Профильное обучение как условие повышения качества обществоведческого образования
Профильное обучение как условие повышения качества обществоведческого образования
Литературный обзор состояния вопроса.
Основные закономерности развития общего и профессионального образования и стратегии перехода к новым парадигмам образования изложены в работах таких авторов как Б.С. Гершунский, Л.И. Гурье, В.А. Ермоленко, З.Д. Жуковская, И.А. Зимняя, Н.Э. Касаткина, Г.В. Лаврентьев, А.М. Новиков, А.Н. Орлов, Т.С. Панина, Ю.Н. Семин, Ю.Г. Татур, Е.В. Ткаченко, А. Н. Утехина и др.
Нормативно-правовой базой опыта являются: типовые положения об образовательных учреждениях, национальная доктрина образования в Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании», основные положения Концепции реформирования системы образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (Утверждена Приказом Министра образования № 2783 от 18.07.2002), Концепции дополнительного образования детей, Постановление Правительства РФ от 09.06.2003 №334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования», Письмо МО и РАО от 28.10.2003 № 15-1/10) «О мероприятиях по введению профильного обучения», Стратегии модернизации содержания общего и профессионального образования и др.
История изучения темы педагогического опыта в педагогике.
Как подчеркнуто в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права). Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере решить проблему "кадрового голода", обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.
Предстоит существенная модернизация содержания и структуры профессионального образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы и др. В качестве основного фактора обновления профессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития.
Профильное обучение – средство дифференциации, индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменения структуры, содержания и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Сформировался общественный запрос на профилизацию школы. Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что оно должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Социологические исследования показали, что более 70% старшеклассников отдают предпочтение тому чтобы «знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться». Иначе говоря, профилизация обучения соответствует структуре образовательных и жизненных установок старшеклассников.
Нынешний уровень образования считают приемлемым лишь 12% опрошенных (данные Всероссийского центра изучения общественного мнения).
Поэтому в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 31576-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени предусматривалось введение профильного обучения, ориентированного на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учётом реальных потребностей рынка труда. Мы находимся в ситуации, когда ученику могут быть нужны знания, которыми современное поколение учителей владеет не в той мере. Одним из путей преодоления подобного разрыва является поиск компенсирующих его педагогических технологий. Речь идет об отходе от «классического» формирования знаний, умений и навыков и переходе к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования. Исследовательские, творческие методы обучения должны играть ведущую роль. Профильное обучение предполагает заметное сокращение времени преподавания в классно-урочно-предметной системе. В качестве доминирующих используются такие методы, как обзорные и установочные лекции, самостоятельная работа школьников с источниками информации, ИКТ технологии, лабораторные и практические работы, эвристические контрольные работы; проведение творческих конкурсов, открытая защита проектов; использование рейтинговых оценок успешности профильного обучения и т.п.
Основные цели профильного обучения:
-обеспечить углубленное изучение отдельных предметов
-создать условия для существенной дифференциации содержания обучения
- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями
- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием
- более эффективно готовить выпускников к освоению программ высшего профессионального образования.
Выпускник современной школы заинтересован в получении практико-ориентированных знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социуме и адаптации в нем. Поэтому целью школьного образования, сегодня является если не социальная зрелость, то максимально возможная социализация выпускников. «Профильное обучение берёт на себя функцию коррекции содержания общего среднего образования, которое отстает от задач обеспечения профессионального выбора молодежи и одновременно сохраняет некоторую академическую заданность преподавания основ наук».
Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры и направлений профилизации, а также модели организации профильного обучения. У нас в школе принята модель внутришкольной профилизации. Мы эту работу начали в 2006 году, и в начале остановились на многопрофильной внутришкольной модели, когда было три 10 класса. В результате, в школе уже в 2008-2009 учебном году были организованы наряду с общеобразовательным классом (с базовым обучением) и профильные классы, в которых при сохранении базового, профильное обучение реализовывалось за счет школьного компонента, который выделялся именно для профильных общеобразовательных предметов, а также для элективных курсов (спецкурсов и модулей). Элективные курсы выполняют две функции. Одни из них поддерживают изучение основных профильных предметов на заданном уровне. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий.
Такая модель предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и обеспечивает гибкую систему профильного обучения. Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Профильные общеобразовательные предметы – предметы повышенного уровня, определяют направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, в моем социально-экономическом классе профилирующими предметами являются – обществознание, экономика, право.
Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения. В настоящее время при сложившейся демографической ситуации мы осуществляем внутриклассную профилизацию. Для сельской школы этот вариант более приемлем. Он позволяет наиболее полно учесть интересы учащихся. В отработке этой системы участвовали практически все педагоги. Этому предшествовала серьезная разъяснительная работа среди родителей и старшеклассников. Были изучены нормативные документы, запросы старшеклассников и их родителей. С 2006-2007 учебного года мы начали проводить предпрофильную подготовку выпускников 9-х классов. В качестве задач предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов творческой группой учителей школы, обозначены:
выявление интересов и склонностей, способностей школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе;
оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками опыта, связанного с профессиональным становлением;
развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.
Объект исследования: профильное обучение в БОУ СОШ №35 станицы Новотитаровской МО Динской район.
Предмет исследования: пути оптимизации системы профильного обучения.
Цель: изучить результаты профильного обучения обществоведческим дисциплинам в социально-экономическом классе и доказать, что профильное обучение экономики в частности способствует повышению качества образования выпускников.
Задачи:
1. Описать систему профильного обучения учащихся 10-11 классов обществоведческим дисциплинам, перспективы развития общего и профильного образования в контексте модернизации образовательной системы, в частности, основные задачи БОУ СОШ №35 по организации профильной подготовки.
2. Показать особенности организации профильного обучения по экономике и праву, содержание программ профильного обучения школьников.
3. Рассмотреть эффективность профильного обучения.
База исследования: бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ №35 станицы Новотитаровской МО Динской район (профильные классы:, экономико – правовой, социально-экономический).
1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.
Профильное обучение, качество образования, профориентация, оптимизация системы профильного обучения, глобализация экономики, многоуровневое образование.
2. Психолого-педагогический портрет класса, являющегося базой для формирования представляемого педагогического опыта.
В 10 профильном социально-экономическом классе обучаются 24 человека: 20 девушек и 4 юношей. По степени интеллектуальных возможностей класс выше среднего, в 9 классе все учащиеся сдавали экзамен в форме ГИА по обществознанию. Качество знаний составил 92%. Учащиеся владеют компьютерными обучающими технологиями, овладели методом проектов. Занимаются внеклассной проектно-ислледовательской деятельностью. Обучены заниматься в группах, в парах, владеют активными приемами получения новых знаний. Благодаря профориентационной работе, все выпускники определились с будущей профессией, связанной с экономикой.
Особого внимания требуют на два главных этапа предпрофильной подготовки: профессиональная ориентация и профессиональное консультирование учащихся. Профессиональное консультирование по выбору профиля – это совместная деятельность выбирающего профессию и консультанта (классного руководителя, психолога). На этом этапе создаётся среда, где учащийся реально оценивает себя в том или ином деле. Сопровождение в 9 классе направлено на актуализацию уже имеющихся знаний у учащихся, непосредственный выбор профиля обучения и профессионального обучения старшеклассников. Активизирующий подход предполагает формирование у учащихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, личностного и жизненного). Учащиеся знакомятся с возможными вариантами выбора профессионального маршрута, изучают свои интересы, потребности, склонности, а также способности к общению и саморегуляции, тип интеллекта, достижения в учебной и досуговой деятельности. Занятия с психологом способствуют осознанию собственных жизненных целей, ценности труда. Все учителя - предметники ведут 3 часовую предпрофильную подготовку по предметам. Результатом реализации данного сопровождения становится более осознанный самостоятельный выбор учащимися профиля обучения и профессиональное определение по окончании 9 класса.
Прежде всего, учащийся работает над изучением своих индивидуальных способностей, возможностей. Изучает ограничения, которые накладывает состояние здоровья, особенности психики и т.д. на его выбор. В это время необходимо дать возможность школьнику проявить себя в той сфере деятельности, в том предмете, где он чувствует себя более уверенно. Для этого в рамках предметных курсов предпрофильной подготовки, учащиеся 9-х классов формируют «Портфель достижений». Каждый портфель ивидуализированный, принадлежит только одному учащемуся – автору. Это - комплект документов, представляющих совокупность сертифицированных учебных достижений ученика, выполняющих функцию накопительной оценки (мини проекты, сообщения, сочинения на тему «Я хочу быть…») Набор в 10-е профильные классы осуществляется по результатам государственной итоговой аттестации комиссии ГЭК по профилирующим предметам 10 класса. Наряду с результатами государственной (итоговой) аттестации портфель индивидуальных учебных достижений является одной из составляющих образовательного рейтинга ученика.
Для реализации основной цели психологического сопровождения – успешного самостоятельного выбора учеником профиля дальнейшего обучения – в школе решаются следующие задачи: создание эмоциональной комфортной образовательной среды;
знакомство учащихся с возможными вариантами выбора образовательного маршрута;
информирование учащихся и их родителей о различных вариантах выбора образовательного маршрута;
формирование и развитие у учащихся навыка самостоятельного и осознанного принятия решения.
В ходе занятий с психологом учащиеся учатся анализировать собственные интересы, склонности, потребности. Целью психологического сопровождения профильного обучения учащихся 10-11 классов является осознанный самостоятельный выбор учащимися профиля обучения и их профессиональное самоопределение по окончанию школы. На этом этапе акцент делается на индивидуально-личностные формы работы с выпускниками, в сочетании с самотестированием и компьютерным тестированием, которое организует психолог. В основе индивидуального консультирования особое внимание уделяется определению старшеклассниками личных и профессиональных целей и ценностей. В профильных классах содержание предметов направлено на решение отдельных проблем, связанных со спецификой будущей профессии, а также осуществляется интеграция содержательно-целевого компонента отдельных учебных курсов с целями профессионального самоопределения, содержанием профиля. Профильные предметы раскрывают специфику будущей профессиональной деятельности и особенности подготовки к поступлению в вуз.
3. Педагогический опыт.
3.1. Основные методы, методики, используемые в представляемом опыте.
Методы исследования: теоретический анализ, общенаучные методы (обобщение, систематизация, классификация, наблюдение); анализ российской и зарубежной литературы по теме исследования; изучение документов, отчетов, докладов и материалов федеральных, региональных и муниципальных организаций, занимающихся проблемой профильной подготовки, профилизации образования, проведения единого государственного экзамена, создания университетских комплексов; изучение и обобщение педагогического опыта в контексте исследования и др.
Формы организации урочной деятельности в профильных классах
Обзорные и установочные лекции, которые являются основной формой изложения нового материала на уроке. Но так как лекция в чистом виде довольно утомительна для школьников, то лучше всего использовать лекцию-беседу. На таких лекциях старшеклассники постоянно включаются в работу, спорят, приводят интересные примеры, рассказывают о прочитанном, делают самостоятельные выводы, то есть проявляют высокую активность. Насыщая беседу новым фактическим материалом, предлагая учащимся наводящие вопросы, учитель старается подвести их к самостоятельному формулированию выводов, правил, закономерностей и законов. Известно, что изложенное учителем не всегда переходит в знания ученика, но те знания, к которым он подошел самостоятельно, - сохраняются практически всю жизнь.
Лекция-беседа эффективна еще и потому, что эта форма организации урочной деятельности позволяет осуществлять более тесный контакт учителя с учениками.
Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, других источников информации может служить, по нашему мнению, важным источником знаний для учащихся профильных классов. Список литературы необходимо давать школьникам к каждому разделу программы, а порой даже и к отдельному уроку. Главное здесь то, чтобы ученик и литература нашли друг друга, поэтому вместе со списком публикаций необходимо указывать место, где их можно взять, иначе то или иное задание, связанное с самостоятельным поиском информации, школьниками не будет выполнено. Овладение навыками самостоятельной работы с книгой и другими источниками информации включает в себя умение читать и умение вести записи. Организуя самостоятельную работу школьников с различными источниками информации, необходимо настроить их на серьезный кропотливый труд, на глубокое осознание полученных знаний, на их осмысление и на стремление дойти до сути рассматриваемых проблем. Учащихся профильных классов надо учить грамотно составлять тезисы, аннотации, конспекты, формулировать основные идеи, классифицировать и обобщать собранные факты.
Написание и защита рефератов способствуют существенному расширению и углублению знаний школьников, формируют навыки информационного поиска, способствуют развитию самостоятельности мышления обучаемого. Рефераты учащихся профильных классов, как правило, дополняют и развивают основные вопросы, изучаемые на уроках. Уровень самостоятельности написания и сложности реферативных работ возрастает при переходе от класса к классу.
Семинары еще одна форма работы на уроках в профильных классах. Их, как правило, организуют по темам, которые школьники могут разобрать самостоятельно с помощью дополнительной литературы. Как показывает опыт, уроки-семинары позволяют активизировать самостоятельную работу учащихся над учебной и дополнительной литературой и таким образом побуждают их к более глубокому осмыслению и обогащению знаний по изучаемой теме.
Во время семинарских занятий старшеклассники учатся самостоятельно добывать научные знания, подбирают нужный материал по источникам, делают доклады, сообщения, развивают свою речь и мышление, получают навыки выступления перед аудиторией, учатся вступать в дискуссии. Во время выступлений они часто используют самодельные схемы, рисунки, таблицы. Именно на семинарах обучающиеся знакомятся с некоторыми основами методологии, обсуждают вопросы, учатся спорить, отстаивать свои позиции, аргументировать их и т.д.
Особую роль на заключительном этапе обучения школьников в профильных классах приобретают активные формы семинара: диспуты, дискуссии, «круглые столы» и т.п. Они преследуют особую цель - формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций школьников.
Лабораторно-практические занятия - важная форма урочной работы в профильных классах. Лабораторные и практические занятия проводятся при максимально возможной самостоятельности старшеклассников. После сообщения темы, целей и задач лабораторной или практической работы школьники выполняют ее в основном самостоятельно, пользуясь инструктивными карточками, содержащими информацию о последовательности действий в ходе данной работы. При выполнении заданий лабораторной работы учащиеся могут пользоваться учебниками и другими учебными пособиями, а по мере необходимости - консультироваться с учителем. По возможности, обучающиеся должны сделать выводы по работе, ответить на ряд вопросов, носящих чаще всего проблемный характер. Часто та или иная проблема ставится учителем непосредственно перед выполнением практической работы.
Зачеты и контрольные работы проводятся по завершению изучения каждого программного раздела. Зачеты, сдаваемые школьниками учителю устно по заранее сообщенным вопросам, позволяют выяснить теоретический уровень усвоения ими того или иного раздела учебной программы. Письменная же контрольная работа, проводимая после теоретического зачета, включает, как правило, вопросы проблемного характера, которые требуют сложных переносов знаний и творческого их осмысления.
Проблемный метод обучения - есть совокупность действий, приемов, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение продуктивно – познавательных вопросов и задач, содержащих противоречие.
Формы организации внеурочной деятельности в профильных классах
Одной из характерных особенностей воспитательно-образовательного процесса в условиях профилизации является наличие тесной связи учебной деятельности с внеурочной работой школьников.
Как показывает практика, старшеклассники активно участвуют в научно-исследовательских экспедициях, полевых практиках, научно-практических конференциях, олимпиадах, марафонах знаний, интеллектуальных конкурсах и т.д. Внеурочная и урочная работа выступают в профильных классах как равноправные стороны единого воспитательно-образовательного процесса.
Назову основные формы внеурочной деятельности школьников, обучающихся в профильных и классах.
Научно-исследовательская деятельность, позволяющая испытать, испробовать, выявить и актуализировать каждому школьнику хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя - создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Приобщение учащихся старших классов к научным исследованиям становится особенно актуальным на заключительном этапе получения школьного образования (10-11-е классы), когда у них формируется теоретическое мышление. В организации научно-исследовательской деятельности школьников выделяется семь этапов:
- мотивация научно-исследовательской работы,
-выбор школьником направления исследования,
- постановка задачи исследования,
- фиксирование и предварительная обработка данных,
- обсуждение результатов исследования на заседании НОУ,
- оформление полученных результатов,
- представление их на научно-практической конференции.
Предметные олимпиады - соревнование школьников по различным дисциплинам. Для учащихся профильных классов это, прежде всего, состязание по профильным предметам. Они занимают среди всех форм из методов внеурочной деятельности школьников, осуществляемой в условиях профильного обучения, особое место. Олимпиады «работают» на обеспечение выбора дальнейшего жизненного пути старшеклассника, развивают индивидуальные особенности личности школьника, то есть по большому счету способствуют реализации целей профильного обучения. Главная задача олимпиад заключается в повышении интереса учащихся к изучению профильных дисциплин и выявлению талантливых учеников. Олимпиады, как показывает опыт, позволяют обучающимся, да и учителям, проверить и критически оценить свои возможности, определиться в выборе дальнейших путей своего образования.
3.2. Актуальность педагогического опыта.
В соответствии с одобренной Министерством образования России «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» профильная подготовка обеспечивает углубленное изучение отдельных общеобразовательных предметов, создает условия для выбора учащимися индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями, более эффективно готовит выпускников к профессиональному самоопределению, обеспечивая преемственность общего и профессионального образования. Обучающиеся в системе профильной подготовки готовят себя к трудовой деятельности, адаптируют умения к изменяющимся требованиям рынка труда.
Глобализация экономики и задача формирования общества, основанного на знаниях, ставят новые требования перед системой образования и обучения. В рамках этих требований система профессионального образования и обучения призвана решать триединую задачу развития: личности, способной полностью реализовать свои потенциал в профессиональном и личном плане; общества – за счет уменьшения различий и неравенства между гражданами и группами граждан; экономики – путем обеспечения соответствия умений на рынке труда потребностям промышленности и работодателей.
Экономика является профильным предметом в социально-экономическом и экономико-правовом профилях. Для реализации содержания экономического образования мною была разработана программа элективного курса «Экономика» для 10-11 классов (Приложение №1). При проведении занятий по экономике я уделяю особое внимание проблемно – поисковой деятельности учащихся: материальной, материализованной, мыслительной. Ежегодно экономику, обществознание как предмет учащиеся не менее 80% выпускников выбирают для сдачи экзамена в форме ЕГЭ.
Краснодарский край одним из первых в стране подошел к реализации этой задачи, так как вошел в перечень субъектов Российской Федерации и согласованных с ними муниципальных образований, участвующих в эксперименте по профильному обучению в 2003/2004 учебном году. Можно утверждать, что на сегодняшний день край имеет огромный опыт в организации профильного образования. В крае отрабатываются структура и направления профилизации, создаются условия для подготовки учащихся основной школы к осознанному выбору профиля обучения; оптимизируются модели организации профильного обучения на региональном, муниципальном уровнях и на уровне общеобразовательного учреждения, апробируются новые подходы к итоговой аттестации выпускников.
Таким образом, актуальность данной темы определяется тем, что в Краснодарском крае на сегодня созданы все условия реализации профильного обучения на старшей ступени общего образования, имеется серьезный опыт, который требует осмысления и анализа. Этот опыт может выступать как методическая основа для введения тех или иных направлений профильного образования в школах Динского района и Краснодарского края.
Таким образом, опыт профильного образования обобщен с учетом всех противоречий и проблемных моментов, оценки его эффективности.
3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.
Основное отличие профильного обучения от профориентации состоит в том, что в рамках этой формы обучения происходит не только удовлетворение современного заказа общества на профессии, но и удовлетворение индивидуальной потребности личности в самореализации.
В соответствии с одобренной Министерством образования России «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» профильная подготовка обеспечивает углубленное изучение отдельных общеобразовательных предметов, создает условия для выбора учащимися индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями, более эффективно готовит выпускников к профессиональному самоопределению, обеспечивая преемственность общего и профессионального образования. Обучающиеся в системе профильной подготовки готовят себя к трудовой деятельности, адаптируют умения к изменяющимся требованиям рынка труда.
3.4. Результативность педагогического опыта.
Ведется целенаправленная работа по подготовке учащихся к итоговой аттестации. Знакомлю их с официальными документами: изучаем правила для участников ГИА и ЕГЭ, инструкцию по выполнению работы, спецификацию материалов, типичные ошибки предыдущих лет, отрабатываем навыки заполнения бланков. Контрольные работы, зачёты по полугодиям провожу в форме тестирования, с последующим анализом результатов. Достижение выпускниками уровня требований государственного образовательного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным предметам определяется по результатам итоговой аттестации.
Обществознание как предмет сдают ежегодно до 85% учащихся 9-х классов.
ЕГЭ ежегодно сдают 75 %, в 2010-2011 уч.году: средний бал по краю, по району, по нашей школе. В 2011-2012 уч.году средний бал по краю - , по школе -
Достижения учащихся в конкурсах и олимпиадах:
•2006г. – заключительный этап Всероссийской олимпиады по обществознанию, участник Ганский П., г. Саратов
– заключительный этап Всероссийской олимпиады по ОПД и ПЗ, участник Беруашвили Г., г. Москва
•2007г. – краевой этап Всероссийской олимпиады школьников по ОПД и ПЗ, победитель Беруашвили Г.
– игра «Брейн-ринг» среди знатоков избирательного права, победитель команда «Титаровцы»
•2008г. – заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по ОПД и ПЗ, участник Кравчук С., г. Москва
– краевой этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, призёр Дашков А.
– краевой этап Всероссийской олимпиады школьников по экономике, призёр Кравчук С
•2009г. – заключительный этап олимпиады по экономике, участник Кравчук С., г. Москва
•2010г. – краевой этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, призёр Мукучян В.
– краевая научно-практическая конференция «Эврика», призер Мукучян В.
– XXI краевая научно-практическая конференция секция «Экономика», призёр Мукучян В.
•2013г. – краевой этап Всероссийской олимпиады школьников по истории, участник Авакян М.
– краевой этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, участник Авакян М.
– краевой этап Всероссийской олимпиады школьников по экономике, призёр Кравчук Д.
- Всероссийская олимпиада по финансовому рынку, призёр Кравчук Д.
– Заочный этап Всероссийской олимпиады им. Ломоносова по истории, призёры Соловарь А., Бакунина М.
- НПК по обществознанию, победитель Агафонов Д.
3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.
Система профильного обучения - это педагогическая инновация, предполагающая радикальное изменение образовательного процесса (его структуры, организации, содержания, технологий и управления) на старшей ступени общеобразовательной школы.
Организация профильного обучения на основе индивидуальных образовательных траекторий предполагает, что каждый ученик самостоятельно определяет интересующий его набор учебных предметов из числа предлагаемых школой, в том числе их нетрадиционное сочетание. В этой ситуации мы решаем серьезные и трудоемкие задачи по эффективной организации учебно-воспитательного процесса на старшей ступени общеобразовательной школы.
Глобализация экономики и задача формирования общества, основанного на знаниях, ставят новые требования перед системой образования и обучения. В рамках этих требований система профессионального образования и обучения призвана решать триединую задачу развития: личности, способной полностью реализовать свои потенциал в профессиональном и личном плане; общества – за счет уменьшения различий и неравенства между гражданами и группами граждан; экономики – путем обеспечения соответствия умений на рынке труда потребностям промышленности и работодателей.
Новая парадигма развития образования предполагает универсализацию профессионального образования, сопровождающуюся развитием новых базовых умений и компетенций.
Таким образом, в настоящее время в рамках «Концепции модернизации российского образования» идет поиск путей интеграции общего среднего, начального, среднего и высшего профессионального образования, получает развитие многоуровневое образование, создаются университетские комплексы. Главная задача, нашей школы в частности, состоит в том, чтобы на этой основе обеспечить более полное соответствие системы и практики подготовки выпускников требованиям, предъявляемым рынком.
Основные направления профориентационной деятельности – это просвещение, диагностика и коррекция. Просветительная работа важна на всех этапах реализации программы. Она проводится учителями предметниками, классными руководителями, психологами. Ее главная цель заключается в том, чтобы расширить знания учащихся и их родителей о профессиях, показать актуальность обсуждаемой проблемы и наметить пути решения возникающих проблем. Педагогическая диагностика выявляет проблемы и вопросы, возникающие у учащихся и родителей. Она позволяет сделать работу в этом направлении более востребованной и значимой. Психодиагностика проводится с целью изучения личностных особенностей учащихся и оценки их профессиональных возможностей. Коррекционно-развивающая работа важна на промежуточном и заключительном этапах профессионального определения. Она помогает избежать ошибок при выборе профессии, провести рефлексию своих возможностей, а также найти оптимальный путь самореализации.
3.6. Технологичность педагогического опыта.
Технологические приемы обучения экономике в профильном социально-экономическом классе, применяемые мною, следующие:
1.Лекционно-семинарско-зачетная технология – это системный дидактический комплекс, включающий оптимальные формы, методы и средства, обеспечивающиеинтенсификацию самостоятельной деятельности школьников в процессе их обучения и развития.
Это модульная технология. Таким образом, лекция, семинар, зачет в единстве и взаимосвязи реализуют задачи обучения и развития. Применение данной технологии позволяет быстрыми темпами, качественно, на уровне осмысления изучить большие блоки учебного материала: «Банковская система», «Потребитель и его поведение на рынке», «Конкуренция. Основные типы рынка».
После школьной лекции я планирую и провожу семинар. Школьный семинар – форма занятия, представляющая собой групповое сотрудничество учащихся и учителя по обсуждению проблем, темы под непосредственным руководством педагога.
Семинар даёт возможность учащимся закрепить знания, осуществить самоконтроль самостоятельно приобретённых знаний. Выступления на семинарах требуют от учащихся тщательной домашней подготовки, работы с нормативными актами, схемами, таблицами, диаграммами.
2. Технология коллоквиума – это специально организованное проблемное собеседование; организуется на основе блока логически выстроенных вопросов и заданий которые могут предполагать контрольные задания и упражнения.
На коллоквиум выносится спорная или сложная тема курса. Коллоквиум может включать в себя ряд вопросов ЕГЭ или может проходить в форме зачёта: «Экономический кризис в Европе и РФ», «типы экономических систем», «Налоги», «Рыночная экономика» и т. д.
3. Особенности технологии критического мышления: акцент на самостоятельность учащегося в образовательном процессе; поиск аргументов для решения проблемы, учебной ситуации для обоснованного суждения, формулирования позиции; на основе рефлексии, самоконтроля выявления неизвестного, формулирования вопросов и поиска аргументированных ответов на них; независимость, самостоятельность мышления, действий и оценок: «Профицит и дефицит», «Фирма и её экономическая деятельность», «Главные вопросы экономики» и т.д.
4. Технология «мозгового штурма» - это локальная технология которая состоит из разных форм деятельности учащихся: групповая и индивидуальная. Весь класс распределяется по группам по 5 человек - в группе участники поочерёдно высказывают вслух свои идеи, эксперты в группах фиксируют идеи, «штурм» проблемы в группах длится 5 минут, далее обсуждения экспертами итогов работы групп, отбор наилучших идей, публичная защита наилучших идей: «Как обустроить Россию», «Почему важно воспитывать с детства уважение к чужой собственности?», «Живи по доходам, даже если для этого тебе нужно занимать деньги», «Роль государства в экономике» и т. д.
Обучение на профильном уровне – это форма организации учебной деятельности на основе дифференциации и индивидуализации возможности старшеклассников. Огромное значение в работе имеют диаграммы, таблицы, схемы, карты.
В старшей школе я концентрирую свою работу на развитие операционной стороны учебной деятельности школьников и одновременно акцентирую своё внимание на формировании качеств и свойств личности выпускника школы.
4. Выводы.
На современном этапе развития общество предъявляет сегодня школе новые требования. Будущие успехи человека, реализация его творческих способностей неразрывно связаны с образованием, которое он получил.
Необходимость повышения конкурентоспособности любого образовательного учреждения прописана в «Концепции модернизации Российского образования». Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в Постановлении Правительства РФ «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования», «Концепции модернизации российского образования», «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», Письме Минобразования России «Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения», является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности школьника, на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Введение профильного обучения – это одно из важнейших направлений модернизации российской школы.
Профильное обучение - эио средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса.
Цель профильной дифференциации содержания обучения определяется в направленной специализации образования в области устойчивых интересов, склонностей и способностей обучаемых с целью максимального их развития в избранном направлении.
Профильное обучение, обеспечивающее индивидуальное развитие учащегося, является актуальным вопросом политики государства в области образования.
Реализация профильного обучения в БОУ СОШ №35 – это формирование учебных планов профильных классов, психолого-профориентационное сопровождение, участие в конференциях, конкурсах, смотрах, олимпиадах, формирование «Портфолио», подготовка к ЕГЭ, подготовка к переходу на следующую ступень образования.
Характеризуя деятельность БОУ СОШ №35 в профильном обучении социально-экономического и экономико-правового классов, можно сделать вывод, что здесь оно носит характер систематизирующей деятельности, т.е. деятельности, вокруг которой, как вокруг стержня, и выстраивается вся система образования и внеклассной работы. Профильное обучение отражает коллективную потребность; престижно, значимо в глазах учащихся; органично для школы; обеспеченно материально-технической базой, носит коллективный характер.
Главный вывод: Организация профильного обучения в нашей школе существенно повысила качество образования выпускников, обеспечило высокий процент поступления наших учащихся в ВУЗы с экономическим уклоном.
Литература.
1.В.И. Аксенова. В начале пути. Вхождение в систему профильного образования: проблемы, опыт, технологии. Саврополь,2003г.
2. Е.В. Воронина. Профильное обучение. Москва, 2006г.
3. А.Г. Грецов. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб: Питер, 2006.
4. О.Р.Эргард. Методическое обеспечение профильного обучения старших классов сельской школы. 2010г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ