Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, - используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.
Игровые:
— «Игра-путешествие в подводное царство»;
— сюжетно-ролевая игра «Театр»;
— игра «Строим город будущего»;
— «Путешествие в древний мир»;
— «Строим сказочный снежный городок».
Творческие:
— осенний (весенний, зимний) вернисаж;
— музыкальная сказка (по выбору);
— настольный театр (придумывание сказки, изготовление персонажей, декораций и показ спектакля малышам и родителям);
— «Веселая ярмарка»;
— создание фильмотеки рисованных диафильмов;
— фестиваль искусств «Весенняя капель».
Познавательные;
— журнал «Почемучка»;
— «Путешествие в Царство Математики»;
— конкурс «Моя родословная»;
— «Красная Книга» (создание книги из рисунков редких и исчезающих видов растений, животных, птиц).
По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев).
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:
1) постановка цели;
2) поиск формы реализации проекта;
3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;
5) определение направлений поисковой и практической деятельности;
6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
7) работа над частями проекта, коррекция;
8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности. Например, работая над проектом организации экологического музея, в книжном уголке можно поставить яркие книги — энциклопедии для детей, альбомы с изображением растений, животных, птиц, «Красную Книгу» природы. В игровом уголке необходимо систематизировать и поставить игры на экологическую тему. В «красном углу» групповой комнаты рекомендуется организовать «фитобар», а на коробочках с фиточаем наклеить изображение данного растения. «Официанты», подавая чай, будут рассказывать о его целебных свойствах, побуждая детей узнавать новые рецепты.
На стене групповой комнаты или в приемной можно повесить плакаты экологического содержания (выполненные детьми).
Содержание сюжетно-ролевых игр тоже будет носить экологический характер;
— «Путешествие в подводное царство»;
— «Путешествие на Луну»;
— «Гомеопатическая аптека»;
— «Зоологический магазин»;
— «Зоопарк» и т.д.
На территории детского сада или в ближайшем сквере, парке необходимо организовать экологическую тропу, подготовить экскурсоводов (детей) и проводить путешествие по этой тропе для малышей, гостей, родителей.
К организации поисковой и творческой деятельности детей необходимо подключать родителей и родственников, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта воспитатель предлагает детям задания (приготовить макет лесной полянки, альбом с рисунками редких растений, плакат в защиту животных, гербарий полевых цветов, фотографии местных зимующих птиц и т.д.). Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание. Прежде чем раздать задания, воспитатель должен их тщательно продумать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости воспитатель мог предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти.
Последний этап проекта — защита — всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ 116
Проект "Биоценоз березовой рощи поселка Южный"
Тема нашей проектно-исследовательской деятельности «Биоценоз березовой рощи поселка Южный». Специфика проекта заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой (природной и социальной); педагогическое взаимодействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на его собственный опыт.
Наш проект по доминирующей деятельности носил социально-исследовательский характер.
Перед собой мы ставили следующие вопросы:
· Как помочь детям научиться сочувствовать окружающим и заботится о них?
· Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее?
· Как сделать, чтобы детям, у которых в силу возрастных особенностей не сформированы трудовые навыки, казалось, что они работают самостоятельно?
В проекте отражены следующие учебные разделы: ознакомление с окружающим, ознакомление с природой, развитие речи, художественно-эстетическое воспитание. Проектно – исследовательская деятельность незаметно вплетается во все виды деятельности и составляет с ним единое целое.
Цель нашего проекта – это формирование исследовательских способностей старших дошкольников в процессе изучения живой природы.
Были поставлены следующие задачи:
· Сформировать знания о живой и неживой природе;
· Привить навыки экологически грамотного поведения в природе;
· Дать представления о березовой роще как о зеленом доме растений и животных;
· Развивать у детей способность анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
· Воспитывать исследовательский интерес к природе путем создания проблемных ситуаций и постановки опытов;
· Расширить представления детей о социальной значимости березовой рощи.
Темы индивидуальных исследований дошкольников:
1. Кто посадил березку? ( Громова Оля, Билык Настя)
2. Как березка готовится к холодной зиме? (Резниченко Катя, Куликова Алина)
3. Кому нужна березка? (Худяков Максим)
4. Что для меня моя березка? (Деменко Мария)
Данный проект – это методическое пособие для работы с детьми подготовительной к школе группы детского сада при изучении базового курса «Ознакомление с окружающим» по программе С. Н. Николаевой «Экологическое воспитание в детском саду». Можно использовать программу О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!». При некоторой адаптации с проектом можно работать по пособию А.И. Ивановой «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду».
Продолжительность проектно-исследовательской деятельности определялась следующими факторами:
· Особенностями изучаемого явления (сезонные изменения в жизни дерева, осень-зима);
· Наличием свободного времени;
· Заинтересованностью детей, их отношением к предлагаемому виду деятельности.
Поэтому наш проект носил долгосрочный характер.
На подготовительном этапе, мы обсудили с родителями воспитанников вопросы, связанные с проектной и исследовательской деятельностью, определили цель и задачи проекта, составили список необходимого оборудования, разработали план-график работы, подготовили методическую и художественную литературу, дидактические игры по теме проекта. Нашли спонсора в лице администрации ДОУ для приобретения поощрительных призов участникам проекта. Приобрели необходимые принадлежности для практических занятий. Создали лабораторию «Маленькие волшебники» для экспериментальной деятельности. Сроки выполнения: сентябрь-октябрь 2004г.
В ходе реализации проекта (октябрь - февраль 2004-2005гг.) организовали выполнение дошкольниками самостоятельных исследований (экспериментов, опытов, наблюдений), провели дидактические игры, ознакомили с литературой по теме проекта, сфотографировали участников во время работы по проекту. Обсудили с родителями и детьми формы представления результатов исследовательской деятельности. Пригласили родителей для создания фильма по результатам проекта. В процессе совместной работы детей и взрослых над проектом создали Музей природы «Человек, деревья, птицы и трава – едины корни нашего родства!», альбом «Березонька», фотоальбом, книги-самоделки.
Презентация проекта проходила в форме просмотра видеофильма «Экспедиция в березовую рощу поселка «Южный», концерта, где были продемонстрированы итоги реализации проекта, которые совпадают с поставленными нами задачами.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму».
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.
Перед собой мы ставили задачи:
- как научить ребенка самостоятельно удовлетворять присущую ему любознательность (помочь ему ответить на вопросы: почему, зачем, как устроен мир?);
- как научить детей практически устанавливать причинно-следственные связи, родовидовые, пространственные и временные связи между предметами и явлениями;
- как научить детей работать согласованно, единой командой, поскольку содержание выполняемой работы во многом зависит от решений, принятых всей группой детей.
Планируя объем и распределяя задания, каждая мини-группа исходила из своих потребностей. Каждый ребенок в рамках общей темы имел возможность для проявления своих творческих способностей, смог раскрыться с той стороны, где он наиболее силен.
Наличие общей, групповой цели вызывало необходимость четкого распределения обязанностей детей на этапе планирования и активной взаимной помощи на последующих этапах проекта.
В процессе работы с детьми, для каждого ребенка использовался свой уровень реализации проекта:
- Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстояло найти ребенку;
- Педагог ставит проблему, но уже метод ее решения ребенок искал самостоятельно (на этом уровне допускался коллективный поиск);
- На высшем уровне постановки проблемы, поиск ее методов исследования и разработки решения осуществляется детьми самостоятельно.
Было интересно наблюдать, что в ходе реализации проекта дети много двигались, решали поставленные задачи в комфортном для них темпе, выбирали партнеров для самостоятельной и групповой деятельности. При выборе индивидуальных тем исследований каждый ребенок нашел себя в определенном виде деятельности.
Обучая детей конкретным навыкам, мы, взрослые, часто лишаем их шанса сделать собственное открытие.
Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших свойств природы человека. Поэтому исходным пунктом в нашем дошкольном учреждении служат детские интересы сегодняшнего дня.
Главная цель исследовательского обучения –
формирование у ребенка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Неоднократно было замечено, что для многих педагогов мысль о том, что дошкольник способен пройти через все этапы исследовательской деятельности, на первый взгляд, кажется сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа с детьми.
Последовательность реализации проектной деятельности:
1. Актуализация проблемы (найти проблему и определить направление будущего проекта).
2. Определение сферы проекта (сформировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).
3. Выбор темы проекта (попытаться, как можно строже, обозначить границы проекта).
4. Выработка гипотезы.
5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы).
6. Определить последовательность проведения проекта.
7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).
9. Подготовка отчета (сообщение по результатам проекта).
10. Доклад (защита своей темы публично перед сверстниками и взрослыми).
В реализации проектной деятельности дети научились:
- видеть проблемы;
- задавать вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперимент;
- структурировать полученный в ходе исследования материал;
- делать выводы и умозаключения;
- доказывать и защищать свои идеи.
Интересно было увидеть то, что сама формулировка проблемы у наших детей возникала лишь тогда, когда проблема была решена. Юные исследователи, начиная поиск, ясно не осознавали, зачем они это делают, и уж тем более не знали, что они найдут в итоге. Выполняя эту часть исследовательской работы с ребенком, мы, педагоги, проявляли гибкость, не требуя от него ясного осознания и формулирования проблемы.
Нашу проблему дети выявляли путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности.
Проект объединил:
- тех, кто любит речь;
- тех, кому удобнее себя выражать в схемах, рисунках, картах;
- тех, кому очень важно общение с живыми людьми;
- тех, кто предпочитает опосредованное общение;
- тех, кому ближе замеры, измерения, и склонных к моделированию.
Интерес к исследовательскому поведению ребенка
Интерес к исследовательскому поведению ребенка, повышенное внимание к исследовательскому обучению дошкольников, стали подлинными приемами современной педагогической психологии дошкольной образовательной практики. Эта проблематика активно разрабатывается в специальных научных изысканиях (Дыбина О.В., Поддьяков А.Н., Поддьяков Н.Н., Савенков А.И.)
Наш опыт показывает, что проектно-исследовательская деятельность дошкольников хорошо вписывается в систему работы дошкольного учреждения. Она незаметно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое.
В ходе проектно-исследовательской деятельности мы выработали ряд правил:
• Проект – не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить;
• Детская проектно-исследовательская деятельность свободна от обязательств. У ребенка должно сохраняться ощущение внутренней свободы;
• Как и при сюжетно-ролевой игре продолжительность исследовательской деятельности не регламентируется;
• При проведении проекта необходимо учитывать индивидуальные особенности детей;
• Каждый ребенок имеет право на ошибку;
• Руководитель должен постоянно оказывать помощь детям в подборе слов и построении предложений, не подменяя их и не формулируя выводов самостоятельно.
В результате проведения проекта возникли следующие трудности:
- отсутствие средств компьютерной телекоммуникации, что препятствует широкому доступу к разнообразной информации в целях образования;
- в детском саду нет четкой границы между обыденной жизнью и проектно-исследовательской деятельностью;
- если в школе можно давать знания большими порциями, то в детском саду их приходится дробить и преподносить микродозами;
- чрезмерное увлечение фиксированием результатов приводит к дополнительной нагрузке для ребенка;
- дети мыслят образами, им трудно выразить порой словами даже то, что они понимают, им сложно проводить анализ, быть самостоятельными в поиске нужной информации. Здесь на помощь приходит взрослый.
«Проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью»
Проектно-исследовательская деятельность – это не только просто исследование, это не просто только экспериментирование. Она включает в себя гораздо больше составляющих. Сюда входит умение получать сведения из самых различных источников, обрабатывать и перерабатывать эти сведения в своей голове, обобщать и классифицировать – то есть работать на теоретическом уровне. Кроме того, проектная деятельность от исследователя требует корректировки поведения в зависимости от результатов экспериментирования и теоретических обобщений. Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний.
Цель проектно-исследовательской деятельности – становление у детей научно-познавательного, практически - деятельностного, эмоционально-нравственного отношения ко всему, что ребенка окружает.
В исследовательской деятельности проявляются творческие способности ребенка. Последние, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Природа творчества едина как для взрослого, так и для ребенка. Поэтому проектно-исследовательская деятельность детей организовывается практически по той же схеме, что и деятельность маститого ученого.
Проект дошкольника неизбежно включает основные элементы: выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования), выработка гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; обобщение полученных данных; подготовка и защита проекта (сообщение, доклад, создание макета…)
Толчком к началу проекта может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Чем больше ребенок задаст вопросов, тем лучше. Эти вопросы помогают собрать как можно больше исходного материала, который потом будет классифицироваться. В дошкольном возрасте дети еще не умеют читать и писать, поэтому необходимо их научить пиктографической «грамотности» - использование значков и картинок. При помощи этих картинок-рисунков дети в дальнейшем смогут воспроизвести некоторый текст. У нас у каждого ребенка есть специальная «папка исследователя». С этой папкой ребенок передвигается в некотором пространстве проектной деятельности. Если он узнает что-то новое, то в его папке появляется новый рисунок-запись.
Далее ребенок выдвигает гипотезу. Дети постоянно выдвигают различные предположения по поводу того, что они слышат, видят, чувствуют. Умение выдвигать гипотезы ребенком тесно связано с умением ставить им вопросы и искать на них ответы разными способами. Здесь педагогам необходимо подвести ребенка под ту идею, в которой он максимально сможет реализоваться как исследователь.
Сбор материала. Он может происходить из различных источников. Это занятия. Но в отличие от традиционной учебной деятельности, проектная деятельность не предполагает жестко организованных, заранее спланированных занятий. В системе занятий акцент смещается с репродуктивной деятельности и пассивного усвоения знаний на индивидуальную исследовательскую практику. Дети сами определяют интенсивность и продолжительность занятий, свободно планируют свое время, выбирая не только тематику, но и сами предметы собственных учебных исследований.
• Это и гибкое использование учебных зон, расположенных на территории детского сада.
• Это предметные мини-центры по видам деятельности и областям знаний, где сосредоточены самые разнообразные средства и материалы для самостоятельной работы детей.
• При организации проектной деятельности необходимо предусмотреть наличие укромных уголков, где ребенок сможет свободно уединиться, обдумать собственные планы, посмотреть книги.
• Получить информацию можно из компьютера, обратиться к специалисту, спросить любого человека.
Проектно-исследовательская деятельность в ДО.
Для успешной проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе требуются серьезная подготовка педагогов к организации проектирования, дидактическое, методическое и материально-техническое обеспечение.
Для этого разработаны рекомендации «Методическая работа в рамках проектной деятельности».
Цель которых – развитие проектной культуры в образовательном процессе. Применение данных методических рекомендаций способствовало созданию проектов ДО: «Биоценоз березовой рощи поселка Южный», «Организация зимнего сада с использованием фитомодулей».
Поэтому,
управление– процесс прогнозирования, планирования, мотивации, контроля, необходимые для того, чтобы сформулировать цели, а затем добиться их выполнения.
Организационный механизм управления предполагает гласность, инициативность, подотчетность, творческий подход, дисциплину. Творчество должно быть в области всей педагогической теории и практических педагогических находок.
Анализ сегодняшней практики детского сада позволяет сделать выводы:
- немалая часть педагогов признают большие возможности проектной и исследовательской деятельности для развития интеллектуальных, личностных и социальных способностей детей и стремятся реализовать такого рода технологии в учебно-воспитательном процессе;
- с другой стороны, педагоги испытывают значительные трудности, ощущают недостаточную научно-методическую и социально-психологическую готовность реализовать проектно-исследовательские технологии в изменившихся условиях на уровне современного понимания и требований.
Участие в городской экспериментальной площадке дает нам право на следующие заключения:
- у нас сформировалось новое педагогическое сообщество, консолидация наших усилий способствовала грамотной организации проектно-исследовательской деятельности детей;
- у педагогов возник неподдельный интерес к исследовательскому поведению, обучению детей путем создания проблемных ситуаций;
- проектно-исследовательскую деятельность мы определили как «систему обучения, в которой дети приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий»;
- фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования органично вплелась во все виды деятельности;
- мы убеждены, что знания должны приходить к ребенку не только извне, но и рождаться внутри него самого;
- дети стали «открывателями» в процессе познания;
- дети приобрели вкус исследования, навыки исследования (пусть малые), у них стали формироваться основы научного мировоззрения.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ