Проектная работа по теме «Габдулла Тукай, я хочу тебе сказать…» Посвящённый к 100-летию со дня смерти татарского поэта Габдуллы Тукая
«Жизнь люби, люби народ свой, чти народную мечту!»
Габдулла Тукай
Классный час: «Габдулла Тукай, я хочу тебе сказать…»
Посвящённый к 100-летию со дня смерти татарского поэта Габдуллы Тукая.
Форма: урок-конференция
Сроки:15 апреля 2013 года
Слушатели: старшеклассники
Цель: Развитие у старших школьников интерес к творчеству г. Тукая, познавательной активности, исследовательской деятельности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
Материалы: книжная выставка, стенгазета, проектор, компьютер, электронная презентация, портрет Г. Тукая
Подготовительная работа:
Для организации классного часа необходимо разделить класс на несколько команд (1- выпуск стенгазеты, 2- подготовка презентации, 3- изучение литературы, 4-подготовка книжной выставки и т. д.). Каждая команда готовиться по определённому направлению в течение одной-двух недель.
План-конспект занятия:
Вступление.
Вступительное слово учителя.
Учитель: Чем знаменательна сегодняшняя дата?
Ученик 1: 15 апреля (по старому стилю 2 апреля) 1913 года в 20 часов 15 минут не стало величайшего татарского поэта Габдуллы Тукая. Он ушёл из жизни в возрасте 27 лет.
Сегодня известно 750 текстов Тукая — стихи поэмы, статьи, фельетоны, рецензии, рассказы для детей, письма, воспоминания, путевые записки; Тукай использовал 65 псевдонимов. При участии многих литературоведов уже около 400 произведений Тукая более или менее подробно проанализировано в отдельных статьях или справках. Разумеется, их объём определяется значимостью того или иного произведения. Заметно стремление по-новому подойти к анализу тукаевских текстов, не сводя его к социально-классовому подходу.
Учитель: Кто для татарского народа Габдулла Тукай в новом обществе, не утратил ли он своего былого значения и величия? Ответ один и категорически: нет!
Нет, именно сегодня для народа, который на крутом историческом вираже потерял старые идеалы, а новых еще не обрел, Тукай является путеводной звездой, именно в наши дни раскрылась подлинная сущность поэта, его величие и роль пророка. Даже едкие сатирические стихотворения поэта, считавшиеся при советском строе утратившими свою актуальность, сегодня звучат еще злободневнее.
II. Основная часть;
Учитель: Ну а какие идеалы бытия были развиты Тукаем, скажем, как теоретиком?
Ученик 2: Г.Тукай придерживался идеологии культурно-исторического развития татарского и других народов России. Причем термин «культура» для него не просто красное словцо, не украшение. Можно вспомнить вступительное слово к его первому уроку, где Г.Тукай высказывает следующие слова: «Мы, представители молодой нации, которая сегодня вступает в новую ступень культуры, впредь так учиться не должны...». Как видим, поэт видит в народе именно носителя или субъекта культуры. С другой стороны, для Г.Тукая не существует разделение понятий «материальная культура» и «духовная культура». Культура для него - внутреннее свойство народа и каждой отдельной личности в том числе. Культура ничего общего не имеет с тем, насколько мы разбогатели или понастроили красот.
Ученик 3: Молодые и образованные люди тянулись к нему как бывает и сейчас, потому что чувствовали его гений их манила его всероссийская (среди мусульман) известность, и они грелись в лучах его славы, которая не грела самого Тукая. К тому же он сам был невероятно образован, что просто потрясающе, так как его школа — это только уральское медресе и сама жизнь.
Ученик 4: Тукай — воплощение свободы личности — в этом его урок не только татарам.
У него было много приятелей, но один настоящий друг — Фатих Амирхан, который был, как мы уже видели, калекой с параличом ног. Может быть, поэтому Тукай тянулся к нему и чувствовал себя с ним уверенно, как «с равным по несчастьям». Амирхан сыграл в его жизни огромную роль, потому что только к нему Тукай прислушивался в творческом отношении. Амирхан сыграл по отношению к Тукаю как бы роль Белинского по отношению к Пушкину, но ещё при жизни. Именно Амирхан выкристаллизовал в нём прозрачную народность, простоту слога, очищенного от арабских, персидских, турецких выражений и штампов. Амирхан «поставил Тукаю голос», голос соловья татарской поэзии.
Звучит песня: « И туган тел!»
Учитель: Как вы думаете, почему народ стал распевать стихи Тукая?
Ученик 5: Музыка сопровождала поэта с раннего детства и до последних дней его жизни. Она была для него и радостью, и печалью, и советчиком в творчестве.
Большая музыкальность поэта обусловила и особую музыкальность и певучесть его стихов. Об этом впервые сказал писатель Гали Рахим в опубликованной после смерти Тукая в 1913 году в статье "Тукаев — народный поэт": "Еще одно свойство стихов привлекает читателей — они чрезвычайно музыкальны. Стихи многих наших "поэтов" трудны для чтения, хотя и написаны по-татарски, а вот стихи Тукая льются сами собой. Возьмите, к примеру, его сочинения, написанные в ритме народного стиха, в них мы ощущаем нечто большее, чем простое знание законов стихосложения, в них сквозит народный дух.
Мы видели, что Тукай создавал свои произведения, напевая их. Подобный творческий процесс также не мог не оставить своих следов на его стихах. Все это создавало особую музыкальность, певучесть тукаевского стиха, который сам ввиду этого легко ложился на музыку. И народ стал распевать стихи Тукая.
Учитель: Существует направление - тукаеведение. Современные лингвисты проводят исследовательские работы по изучению творчества Г.Тукая. Одним из новых методов является - квантитативная характеристика языка поэзии Г.Тукая.
Ученик 6: Описание особенностей тех или иных языковых явлений в литературных произведениях с использованием их количественных характеристик дает интересные результаты, получение которых зачастую невозможно с помощью лишь традиционных методов лингвистического исследования.
Введенные в компьютер тексты были подвергнуты статистической обработке с помощью специализированной лингвистической программы АРМ лингвиста, созданной в Совместной научно-исследовательской лаборатории проблем искусственного интеллекта при АН Татарстана и КГУ.
На этапе непосредственного квантитативного анализа исследуемых текстов учёные оперировали такими статистическими характеристиками, как объем текста и словаря, средняя частота словоформы, относительное разнообразие языка, средняя длина словоформы, доля высоко- и низкочастотных словоформ в текстах и словарях.
Кроме того, эффективным художественным средством у поэта служит нестандартное словосложение, изменение фонетической и грамматической структуры слов, что приводит к появлению новых лексических единиц, которые встречаются в тексте обычно лишь один раз.
Учитель: О Тукае так много написано и сказано выдающими людьми и просто читателями-любителями поэзии. О нем можно говорить бесконечно…
Да, в тысячелетней истории татарской культуры имя Габдуллы Тукая занимает особое место, сопоставимое со значением Джона Байрона, Иоганна Гете, Ахмад Ясави, Александра Пушкина, Тарса Шевченко, Джордано Бруно, Ли Бо, Рабиндранате Тагоре…
Татар теле-Бөек Тукай теле
Туган телем-милли җырларым.
Мәңге яшәрсең син, Апуш-Тукай,
Яңгыратып йөрәк моңнарын
Тибрәндереп күңел кылларын.
Ученик 7: Аниса Алиева подробно описала биографию Тукая в книге «Летопись жизни и творчества». Во время создания Фильма «Тукай», в 2009 году она являлась научным консультантом, в результате она во многом способствовала четкой детализации фактов биографии поэта.
На протяжении всего фильма звучит щемящая нота сопереживания трагической судьбе Тукая, восхищение его творческим наследием и гражданским мужеством. Тот факт, что в работе над фильмом объединились значительные силы творческой интеллигенции Татарстана, вдохновляемые общим импульсом творчества под звездой первой величины – Габдуллой Тукаем – заставляет оптимистично взглянуть на нынешнюю ситуацию в современной культуре. Тукай и по сей день является фундаментом творческого вдохновения, животворящим источником развития национальной культуры.
заключение.
Учитель: Чтобы сказал Габдулла Тукай, если бы увидел то, что нынче творится у него на Родине? Мы должны знать, что для нас ценно и дорого, научиться относиться к себе и своей культуре с должным уважением, без которого нельзя в полной мере обрести уважение к своей республике и чувство личного достоинства как человека, гражданина патриота. Каждый человек должен стремиться к высокой культуре речи, духовности, бережно и любовно относится к родному языку.
Внешне неприметный человек может восхищать нас своим мужеством, добротой, глубокой одухотворенностью, честностью, способностью к самопожертвованию ради великой идеи.
Надо лучше присмотреться к сиротам и тем людям, которые не продаются и не фальшивят в угоду моде и деньгам?
Учитель: Знал ли Тукай что он так мало проживёт?
Ученик:Когда Тукая спросили в больнице, где он умер, почему он так долго не приходил, он ответил:
«Мне сказали, что больница — это последняя станция по дороге к смерти.
Я и не торопился на эту станцию — так хотелось ещё пожить».
1911 году он писал в письме С. Сунчелею:
"...Каждая минута моей жизни стоит вечности..."
Заключительное слово учителя.
Список использованной литературы
Бодуэновские чтения: Бодуэн де Куртенэ и современная лингвистика: Междунар. науч. конф. (Казань, 11-13 дек. 2001 г.): Труды и материалы: В 2 т. / Под общ. ред. К.Р.Галиуллина, Г.А.Николаева.- Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001.– Т. 2.– C.94-95).
Равиль БУХАРАЕВ. Образ Тукая - это не образ его памятников.
(«Магариф», 2001), «Казанские снега» («Магариф», 2004). Лауреатом Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая в 2006 году стал Равиль Раисович Бухараев за книги «Бесконечный поезд»
Нуриахметова З. М. Классный час «Г. Тукай, я хочу тебе сказать…»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ