Проект по теме: «Образовательные события в совместной деятельности детей, родителей, педагогов в решении учебно-воспитательных задач»
БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования»
Минобразования Чувашии
Кафедра и лаборатория методики начального образования
Проект по теме:
«Образовательные события в совместной деятельности
детей, родителей, педагогов в решении
учебно-воспитательных задач»
Выполнила Давыдова Алевтина Валерьевна,
учитель МБОУ «Гимназия №2»
г. Чебоксары
Чебоксары
2014
Образовательные события в совместной деятельности
детей, родителей, педагогов в решении учебно – воспитательных задач»
Проблема проекта: недостаточная продуктивность образовательных событий в совместной деятельности детей, родителей, педагогов в решении учебно – воспитательных задач.
Цель проекта: выявить наиболее эффективные образовательные события в совместной деятельности детей, родителей, педагогов в решении учебно – воспитательных задач.
Задачи проекта: 1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу, Интернет- ресурсы по решению выдвинутой проблемы.
Обобщить опыт работы коллег, систематизировать собственные наработки по теме.
Разработать образовательную программу с эффективными событиями в совместной деятельности детей, родителей, педагогов в решении учебно – воспитательных задач на 4 года.
Ожидаемый результат: повышение уровня профессионализма в решении выдвинутой проблемы.
Конечный продукт: обобщение личного педагогического опыта для публикации.
Содержание проекта
Введение
1. Теоретическое обоснование проекта.
1.1. Актуальность.
1.2. Проблематика.
1.3. Стратегия реализации проектной идеи.
2. Образовательные события.
3. Механизм реализации и ресурсное обеспечение проекта.
4. План проведения образовательных событий на 2013 – 2015 учебные года.
5. Продукты проекта.
6. Перспектива развития проекта.
Заключение
Использованная литература
Введение
Семья – это уют и тепло родного очага, это родные тебе люди. Именно семья с её постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребёнка. Здесь человек получает зачатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые элементарные навыки во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. В своём доме маленький человек получает первый опыт социальных взаимоотношений. Уют и тепло дома, сочувствие, сопереживание, поддержка, реализация потребности в доверительном и эмоциональном общении – всё это позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной жизни. Таким образом, родители являются первыми и основными учителями ребёнка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем.
Взаимодействие и сотрудничество семьи и школы является «вечным» вопросом педагогики, так как от совместной работы семьи и школы зависит в первую очередь, будет ли учебно-воспитательный процесс успешен или нет. Участие, вклад семьи в общее дело воспитания ребёнка порой оказывается недостаточным. Зачастую родители остаются вне активной жизни класса, педагогически некомпетентными, пассивными в решении многих организационных, нравственных, гражданских проблем, связанных с жизнедеятельностью ребёнка. Далеко не всегда родители понимают или хотят брать на себя первостепенную ответственность за воспитание ребенка, не хотят осознавать, что влияние семьи на подрастающего человека гораздо сильнее влияния школы. Довольно распространенным стало сегодня стремление родителей все «взвалить» на школу: ребенка мы кормим, одеваем, обеспечиваем, а вы должны учить и воспитывать. И педагоги нередко вынуждены работать с последствиями такой позиции. Традиционная схема общения школы с семьей в этой ситуации известна: замечания в дневнике, вызов родителей для индивидуальной беседы. И совершенно очевидным стал тот факт, что традиционные формы общения семьи и школы постепенно изживают себя.
Теоретическое обоснование проекта.
Актуальность
Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью сохранения эмоционального и психического здоровья детей в школьном возрасте как условия их полноценного развития и успешной жизни.
При составлении социального паспорта семей класса выяснилось, что:
26 обучающихся воспитываются в полных семьях, один воспитывается с неродным отцом;
2 ученика воспитываются в неполной семье.
По результатом наблюдений, анкетирования, диагностики можно выделить
3 группы:
1. Родители, которые хотят и умеют общаться со своими детьми (если не умеют, то учатся этому). В классе таких родителей немного, и они образуют меньшинство среди родительского коллектива класса.
2. Группа родителей, которые хотят, но не умеют воспитывать, поэтому у них с детьми есть проблемы; таких родителей большинство.
3. Родители, которые не могут и не хотят заниматься своими детьми, дети предоставлены сами себе, точнее – социальной стихии; таких родителей немного, но именно они поставляют школе и социуму детей “группы риска”, “трудных”.
С первой группой родителей работать легко, по существу, они все делают сами, с ними нужно лишь поддерживать связь; с последней работать тяжело, более того, обращение педагогов к ним за помощью может только ухудшить положение. Вторая, большая часть родителей, занимается воспитанием, но они не владеют ни методиками, ни народной педагогикой, не обладают часто и здравым смыслом. Они воспитывают детей так, как воспитывали их. Неучет этих обстоятельств приводит со временем к плачевным результатам. Но обнаруживается этот факт слишком поздно.
Современные родители – это родители, воспитанные поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не эмоциональное развитие, не на развитие внутреннего мира чувств, переживаний. Педагоги сейчас сталкиваются с низкой компетентностью родительского поведения. Если родители не понимают нужд ребёнка, сосредоточены на том, как должно быть, то ребёнок «трудный», в первую очередь потому, что они глухи к его возрастным и специфическим потребностям. Между ребёнком и родителями складываются непродуктивные типы привязанностей (сверхзависимые отношения, эмоционально отвергающие, жёстко - агрессивные).
Проблема неполных семей может быть связана с трудностями решения жизненных задач. Родитель один воспитывающий ребёнка (чаще мать) может быть очень тревожным, беспокойным, неровным и непоследовательным в воспитании ребёнка, а также в общении с окружающими.
Другая особенность - попустительство и безразличие к ребёнку из - за полной занятости экономическими и бытовыми, личными проблемами. Сокращение свободного времени у родителей, перегрузка на работе, приводит к ухудшению физического, эмоционального и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стресса. Свои эмоции родители переносят на детей. Ребёнок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.
1. 2. Проблематика
Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о проблемах родителей и детей. Одной из таких проблем является кризис семьи. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития детей. Родитель, не владея в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, порой осуществляет воспитание вслепую, интуитивно. Как правило, это не приносит положительных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение. Это приводит к «выходу» ребёнка из-под влияния семьи. Поэтому необходимо «вернуть» родителей в семью, помочь им осознать свой родительский долг перед детьми, преодолеть родительскую лень, неуверенность, увидеть свои родительские возможности.
Еще одна проблема во взаимоотношениях школы и семьи обусловлена нехваткой информации для родителей, связанной, в первую очередь, с новым содержанием и новыми технологиями обучения. Новое содержание образования и новые технологии обучения, плохо знакомые родителям учащихся, а главное, не пропущенные ими в свое время через собственный учебный опыт, вызывают дополнительную напряженность в отношениях со школой. Суть этих напряжений – тревога родителей за успешность учебной деятельности детей и рост недоверия к школе.
С каждым годом у нас становиться всё больше «проблемных детей», семей «группы риска». Педагогам трудно общаться и взаимодействовать с родителями. Традиционные формы работы – родительские собрания и т. д., не оправдали себя. Посещаемость стала всё меньше и меньше. Поэтому надо искать новые формы, наполнять их педагогически-эффективным содержанием. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
Необходимо помнить, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье - это единый неразрывный процесс. Совместная деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка будет успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. Формирование сотрудничества между учащимися, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. В основе союза взрослых - единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов. В большом социуме как город очень тяжело привлечь родителей к совместной деятельности.
Между семьёй, ребёнком и обществом с его бесчисленными проблемами стоит школа, которая всегда была фактором стабилизации.
1.3. Стратегия реализации проектной идеи
Противоречия, сформулированные выше, заставили искать меня новые формы в работе с родителями и привели к созданию проекта «Образовательные события в совместной деятельности детей, родителей, педагогов», направленного на улучшение партнерских отношений между участниками воспитательного процесса, вовлечение их в единое образовательное поле.
Цель: создать условия для совместной деятельности родителей, детей и
классного руководителя через организацию образовательных событий.
Задачи:
1. Вовлечь в совместную деятельность родителей и детей.
2.Обучить конструктивным способам общения каждого участника педагогического взаимодействия.
3. Нормализовать семейные отношений детей и родителей (на виду у других!) за счёт совместного позитивного переживания.
4. Установить дружественные отношения сотрудничества в совместной деятельности педагогов, детей и их родителей.
5. Повысить педагогическую компетентность родителей по отношению к ребёнку с задержкой психического развития с позиции его образования.
Участники проекта:
дети специалисты
родители классный психолог
руководитель
Образовательные события - важные явления, происшедшие в общественной жизни школьников.
Образовательные события (ОС) организуются в разнообразных видах совместной деятельности: интеллектуальной, общественно-полезной, художественно-творческой, физкультурной, игровой, свободного общения.
Особое внимание в совместной деятельности уделяется возрождению семейных традиций, при проведении ОС дети и родители являются и участниками, и организаторами, и зрителям. Все мероприятия в той или иной мере решают образовательные, развивающие, воспитательные задачи. Участники ОС могут пробовать себя в новом качестве, принимать решение в ситуации выбора, а главное быть активным участником самого события. Спектр ОС многообразен – это совместные праздники, творческие семейные выставки, конкурсы, дни здоровья, деловые игры, конкурсные программы, посещение театров, организация экскурсий, выполнение семейных творческих заданий и т.д.
Образовательное событие должно удовлетворять следующим условиям:
1) в нем принимают участие ученики класса, их родители, классный руководитель;
2) их взаимодействие - активное, деятельное, продуктивное;
3) тематика соответствует возрастным, жизненным, социальным интересам всех собравшихся;
4) результаты - личностно и социально значимые для учеников, родителей, учителей.
Роли распределяются следующим образом.
Классный руководитель:
-организаторы (выбор и согласование темы, подготовка сценария, рабочих материалов, пространства взаимодействия);
-наблюдатели (оценка уровня сформированности компетенций учеников, родителей);
-участники (обсуждение, подведение итогов).
Учащиеся:
-организаторы (согласование темы);
-участники (презентация выступления, обсуждение);
-эксперты (оценка эффективности события).
Родители:
-организаторы (согласование темы, спонсорская помощь);
-участники (презентация выступления, обсуждение);
-эксперты (оценка эффективности события)
Формы организации образовательного события
Формы следовало выбрать такие, чтобы участники максимально вовлекались в деятельность, обсуждение, при этом были бы свободны в общении, имели возможность выбора:
презентация выступлений - актуальность потребностей и жизненного опыта, мобилизация внутренних и внешних ресурсов, подготовка в соответствии с поставленной задачей;
свободное обсуждение - представление собственной точки зрения, аргументация позиции, достижение договоренности, присоединение к позиции, принятие роли, формулирование вопросов и т.п.;
рефлексия - установление соответствия достигнутых результатов ожидаемым, анализ собственных действий и состояний в ходе события.
Этапы реализации образовательного события
I этап – подготовительный (участники выбирают направление совместной деятельности, разрабатывают сценарий, распределяют роли, находят ресурсы).
II этап – основной (проведение мероприятия).
III этап – итоговый (участники делятся впечатлениями, эмоциональными переживаниями, анализируют; после проведения мероприятия можно провести конкурс рисунков, сочинений, написать отзыв).
Основная работа по проекту ориентируется на основы гуманистической педагогики - педагогики приоритета личности обучающегося. Личность педагога - мощный стимул к развитию тех, кого он образовывает, воспитывает, учит. Просвещение взрослых (в данном случае родителей) даёт уникальную возможность использовать их опыт воспитания собственных детей при организации образовательного события, а главное школьную жизнь сделать обоюдно интересной и увлекательной.
Принципы организации образовательного события
1. Принцип взаимного уважения и доверия.
2. Принцип взаимной поддержки и помощи.
3. Принцип терпения и терпимости по отношению друг к другу.
На основе формирования чувства доверия родителей к педагогам расширяются возможности в работе с семьёй. При этом необходимо учитывать: чувства мысли, поступки и интересы родителей и строить на этом фундаменте обсуждение или обучение, конструктивное взаимодействие. Информация должна передаваться без ущемления родительского чувства уверенности в себе, чтобы не нарушалась доверительность взаимоотношений с педагогом.
Деятельность педагога строится на гуманистических принципах, которые утверждают:
Все люди разные.
Каждая личность неповторима и уникальна.
Каждый человек прекрасен в своих потенциальных возможностях и способностях.
Жизнь создаётся любовью.
Любить человека - значит утверждать его неповторимое существование.
Необходимо отделять поведение от сущности человека.
Такой опыт приобретается при равноправном дружеском взаимодействии родителей, ребёнка и школы. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит учителю. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию ребенка. Учителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающий авторитаризм. Особенно это необходимо, когда семья попала в трудную жизненную ситуацию, когда в семье появился ребенок с проблемами здоровья.
Ожидаемые результаты работы
1. Активное участие родителей в воспитательном процессе школы.
2. Возрождение традиции семейного воспитания.
3. Улучшение микроклимата в семье.
4. Умение родителей конструктивно взаимодействовать друг с другом и с ребёнком.
5. Умение родителей разрешать проблемные ситуации.
6. Создание дружного коллектива родителей и учащихся класса.
7. Раскрытие творческого потенциала учащихся и родителей посредством проведения образовательных событий.
Риски проекта
1. Индивудуальные психо – физиологические особенности детей.
Некомпетентность родителей в вопросах психо - физиологического развития детей.
Невысокий социальный и образвательный статус семей.
Отсутствие заинтересованности во взаимодействии отдельных родителей.
Пути преодоления трудностей
Проведение бесед, консультаций школьным психологом.
Предложение для выбора таких тем образовательных событий, которые были бы интересны всем.
Мониторинг совместной деятельности для анализа эффективности работы.
Механизм реализации и ресурсное обеспечение проекта.
Дорожная карта реализации проекта
№ п/п
Наименование
Когда?
Где?
Кто?
Ресурсы
Подготовительный этап
Поисковый модуль
1
Сбор информации по проекту
август
2013 г.
интернет,
метод-ая литература
кл. рук-ль
Интернет,
методическая литература
2
Ознакомление с программой воспитательной работы ОУ
сентябрь
2013 г.
нормативные документы
кл. рук-ль,
члены родитель ского комитета
нормативные документы
3
Изучение психологического климата семей
октябрь
2013 г.
МБОУ
«Гимназия №2»
кл. рук-ль, педагог - психолог
педагог-психолог
тесты, анкеты
4
Подбор дидактической литературы
Концептуальный модуль
1
Разработка проекта
октябрь – ноябрь 2013г.
МБОУ
«Гимназия №2»
кл. рук-ль
Интеренет,
методическая литература
2
Разработка положений о проведении образовательных событий
ноябрь 2013г
«Гимназия №2»
кл. рук-ль члены родитель- ского комитета
Интернет
нормативные документы
Основной этап
Научно-методический модуль
1
Составление плана проведения образовательных событий
ежегодно
МБОУ
«Гимназия №2»
кл. рук-ль,
члены родитель- ского комитета
Интеренет
2
Разработка сценария проведения образовательного события
МБОУ
«Гимназия №2»
кл. рук-ль,
члены родитель- ского комитета
Интеренет
3
Разработка дидактического материала.
МБОУ
«Гимназия №2»
кл. рук-ль,
родители,
ученики
Интеренет
компьютер, бумага, картон
фломастеры, краски и т.п.
4
Оформление наглядных пособий
МБОУ
«Гимназия №2»
кл. рук-ль,
родители,
ученики
Интеренет бумага, картон
фломастеры, краски, ватман и т.п.
Модуль социального взаимодействия
1
Заседание актива
В течение всего срока реализации
проекта
проекта
1 сентября
каждого года
октябрь
2010 г.
ноябрь 2010 г.
декабрь
2010 г.
февраль
2011 г.
март
2011 г.
апрель
2011 г.
май
каждого года
МБОУ
«Гимназия №2»
кл. рук-ль,
родители
кабинет класса
бумага, ручки
2
Проведение образовательных событий:
1класс
«День рождения
класса»
«Семейное чаепитие»
«Мы школьниками стали»
«Новогодний калейдоскоп»
«День открытых дверей»
«Вместе с папой»
«Открытка для мамы»
«Читайкина семья»
«Праздник чести класса»
2 класс
«Мы выбираем безопасный путь»
«Семейный арбузник»
«Новогодние хлопоты»
«Здравствуйте, отметки!»
«Мы с папой защитники»
«Поздравляю мамочку мою»
«Папа, мама, я - спортивная семья»
3 класс
«Хорошие привычки, мы вас ждём!»
«Дружная семейка»
«Новогодняя путаница»
«Папа и я – мы друзья»
«Улыбнитесь наши мамы»
«Мир книг»
«Любимые выходные»
4 класс
«Семейный фотоальбом»
«Приглашаем за здоровьем»
«Новогодняя ярмарка»
«Интеллектуальный марафон»
«На все руки мастера»
«Заботливые руки мамы»
«Ярмарка талантов»
«Правила движения для всей семьи»
ежегодно
2013-2014
уч.год
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
ежегодно
февраль
март
апрель
май
ежегодно
2014-2015
уч.год
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
2015-2016 уч.год
октябрь
ноябрь
декабрь
февраль
март
апрель
май
2016-2017 уч.год
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
МБОУ
«Гимназия №2»
МБОУ
«Гимназия №2»
кл. рук-ль,
родители,
ученики,
кл. рук-ль,
родители,
ученики
кабинет класса
спортзал
школьный двор
стадион дидактический материал,
наглядность,
компьютер,
проектор,
муз. центр
кабинет класса
спортзал
школьный двор
стадион дидактический материал,
наглядность,
компьютер,
проектор,
муз. центр
Завершающий этап
3
Проведение мониторинговых исследований
май – июнь
2017 г.
МБОУ
«Гимназия №2»
родители,
ученики
педагог-психолог
тесты, анкеты
Сроки реализации
Подготовительный этап: август – ноябрь 2013 года.
Практический этап: декабрь 2013 года – май 2014 год.
Завершающий этап: май 2017 года – июнь 2017 года.
Проект «Образовательные события в совместной деятельности детей, родителей, педагогов в решении учебно – воспитательных задач» носит долгосрочный характер. В начальной школе он реализуется за четыре года. План мероприятий планируется на четыре года, корректируется ежегодно.
Традиционно в конце каждого учебного года должно проходить награждение наиболее активных родителей почетными грамотами, призами и подарками.
План проведения образовательных событий
на 2013 – 2014 учебный год
№ п/п
Образовательное событие
Сроки
Совместная деятельность
Участники
1 класс
1
«День рождения класса»
01.09. ежегодно
1этап: знакомство родителей, офор- мление класса, подбор подарков для учеников, разработка плана праздника;
2 этап: проведение мероприятия;
3 этап: конкурс рисунков “Я ученик”, отзыв родителей.
кл. рук-ль
родители
кл. рук-ль
родители, дети
2
«Семейное чаепитие»
октябрь
1 этап: конкурс рисунков “Моя семья”, семья готовит любимое блюдо, подготовка конкурсов;
2 этап: чаепитие;
3 этап: тест “Мне понравилось...” (закончи предложение).
родители, дети
кл. рук-ль
кл. рук-ль
родители, дети
3
«Мы школьниками стали»
ноябрь
1 этап: разработка плана мероприятия, изготовление памятки первоклассника конкурс “ Я умею”;
2 этап: праздничная программа;
3 этап: родители пишут пожелания учи-телю по обучению детей.
род. комитет
родители, дети
кл. рук-ль
родители
4
«Новогодний калейдоскоп»
декабрь
1этап: украшение класса, подготовка по- дарков, разработка плана развлечения;
2 этап: проведение развлечения;
3 этап: фотоконкурс “Семейный праздник Новый год”.
кл. рук-ль
родители
родители, дети
кл. рук-ль
родители, дети
5
«День открытых дверей»
январь
ежегодно
1 этап: сбор мнений о том, на каком уроке хотели бы присутствовать родители,
изготовление приглашений;
2 этап: открытый урок;
3 этап: круглый стол по вопросам обуче- ния и воспитания детей.
кл. рук-ль
дети
кл.рук-ль, , родители
6
«Вместе с папой»
февраль
1 этап: изготовление сувениров,
разработка плана мероприятия;
2 этап: конкурсная программа
3 этап: конкурс рисунков “Мой папа”, фоторепортаж.
дети,род. ком., кл.рук-ль
папы, сыновья
дети, кл.рук-ль
родители
7
«Открытка для мамы»
март
1 этап: изготовление открытки для мамы,
разработка плана мероприятия;
2 этап: “Устная открытка” (литературный монтаж)
3 этап: высказывания “Мои впечатле- ния...”, конкурс рисунков “Букет для мамы”
дети,род. ком., кл.рук-ль
дети, мамы
мамы
дети
8
«Читайкина семья»
апрель
1 этап: опрос: любимая детская книга моих родителей, выпуск газеты “Мы читаем”
2 этап: праздник “Прощание с Азбукой”
3 этап: изготовление памяток “Юному читателю”
дети
родители
кл.рук-ль, дети, родители
кл.рук-ль, родители
9
«Праздник чести класса»
май
ежегодно
1 этап: приобретение подарков для детей,
выбор номинаций, изготовление медалей по номинациям, разработка плана мероприятия; слайд-шоу по итогам года
2 этап: проведение праздника
3 этап: награждение активных родителей
шкатулка желаний (пишут отзывы, поже - лания на будущий учебный год)
род.комитет,
кл.рук-ль
дети, родители
кл.рук-ль
дети, родители
План проведения образовательных событий
на 2014 – 2015 учебный год
2 класс
1
«Мы выбираем безопасный путь»
октябрь
1 этап: разработка плана проведения,
разработка памяток по ПДД,
проведение беседы по ПДД;
2 этап: игра по станциям;
3 этап: подведение итогов игры по стан- циям, фоторепортаж.
кл. рук-ль
род.комитет
шк. библ-рь
дети, родители
2
«Семейный арбузник»
октябрь
1 этап: составление плана проведения, конкурс «Самый большой арбуз» (паспорт арбуза: вес, объём в см; фотография)
2 этап: «Арбузные» конкурсы;
3 этап: выставка поделок из арбузных корочек, подведение итогов, награждение.
род. комитет
родители, дети
кл. рук-ль
дети, родители
3
«Новогодний хлопоты»
декабрь
1 этап: украшение класса, подготовка
подарков, разработка плана;
конкурс новогодней игрушки;
2 этап: проведение мероприятия;
3 этап: выпуск газеты с новогодними пожеланиями.
родители
род. комитет
дети
родители, дети
кл.рук-ль
4
«Здравствуйте, отметки!»
январь
1 этап: выставка лучших тетрадей учени- ков, поделок, рисунков,
разработка плана программы;
2 этап: конкурсная программа
3 этап: проведение круглого стола «Моё отношение к отметке»
дети кл. рук-ль
род. комитет
дети,родители
кл.рук-ль
родители
5
«Мы с папой защитники»
февраль
1 этап: приобретение подарков для мальчиков, изготовление реквизита;
изготовление сувениров для пап;
деление на команды;
2 этап: «Весёлые старты»
3 этап: просмотр видеофильма, высказы- вания впечатлений «Мне понравилось…»,
«Я хотел бы…»
род.комитет
дети
папы дети
кл.рук-ль,
родители, дети
кл.рук-ль
6
«Поздравляю мамочку мою»
март
1 этап: изготовление сувениров для мам,
разработка плана мероприятия, приглашение на мероприятие классы СКО, создание классных презентаций, изготовление реквизита;
2 этап: проведение концертно – развлекательной программы
3 этап: высказывания мам «Моё впечатление…», конкурс рисунков «Моя мама», слайд-шоу по итогам проведения мероприятия
дети
род.комитет
кл.рук-ль
дети, мамы, кл.рук-ли
7
«Папа, мама,
я - спортивная семья»
апрель
1 этап: разработка плана проведения мероприятий, подготовка реквизита, приобретение медалей, сувениров;
изготовление плакатов «Мы дружим со спортом»;
2 этап: спортивная ярмарка;
3 этап: игра «Улыбнись мне», фоторепортаж по итогам проведения мероприятия, награждение.
род.комитет
родители, дети
дети, родители
кл.рук-ль
5. Продукты проектной деятельности
1. Пакет методических материалов.
2. Мастер-класс по организации образовательных событий.
3.Творческие работы – рисунки, газеты, фотографии, видеоматериалы, презентации.
Эффективность реализации проекта можно оценить с помощью количественных и качественных критериев оценки:
общее количество участников, принявших участие в реализации проекта;
отзывы участников проекта;
диагностика психологического климата семьи;
возможность тиражирования в другие образовательные учреждения результатов нашего проекта.
6. Перспективы в реализации проекта
В начальной школе работа по проекту будет длиться четыре года. В насто-ящее время проект реализуется во 2 классе.
В ходе его реализации замечено, что при проведении образовательных событий в первый год родители трудно шли на контакт, в школу приходили по обязанности, надеюсь на второй год будут больше включаться в совместную деятельность. Можно сказать, что начинает образовываться единое образовательное поле, в котором участвуют и дети, и родители, и классный руководитель. Родители в совместной деятельности начинают понимать и принимать своих детей, учитывать их психо - физиологические особенности, общение происходит более конструктивно.
Образовательные события, проводимые на эмоциональном подъёме, с увлеченим помогают раскрыть участникам свои положительные качества, показать значимость друг перед другом.
Дальнейшая реализация проекта
1) Работа с участниками предполагает:
ученикам в 3-4 классах давать больше самостоятельности при подготовке образовательных событий, тем самым проявлять по отношению к ним своё доверие;
родителям научиться выслушивать детей, демонстрировать уважение к мнению детей, с пользой проводить свободное время со своим ребёнком;
повысить активность родителей, добиться 100%-ой посещаемости;
родители должны сами выходить с инициативой об организации того или другого вида деятельности.
2) Научно-методическая работа предполагает:
создание разработок по проведению образовательных событий;
создание дидактического материала;
выступление на мастер-классах;
знакомство членов педагогического коллектива с результатами данного проекта.
На мой взгляд, данный проект может быть использован воспитателями, классными руководителями не только в начальной школе, но и в классах среднего и старшего звена, т. к. данная работа помогает организовать совместную деятельность детей, родителей, педагогов. А только совместные усилия позволяют процесс воспитания и обучения сделать успешным.
Заключение
В чём же состоит сущность понятия «образовательное событие»? Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели.
При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, - но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности.
По Б. Д. Эльконину, «событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. То есть событие должно быть осмыслено как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию. Событие нельзя понимать как случайность. Событие предполагает очень серьезную, трудную и напряженную работу и переживание».
Обоснование интегративных возможностей образовательных событий:
1. В ходе реализации образовательных событий используются современные образовательные технологии: проектного обучения, проблемного обучения.
2. Образовательные события способствуют интеграции учебно-воспитательного процесса.
3. Образовательные события формируют эффективное образовательное пространство, направленное на формирование целостной, разносторонне развитой личности.
4. Образовательные события позволяют систематизировать, обобщить и свести знания в единую гармоничную картину окружающего мира.
5. Образовательные события способствуют повышению мотивации воспитателя к педагогической деятельности а ребенка к обучению.
6. Образовательные события развивают творческое отношение к собственной деятельности, дают возможность адекватно ее оценивать, вырабатывать навыки саморазвития и самообучения.
7. Образовательные события способствуют успешной социализации личности.
Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере. В образовательном событии также представлена целостная картина личностных качеств ребенка – это работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения – это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание.
Использованная литература
1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.: Педагогика, 2001.
2. Гуткина ЛД. Планирование и организация воспитательной работы в школе. М. Центр “Педагогический поиск”, 2002.
3. Кузнецова Л.В. Воспитательная работа в школе. М. “Школьная пресса”, 2002.
4. Лизинский В.М. “Практическое воспитание в школе”, М, Центр “Педагогический поиск”, 2002.
5. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.,: ООО Издательство « Речь», 2002.
6. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. Айрис-Пресс, 2006 г.
7. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства. Практикум: Учеб. пособие для вузов. М., 2006.
8. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М 2001.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ