Практический опыт использования интенсивных методов обучения

Практический опыт использования интенсивных методов обучения.


Данная статья посвящена практическим рекомендациям для учителей английского языка на предмет использования интенсивных методов обучения в средних школах. В своей работе я анализирую и раскрываю вопрос, как помочь начинающим и работающим учителям в использовании и применении элементов интенсивного обучения на уроках иностранного языка в средней школе. Сопоставив принципы двух методов, делаю вывод о близости этих методик и выявляю концептуальную близость и целевую общность данных методических направлений. В своей технологии я соединила два подхода к проблеме развития коммуникативных способностей учащихся. Это дало мне право поставить вопрос о возможности использования положений одной методики в русле другого направления. А также выявить, что принципы интенсивного обучения могут органично «вписаться» в ткань коммуникативного метода.

Иностранный язык занимает одну из главных позиций спроса в обучении и образовании общества в наши дни. Сегодня предлагается довольно много способов, которые обещают за короткие сроки научить разговаривать и общаться на иностранном языке. Но как показывает практика, не все заявленные методики и курсы выполняют требования образовательной интенсивной методики, а значит, возникает вопрос: как научиться общаться и разговаривать на иностранном языке за более короткое время.

В своей работе я решила проанализировать и помочь начинающим и работающим учителям в использовании и применении элементов интенсивного обучения на уроках иностранного языка в средней школе.

В обучении иностранного языка сложилась уникальная обстановка, когда практика опережает теорию.

Наиболее жизнеспособным в настоящий период перехода от старой методики к новой оказался интенсивный метод обучения иностранному языку.

Итак, главной задачей интенсивного метода обучения иностранному языку является овладеть, в условиях жесткого лимита времени, иностранным языком как средством общения и средством познания, выработать умения и навыки понимания устной речи на иностранном языке в нормальном (естественном) или близком к нормальному темпе при практически неограниченной бытовой, общественно-политической и общенаучной тематике.

А теперь сравним коммуникативный и интенсивный методы обучения иностранным языкам и обратимся к основным принципам этих методов.


Принципы

Коммуникативного метода

Интенсивного метода

1. Принцип речемыслительной активности.

1. Активизация учебной деятельности

( коммуникативная активность)

2. Принцип индивидуализации при ведущей роли его личностного аспекта

2. Личностно-ориентированное общение.

3. Принцип функциональности.

3. Полифункциональность упражнений.

4. Принцип ситуативности.

4. Плотность общения.

5. Принцип новизны.

5. Объём усваемого материала в плане его концентрированности. Коммуникативная обстановка на занятии.


Сопоставляя принципы двух методов, мы делаем вывод о близости этих методик. К общим принципам, в первую очередь, относим следующие:

. обучающийся изучает язык и овладевает им, общаясь на нём;

. язык является функциональным средством реализации речевых намерений говорящего (пишущего);

. в центре внимания - личность обучающегося;

. курс обучения языку должен быть ориентирован на удовлетворение речевых потребностей определённой категории обучающихся;

. овладение языком должно осуществляться в ходе творческой деятельности, которая стимулирует познавательную активность обучающихся путём решения развивающих задач;

- язык изучается в контексте определённой цивилизации как феномен иной культуры. Из вышеизложенного ясны концептуальная близость и целевая общность данных методических направлений.

Это дало мне право поставить вопрос о возможности использования положений одной методики в русле другого направления. Оказалось, что принципы интенсивного обучения могут органично «вписаться» в ткань коммуникативного метода. В своей технологии я соединила два подхода к проблеме развития коммуникативных способностей учащихся.

Применительно к средней школе можно говорить только о включении элементов интенсивной методики, имея в виду её качественные характеристики, но введение элементов интенсивного обучения всюду, где это возможно, это важнейшая задача интенсификации и

оптимизации учебного процесса в целом.

Интенсивная технология - это цельная и результативная технология, в рамках которой разработаны адекватные механизмы общения.

В чём же преимущества этой технологии?

1.В использовании приёмов, активизирующих сознательные и подсознательные процессы психики для создания обширной и прочной языковой базы,

2.В разработке заданий, мотивирующих общение.

3.В оптимальной организации коллективного взаимодействия между собой и учителем.

Мой практический опыт работы подтверждает, что при включении элементов интенсивного обучения в преподавание английского языка в средней школе создаются условия, в которых учащиеся работают с большим интересом, чувствуют себя комфортно, охотно и легко общаются. Уже на начальном этапе обучения они усваивают в процессе общения достаточно большой объём материала, коммуникабельны, активны, испытывают удовольствие от отношений с преподавателем, охотно взаимодействуют друг с другом, проявляют фантазию и изобретательность. Всё это обеспечивает высокую эффективность в решении коммуникативных задач.

Успех в обучении иностранному языку, качество выполнения деятельности и её результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей, мотивации, именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приёмов, их упорядочение для достижения целей.

Ирина Алексеевна Зимняя называет мотивацию «запускным механизмом» всякой человеческой деятельности. Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный и конечный успех. Прежде всего, важно создать общую мотивацию изучения иностранного языка, показан его значение как важного компонента гуманитарного образования, а также его роль как средства контактов с другими народами, столь необходимых в наше время.

Вся учебная деятельность должна быть мотивированной. Организуя тот или иной вид работы, учитель должен показать, как это важно и интересно. Подчёркивание недостатков, фиксация внимания на ошибках порождают страх, нежелание активно участвовать в работе, блокируют мотивацию. Нужно делать акцент на позитивной стороне ответа: «То, что ты рассказал, очень интересно, ты хорошо произносишь, красиво выразил эту мысль», а уже потом деликатно указывать на недостатки и показывать, как их легко исправить. Можно использовать различные анкеты, они помогают проводить диагностику и корректировать процесс обучения. При знакомстве с ребятами я использовала следующие анкеты:

Анкета 1

Выявление интересов учащихся к изучению английского языка

Вопросы


Самооценка


2

1

0

1. Желаю изучать английский язык




2. Не совсем желаю




3. Не желаю изучать английский язык




(2 - желание ярко выражено, 1 - имеет место, 0 - отсутствует)


Анкета 2

Выявление отношений учащихся к преодолению трудностей при изучении английского языка.

Вопросы


Самооценка


2

1

0

1. Желаю преодолевать трудности изучаемого предмета




2. Не совсем желаю




3. Не желаю преодолевать трудности





В результате опроса своих учеников я могу сделать выводы, что уже на начальном этапе обучения английскому языку у 80% учащихся ярко выраженное желание к изучению английского языка, а 65% - желают преодолевать трудности изучаемого предмета. Все это объясняется тем, что на начальном этапе обучения английскому языку учащиеся проявляют интерес к предмету, так как для них это что-то новое и интересное. И, поэтому, главная задача учителя иностранного языка состоит в следующем: сохранить на протяжении всего времени обучения новизну и интерес к этому предмету.

Проведение различных анкет не требует много времени, но оно даёт возможность выбирать лучший путь в решении поставленных задач.

При подготовке к урокам я подбираю упражнения, которые обладают следующими признаками:

- речевая деятельность представляет собой целенаправленный и мотивированный характер;

-обязательное наличие определенных взаимоотношений школьников (с собеседниками, которые образовывали следующую ситуацию общения);

- обсуждение темы соответственно возрасту, интересу и уровню развития учащихся;

- необходимое использование тех речевых средств, которые функционируют в реальном процессе;

- каждое и последующее упражнение - это логическое продолжение предыдущего.

При составлении плана урока я объединяю его этапы общим сюжетом, продумываю коммуникативные установки, которые даю отдельным ученикам и всему классу.

Например, при работе над темой “Одежда” ученикам дается карточка с названиями магазинов и номерами телефонов, образцом диалога между покупателем и продавцом, в котором подчёркнутые слова подлежат замене. В качестве реквизита используются игрушечные телефоны. Слабые учащиеся должны прочитать диалог, заменив некоторые подчеркнутые слова, средним предлагается воспроизвести этот диалог, заменив названия покупок, а сильным - составить и воспроизвести свой диалог по данному образцу.

Очень важным моментом считаю постановку коммуникативной задачи перед всем классом в то время, когда слушается ответ одного из учащихся. В зависимости от темы, по которой высказывается ученик, я даю классу следующие установки:

-послушайте рассказы учеников и скажите, чей лучше (самый хороший, самый интересный) и почему;

-послушайте рассказ ученика и дополните его;

-послушайте рассказ ученика и задайте ему вопросы для получения дополнительной информации;

-послушайте рассказ ученика и скажите, что вы узнали нового;

-послушайте сообщение ученика, согласитесь или не согласитесь с его мнением и выскажите своё мнение по поводу услышанного;

-послушайте несколько писем, которые ваши одноклассники собираются написать и выберите самое интересное, чтобы послать другу по переписке;

-послушайте рассказ (диалог, чтение) учеников и дайте им полезные советы.

Постановка коммуникативной задачи перед отдельным учеником или группой учащихся, перед всем классом способствует усилению коммуникативной направленности. Данная ниже таблица показывает, какие коммуникативные задачи я ставлю при работе над разными видами диалога и монолога.

Диалогическая речь

Виды диалога

Коммуникативные задачи и соответствующие им речевые действия

Диалог этикетного характера




- приветствовать и ответить на приветствие

- представиться и представить другого

- попрощаться

- поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них

- начать, поддержать и закончить разговор

- вежливо переспросить

- выразить благодарность и отреагировать

- согласиться (не согласиться) с чем-либо

- выразить радость, огорчение

Диалог-распросс

А) интервью:

-целенаправленно запрашивать информацию в одностороннем порядке, задавая вопросы: Кто? Что? Где? Куда?

Б) обмен вопросами и сообщениями:

- запрашивать и сообщать информацию

- переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот

Диалог-побуждение

- обратиться с просьбой, выразить готовность, отказ её выполнить

- дать совет и принять (не принять) его

- высказать предложение и выразить согласие (несогласие) с ним

- пригласить к действию (взаимодействию) и согласиться (не согласиться) принять в нём участие

Диалог-обмен мнениями, сообщениями

- выслушать сообщение (мнение) собеседника и согласиться (не согласиться) с ним

- выразить свою точку зрения, обосновать ее, чтобы убедить собеседника

- выразить сомнение, неуверенность

- выразить одобрение (неодобрение)


Монологическая речь

Виды монологических высказываний

Коммуникативные задачи и соответствующие им речевые действия

Краткое сообщение

- сообщать фактическую информацию: Кто? Что делает? Какой (-ая, -ое, -ие) ? Зачем?- сочетая предложения в правильной логической последовательности.

Рассказ

- рассказывать о своём друге, о себе, школе, городе

- выражать при этом своё мнение, оценку, используя для этого оценочные клише: Отлично! Это просто здорово! Меня это радует! Меня это огорчает.

Описание

- описывать природу, город, внешность, используя слова и словосочетания, обозначающие качества: прекрасный (страшный), хорошо (плохо), длинный (короткий), высокий (низкий).

Характеристика

- давать характеристику и обосновывать высказывание, составляя его по схеме: тезис, аргументация, резюме: моя подруга очень симпатична. У неё голубые глаза, тёмные волосы. Она умна и готова прийти на помощь. Она мне очень нравится.

Большое значение придаю ролевым играм. Игра раскрепощает ребёнка, стимулирует его фантазию, раскрывает его творческие возможности, свойства личности. Игры превращают урок в живое интересное занятие. Использование ролевых игр является отличительной особенностью интенсивных методов.

Но необходимо помнить, что длительное исполнение одной и той же роли надоедает ученику и он теряет интерес. Поэтому я провожу короткие игры с разными персонажами, либо продолжительные игры со сменой ролей. Кроме свойственных ученику ролей в реальной жизни широко использую, например, роль инопланетянина, иностранца, сказочного персонажа.

Очень важно для учителя сделать правильный выбор персонажей игры с учётом интересов и уровня общего развития учащихся. При выборе роли необходимо учитывать личностные свойства и психологические особенности обучающегося.

Удачно выбранная роль позволит ученику раскрыть все свои возможности, а это огромная радость для учителя. Ученик может полно раскрыть своё «я», если он выступает не

только в роли ученика, но и в других свойственных ему социальных ролях (сына, дочери, продавца, бабушки, дедушки). Для этого важно, чтобы учитель был в курсе жизни своих учеников, знал о наиболее важных событиях, которые с ними происходят. Это позволяет создать такую обстановку на уроке, когда ученику хочется поделиться своими радостями и неприятностями, своими проблемами и планами на будущее.

Коммуникативное направление обучения предполагает пересмотра контроля. Цель учителя — проверить сформированность умений устного общения обучающихся. Прежде всего, определяю коммуникативную цель подготовительного этапа контроля:

а) установить коммуникативную атмосферу, благоприятную для учащихся, снять напряжение, побудить к ответу;

б) направить обучающихся на правильный ответ, запросить информацию, исправить ответ, подбодрить, стимулировать учащихся.

В) заключительный этап контроля – оценить положительно, выразить отрицательную оценку в мягкой форме.

В своей работе пользуюсь следующими бланками контроля.



Бланк контроля умения диалогической речи

?

1

2

3

4

5

6

Общее кол-во баллов

Ф.И. ученика

1.








Класс Дата Оценки

Способ оценки: правильный ответ- 2 б.

условно правильный-1 б.

неправильный (с ошибками)-0 б.

творческий (сверх того, что требуется)-3 б.


Бланк контроля диалогической речи

Ф.И. ученика

информация

вопрос

согласие

возражение

1.

++

+

+++


Планируемый результат не всегда совпадет с реальным результатом. Ученики либо не всегда достигают запланированного уровня, либо достигают его и даже превосходят. Для диалогической речи ввожу такой показатель, как количество реплик на каждого собеседника. В реплику входит ответ на вопрос (реакция на стимул) и побуждение к продолжению диалога.

Бланк контроля

Ф.И. ученика

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

1.

+-

*+

--

*+

--

правильно +

с ошибкой -

высказывание со сложным языковым явлением *

Контроль очень важен для меня, как учителя, с учетом его результатов я планирую свою дальнейшую работу. С помощью контроля устанавливаю степень владения каким-либо навыком, выявляю возможное отставание, а также соотнесённость владения различными речевыми навыками. Контролирую как знания, получаемые в процессе образования, так и навыки употребления языкового материала.

Использование элементов интенсивного обучения т в преподавании позволяет мне получить довольно высокие результаты и доказывает, что учащиеся работают с большим интересом, у них высокий уровень мотивации, чувствуют себя комфортно, охотно и легко общаются. Ребята коммуникабельны, активны, испытывают удовольствие от общения, взаимодействуют друг с другом, проявляют фантазию и изобретательность. Всё это обеспечивает эффективность обучения.

Результаты такой работы подтверждают правильность выбранного направления в развитии коммуникативных способностей учащихся.

Данная технология ориентирована на то, чтобы учащиеся могли реально овладеть всеми типами речевой деятельности на английском языке, опираясь на необходимые и достаточные языковые знания.

Практический опыт свидетельствует о возможности и эффективности использования элементов интенсивного обучения, а именно определенного набора его качественных характеристик в условиях средней школы.

Включение в коммуникативное направление элементов интенсивного обучения при нашей сетке часов и особенностях детей даёт положительные результаты.

Интенсивная методика может рассматриваться в двух направлениях относительно государственного образовательного стандарта:

а) как технология, позволяющая реализовать цели, изложенные в рамках стандарта;

б) как технология, дающая возможность повысить уровень обученности, заложенный в стандарте.

Таким образом, данная технология может быть использована теми учителями, которые заинтересованы в развитии коммуникативных способностей учащихся.



Литература

  1. Бабинская П. К., Леонтьева Т. П., Андреасян И. М., Будько А. Ф., Чепик И. В. Практический курс методики преподавания иностранных языков. - ТетраСистемс, -2009.

  2. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика. Второе издание, переработанное и дополненное.- Москва,-2009.

  3. Материалы XIII научно-технической конференции «Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону». Том второй. Общественные науки.-

Ставрополь: СевКавГТУ, -2009.- 181 с.

  1. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс. - АСТ, Астрель,- 2008.

  2. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам. -Филоматис, -2009.


Автор : Айбулатова Дина Джавдятовна учитель английского языка МБОУ СОШ с. Татарский Канадей Кузнецкого района Пензенской области

12


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ