План – конспект урока-практикума по теме «Метеорологические приборы. Способы наблюдения и предсказания погоды» (5 класс)
Зубова О.А. январь 2014
План – конспект урока-практикума по теме «Метеорологические приборы. Способы наблюдения и предсказания погоды» (5 класс)
Тип учебного занятия по дидактической цели – урок -практикум
Оборудование: учебник, метеостанция, метеорологические приборы
Базовое содержание урока
Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)
Ценностный компонент урока
Творческий компонент урока
Смысловые блоки содержания
Познавательные задачи для учащихся
1.Организационно - мотивационный этап урока
Определение темы урока
-На прошлом уроке мы продолжили знакомство с воздушной оболочкой Земли - атмосферой. Дома мы были «географами-следопытами»- метеорологами-наблюдателями. Какие опыты вы ставили дома и как наблюдали за состоянием атмосферы?
Как выдумаете, а какие еще наблюдения погодой можно провести в наших условиях?
Посмотрите, сегодня у нас много новых приборов, есть материал для их изготовления.
Чем же сегодня мы будем заниматься на уроке?
Описывают опыты -существование атмосферного давления, и наблюдения с помощью простого барометра, изготовленного в домашних условиях. Используют данные, записанные в тетради «географа-следопыта»
Высказывают мнения о том, что можно измерить температуру воздуха, определить облачность, измерить количество осадков и т.д.
- Называют тему урока.
Высказывают свои выводы по результатам поведенных опытов.
Сравнивают атмосферное давление на самодельном барометре с показаниями ученика, наблюдавшего за давлением по барометру-анероиду.
Формулирование задач урока
- Действительно сегодня нам предстоит расширить свои знания о состоянии атмосферы, происходящих в ней процессах. Как мы с вами сможем это сделать?
Высказывают мнение о том, что на уроке они продолжат изготавливать простейшие метеоприборы в домашних условия, научатся пользоваться ими.
- Фиксируют задачу
-Выделяют в ней составные части:
-изготовление метеорологические приборы,
- наблюдение с их помощью за погодой.
Создание мотивационной установки
Можно ли без подготовки провести наблюдение за изменением температуры воздуха, влажности, количестве осадков без специальных приборов ? А чтобы провести более точное наблюдение, что нам понадобится?
Знакомятся с метеорологическими приборами: флюгер,термометр, гигрометр, осадкомер, метеостанцией.
Высказывают свое мнение да или нет и приводят свои аргументы
2.Процессуально - содержательный этап урока
Актуализация полученных знаний
Какие знания о составе, строении, значении атмосферы, атмосферном давлении вы получили на прошлом уроке?
Какой опыт вы проводили дома?
- Вспоминают и дают ответы на вопросы игровой презентации «Атмосфера и цифры атмосферы»
Комментируют результаты опытов с. 68-69 учебника, описанные в тетради «географа –следопыта».
Изучение нового материала
1.Метеорологические приборы
Найти в тексте учебника с.70 определение «Погода – это….»
- Находят и выделяют в тексте учебника определение, записывают в тетрадь.
2. Метеорологические наблюдения
Чем необходимо метеорологам для того, чтобы узнать состояние атмосферы. ( Метеоприборы). Перечислите их используя рисунки и текст учебника с.71-72
Находят в тексте названия приборов и составляют в тетради таблицу: название прибора, назначение прибора.
3. Атмосферное давление
Проводят опыт по доказательству существования атмосферного давления. Итоги наблюдения за атмосферным давлением.
- Проводят опыт.
-Поясняют изготовление в домашних условиях простого барометра.
-Подводят итоги за наблюдением атмосферного давления в течение недели.
4. Метеорологическая станция.
Изготовление флюгера.
Работа портативной метеостанции.
Собирают из заготовленных материалов флюгер.
Фиксируют результаты.
3.Этап закрепления
Закрепление
1.Вопросы для беседы:
- Сформулируйте своими словами определение погоды?
- Для чего организуют метеорологические наблюдения?
- Как можно еще определить погоду?
(по народным приметам)
Отвечают на вопросы.
-Приводят примеры наблюдений за погодой из жизни.
2. Тест.
1.Какой из перечисленных приборов. Что измеряет?
А) барометр
Б) термометр
В) гигрометр
2.Атмосферные явления это:
3. Метеорология это:
А) наука о твердой оболочке Земли
Б) наука о воздушной оболочке Земли
Выбирают правильные варианты ответов и объясняют причину выбора
Сравнивают с правильными ответами (самоконтроль)
Подведение итогов
Сегодня мы познакомились с приборами, позволяющими нам наблюдать за погодой и научились делать некоторые из них в домашних условиях. Узнали, как устроена простейшая метеорологическая станция. Какие бы приборы из учебника с.73-75 вы бы еще хотели сделать?
- Высказывают свое пожелание о изготовлении простейших метеоприбоов.
Выбирают самостоятельно приборы стр73-75 учебника, которые они хотели бы изготовить на следующем уроке.
4.Рефлексивный этап урока
Рефлексия деятельности
- Прием «Листовка»
На предложенном листочке изобразите себя на уроке в виде состояния атмосферы: ярко светит солнце, идет дождь, туман, снег
- Заполняют предложенные листовки
- Оценивают и выражают свое отношение к работе на уроке в словесной форме
5. Объяснение домашнего задания
Обязательное задание
Параграф 13 с.10-11.
Изготовить один из предложенных приборов по желанию и в течение недели попытаться провести наблюдения с помощью этого прибора. Продолжить работать в тетради географа-следопыта по народным приметам
- Читают текст стр. 68 учебника и комментируют методы изготовления барометра в домашних условиях.
Дополнительное задание (по желанию и по выбору)
Составь краткий рассказ о современных метеоприборах,стр.75,зад 8 (учебник)
С помощь интернет-ресурсов выбирают необходимый материал и составляют сообщение
Подготовка и презентация сообщения на тему «Метеоприборы»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ