Развитие младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности

Андрес Евгения Николаевна

БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 24»

Развитие младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса.

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность.

Для эффективной организации внеурочной деятельности младших школьников в нашей школе было организовано анкетирование родителей , которое позволило определить основные направления организации внеурочной деятельности учащихся:

  • спортивно-оздоровительное (подвижные игры, тхэквондо, спортивная аэробика, каратэ, киокусинкай);

  • художественно-эстетическое (кружок ИЗО, актерское мастерство, танцевальная студия, вокал, кружок «Веселая керамика»);

  • научно-познавательное ( риторика, кружки «Умники и умницы», «Мир логики», «По страницам русских сказок», «Мир моих интересов», «Путешествие в мир математики», «Ступеньки творчества»)

  • духовно-нравственное (кружок «Азбука морали и нравственности», «Моя малая Родина»).(см. приложение)

При организации внеурочной деятельности обучающихся использованы собственные ресурсы - учителя начальных классов, учителя-предметники – музыки, физической культуры, а также привлечены педагоги дополнительного образования.

Образовательное учреждение работает в режиме первой смены, поэтому внеурочная деятельность учащихся организована в форме кружков, клубов, экскурсий, студий во второй половине дня.

Хотелось бы поподробнее остановиться на некоторых кружках, которые реализуют разные направления. Первое направление, которого мы коснемся – духовно – нравственное. Оно реализуется в кружке «Азбука морали и нравственности».

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

«Уроки нравственности» должны быть эмоциональными, включать в себя игровые элементы. Используется яркая наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания детям рекомендуется завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача , которая стоит перед нами - пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности. Программа составлена по 8 направлениям: «Я и школа», «Я и семья», «Я и друзья», «Я и мораль», «Я и здоровый образ жизни», « Я и Отечество», « Я и нравственность», «Я и труд».

Приведем пример мероприятий по реализации направления «Я и здоровый образ жизни»:

  • операция «Здоровье»

  • уроки Мойдодыра

  • классный час «Учись быть здоровым»

  • день здоровья

  • «Весёлые старты»

  • спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»

  • посещение спортивных секций

  • викторина «Мы и наше здоровье»

  • беседа «Кожа человека и её здоровье»

  • классный час «Новые приключения бобра Суперзуба»

Второй кружок, который реализует духовно-нравственное направление «Моя малая Родина».

В этом году в нашей школе стартовал проект «Старый Омск», в рамках подготовки к празднованию 300-летия г. Омска. Состоялась жеребьевка, по итогам которой, каждый класс получил свою фотографию «Старого Омска», а вместе с ней частичку истории, которую ребятам предстоит исследовать и презентовать. В связи с этим возникла идея кружка « Моя малая Родина. Задачей которого является воспитание гражданина России, патриота своей малой Родины, знающего, любящего свой родной край, почитающего его традиции. Ознакомление учащихся с историческим прошлым и современной жизнью родного города. Кроме презентаций, посвященных любимому месту в Омске, каждый ребенок своими руками сделал вот такую работу. Ребята остались довольны результатом, и теперь у каждого есть частичка родного города дома. К тому же данные кубики развивают логическое мышление.

Следующее направление, которого мы коснемся – это научно – познавательное направление. И реализуется у нас оно в рамках кружка «По дорогам русских сказок». На занятиях кружка предполагается работа по совершенствованию навыков выразительного сценического чтения художественного произведения, сочинения прозаических и лирических произведений, развитию навыков выразительного чтения, совершенствование навыков, умения художественного оформления своих творческих работ.

Сначала ребята знакомятся с видами сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Минимум две сказки каждого вида мы читаем, разбираем характерные черты каждого вида, обсуждаем сказку. Инсценируем понравившиеся сказки, причем костюмы дети придумывают сами и участвуют в их создании( родители активно помогают ребятам в этом). А в конце курса каждый сочиняет свою собственную сказку и оформляет работу в виде книги. После мы организуем выставку работ с авторским прочтением. Данный вид деятельности очень нравится ребятам.

И последний кружок, на котором хотелось бы остановиться - это «Ступеньки творчества». Он относится к научно – познавательному направлению.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к занимательной грамматике должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Для примера приведу содержание нескольких тем:

Тема 1. В мире безмолвия и неведомых звуков. (1ч.) Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».

Тема 2. В Страну Слов. Первые встречи. (1ч.) Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».

Тема3-4 . К тайнам волшебных слов. (2ч.) Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».

Тема 5. Выбор друзей в Стране Слов. (1ч.) Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.

В заключении хотелось бы сказать, что успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя, и для родителей. Участвуя в работе различных кружков , дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря кружкам, повысилась мотивация. На наш взгляд, мы смогли зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, проводимых в школе, в урочное и внеурочное время.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ