Планирование по граждановедению "Я ученик" 1 класс
Ткач Наталья Викторовна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №2 г. Вяземского
Вяземского муниципального района Хабаровского края
Утверждаю: Согласовано (одобрено):
Директор муниципального на заседании
общеобразовательного учреждения, педагогического совета
средняя общеобразовательная школа №2 протокол № _____
_______________ М.В.Корнелюк «___» ___________2012 г.
«___» _______________2012 г.
Программа рассмотрена на заседании
МО учителей начальных классов
МБОУ СОШ № 2 г. Вяземского
Протокол № ____ от «__» ____ 2012 г.
Руководитель МО _________________
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к курсу учебного курса
«Край, в котором я живу»
1-а класс
(внеурочная деятельность)
Программу разработала
учитель начальных классов
Ткач Наталья Викторовна
Второй квалификационной категории
- 2012 –
Пояснительная записка.
Конкретизация общих целей начального общего образования с учетом специфики учебного курса. Учебный курс «Край, в котором я живу» направлен на :
создание педагогических условий обеспечивающих обретение ребенком основ духовно-нравственной гражданской идентичности;
принятие младшими школьниками национальных и общечеловеческих ценностей;
знакомство ребенка с жизнью и деятельностью различных представителей гражданского общества г. Вяземского , Хабаровского края, Дальнего Востока, России, мира;
установление на уровне классного коллектива демократического школьного уклада;
обретение ребенком желания и способности к участию в конструктивном социальном партнерстве и добровольчестве;
достижение обучающимися к окончанию начального общего образования, заявленных в ФГОС НОО, личностных, метапредметных и предметных результатов по области обществознание.
Общая характеристика учебного курса.
Учебный курс «Край, в котором я живу» дополняет первый концентр историко-обществоведческого образования содержанием, отражающим национально-региональные особенности жизнедеятельности россиян-дальневосточников.
Учебно-методический комплекс к курсу состоит из рабочей программы, методических пособий для учителей, учебно-игровых пособий для учащихся: «Я – ученик» (1 класс), «Я – гражданин» (2 класс), «Я – дальневосточник, 1-2 части» (3-4 классы).
Учебно-игровые пособия составлены с учетом возрастных особенностей младших школьников и гигиенических требований к учебным пособиям для начальной школы, содержат различные учебно-игровые задания, направленные на обретение детьми основ духовно-нравственной гражданской идентичности.
Пособия являются игровыми и включают в себя различные раскраски, «вырезалки», головоломки, игры на внимание и т.д. Это позволяет разнообразить деятельность младших щкольников во время учебного занятия и дома. Каждое пособие по окончании учебного года превращается в альбом воспоминаний о своем первом классе1, книгу о своей семье и городе, справочник по обществознанию и истории Хабаровского края, Дальнего Востока, Отечества2
Методические пособия уточняют целевые установки учебных занятий, содержат примерный план проведения учебных занятий, описание тренингов и игр для младших школьников и рекомендации к их проведению, дополнительную информацию, возможную для использования во время учебного занятия на бумажных и электронных носителях. Методическое пособие включает в себя раздел рассказывающий о системе мониторинга личностного развития младшего школьника.
Программа курса составлена с учетом «Дополнительных краевых требований к стандарту образовательной области «Обществознание» (приказ комитета общего образования администрации Хабаровского края № 17 от 23. 01. 2002 г. «Об утверждении новой редакции ХКК ГОС образовательной области «Обществознание»).
Содержание программы курса «Край, в котором я живу» состоит из трех самостоятельных разделов: «Я – ученик» (1 класс), «Я – гражданин» (2 класс), «Я – дальневосточник» (3-4 классы). Содержание для каждого раздела распределено по темам.
Учебный курс предназначен для начальных школ (1–4 кл.) Хабаровского края.
Место учебного курса в учебном плане учреждения.
Способ реализации содержания программы учебного курса для каждого конкретного набора или детского коллектива (класса) определяется Учреждением самостоятельно. Программа учебного курса может реализовываться
отдельным предметом (один час в неделю со 2 по 4 классы), если часы на ее реализацию берутся из «части, формируемой участниками образовательного процесса»,
интегрировано в рамках «Окружающего мира» с 1 по 4 классы, как возможность дополнить учебный материал федерального уровня региональными особенностями жизнедеятельности людей,
интегрировано в рамках «Окружающего мира» и через часы внеурочной деятельности в 1 классе и далее как отдельный предмет из часов, отнесенных к части формируемой участниками образовательного процесса во 2-4 класса (по одному часу в неделю).
через часы внеурочной деятельности в виде занятий клуба, внеклассную работу и т.д.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса.
Содержание программы курса структурировано по культурно-пространственной спирали. Это позволяет систематически знакомить младших школьников с различными сферами жизни общества: историей, географией, экономикой, социологией, правом, геополитикой, историографией, археологией, этикой, эстетикой, психологией и т.д.
Использование пропедевтического подхода к отбору содержания учебного материала основано на идее создания у детей первых образных впечатлений, которые необходимы младшим школьникам для расширения кругозора в понимании себя и окружающего сообщества людей.
Содержание программы курса предполагает концентрическую и эгоцентрическую основы. Проблемы гражданственности, патриотизма, ответственности, прав и обязанностей рассматриваются с позиции ребенка каждый год на все более высоком уровне. Это делает учебный материал легко воспринимаемым и формирующим личную сопричастность, личную ответственность за себя, свою семью, край, страну и т. д.
Знакомство с международным законодательством, Конституцией РФ, уставом Хабаровского края и другими нормативными актами способствует развитию правовой культуры младших школьников.
Содержание программы предполагает привлечение младших школьников к посильному участию в реализации социальных проектов. Это увеличивает потенциал курса в создании педагогических условий для самопознания и самоопределения младших школьников.
Использование групповых тренингов является важным условием реализации программы. Тренинги направлены не только на овладение навыками общения и сотрудничества, но и на становление адекватной самооценки, рефлексии, развитие критического мышления школьников. Предложенные в программе игры и творческие задания поддерживают у школьников интерес к предмету исследования и учебной деятельности. Все это позволяют обойтись педагогу в общении с ребенком без морализации и послушности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты младших школьников
Первый раздел
«Я – ученик»
Раздел рассчитан на освоение младшими школьниками в первом классе.
Личностные результаты младших школьников: восприятие младшими школьниками себя субъектами общественных отношений, овладение готовыми социальными программами общения и поведения, направленными на поддержание бесконфликтного общения школьников в условиях детского коллектива класса. Обретение способности к пассивному партнерству на основе уважения к человеку, терпимости, доверия, дружбы, взаимовыручки.
Метапредметные результаты младших школьников:
познавательные: овладение навыками самопознания, начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
регулятивные: обретение навыками самоопределения и самоорганизации на уровне жизнедеятельности детского коллектива класса. Обретение умения слышать и слушать собеседника, сопереживать за него. Способность видеть опасность социального конфликта. Готовность и способность детей излагать свое мнение;
коммуникативные: наличие навыков соуправления и соорганизации на уровне жизнедеятельности детского коллектива класса.
Предметные результаты младших школьников:
знакомство первоклассников со школьным сообществом, историей школы и правилами поведения, основами управления жизнью и деятельностью школьного сообщества, основами безопасной жизнедеятельности детей в школе.
Календарно-тематическое планирование.
1 класс.
№п/п
Тема урока
страницы
дата
1.
Давайте познакомимся
С.4-5.
2.
Кто я? Кто мы?
С.6-9
3.
Заливается звонок, начинается урок.
С.10-11
4.
Мы - школьники
С.12-13
5.
Режим дня (или как всё успеть)
С.14-15
6.
В гостях у светофора
С.16-17
7.
Мы ученики.
С.18-18
8.
Школьный портфель
С.20-21
9.
Мы – первоклассники.
С.21-23
10.
Наш красивый школьный дом
С.24-25
11.
Школьный бюджет
С.26-27
12.
Наш учебный кабинет
С.28-29
13.
Экскурсия в школьный медкабинет
С.30-31
14.
О правилах школьного поведения
С.32-33, 64
15.
Внимание: чрезвычайная ситуация
С.34-35
16.
Скоро в школе Новый год
С.36-39
17.
Прогулка в школьную библиотеку
С.40-43
18.
Мы такие разные
С.44-45
19.
Наш класс- семья
С.46-47
20.
Наши школьные будни и праздники
С.48-51
21-22
Как жить в мире с другими?
С.52-53
23.
Ура, каникулы!
С.54-55
24.
Что такое история?
С.56-57
25.
История нашей школы
С.58-
26.
История нашего класса
С.59
27.
Подарок будущим первоклассникам
С.60
28.
Наши школьные успехи
С.61
29.
Скоро лето!
С.62-63
30.
До свидания, первый класс!
С.64
1 Посмитная С.Л. «Я — ученик». Региональное учебно-игровое пособие для младших школьников. Хабаровск.
2 Посмитная С.Л. «Я — дальневосточник». Региональное учебно-игровое пособие для младших школьников. Хабаровск.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ