Планирование индивидуально-подгрупповой работы по коррекции звукопроизношения. Звук Ш.

Планирование индивидуально-подгрупповой работы по коррекции звукопроизношения. Звук Ш.

з.

Цель

Артикуляционная и

мелкая моторика

Развитие

фонематических процессов.

Закрепление звука в речи

Игры

1

Постановка

звука Ш.

  • «Бублик»

  • «Лопаточка»

  • «Чашечка»

  • «Фокус»

Биоэнергопластика

  • «Слуховая разминка»

  • «Чуткие ушки» - работа в тетради. Выделение звука в потоке прочих

  • Игра «Эхо» - гласные звуки

( А,О,У)

  • Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука Ш - «Приключение ветерка».

  • Моделирование (положение - губы, язык, воздух, голос).

  • «Звуковая разминка»

Помоги змее проползти дорожки

Как шипит змея? Как шипит гусь? Как шумит лес?

  • «Кубик» Произнеси звук Ш столько раз, сколько точек на грани кубика.

  • «Шипелочку услышат ушки, мяч взлетает над макушкой».

  • Пластический этюд «Лес».

( изображение деревьев в лесу)



2

Постановка

звука Ш.

  • «Бублик»

  • «Лопаточка»

  • «Чашечка»

  • «Лошадка»

  • «Фокус»

Биоэнергопластика

  • «Слуховая разминка»

  • «Чуткие ушки» - работа в тетради. Выделение звука в потоке прочих

  • Игра «Высоко-низко» - гласные звуки ( А, О,У)

  • Анализ артикуляции, характеристика звука.

  • «Звуковая разминка» - «Веселая змейка».

  • Игры в паре «Строгий учитель» (топни, если звук произнесли неправильно, хлопни, если правильно)

  • «Построим избушку» (счетные палочки)

Если звук произнесли правильно – кладем

«бревнышко».

  • «Шипелочку услышишь – мяч лови, нет шипелочки - в руки не бери».


3

Постановка

звука Ш.

  • «Бублик»

  • «Лопаточка»

  • «Чашечка»

  • «Ступеньки»

  • «Лошадка»

  • «Грибок»

  • «Фокус»

Биоэнергопластика

  • «Слуховая разминка»

  • «Чуткие ушки» - работа в тетради. Выделение звука в потоке прочих

  • Игра «Чудо-лесенка» - гласные звуки (А, О, У)

  • Анализ артикуляции, характеристика звука

  • «Звуковая разминка»- «Сердитая змейка»»

  • «Веселый паровозик»

Если звук произнесли правильно –

рисуй шпалу на железной дороге,

чтобы паровозик доехал до станции.

  • «Кубик»

  • «Разноцветные мячи»

(синий мячик – звук ш, красный – любой гласный)

4

Автоматизация звука Ш

в слогах.

  • «Бублик»

  • «Чашечка»

  • «Ступеньки»

  • «Лошадка»

  • «Грибок»

  • «Фокус»

Биоэнергопластика

  • «Чуткие ушки» - работа в тетради. Выделение слога со звуком Ш в потоке слогов.

  • «Запомни-повтори» (выделение ударного слога: ша-ША-ша)

  • «Угадай песенку» (определение по артикуляции гласных)

  • Анализ артикуляции, характеристика звука

  • «Звуковая разминка» - «Веселая и сердитая змейка»

  • Игра «Кнопочки - проговаривать слог со звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» Сколько кнопочек - столько повторов

  • «Заборчик» - рисовать горизонтальные палочки с одновременным произнесением слогов.

  • К № -1, К № - 2 ( 1)

  • Игра с мячом.

«Гласный звук лови- слог с шипелкой возврати»



з.

Цель

Артикуляционная

мелкая моторика

Развитие фонематических процессов

Закрепление звука в речи

Игра

5

Автоматизация

звука Ш в прямом ударном слоге и в начале слова.

«Театр пальчиков и язычка» -

«Сказка о трудолюбивой божьей коровке».


  • «Чуткие ушки» - работа в тетради. Выделение слога со звуком Ш в потоке слогов.

  • Игра «Эхо»

Ша-шу-шо и т.д.

  • «Угадай песенку» (определение гласных по беззвучной артикуляции).

  • Определение наличия звука Ш по предметным картинкам.



  • Анализ артикуляции, характеристика звука

  • «Слоговая разминка».

Упр. «Здравствуй, пальчик» с произнесением слогов в быстром и медленном темпе

  • Произнесение слов отраженно (4 ) по схеме.

  • Произнеси слова тройками - К № 5 (1)

  • Чистоговорка. Слоговая плясовая

Наша Маша хороша – ша-ша-ша

Пляшет Маша хорошо – шо-шо-шо

Я для Маши попляшу – шу-шу-шу

( произнесение чистоговорки тихо, громко)


  • Игра с мячом

«Слог да слог и будет слово»

Ша - шары, шапка, шаг, шахматы, шалун.

  • Пластический этюд.

(Кислое, сладкое яблоко)

6

Автоматизация звука Ш в прямом ударном слоге в середине слова.

Театр пальчиков и язычка» -

«Сказка о трудолюбивой божьей коровке»

  • Чуткие ушки» - работа в тетради. Выделение слова со звуком Ш в потоке слов

  • Определение наличия звука Ш по предметным картинкам. Игра «Дорожки» (выложить дорожки из картинок, в названии которых есть звук Ш)


  • Анализ артикуляции, характеристика звука

  • Произнесение звука «Слоговая разминка»

Упр. «Здравствуй, пальчик».

Произнесение слогов с разными гласными.

  • Речевой материал К - № 8-9 (1)

  • Скороговорка:( графический рисунок в тетради)

Шапка да шубка-

Вот он наш мишутка!

Игра «Звериные скороговорки».

  • Произнесение чистоговорки с движениями.

7

Автоматизация звука Ш в прямом ударном слоге в середине слова

Театр пальчиков и язычка» -

«Сказка о мальчике с пальчике».

  • Чуткие ушки» - работа в тетради. Выделение слова со звуком Ш в потоке слов

  • Определение места звука Ш в словах – «Паровозик»

  • Анализ артикуляции, характеристика звука

  • «Слоговая разминка» (произнесение слогов с вопросительной интонацией)

  • «Кубик»

  • Игра «Лабиринт» По нарисованному лабиринту(дорожке)ребенок проводит пальчиком, проговаривая скороговорку: Наш Мишутка любит шутки. (

  • Речевой материал К- №7 (1)

  • Игра с мячом «Встречу слово на дороге, разобью его на слоги».

8

Автоматизация звука Ш в обратном слоге в середине слова

Театр пальчиков и язычка» -

«Сказка о мальчике с пальчике».


  • Чуткие ушки» - работа в тетради. Выделение слова со звуком Ш в потоке слов

  • Игра «Дорожки» - выложить дорожки из картинок, в названии которых есть звук Ш в начале, по середине, в конце слова)


  • Речевой материал К - № 7-11 (1)

  • Волшебная веревочка

Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая скороговорку.

На ножках у Алешки желтые сапожки.

Оладушки у бабушки, беседушки у дедушки

Игра «Выступает народный артист…» (выразительное чтение скороговорки).

  • Игра с мячом «Скажи ласково»

( К - № 7-11 (1))

  • Пантомима по скороговоркам.




з.

Цель

Артикуляционная

мелкая моторика.

Развитие фонематических процессов

Закрепление звука в речи

Малоподвижная игра

9

Автоматизация звука Ш в обратном слоге в середине слова

«Театр пальчиков и язычка» - по лексической теме.

  • Игра «Прятки» (определение места звука Ш в словах)

  • Повторение рядов слов.

Шапка-шубка-карандаш

  • Речевой материал К - № 12, 13 (1)

  • Часики
    Ребенок проговаривает слово, предложение столько раз, сколько покажет стрелка на часиках.

  • Скороговорка с рисунком.

У нашей машины шипы на шинах.

Игра «Мяч эмоций».

  • Игра с мячом

«Веселый счет»

Один шар - пять шаров

10

Автоматизация звука Ш в словах и предложениях

Кинезиологическая гимнастика: «Ладошки»

«Кулак – ладонь- ребро»



  • Названия каких картинок звучат похоже?

Игра «Что прошуршало»

К- № 14-17(1)

  • Манкотерапия. Игра «Найди картинки со звуком Ш посерединке»

  • Речевой материал К - № 14-17 (1)

  • Счеты
    Ребенок произносит слово столько раз, сколько колесиков отложено на счетах, либо произносит речевой материал с одновременным движением колесика.

  • Скороговорка с рисунком.

Мошки и букашки мешают кошке Машке.

Наша кошка на окошке шьет рубашку для Антошки

Игра «Рифмовочки по кругу»

  • Игра с мячом

«Один – много»

«Мы волшебники немного:

Был один, а стало много».

  • Пластические этюды по скороговорке

11

Автоматизация звука ш в слогах со стечением согласных (ШК)

Основные артикуляционные движения с закрытыми глазами.

Кинезиологическая гимнастика: «Ладошки»

«Кулак – ладонь- ребро»



  • «Запомни и повтори»

(ряды слов)

  • Игра «Закончи слова слогом ШКА».

  • Звуко - слоговой анализ «мышка»

  • Игра «Карусель» (5) проговаривание слов по картинкам.

  • Игра «Тихо – громко»
    Ребенок «проходит» дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой - тихо.

  • Скороговорка с рисунком.

Кошка в окошке шапку шьет,

Мышка в сапожках избушку метет.

Игра «Выступает народный артист…»

  • Игра с мячом


«Я, ты, мы, они» (шить)

  • Пластические этюды по скороговорке

12

Автоматизация звука ш в слогах со стечением согласных (ШТ)


Комплекс шипящих


  • Чуткие ушки» - работа в тетради. Выделение слов со звуком Ш в потоке слов

  • «Запомни и повтори» (ряды слов)

  • Колокольчик
    Ребенок проговаривает речевой материал с отрабатываемым звуком. Логопед оценивает правильное произношение звоном колокольчика.

  • Игра «Карусель» (5) - проговаривание слов по картинкам.

  • Бусы
    Ребенок перебирает крупные бусины, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.

  • Скороговорка с рисунком.

Плюшевому Мишке Маша штопает штанишки.

У плюшевого мишки новые штанишки.

Игра «Произнеси как…» ( шапочки животных)


  • Игра с мячом

«Подбери предмет к признаку»

  • Пластические этюды по скороговорке.




з.

Цель

Артикуляционная

и мелкая моторика

Развитие фонематических процессов

Закрепление звука в речи

Малоподвижная игра

14

Автоматизация звука Ш в словосочетаниях и предложениях.

Основные артикуляционные движения (биоэнергопластика).

Кинезиологическая гимнастика:

«Кулак – ладонь- ребро», «Лезгинка».


  • «Слоговая разминка» - повторение ряда слогов с разной интонацией: вопросительной, восклицательной»

  • Деление слов на слоги

  • Звуко-слоговой анализ

Шум

  • К-№ __________(1)

Замени в словах первый звук

  • Речевой материал К - №18-19 (1)

  • Скороговорка с рисунком.

У Наташи под ушком пышная подушка

Маша вышла на опушку и увидела кукушку.

Игра «Мяч эмоций».

  • Игра с мячом

«Веселый счет».

  • Пластические этюды по скороговоркам

15

Автоматизация звука Ш в словосочетаниях и предложениях

Основные артикуляционные движения (биоэнергопластика).

Кинезиологическая гимнастика:

«Кулак – ладонь- ребро», «Лезгинка».


  • «Слоговая разминка» - повторение ряда слогов с разной интонацией: вопросительной, восклицательной»

  • Звуко-слоговой анализ

«шалаш»

  • Игра «Колокольчик»

  • Речевой материал К - № 20-21 (1)

  • Скороговорка с рисунком.

В шалаше шалуны, шум и шепот там слышны.

Игра «Звериные скороговорки» (маски)

  • Игра с мячом

«Кто у кого»

«Кто с кем»

( мышка, лягушка, кукушка, кошка)

16

Автоматизация звука Ш в связном тексте

Подготовка к правильному произнесению звука Р.

  • «Слоговая разминка» - повторение ряда слогов с разной интонацией: вопросительной, восклицательной»

  • Звуко-слоговой анализ

«пышка»

  • Выделение слов со звуком Ш из текста

  • Рассказ «Бабушкины пышки». К - № 5 (1).

  • Скороговорка с рисунком.

Бабушка, бабушка напекла оладушки

Вкусные оладушки у бабушки - забавушки.


  • Игра с мячом припоминание слов со звуком Ш из рассказа.

«Аукцион».

17

Автоматизация звука Ш в связном тексте

Комплекс шипящих

Подготовка к зв Р

  • Слоговые ряды Су-джок

  • Звуко-слоговой анализ

«Шалун»

  • Выделение слов со звуком Ш из текста

  • Мини-рассказ « Пушок-шалун». К - № 7 ( 1)

  • Скороговорка с рисунком.

Кошка на окошке, у окошка Лёшка.

Игра «Рифмовочка по кругу»

  • Игра с мячом

«Третий лишний»

На материале рассказа.

18

Автоматизация звука Ш в связном тексте

Комплекс шипящих

Подготовка к зв Р

  • Слоговые ряды Су-джок

  • Выделение слов со звуком Ш из текста

  • Мини-рассказ «Попугай Петруша» К - № 6

( 1) инсценировка мини- рассказа.


Инсценировка мини- рассказа.

19

Автоматизация звука Ш в связном тексте

Комплекс шипящих

Подготовка к зв Р

  • Выделение слов со звуком Ш из текста

  • Мини – рассказ «Подарки для Алеши».

К - № 2( 1) Режиссерская игра с игрушками

  • Скороговорка .

Раз шажок, два шажок- левый, правый сапожок.

Я учу Алешку топать по дорожке

Игра «Выступает народный артист…..»

  • Игра с мячом


«Мяч поймаем – раз!

И два – мы распутаем слова»

Шинама –машина

Ка-шап - шапка

20-23

Автоматизация звука Ш в инсценировках.

Комплекс шипящих

Подготовка к зв Р

  • Выделение слов со звуком Ш из текста

  • Игра «Театр». Произнесение слов с разной высотой голоса, с разной интонацией

Речевой материал К - № 1-2

  • Диалогические скороговорки( с использованием игрушек на ковролинографе, шапочек животных)

  • Инсценировка стихов.

  • Игра «В нашей группе каждый рад поиграть в большой театр»




Схема работы с предметными картинками, словами речевого материала:

  • «Назови животных, мебель и тд». Цель: активизация и обогащение словаря.

  • «Назови предметы ласково». Цель: развитие грамматического строя речи ( словообразование)

  • «Веселый счет». Цель: развитие грамматического строя речи ( словоизменение)

  • «Назови картинку в правом верхнем углу и т.д». Цель: развитие пространственной ориентации на листе бумаги.

  • «Составь предложение с названием картинки». Цель: Учить составлять распространенные предложения с заданным словом.



Используемая литература.

Речевой материал из:

  1. «Логопедическая энциклопедия» Т.А. Ткаченко, М, 2008г

  2. «Произносим правильно звук» Эффективные образовательные технологии Т.А. Ткаченко, Е., 2007 г

  3. «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М,, 1999г

  4. Альбомы В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко

  5. «Трудные звуки. Грамматика в картинках» И.Скворцова





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ