фронтально. Причины этого заложены в его психо - физических особенностях. Ребенку не надо соревноваться с другими, привлекать к себе внимание негативными поступками или выкриками, не надо бояться осуждения или неодобрения одноклассниками неправильного ответа. Успешность уже заложена в индивидуальной помощи, так как предполагает градацию заданий по уровню сложности. Такая технология предусматривает не выбор уровня, а последовательное выполнение уровневых заданий. Успешность, появляющаяся после выполнения самого легкого задания становится стимулом (мотивацией) для решения новых белее сложных задач, требующих волевых усилий. Карточки предполагают разложение  учебного материала на фрагменты – задания, в соответствии с требованиями стандарта и программ.

1.Нормативный уровень -  «3»

 (воспроизведение и истолкование основного содержания темы, решение задач репродуктивного уровня)

2.Компетентный  уровень  - «4» 

(развитие у учащихся умений  распознавать, действовать по алгоритму, осуществлять)

3.Творческий  уровень -  «5»

 (развитие у учащихся умений решать учебные задачи с измененными условиями, исследовательских умений, творческого подхода к изучению учебного материала.

Но так как индивидуально-ориентированная система обучения в начальной школе ориентирована на успешность формирования у школьников умений и навыков организации познавательной и учебной деятельности, использование оценок "3", «4», "5" в карточках не допускается. Уровень сложности характеризуется набором качеств, необходимых для успешного выполнения заданий.

Это надо знать

Задания - ступеньки


Внимательный

Внимательный и добросовестный

Внимательный, добросовестный и наблюдательный



3. Бонусная система

Психологи убеждены, что проблема гиперактивности младшего школьника требует комплексного подхода, сотрудничества не только учителя и ребенка, а триединства образовательного процесса: семья - ребенок - педагог. Мотивация поступков ребенка с чрезмерной активностью и неустойчивым вниманием регулируется системой поощрения. За правильное поведение или выполнение какой-либо задачи ребенок может получить вознаграждение. Поставленные задачи должны соответствовать возможностям ребенка, а вознаграждение должно осуществляться незамедлительно . Суть бонусной системы заключается в наборе определенного количества баллов для получения заслуженного вознаграждения. Программа предполагает ежедневное отслеживание поведения и учебных успехов ребенка. После уроков ученик совместно с учителем в индивидуальной беседе подводят итоги прошедшего дня по критериям и зарабатывает определенное количество баллов. По достижению необходимо количества набранных баллов ребенок может выбрать предусмотренные поощрения. Совместный с учителем анализ учебного дня проводится ежедневно после уроков. Ребенок определяет свою успешность (неуспешность) по предусмотренным параметрам, зафиксированным в таблице.

Как прошёл мой день?





1. Правильность выполнения учебных заданий

Безошибочно



(3 балла)

Мало

ошибок

(1 балл)

Много

ошибок

(0 баллов)




2. Поведение на уроке




3. Поведение в столовой и на перемене




4. Общение с одноклассниками:

  • ссоры

  • драки

  • обиды

  • оказание помощи

  • совместные игры с соблюдением правил




5. Собственная опрятность и порядок на рабочем месте




Данные таблицы суммируются. Итог подводится каждые три дня.

При ежедневном наборе не менее 5 - 12 баллов ученик может выбрать 1 бонус, при получении от 13 - 25 можно выбрать 2 бонуса, свыше 25 баллов- право выбрать 3 бонуса от учителя.

Бонусы от учителя

  • право первым рассказать выученный материал;

  • право провести физминутку на уроке;

  • право быть ведущим в игре;

  • право проконтролировать порядок на рабочих местах в классе;

  • право выбрать музыкальное сопровождение перемены;

  • право проверить запись домашнего задания в дневнике;

  • право следить за проветриванием класса на перемене;

  • право совместно с учителем строить класс в столовую и быть направляющим;

  • право отслеживать сохранность учебников в течение определенного периода времени;

  • право отнести заявку на питание в столовую;

  • право проверить готовность доски, необходимого раздаточного материала к уроку;

  • право провести конкурс или игру во время поздравления именинника;

  • право провести зарядку перед началом уроков;

  • право помочь учителю в демонстрации презентации или наглядного материала и т.д.

Целью таких поручений является предоставление ребенку возможности чувствовать себя востребованным, успешным, ответственным, возможности дополнительной двигательной активности.

Такая система предполагает еженедельную встречу с родителями. Целью данных встреч является обсуждение успехов и неудач работы, их причины, разработка дальнейшего плана работы.

По итогам недели вводится бонус от родителей (если такая программа не разработана ими самими). Такими поощрениями могут быть:

  • выезд всей семьей на природу;

  • поход в кино;

  • поездка в бассейн;

  • поездка в цирк;

  • дополнительный просмотр мультфильма;

  • выбор меню выходного дня;

  • выбор места семейного отдыха;

  • выбор подарка на День рождения и т.д.

4. Дневник достижений "Мои успехи"

Такой дневник применяется как метод рефлексии, позволяющий гиперактивному ребенку самому найти оптимальный способ работы, оценить свои достижения, определить мотивы похвалы близких ему людей, учителя, свои собственные. Этот метод позволит увидеть эмоциональную сторону работы, на которую и направлены коррекционные мероприятия.

Суть метода заключается в том, что ученик в удобное для себя время проводит самоанализ своей деятельности и отражает результаты при помощи рисунков или записей в этом дневнике. Обязательным требованием к данному виду работы является оценка только положительных свершений, достижений ребенка. В данном случае соблюдается ряд условий успешного осуществления коррекционно - развивающей работы - создание доброжелательной атмосферы, достижение результата путем "от успеха к успеху".

Дневник представлен в виде нескольких блоков, которые и заполняет ученик.

Мои добрые дела?http://s53.radikal.ru/i139/1309/e2/fbe6a4969f94.jpg
















О чем я мечтаю?http://education.simcat.ru/school86/img/1328596322_6.jpg












Что я еще могу сделать?http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=620293167-54-72&n=21



???,,, ???

Мои хорошие мысли.

http://stat17.privet.ru/lr/0a0f660afdfb155892b3e56207d129d6






При встрече с родителями (запланированы еженедельно) происходит совместный с педагогом анализ успехов ребенка, устанавливается правильность понимания ребенком происходящих с ним изменений. У родителей появляется уверенность в том, что окружающие люди не отвергают их чадо, а принимают его. Такой дневник помогает им самим лучше понять и принять сына или дочь. Если учитель встретит родителей не жалобами, а позитивной информацией, то на смену напряженному состоянию придет чувство гордости, радости.

5. Безопасная перемена

(Приложение 4)

Снятие эмоционального и физического напряжения - одна из главнейших задач перемены и необходимое условие успешности дальнейшей работы на уроке для гиперактивного ребенка. Перемена требует смены учебной деятельности на игровую, чередование различных форм отдыха, возможность выбора его вида. Для реализации задачи необходимо зонирование учебного пространства на 2 части: зона спокойного отдыха и зона активного отдыха (по выбору учащегося).

Спокойный отдых может проходить как в учебном кабинете, так и в коридоре школы. Он включат в себя организацию малоподвижных игр («Колечко», "Испорченный телефон", "Фанты"), работу в творческом уголке класса (рисование, лепка, раскрашивание), настольные игры (шашки, шахматы).

Активный отдых проходит вне стен кабинета и обязательно организуется учителем с целью предупреждения травматизма. Педагог в своей практике может использовать следующие виды игр:

  • игры-сцеплялки (игры, в которых присутствует построение, сохраняющееся на протяжении всей игры);

  • игры на реакцию;

  • игры-перетягивания ;

  • догонялки;  

  • игры эстафеты;

  • поисковые игры ;

  • игры с мячом;

  • игры со скакалкой, резинкой и т.д.

Такое зонирование пространства позволит избежать конфликтных ситуаций, предоставит гиперактивному ученику возможность выбора и реализации в различных видах деятельности.

6. Работа с родителями

Отдельное направление в системе коррекционной работы с гиперактивными детьми - это работа с родителями. Не имея необходимых педагогических и психологических знаний о проблеме ребенка, взрослый оказывается зачастую бессильным, неправильно строит отношения с ребенком. Задача учителя - помочь родителям принять особенности своего ребенка, понять суть проблемы, научить правильному поведению в моменты проявления чрезмерной активности, определить свою линию поведения. Педагогу необходимо обращать внимание родителей к профессиональной психолого - педагогической и медицинской литературе, производить обмен информацией о прочитанных научных статьях , книгах с целью внедрения опыта психологов и педагогов в коррекционно - развивающую программу.

Библиотека для родителей

  1. Лютова Е.К. Шпаргалка для родителей: гиперактивные, агрессивные, тревожные и аутичные дети: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Творческий центр "Сфера", 2010.

  2. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. «Непоседливый  ребенок или все о гиперактивных детях»//Издательство Института Психотерапии  - Москва, 2001.

  3. Кузнецова А.Е. Игры для гиперактивных детей. М: Феникс, 2011. и т.д.

Практикующими психологами разработаны несколько приемов "скорой помощи" гиперкактивному ребенку, которые необходимо знать родителям:

  • отвлечь ребенка  от его капризов;

  • задать неожиданный вопрос;

  • не приказывать, а просить ( но не заискивать ) ;

  • не запрещать действие ребенка в категоричной форме;

  • отреагировать неожиданным для ребенка образом ( пошутить, повторить действие ребенка ) ;

  • выслушать то, что хочет сказать ребенок ( в противном случае он  не услышит вас ) ;

  • автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу ( нейтральным тоном ) ;

  • не читать нотаций ( ребенок все равно их не слышит) ;

  • оставить в комнате одного ( если это безопасно для его здоровья ) ;

  • не настаивать на том , чтобы ребенок во чтобы то ни стало принес  извинения ) ;

  • сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает. 


VI.3. Заключительный (2016-2017г.г.) - сопоставление действительных и желаемых результатов работы( успешно социализирован, компетентен в учебе).


Оценка эффективности программы обеспечивается проведением следующих мероприятий:

  • диагностика уровня психологической комфортности гиперактивного ребенка в рамках новой коррекционно - развивающей программы;

  • мониторинг уровня предметных достижений учащихся;

  • проведение психологических тренингов с целью выявления уровня адаптации к новым условиям обучения, межличностных отношений учащихся;

  • анкетирование родителей.



Перспективы распространения программы



Перспективой распространения программы станет обобщение и распространение полученного опыта работы на муниципальном уровне, через публикации, выступление на семинарах и МО города с целью создания мотивационной среды как основного компонента развития интеллектуальной, творческой и профессиональной компетентности участников образовательного процесса в других школах города.



VII. Условия успешного осуществления

коррекционно - развивающей работы

Успешное осуществление программы невозможно и безрезультатно при отсутствии ряда условий:

  1. подход к учащемуся с оптимистической гипотезой (безграничная вера в ребенка);

  2. путь к достижению положительного результата может быть только путем "от успеха к успеху"(уровень сложности предлагаемых заданий соответствует уровню возможностей ребенка);

  3. создание доброжелательной атмосферы на занятиях;

  4. необходимо постоянно отслеживать каждое продвижение ученика в разных сферах (учебной, эмоциональной, поведенческой, коммуникативной) ;

  5. содержание учебного материала для проведения коррекционной работы должно способствовать общему развитию учащихся, а не только предупреждать трудности;

  6. коррекционно - развивающая работа должна осуществляться систематически и регулярно.

  7. необходимо учитывать следующие рекомендации психологов.

  1. С целью повышения учебной мотивации применять системы поощрения, использовать нетрадиционные формы работы .

  2. Организовывать учебный процесс с учетом психофизиологических особенностей учащихся:

  • смена видов деятельности в зависимости от утомляемости ребенка;

  • предоставить ребенку возможность движения на уроке(выполнение поручений учителя; требующих двигательной активности: раздать бумагу, стереть с доски, показать на доске указкой этапы работы;

  • выполнять упражнения на релаксацию и снятие мышечных зажимов (массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика и другие);

  • четко давать инструкции; избегать категорических запретов.

  1. Наличие минимального количества отвлекающих предметов (картин, стендов). Расписание занятий должно быть постоянным, т.к. дети с синдромом часто забывают его.

  2. Индивидуализация обучения.

  3. Осуществление обязательного зрительного контакта с ребенком.

  4. Использование современных образовательных технологий (проблемное обучение, игровые технологии)

  5. На определенный отрезок времени давать лишь одно задание.

  6. Избегать предъявления завышенных или заниженных требований к ученику с гиперактивностью.

  7. Создавать ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны.

  8. Совместно с психологами помогайть ребенку адаптироваться в условиях школы и в классном коллективе – воспитывайте навыки работы в школе, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.

  9. Давать ребенку возможность принимать на себя ответственность.

  10. Всегда помнить: необходимо договариваться, а не стараться сломить. 







VIII. Заключение

Упомянутые методы не устраняют нарушения, но дают возможность справляться с их проявлениями, помогают смягчить множество последствий, таких, как отставание в учебе, чувство неуверенности, конфликтные ситуации. Чем быстрее педагог и родители отреагируют на сложившуюся ситуацию, тем больше возможность своевременного оказания помощи, тем больше шансов у ребенка найти свой индивидуальный путь в общество.
Интересным является то, что люди гиперкинетического склада ума часто способны обогатить жизнь окружающих своей восторженностью, непосредственностью, оригинальностью, иной структурой восприятия окружающего мира. Однако при отсутствии помощи, жизнь ребенка с гиперактивным поведением может превратиться в череду детский фрустраций. И только комплексная и систематическая работа окажет помощь в социализации этих детей, их самореализации.

Следует помнить, что «норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту» (Мэри Ш. Курчинка).





























Приложение 1

Карточки для ученикаhttp://up.3dlat.com/uploads/13687639578.gif





Я устал!











http://yliv.ru/wp-content/uploads/2012/06/bigsmile.jpg

У меня идея!



Не понимаю!

http://megaskidki.com/files/baraholka/65332619884.jpg

















Всё сделал!

http://stat20.privet.ru/lr/0b32568cdf2919ddc685364ad37d717a

Я САМ!

http://minimozg.ru/uploads/posts/2011-04/1303352293_jx3bv1gie5t7nal.jpeg

Плохое

самочувствие!

http://s5.hostingkartinok.com/uploads/images/2013/09/7677b948c7ef00571953431e6a3d3781.jpg







































Приложение 2

Карточки для учителя

http://www.vseokrasote.ru/linked/userpic/1_be2bb0.jpg



Всё получится!



Время отдохнуть!

http://pravznak.msk.ru/uploads_user/6000/5112/80652_thumb.jpg

Тишина!

http://shkolazhizni.ru/img/content/i65/65308.gif



























Поработай самостоятельно!

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=448725690-65-72&n=21

Нарушение дисциплины!

http://copypast.ru/uploads/posts/1296341424_1.jpg







































Приложение 3

Индивидуальная учебная карточка. Русский язык. 2 класс

Тема: Предложение


Это надо знать

Задания - ступеньки

Внимательный!

Внимательный и добросовестный!

Внимательный, добросовестный и наблюдательный!

1.Что такое предложение.



2.Какие знаки ставятся в конце предложения.



3.Предложения по цели высказывания и по интонации.






























  1. Прочитай внимательно и спиши без ошибок текст:

Витя ходит в школу. У Вити новый учебник. Он учит стихи. Мальчик очень любит читать!



2.Посчитай количество записанных предложений.





3. Выбери правильную характеристику предложения.



Птицы улетали в тёплые края.

А) Повествовательное, восклицательное.

Б) Повествовательное, невосклицательное.

В) Побудительное, невосклицательное.

Г) Вопросительное, восклицательное.

1. Прочитай текст, найди предложения и спиши,

расставляя знаки препинания:

По низкому небу плывут облака идёт дождь как холодно птицы улетают на юг когда же они вернутся



2.Посчитай и запиши, сколько предложений ты переписал



3.Дай характеристику первому предложению по цели высказывания и интонации.

1. Составь предложения из слов и запиши их:

  • притаился, кустом, зайка, под

  • с, погуляй, собакой, вечером



2.Выпиши только вопросительные предложения:

  • я очень люблю лето

  • какие ягоды ты любишь

  • ветер по морю гуляет

  • какая сильная началась гроза

  • когда ты закончишь уборку

3. Составь побудительное предложение.




Приложение 4

Игры на перемене



Краски

Дети выбирают хозяина и двух покупателей, все остальные игроки—краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали цвет, хозяин приглашает одного из покупателей.

Покупатель стучится: «Тук-тук!» — «Кто там?» — «Покупатель».— «Зачем пришел?» — «За краской». — «За какой?» — «За голубой». Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси». Если же покупатель цвет краски угадал, то краску забирает себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они проходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который угадал больше красок. При повторении игры он выступает в роли хозяина, а покупателей играющие выбирают.

Правило. Покупатель не должен повторять дважды один и тот же цвет краски, иначе он уступает свою очередь второму покупателю.

Указания к проведению. Игра проводится с детьми как в помещении, так и на прогулке. Хозяин, если покупатель не отгадал цвет краски, может дать и более сложное задание, например: «Скачи на одной ножке по голубой дорожке». Если играет много детей, нужно выбрать четырех покупателей и двух хозяев. Покупатели за красками приходят по очереди.

Солнце и месяц

Все дети собираются на площадке, выбирают двух ведущих. Те отходят в сторону и тихо, чтобы никто не услышал, сговариваются, кто из них будет месяц, а кто солнце.

Участники игры встают друг за другом, кладут руку на плечо впереди стоящего или берут его за пояс. Солнце и месяц подходят к играющим, берутся за руки и высоко их поднимают, получаются ворота. Играющие поют песенку:

Шла, шла тетеря,

Шла, шла рябая,

Шла она лугом,

Вела детей кругом:

Старшего, меньшого,

Среднего, большого.

С этой песенкой они проходят через ворота. Солнце и месяц останавливают последнего и тихо спрашивают: «К кому хочешь — к солнцу или к месяцу?» Играющий так же тихо отвечает, к кому он пойдет, и встает рядом или с солнцем, Или с месяцем. Игра продолжается. В конце игры нужно пересчитать, к кому перешло больше игроков.


Телефон

Все дети садятся в ряд: кто сидит первым, тот телефон. Ведущий на ухо быстро ему говорит какое-то слово или короткое предложение. То, что он услышал, передает своему соседу, тот в свою очередь передает это слово следующему игроку и так до последнего играющего.

После этого все говорят, что они слышали. Первый, кто перепутал сказанное, садится в конец, играющие передвигаются ближе к телефону. Каждый ребенок может выполнять роль телефона один раз, после чего садится в конце ряда.



Летит — не летит

Эта игра проходит за столом. Играющие кладут на стол пальцы, ведущий называет птиц, зверей, насекомых, цветы и т. д. При назывании летающего предмета все должны поднять пальцы вверх. Кто поднимет пальцы при назывании нелетающего предмета или же не поднимет при назывании летающего — платит фант.

Иногда играют и так: все становятся в круг и при назывании летающего предмета все игроки подпрыгивают. Если назван предмет нелетающий, они стоят на месте.

Молчанка

Перед началом игры играющие хором произносят:

Первенчики, червенчики,

Зазвенели бубенчики.

По свежей росе, по чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок. Молчок!

После слова «Молчок!» все должны замолчать. Ведущий старается играющих рассмешить движениями, смешными словами и потешками, шуточным стихотворением. Если кто-то засмеется или скажет одно слово, он отдает ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песни, читают стихи, танцуют, выполняют интересные движения.

Правила.

1. Ведущий не должен играющих трогать руками.

2. Фанты для играющих должны быть разными по цвету, форме.

Указания к проведению. Игру можно проводить в разных условиях. Разыгрывать фант можно и сразу, как только кто-то из играющих рассмеется, улыбнется или заговорит. Это снимает напряжение, которое создается у детей в игре.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ