Подготовка к празднику День Матери
Департамент образования администрации г. Липецка
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Центр развития творчества детей и юношества «Советский»
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
(совершенствование умений и навыков, полученных в результате обучения)
объединение «Клуб любителей гитары «Орион»,
(2 год обучения, время занятия 45 мин, дата проведения 17.11.2014).
Тема занятия: «Подготовка к празднику День Матери (изучение тематических песен и инструментальных композиций)»
Автор: педагог дополнительного образования
Карандеева Ирина Викторовна
Липецк, 2014
Цель: контроль качества знаний обучающихся по теме «Технические приемы игры на инструменте» (авторская образовательная программа обучения игре на шестиструнной акустической гитаре «Камертон»), применение полученных знаний в подготовке праздника «День Матери», совершенствование исполнительских навыков юных гитаристов.
Задачи.
Обучающие:
- контроль качества знаний обучающихся по пройденной теме;
- изучение тематического музыкального материла (к празднику «День Матери»);
- повышение мотивации обучающихся к освоению образовательной программы.
Воспитательные:
- воспитание навыков самостоятельной работы;
- расширение кругозора обучающихся.
Развивающие:
- развитие творческой деятельности обучающихся в процессе занятия;
- развитие интереса к овладению практическими знаниями при игре на гитаре;
- развитие критического мышления при анализе результатов своей деятельности.
Материально-техническое обеспечение.
Гитары (у каждого обучающегося), задания для игры «Тайный подарок», реквизит для сценки (фартук, хозяйственные сумки, ключи для Мамы, веник для Алины), ПК, колонки, сборник инструментальной музыки, песня Олега Газманова «Мама», табулатура «Этюд» Ф. Сор,
ламинированные листочки клена из бумаги, рисунок дерева А3.
План открытого занятия.
Организационный этап. 6 мин.
Подготовительный этап. 5 мин.
Основной этап. 25 мин.
Контрольный этап. 4 мин.
Рефлексия. 5 мин.
№ п.п.
Название этапа занятия
Деятельность, слова педагога
Деятельность, слова воспитанников
Время этапа
Оборудование, реквизит
1
Организационный этап
Звучит минус песни «Каждый маленький ребенок».
Выходят Мама и Ребенок.
Разыгрывается сценка
Девочка Алина усердно подметает пол, напевая «В траве сидел кузнечик». В дверь входит одетая мама, в руках сумки, во рту- ключ. Смотрит на дочь круглыми глазами, испугано роняя ключи, спрашивает:
Мама: Алина, что случилось?
Алина: Ничего!
М.- Как ничего? А почему ты подметаешь пол?
А.- А потому что он был грязный.
М.- Алина, я умоляю тебя, скажи, что случилось? Последний раз ты подметала пол, когда тебе поставили двойку за поведение, а предпоследний, когда тебя хотели оставить на второй год.
-Ты и пыль вытерла?
А.- Вытерла!
М.- Сама!
Д.- Сама!
М.- Алина, ну скажи, что случилось? Говори, что ты натворила?
А.- Да говорю же ничего! Просто было грязно, и я убрала.
М.-(подозрительно) А постель свою, почему убрала?
Алина.- Просто так. Убрала и всё.
М.- (завязывает голову полотенцем и садится на стул) Алина, правду!!! За что меня вызывают к директору школы?
А.- Да не бойся, мама! Всё хорошо. Я и уроки сделала, и пообедала, посуду помыла, и зубы почистила.
М.- Сама?
А.- Сама.
Мама падает в обморок.
А.- (испуганно) Мамочка! Что с тобой? Сейчас я тебе водички принесу.
(наливает воды)
А.- День Матери!!!! День Матери!!! Вот полюбуйтесь! (показывает на маму) Надо было сразу сказать, что это только на один день.
М.- (заинтересованно поднимает голову) А завтра всё будет по старому?
А. По-старому, по-старому! Не беспокойся мамочка.
(Мама опять падает в обморок)
Аплодисменты зрителей
Приветствие детей педагогом.
- Добрый день, дорогие ребята. Скоро все мы будем отмечать праздник «День Матери». Надеюсь, что своих мам вы поздравите не так, как это сделала девочка Алина. Пусть будет хороший и добрый день для мамы и для вас, для всей семьи, никто не будет волноваться и переживать.
Сегодня наше занятие будет интересным и насыщенным, его тему вы сами определите чуть позже, надеюсь, что у вас это получится совершенно правильно.
Давайте проверим, все ли пришли сегодня?
Возьмите гитару в игровое положение, садитесь удобно, держите спину ровно, руки расположите правильно. Левая развернута в сторону головы грифа, локоть у тела. Правая рука половиной предплечья на обечайке. Помните, что справа и слева от вас находится другой гитарист, вы должны быть аккуратны с инструментом, чтобы не задеть ни его, ни другую гитару.
Сейчас мы проведем разминку для участников занятия. На улице по-прежнему осень, погода становиться более холодной, чтобы размять замерзшие пальчики сыграем с вами первый куплет из песни группы «ДДТ » «Что такое осень».
Am E Am
Что такое осень? Это небо
A7 Dm
Плачущее небо под ногами
Dm E Am F
В лужах разлетаются птицы с облаками
Dm E Am E
Осень, я давно с тобою не был.
Dm E Am F
В лужах разлетаются птицы с облаками
Dm E Am E
Осень, я давно с тобою не был.
Am F Dm E
Осень. В небе жгут корабли
Am F Dm E
Осень. Мне бы прочь от земли
Dm E Am F
Там, где в море тонет печаль
Dm E
Осень, темная даль.
Замечательно, теперь я вижу, что вы готовы к занятию, и осенняя погода не помеха для хорошей песни.
Дети смотрят сценку
- Дети помогают педагогу определить отсутствующих товарищей, проверяют готовность к работе своего инструмента, усаживаются комфортно и правильно.
Дети принимают правильное положение с гитарой в руках.
Дети играют песню «Что такое осень» из репертуара группы «ДДТ»..
6 мин.
Реквизит для сценки (веник, сумки, ключи, полотенце, фартук)
Гитара у каждого обучающегося и у педагога.
2
Подготовительный этап
Фоном звучит тема из музыкальной композиции «Мама – первое слово».
На прошлой неделе во всех группах объединения «Клуб любителей гитары» был проведен интерактивный опрос «Как я поздравлю свою маму». В нем приняли участие более сорока гитаристов, и даже ребята из других объединений.
Перед вами опросный, самые популярные ответы я попрошу зачитать Яковлеву Анастасию.
- подарю маме цветы _______________ голосов
- нарисую маме рисунок, сделаю поделку____ голосов
- подарю маме дорогой подарок ____________ голосов
- устрою маме сюрприз _________________ голосов.
Ребята дали много любопытных ответов, я предлагаю всем ознакомиться с ними после занятия, и если вы еще не участвовали в опросе – запишите своем мнение на этом листе.
Многие варианты поздравлений мне понравились, надеюсь, что и вы, ребята, найдете что-то интересное для себя. Но хочу напомнить, что мы с вами - гитаристы, наш подарок должен быть особенным, и, кончено, музыкальным. Подготовке необычного подарка посвящается сегодня наша встреча.
Итак, кто сможет назвать тему занятия?
Правильно, на нашем занятии мы будем изучать и повторять песни и инструментальные композиции к празднику «День Матери», чтобы вы были готовы поздравить свою маму, учительницу, соседку и всех замечательных мам хорошими творческими номерами.
Предоставляю слово Паршиной Маргарите. Она расскажет вам о празднике «День матери».
Спасибо, Маргарита.
Инициатива проведения праздника «День матери» в России принадлежит депутату Государственной Думы РФ Алевтине Викторовне Аспариной. В этот день повсеместно проходят праздничные концерты, конкурсы, фестивали, выставки, посвященные матерям. По телевидению транслируют хорошие фильмы и праздничные передачи. В школах и дошкольных детских учреждениях проводят утренники и тематические вечера. В социальных сетях и на форумах счастливые женщины поздравляют друг друга, а любящие дети осыпают их виртуальными букетами, красочными картинками и красивыми стихами.
От себя хочу добавить, что лучший подарок для ваших мам – это внимание. И если вы оказывает его каждый день, думаете о своей маме, помогаете ей, то ваш подарок в этот день не станет для нее неприятной неожиданностью, как это было в сценке, которую вы видели в начале занятия.
Анастасия зачитывает варианты ответов.
Ответы детей.
Выступление Паршиной Маргариты.
Мама – самый главный человек в жизни. Мама добрая, заботливая, терпеливая, самая любимая. В России праздник День Матери празднуется в последнее воскресенье ноября. В этом году это будет 30 ноября. Праздник «День Матери» никого не оставит равнодушным. Любите своих мам и поздравляйте их с праздником.
5 мин.
3
Основная часть занятия
Начнем нашу подготовку к празднику с прослушивания песни Олега Газманова «Мама».
Песни Олега Газманова объединяют людей разного возраста, звучат на больших сценах, в эфире радиоканалам, на телевидении. Песня «Мама» одна из популярнейших в творчестве Газманова. Наверное, не нужно объяснять, что эта песня затрагивает души, просит нас задуматься, насколько мы бережно и по доброму относимся к самому дорогому человеку на земле – к своей маме.
Прослушивание песни «Мама» из репертуара Олега Газманова.
Каждому гитаристу раздается текст песни с аккордами, дети играют песню.
Am E Am Dm
В полночной тишине ты пела песни мне
Am C Dm E
И улыбался я тебе во сне
Am E Am Dm
Ночные облака качали на руках
Am C Dm E
И вдаль несла нас времени река
Припев:
Am Dm E
Мама, я без тебя всегда скучаю
Am Dm G
Мама, хожу и поезда встречаю
C Dm E Am
Мама, как грустно мне без теплых рук твоих
В тени больших берез, наивных детских слез
Когда ругала в шутку и всерьез
Вставал и уходил, прощенья не просил
Как жаль, что я таким когда-то был
Припев:
Я иногда боюсь, что в сердце моем грусть
Поселится и я твержу - "Вернусь
В те детские года. Я знаю все отдам,
Чтоб быть с тобой навечно, навсегда"
Припев:
В случае необходимости педагог корректирует работу детей.
Эту песню вы сможете подарить своей маме, осталось только ее выучить. Запишите домашнее задание – запомнить аккордовую последовательность и играть эту песню каждый день не менее 3-4 раз подряд.
В нашем объединения ребятам разного возраста, кто-то учится в 5-м классе, а кто-то уж перешел в девятый. Но я вас хочу уверить, что ваши мамы все равно видят в вас малышей, сколько бы вам лет не исполнилось. Вы можете напомнить своей маме те чудесные времена, когда вы любили сказки, простые игры, ходили в садик и слушались маму во всем. Для этого нужно загадать маме загадки по тем сказкам, которые она читала вам в раннем детстве. Ну а чтобы все получилось – сегодня мы потренируемся в загадывании загадок.
Викторина «Мои любимые сказки».
1. Сколько братьев-месяцев встретила героиня сказки Маршака у новогоднего костра? (12)
2. Сколько братьев было у Элизы, героини сказки “Дикие Лебеди”? (11)
3. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)
4. Кто превратил Василису Премудрую в лягушку? (Кощей Бессмертный.)
5. Как звали трех медведей из сказки Льва Толстого “Три медведя”? (Михаила Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка.)
6. Кто из трех поросят построил самый прочный домик? (Наф-Наф.)
7. Что приговаривала царица, глядя в волшебное зеркальце?
(Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи.
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?)
8. Какой мальчик должен был выложить из льда слово “вечность”? За это ему обещали подарить новые коньки и весь свет. (Кай.)
9. Где находится смерть Кощея Бессмертного? (Дерево, сундук, заяц, утка, яйцо, игла.)
10. Как звали корову кота Матроскина? (Мурка.)
11. Сколько раз старик бросал в море невод? (3 раза)
12. Скольких разбойников перехитрил Али-Баба? (40)
13. Как звали джинна, которого освободил из бутылки пионер Волька? (Хоттабыч.)
14. От кого ушел Колобок? (От дедушки и бабушки, зайца, волка, медведя.)
Вижу, что викторина для вас была несложной, надеюсь, что и ваши мамы легко ответят на эти вопросы, и вспомнят, как читали волшебные сказки осенними вечерами своим малышам.
Тихая и душевная классическая музыка понравиться вашим мамам. Не каждый умеет или любит петь, но работа с инструментальными композициями доступна всем. На 2-м году обучения мы делаем упор на овладение работой с инструментальными пьесами, сейчас мы посмотрим, готовы ли вы применить полученные знания на практике.
Инструментальная композиция «Этюд» Ф. Сор.
Физкультминутка.
Фоном звучит расслабляющая музыка.
Мы работали с напечатанным текстом, наши глаза немного устали, пора сделать гимнастику для глаз. Перед началом физкультминутки посмотрите на таблицу проверки зрения. Не нужно вглядываться в буквы, просто спокойно смотрите и запомните, какую строчку вы видите самой нижней.
А теперь вместе со мной выполняем упражнения.
1. Поморгайте часто в течение двух минут — это нормализует внутриглазное кровообращение.
2. Скосите глаза вправо, а затем переведите взгляд по прямой линии. Проделайте то же самое в противоположном направлении.
3. Делайте круговые вращения глазами: вправо-влево, вверх-вниз. Это активизирует кровообращение.
4. Зажмурьтесь на 3-5 секунд, затем откройте глаза. Повторить 8 раз. Упражнение расслабляет глазные мышцы и активизирует кровообращение
5. Встаньте около окна, сосредоточьтесь на предмете, расположенном в непосредственной близости (точка на стекле), а потом переведите взгляд на удаленный объект (дом или дерево). Повторите несколько раз.
Последнее упражнение - это Пальминг. Потрите ладони до ощущения теплоты и закройте ими глаза, так, чтобы не было давления на глазные яблоки. Локти установите на колени. Глаза должны быть закрыты. Слушайте и представляйте то, что я вам говорю.
Вообразите, что вы находитесь в темной комнате. Стены комнаты обиты черной мягкой тканью, вы трогаете ее рукой, она теплая и мягкая. Ваши глаза закрыты, вам не надо всматриваться, так как в комнате все знакомо и безопасно. Вы садитесь на стул, берете кисть и на ослепительно белом листе в книге рисуете черную надпись – свое имя. Вы закрываете книгу и снова полная темнота. Вы расслаблены и спокойны. Перед глазами темно, все световые точки и линии постепенно растворяются в темноте. Вам уютно, тепло, вы расслаблены.
Не открывая глаз, уберите ладони от лица, сядьте прямо, несколько раз поверните голову вправо и влево, теперь, часто моргая, открывайте глаза. Можно снова посмотреть на таблицу проверки зрения. Возможно вы стали видеть чуть лучше, чем хуже у вас зрение, тем слабее результат. Динамические упражнения для глаз и расслабление дают нам возможность лучше видеть. Научите свою маму этим упражнениям, делайте их вместе после просмотра телевизора или работы за компьютером.
Фоном звучит минус песни «Миллион алых роз».
Теперь, когда наши глаза отдохнули, предлагаю всем поучаствовать в игре «Тайный подарок». На доске зашифрован рисунок, разгадать который можно, следуя указаниям из описания. Так можно зашифровать любую картинку: цветок, торт, котенка или что-то, что нравится именно вашей маме. Пусть она разгадает, что вы хотели ей подарить. Но так как это задание сложное, его на мольберте вместе с вами будет выполнять Анастасия.
Анастасия выполняет задание на доске.
Весь октябрь мы посвятили изучению новых пьес, я предлагаю послушать композицию «Лунный свет» в исполнении Котовой Алины. Мы еще работаем с этой композицией, вы успеете ее выучить к празднику и подарить маме. Алина свой подарок уже приготовила.
Композиция «Лунный свет» авт. Д. Агеев.
, исп. Котова Алина.
Ты очень хорошо сыграла, я записала твое исполнение на фотоаппарат, теперь ты сможешь подарить его своей маме в качестве музыкальной открытки. Жди мое сообщение с вложенной музыкой в социальной сети «В контакте».
Дети слушают педагога, прослушивают песню.
Дети играют песню «Мама» О. Газманова.
Дети записывают домашнее задание на листочках с песней.
Дети участвуют в викторине: по очереди вытягивают загадку и загадывают ее вслух.
Дети играют «Этюд» Ф. Сор
Дети делают зарядку для уставших глаз.
Один из обучающихся на доске выполняет рисунок, следуя указаниям педагога. Дети выполняют то же задание на своих местах.
Дети слушают. Аплодируют.
25 мин.
ПК, колонки
Табулатура «Этюда».
Таблица Д. А. Сивцева для исследования остроты зрения.
Мольберт с заданием (нарисовано крупно).
Листы в клетку с аналогичным заданием для каждого обучающегося.
Фотоаппарат в режиме видеосъемки.
4
Контрольный этап
Наше занятие подходит к концу, надеюсь, что теперь вы сможете поздравить своих мам с праздником так, чтобы он прошел для них светло и красиво.
Давайте ответим на контрольные вопросы.
- Когда будет праздноваться праздник «День Матери» в ноябре 2014 года (в последнее воскресенье месяца, 30 ноября).
- Что будет лучшим подарком маме (внимание).
- Какие аккорды в песне «Мама» О. Газманова. Какие приемом можно ее сыграть?
- Можно ли сыграть в подарок инструментальные композиции? Какие вы выберете инструментальные композиции для индивидуального выступления.
- Что может помочь вашим глазам стать здоровыми? Какие вы запомнили упражнения для глаз?
Дети отвечают на контрольные вопросы
4 мин.
Рефлексия
Фоном звучит веселая инструментальная музыка.
Я считаю, что занятие прошло с пользой, но мне бы хотелось знать, как именно вы оцениваете нашу совместную работу.
Перед вами кленовые листья, вырезанные из бумаги, на мольберте нарисовано дерево. Если вам понравилось наше занятие, вы научились чему-то новому, интересному –то, выбрав листочек, вы приклеиваете его на крону дерева. Если занятие было для вас не интересным – то вашему листочку место у подножия дерева.
Посмотрите, какое пышное и густое дерево у нас получилось!
Спасибо всем участникам занятия, до новых встреч.
Дети выбирают листочки. Приклеивают их на картину согласно своему мнению.
5 минут
Рисунок дерева на листе А3, листочки с закрепленной полоской скотча.
Литература:
Вещицкий П. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аккорды и аккомпанемент. М.: Советский композитор. – 1985. – 112 с.
Кирьянов В. Г. Искусство игры на шестиструнной гитаре. М.: Московский центр содействия развитию искусств Тоника, 1991 г. 1, 2 (1 и 2 тетради), 3 части.
Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. М.: Музыка, 1988. – 272 с.
Интернет ресурсы:
http://festival.1september.ru/articles/626313/- фестиваль педагогических идей «Открытый урок»;
http://eslivamnravitsa.narod.ru/news_file/Iz_multfilmov/Mama_dlya_mamontenka.htm - сайт «Песни под гитару»;
http://www.osd.ru/txtinf.asp?tx=2843 – сайт для заботливых родителей «Отдых с детьми»;
http://kindergenii.ru/grdiktant.htm - сайт «Веселые обучалки и развивалки»;
http://www.openclass.ru/node/99037 - сетевое образовательное сообщество «Открытый класс».
http://get-tune.net/ - сайт для свободного скачивания музыки в формате mp3
Приложение №1
Сценка «Подарок к празднику «День Матери».
Девочка Алина усердно подметает пол, напевая «В траве сидел кузнечик». В дверь входит одетая мама, в руках сумки, во рту- ключ. Смотрит на дочь круглыми глазами, испугано роняя ключи, спрашивает:
Мама: Алина, что случилось?
Алина: Ничего!
М.- Как ничего? А почему ты подметаешь пол?
А.- А потому что он был грязный.
М.- Алина, я умоляю тебя, скажи, что случилось? Последний раз ты подметала пол, когда тебе поставили двойку за поведение, а предпоследний, когда тебя хотели оставить на второй год.
-Ты и пыль вытерла?
А.- Вытерла!
М.- Сама!
Д.- Сама!
М.- Алина, ну скажи, что случилось? Говори, что ты натворила?
А.- Да говорю же ничего! Просто было грязно, и я убрала.
М.-(подозрительно) А постель свою, почему убрала?
Алина.- Просто так. Убрала и всё.
М.- (завязывает голову полотенцем и садится на стул) Алина, правду!!! За что меня вызывают к директору школы?
А.- Да не бойся, мама! Всё хорошо. Я и уроки сделала, и пообедала, посуду помыла, и зубы почистила.
М.- Сама?
А.- Сама.
Мама падает в обморок.
А.- (испуганно) Мамочка! Что с тобой? Сейчас я тебе водички принесу.
(наливает воды)
А.- День Матери!!!! День Матери!!! Вот полюбуйтесь! (показывает на маму) Надо было сразу сказать, что это только на один день.
М.- (заинтересованно поднимает голову) А завтра всё будет по старому?
А. По-старому, по-старому! Не беспокойся мамочка.
(Мама опять падает в обморок)
Приложение №2
«Осень» из репертуара группы «ДДТ»
Am E Am
Что такое осень? Это небо
A7 Dm
Плачущее небо под ногами
Dm E Am F
В лужах разлетаются птицы с облаками
Dm E7 Am E7
Осень, я давно с тобою не был.
Dm E Am F
В лужах разлетаются птицы с облаками
E E7 Am
Осень, я давно с тобою не был.
Am F Dm E7
Осень. В небе жгут корабли
Am F Dm E7
Осень. Мне бы прочь от земли
Dm E7 Am F
Там, где в море тонет печаль
Dm Dm7 E7
Осень, темная даль.
Что такое осень? Это камни
Верность над чернеющей Невою
Осень, ты напомнила душе о самом главном
Осень, я опять лишен покоя.
Что такое осень? Это ветер
Вновь играет рваными цепями
Осень, доползем ли, долетим ли до ответа,
Что же будет с Родиной и с нами.
Тает старый город во мгле
Осень, что я знал о тебе
Сколько буде рваться листва
Осень вечно права.
Приложение №3
«Мама» О. Газманов
Am E Am Dm
В полночной тишине ты пела песни мне
Am C Dm E
И улыбался я тебе во сне
Am E Am Dm
Ночные облака качали на руках
Am C Dm E
И вдаль несла нас времени река
Припев:
Am Dm E
Мама, я без тебя всегда скучаю
Am Dm G
Мама, хожу и поезда встречаю
C Dm E Am
Мама, как грустно мне без теплых рук твоих
В тени больших берез, наивных детских слез
Когда ругала в шутку и всерьез
Вставал и уходил, прощенья не просил
Как жаль, что я таким когда-то был
Припев.
Я иногда боюсь, что в сердце моем грусть
Поселится и я твержу - "Вернусь
В те детские года. Я знаю все отдам,
Чтоб быть с тобой навечно, навсегда"
Припев.
Приложение №4
Викторина «Мои любимые сказки».
1. Сколько братьев-месяцев встретила героиня сказки Маршака у новогоднего костра? (12)
2. Сколько братьев было у Элизы, героини сказки Андерсена “Дикие Лебеди”? (11)
3. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)
4. Кто превратил Василису Премудрую в лягушку? (Кощей Бессмертный.)
5. Как звали трех медведей из сказки Л. Толстого “Три медведя”? (Михаила Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка.)
6. Кто из трех поросят построил самый прочный домик? (Наф-Наф.)
7. Что приговаривала царица, глядя в волшебное зеркальце?
(Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи.
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?)
8. Какой мальчик должен был выложить из льда слово “вечность”? За это ему обещали подарить новые коньки и весь свет. (Кай.)
9. Где находится смерть Кощея Бессмертного? (Дерево, сундук, заяц, утка, яйцо, игла.)
10. Как звали корову кота Матроскина? (Мурка.)
11. Сколько раз старик бросал в море невод? (3 раза)
12. Скольких разбойников перехитрил Али-Баба? (40)
13. Как звали джинна, которого освободил из бутылки пионер Волька? (Хоттабыч.)
14. От кого ушел Колобок? (От дедушки и бабушки, зайца, волка, медведя.)
Приложение №5
«Этюд» Ф. Сор
Приложение №6
Таблица Д. А. Сивцева для проверки остроты зрения.
Приложение №7
Приложение №8
«Лунный свет» авт. Дмитрий Агеев.
Приложение №9
Шаблоны «Дерева без листьев», «Лист клена».
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ