Технология В.М.Монахова «Проектирование учебного процесса на основе технологического подхода»

Технология В.М.Монахова «Проектирование учебного процесса

на основе технологического подхода»



Харитонова Александра Сергеевна – учитель географии. Стаж работы в школе 33 года.

Учитель высшей категории, почетный работник общего образования.

Технология В.М.Монахова «Проектирование учебного процесса

на основе технологического подхода», рассматривается мною, как средство

обеспечения здоровьесбережения учащихся.

На современном этапе с особой остротой встает проблема внедрения в образование современных здоровьесберегающих технологий. Она достаточно часто поднимается и педагогами, и психологами, но до сих пор далека от разрешения. Причем чаще всего она рассматривается однобоко, только с точки зрения физического здоровья, оставляя без внимания необходимость заботы о психическом здоровье детей. Более того, психологическое здоровье – важнейшее условие сохранения высокой учебной мотивации учащихся, позволяющее добиться усвоения учебного материала на максимуме познавательных ресурсов ребенка. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе. Именно на годы обучения в школе приходится период интенсивного развития организма. Одной из проблем является то, что недостаточна психологическая культура УВП, слабое использование технологий, создающих учащимся ситуацию успеха для поддержания психологического здоровья.

Стратегия модернизации образования, связанная с технологизацией и информатизацией образовательного процесса, может быть реализована, на наш взгляд, с помощью педагогических технологий В.М.Монахова.

Технология проектирования учебного процесса В.М.Монахова является средством обеспечения здоровьесбережения учащихся. Центральное понятие технологии – это модель учебного процесса, состоящая из пяти параметров: «Целеполагание», «Диагностика», «Координация», «Дозирование», как некая нормирующая составляющая самостоятельной деятельности обучаемого, а также «Логическая структура» самого учебного процесса (который не может проходить вне пространства времени). Все они зафиксированы в виде Технологической карты (см. фрагмент атласа технологических карт). Система пяти параметров целостно отражает все аспекты учебного процесса.

Рассмотрим далее суть каждого параметра.

1-ый параметр представляет информацию о цели и направленности учебно-воспитательного процесса в виде системы микроцелей – «Целеполагание».

2-ой параметр – это управленческая информация о факте достижения микроцели или о факте не достижения микроцели – «Диагностика».

3-ий параметр представляет содержательную и количественную информацию об объеме, характере, особенностях самостоятельной деятельности учащихся, необходимой и достаточной для гарантированного успешного прохождения диагностики - «Дозирование».

4-ый параметр- это информация о переводе методического замысла учителя в целостную и логически наглядную модель учебного процесса - «Логическая структура». Этот параметр несет в себе информацию об учебном процессе.

5-ый параметр представляет информацию о педагогическом браке, т.е. о тех учащихся, которые не прошли диагностику, и о содержании методических путей коррекции – «Коррекция».

Как видим, параметрическое представление модели учебного процесса в виде пяти параметров дает полное и завершенное описание учебного процесса. Мониторинг результативности обучения обучаемого выражен уровневостью диагностических заданий, что позволяет предъявить ему предметно-содержательную шкалу оценки. Технология Монахова разумно и корректно реализует Государственный стандарт. Технология отстаивает права обучающегося на комфортное обучение. По средствам технологии (с помощью технологической карты) весь процесс обучения становится предельно открыт и ясен как обучаемому, так и учителю, и родителям. Через технологическую карту обучающийся получает возможность выстроить свой перспективный план развития сообразно способностям.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что в условиях классно-урочной формы обучения уровень изложения и темп, рассчитанные на среднего ученика, не соответствуют познавательным возможностям учащихся с замедленным темпом усвоения и учащихся с хорошими способностями к изучению предмета. Таким образом, возникает противоречие между индивидуальными возможностями учащихся и непосредственно процессом обучения.

Технология Монахова позволяет нейтрализовать негативные последствия данного противоречия и создать такие условия, при которых было бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребенка. При этом предусматривается освоение учебного материала на трех уровнях.

Технологическая карта задала новые правила взаимодействия «учитель-ученик», которые ни один из субъектов не вправе нарушать. Это своего рода новая технологическая этика.

Работать по данной технологии комфортно и учителю и ученику, так как процесс обучения строится на принципе сотрудничества.

При использовании педагогической технологии В.М.Монахова выбор модели обучения делается учащимися. Эта технология позволяет ребенку самоутвердиться, чувствовать себя уверенно при ответах, учатся самоорганизации, умению проводить самооценку. Складывается внутренняя мотивация к обучению. Ученик становится активным участником педагогического процесса.

Строгое дозирование домашнего задания позволяет снять перегрузки у учащихся.

Родители дали положительную оценку данной технологии, так как у них появилась возможность также участвовать в учебном процессе.

В старшей школе возрастает объем учебного материала, увеличивается темп его изучения, ослабевает контроль родителей, что вызывает большие трудности в выработке системы знаний, ученики перестают систематически готовиться к занятиям, пропускают уроки контроля знаний. Появляются равнодушные ученики, которые могут просидеть весь урок, ничего не делая. В.А.Сухомлинский писал : «Страшная это опасность- безделье за партой, безделье месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека, и … ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником,- в сфере мысли». Технология В.М.Монахова личностно-деятельная.

Работа с использованием технологических карт позволяет ученикам не чувствовать себя скованно, они не нервничают, им не грозит «двойка», если ты не бездельничал. Возможность пересдать не усвоенный материал создает психологическую комфортность учащемуся в школе.

На сегодняшний день можно реально оценить элементы здоровьесбережения технологии:

  1. Система опроса на уроке открыта. Она отражена в технологической карте. Учащимся предоставляются образцы самостоятельных работ, они заранее готовятся к типовым заданиям. Это исключает нервозность ученика на уроке, он уверен в ответах, реально оценивает свою возможности. Учитель и ученик находятся в равноправном положении. Ученик уверен, он готов к ответу и знает, что учитель не имеет права изменить сложность задания.

Педагогическая технология В.М.Монахова заботится о психологическом здоровье, т.е. о состоянии психической сферы ученика, основу которой определяет состояние общего духовного комфорта, обеспечивающего адекватную реакцию поведения. Технология Монахова раскрепощает личность ученика, ему предоставлено право выбора той оценки, которая в данный момент соответствует его ценностным установкам.

  1. При выборе уровня сложности ответа у ученика появляется «азарт пробы»- «если справился со «стандартом», то почему бы не попробовать выше?». Это положительно сказывается на мотивации к учению, развитию интереса и расширению кругозора.

  2. Российские психологи подсчитали, что в среднем ученик, который стабильно занимается на «4» и «5», проводит дома за письменным столом достаточно много времени: ученик начальной школы – 2,5-3 часа,

среднего звена – 3-4 часа,

старшеклассник- 6 и более часов.

Это приводит к росту психологических нагрузок, нервным потрясениям, школьным стрессам. Требовательные родители заставляют ребенка заучивать материал параграфа, не задумываясь зачем это надо.

Работа же по технологическим картам исключает перегрузку ученика при подготовке домашнего задания, оно четко дозировано, и ученик выбирает тот уровень сложности, с которым он может справиться.

Это является приоритетом педагогической технологии Монахова.

Контроль знаний является наиболее травмирующим психику ученика звеном УВП. Противоречивый характер школьной оценки отмечал еще Я.А.Каменский, обратившись к педагогам с призывом разумно и взвешенно пользоваться своим правом на оценку. К.Д.Ушинский характеризуя недостатки форм контроля подчеркивал, что обычно учитель спрашивает одного или нескольких учащихся, а остальные в это время считают себя свободными от какой – либо деятельности. Они напрасно теряют время, сжигают силы, волнуясь в ожидании. Естественно, в такой обстановке ученик не способен проявлять любознательность, инициативу.

По технологии проектирования учебного процесса контроль знаний осуществляется диагностированием обученности, т.е. обученность рассматривается как достигнутый на момент диагностирования уровень (степень) реализации намеченной цели.

Характерной особенностью диагностики является ее открытость.

О здоровьесберегающем характере технологии можно говорить много. Комфорт на уроке, желание учиться в силу своих возможностей, отсутствие страха перед диагностикой. Когда ты видишь неравнодушные, горящие глаза, когда слышишь: «Спасибо за урок» это здорово.

Что нового внесла технология в мою работу?

Очень важно не превратить работы по карте к тому, что по названию, целевым установкам, она выглядит инновационно, а по содержанию – традиционно, так как работа на уроке не рассматривается с позиции личностной парадигмы, а учитель по – прежнему ориентируется на «знаниевый» подход.

Выстроить работу так чтобы она стала системной, личностной и деятельной.

Важной целью становится развитие у ребенка:

- самостоятельности и способности к самоорганизации;

- готовности к сотрудничеству;

- толерантности;

- умению вести диалог.

Важно активизировать ученика в учебный процесс. Способствует этому увеличение возможности выбора.

Работа требует значительных перемен в методах и формах организации обучения переход на такие, которые формируют:

- практические навыки анализа информации;

- самообучения;

- стимулируют самостоятельную работу учащихся;

- развивают опыт ответственного выбора и ответственной деятельности;

- развивают опыт самоорганизации. Одним словом формируют универсальные учебные действия (УУД).

Важно чтобы знания, умения и навыки стали средством развития ученика.

Требует персонализации задач, работу на индивидуально – личностном уровне.

Четко представить кто за что отвечает, какими средствами предстоит обеспечить каждого участника образовательного процесса, с кого следует спросить за неудачу.

Еще до недавнего времени парадигма школьного образования была ориентирована на усвоение ЗУиН, а не на развитие личности. В методике давлел информационно -объяснительный подход. Основной объем знаний давался в готовом виде. Ученика, как сосуд, заполняли знаниями.

Позволила отказаться от усредненного ученика.


Технология проектирования - залог успеха ученика на уроке.


Цель данной статьи познакомить читателя с тем, как технология проектирования учебного процесса позволяет создать учебный успех и индивидуальный стиль учебной деятельности обучающегося.

В классической триаде целей урока на первом месте цели обучающие (знать..), на втором – развивающие (уметь..) и на третьем – воспитывающие.

Технология проектирования учебного процесса привела к тому, что кардинально изменилась методология преподавания. На первое место выходят развивающие и социализирующие цели, а само содержание предмета получило новую роль – средства запуска и поддержания процессов саморазвития и самопознания обучающегося.

Это по-настоящему новая и непростая компетенция учителя – переносить акцент с приоритета содержания на приоритет освоения обучающимся способов действий, не нанося ущерб самому содержанию.

В данной ситуации, от учителя требуется очень высокий уровень владения содержанием, а не наоборот, как это может показаться на первый взгляд. Чтобы использовать содержание предмета как средство развития и социализации обучающихся, учитель должен виртуозно этим содержанием владеть.

Анализируя собственный, пусть еще не большой, опыт работы (по технологии я работаю четвертый год), позволило мне выделить и проанализировать основные проблемы, возникшие перед учителем и обучающимися.

Учитель из ре-транслятора знаний должен превратиться в учителя-управленца, владеющего высокой методологической и управленческой культуры, способного к глубокому и грамотному анализу не только содержания предмета, но и приемов и методов учебной работы, результатов учебной деятельности обучающихся, а обучающийся из прилежного ,внимательно слушающего – превратиться в активного деятеля учебного процесса.

Работа над картой-проектом учебного процесса, а в дальнейшем над логической структурой изучаемого материала позволяет учителю на высоком уровне овладеть материалом, а не восстанавливать его в памяти от урока к уроку. Анализ федерального компонента стандарта образования, программ, и других источников информации позволяет найти точки соприкосновения, отранжировав материал по уровню важности.

Алгоритм работы можно свезти к следующим действиям:

-анализ исходных условий и выделение проблемы;

-оценка ресурсов;

-целеполагание.

Работа над информационной картой уроков по достижению микроцелеи требует от учителя выбора таких приемов и форм работы обучающегося, которые обеспечат каждому обучающемуся свой, индивидуальный путь к успеху.

ИКУ позволяет реализовать целенапрвленную встречу двух «разнообразий» - обучающегося и учебных форм работы – в пространстве учебного успеха обучающегося.

Ученический успех понимается не только как увеличение усвоенной им учебной информации, но и постоянный рост его учебных возможностей (ориентиры развития).

Раскрыть и понять индивидуальный стиль учебной деятельности обучающихся учителю помогает психолог.

За основу ориентиров развития мною положена матрица параметров индивидуального стиля учебной деятельности обучающегося, наработанная и апробированная в школах №1178 и 1272 ЮАО г. Москвы.

Планируя матрицу учебного успеха обучающегося, достаточно оценить внимание, свойства памяти и модальность.

Ресурсы учебного успеха обучающегося (таблица)


Ресурсы учебного успеха ученика



Ресурс учебного успеха



успеха

Параметры ИСУД

Единица или система измерения

«знаю»

объем и качество

знаний

обученностъ

оценка за диагностики и по предмету


«умею»

предметные и

общеучеб­ные

навыки

Организационные

навыки

коммуникативные

навыки

информационные

навыки

мыслительные

навыки


0 (недопустимый уровень)

1 (недостаточный уровень)

2 (оптимальный уровень)

«могу»

психофизиологические

механизмы,

обеспечивающие

познавательные

процессы


внимание

0 (недопустимый уровень)

1 (недостаточным уровень)

2 (оптимальным уровень)

память

модальность



А (аудиал), В (визуал), К (кинестетик)



И (им о, К (кип)

«хочу»

уровень развития мотивационно-

потребностной сферы

социально-духовный рост



Способы педагогической и психолого-педагогической оценки параметров ИСУД обучающегося наработаны.

Учитель из учителя – управленца превращается в учителя-наставника. Обучающиеся продвигаются по единой алгоритмизированной траектории с собственной скоростью, а учитель-наставник уделяет внимание тем, кому это необходимо.

Еще учитель превращается в учителя-партнера, т.к он ставит перед собой цель «научить каждого». Он не успокоится, пока не выяснит, почему кто-то из обучающихся не может усвоить учебный материал. Ведь причиной неуспеваемости может быть и недостаток знаний, и низкой уровень общеучебных навыков, и несоответствие выбранной учителем формы подачи материала индивидуальному стилю учебной деятельности ученика.

Учитель определяет свою позицию по отношению к каждому обучающему в зависимости от реального состояния уровня учебных возможностей обучающегося:

- для одних он – «предметник», так как им от учителя достаточно помощи в постановке целей и проверке результатов;

- для других – он «наставник», который отслеживает их работу, корректируя ее по промежуточным результатам при необходимости;

- для третьих – истинный «партнер», готовый в любую минуты для каждого создать ситуацию успеха.

Названные позиции ситуативно меняются по отношению к одному и тому же ученику: «партнер» в первые дни после отсутствия обучающегося по какой-то причине на предыдущих уроках, учитель изменяет свою позицию на «наставника» или «предметника» как только отпадает необходимость постоянной педагогической поддержки.

Однако одна эта информация, не подкрепленная достаточным количеством разнообразного дидактического материала, не способна обеспечить развивающий потенциал образовательной среды и оптимальный уровень дифференциации и индивидуализации учебного процесса. Даже если учитель будет знать, на что у данного ученика он может опираться и что у него надо развивать, то это еще не будет ответом на вопрос – с помощью каких именно приемов учебной работы можно это делать?

ИКУ должно быть две- для учителя и для обучающегося., а еще у учителя должна быть картотека учебных форм и видов учебной работы для использования в технологии создания ИКУ.

Содержание учебно-познавательной деятельности ученика

Методический инструментарий учителя

Ориентиры развития

- Активное слушание с опорой на …



- Планирование порядка и сроков изучения разделов – работа в начале изучения темы, работы над микроцелью.


- Практическая работа на единую цель.


- Анализ художественного текста с позиции специалиста-географа.


- Самостоятельное изучение материала по заранее составленным заданиям.

- Выполнение заданий по изученной теме в тестовой форме.


- Раскрытие смысла усвоенных перечисленных понятий.

- Определение усвоенных понятия по смыслу.

- Сравнение двух близких понятия по смыслу.



- Поиск места в тексте, где описывается объект, явление..

- Составление нескольких предложений с одним и тем же термином или понятием.

- Поиск среди перечисленных характеристик…черты, характерные для…

-Поиск «лишнего» слова из списка, с объяснением выбора.


- Составление заданий на выбор «лишнего» по изученной теме и предложение выполнить его однокласснику (работа в парах).


- Обобщение понятий, явлений.. одним словом.


- Деление слова на группы несколькими способами.


Решение развивающих канонов –«чтение» их решений.

-Анализ информации, представленной в виде таблиц. диаграмм, графиков..

-«Сворачивание» информации в тексте, в таблицу, схему, диаграмму..

- - Решение задач с географическим содержанием.

- «Конкурс шпаргалок».





- Составление мини-рассказа с использованием заданного списка понятий «так как…», «потому что..»,«следовательно..»


-Предложение примеров из реальной


жизни, иллюстрирующие явление.


- ИКУ










- План выполнения практической работы, разноуровневые задания.



.















- Задания типа:

Что общего между тундрой и пустыней?







-





















- Задания на развитие устойчивого внимания.

- образец составленной шпаргалки;

- Алгоритм составления «шпаргалки»


УУД (личностные, познавательные, коммуникативные)


Карта-проект учебного процесса по географии России в 8 классе.

Учитель: Харитонова А.С.


Учебный цикл

Программный материал

Микроцели

I

1.09 – 1.10.05

4 полных недель и 1 не полная.

9 уроков

Т.1. «Россия на карте мира» . 9 уроков.

*Погружение в проект «Их имена вечны».






В1. .Сформировать представление о географическом положении России и его влиянии на особенности природы, экономику страны и условия жизни населения.

В2. Сформировать умение решать задачи по определению поясного времени для разных территорий России и мира.

II

10.10- 12.11.05

5 полных недель.

10 уроков

Т.2 «Особенности природы и природных ресурсов России». 22 урока.






В1. Уметь объяснять причины образования и размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых на территории России.

В2. Уметь объяснять состояние погоды, особенности климата и его влияние на другие компоненты природы.

III

21.11- 29.12.05

6 полных недель.

12 уроков



В.3. Формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах внутренних вод России.

В.4. Формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах почв, растительного и животного мира России.

В.5. Уметь оценивать природно-ресурсный потенциал России.


IY

09.01.-14.02.06

5 полных недель и 1 не полная.

11 уроков


Т.3. «Природные комплексы России».

21 урок.

В.1. Уметь на конкретных примерах показывать взаимосвязь природных компонентов в природном комплексе.


Y

20.02.-25.03.06

5 полных недель.

10 уроков



В.2. Формирование образных представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы крупных природных регионов России.

YI

03.04- 29.05.06

8 полных недель.

16 уроков



Т.4 . «География Самарской области». 10

уроков.

Т. 5. «Человек и природа» 5 уроков.

В.1. Формирование образных представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы Самарской области.

В.2. Формирование образных представлений и знаний о проблемах взаимосвязи человека и природы на территории России.





Логическая структура

учебного

процесса


Технологическая карта №1


Тема: «Россия на карте мира»


Д1. Д.2. к.к


1 2 3 4 5 6 7 8 9

пр.р.1. пр.р.2.


  • В.М. Монахов.


Класс – 8


Предмет- – география


Учитель

Харитонова А.С.


Целеполагание

Диагностика

Коррекция


М.Ц.№1 Знать главные черты географического положения России и их влияние на особенности природы, экономики и населения.















М.Ц.№2 «Уметь решать практические задачи на определение времени».


1 уровень.( На зачет)

. Запишите 2-3 положительные черты географического положения России.

. Запишите 2-3 отрицательные черты географического положения России.

2 уровень. ( На «4» )

Закончите фразу.

2а.Северо - Атлантическое течение подходит к берегам России, поэтому________ .

2б. На большей территории России тип климата умеренный, поэтому__________ .

2в..Пояс гор окоймляет Россию с юга, поэтому_________ .

. Континентальность климата усиливается с запада на восток, поэтому _____________ .

. Открытость территории с севера, поэтому__________ .

3 уровень. ( На «5» )

3. Запишите особенности географического положения России по сравнению с другими странами мира.



1 уровень.( На зачет)


1. В Москве (2-ой часовой пояс) 10 часов утра, который час в Якутске ( 8-ой часовой пояс).

2. В Норильске (6-ой часовой пояс) 8 часов утра, который час в С-Петербурге ( 2-ой часовой пояс).

2 уровень. ( На «4» )

1. Самолет вылетел из Читы (8-ой часовой пояс) в Мурманск (2- часовой пояс) в 15 часов по местному времени. Из Читы до Мурманска лететь 5 часов. Сколько времени будет в Мурманске, когда самолет приземлится?


2. Какого числа надо вылететь жителю Аляски на Чукотку, чтобы оказаться там 8 июля? Ответ поясните.

3. уровень. ( На «5» )

1 . В каких случаях возможно следующее: между пунктами расстояние 5 км. а разница во времени составляет:

а) целые сутки;

б) 2 часа;

в) 1 час.

Ответ поясните.




Смотри краткое содержание уроков по теме №1.




Проанализируй причины неудовлетворенности результатом диагностики.





Возникли проблемы – обратись за консультацией.


Удовлетворительно


Д1. Знать особенности географического положения России, отмечая их положительные и отрицательные черты.


Д2. Уметь решать простые задачи по определению поясного времени. (задачи 1-го уровня сложности)

Дозировка домашнего задания

Хорошо


Знать главные черты географического положения России и их влияние на особенности природы, экономики и населения.






Уметь решать задачи по определению времени в разных точках мира. (2-го уровня сложности)


Отлично


Знать особенности географического положения , характерные только для России.



Уметь решать задачи по определению времени в разных точках мира. (3-го уровня сложности)


ИКУ (информационная карта урока)


Т.К.№ 1 М.Ц. №1 Дидактическая задача на 2-8 уроки.

Сформировать представление о государственной границе России, особенностях географического положения и его влиянии на особенности природы, хозяйства и жизни населения России. Умение решать задачи по определении поясного времени.

Содержание учебно-познавательной деятельности ученика

Методический инструментарий учителя

Ориентиры развития.



1.Изучают информацию

§ 1-2 , хрестом.

материал.










2. На картах Атласа находят объекты,

указанные в тексте и подписывают их на контурной карте (приграничные государства, моря, омывающие берега России, о-ва и п-ова этих морей,а так же крупные природные пограничные объекты)





3.Знакомься с дополнительной информацией.











4.Дают оценку своей работе и работе одноклассников.


















































5. Выполняют задания.














Д.1 на 5-м уроке. Проверь свои силы на тренировочном варианте.














6.Знакомься с дополнительной информацией.






































7. Работают с картой.














8. Выполняют практическую работу.



























































































9. Работают стренировачным вариантом диагностики.













Д.2 на 8-м уроке. Проверь свои силы на тренировочном варианте.







































!0. Проверяют знания (взаимоконтроль)

Чтобы понять природу страны, необходимо определить ее «адрес» на Земле, т.е. географическое положение.

Это важно знать.

Знакомство начните с изучения границ России.

Граница РФ - около 60 тыс. км, одна треть - сухопутная, ос­тальная (большая) часть приходится на морскую.

Границы подраз­деляются по видам:

на государственные - со странами дальнего зарубежья (Норвегией, Финляндией, Польшей, Монголией, Китаем, КНДР, Японией, США), установленные по всем международным формам;

административные - со странами СНГ (Белоруссией, Ук­раиной, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном), не оформленные международным договором;

незаконченные - со странами Балтии (Эстонией, Латвией, Литвой), оформление границ не закончено.

Работа с картой.

По политической карте мира опреде­лить приграничные государства России.

На контурных картах под­писать соседние государства и выделить их границы: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украи­на, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, КНДР, Япония, США.

Запомнить число государств-соседей - 16.

Дополнительная информация:

Делимитация - определение положения и направления госу­дарственной границы, зафиксированное договором между государ­ствами с приложением к нему карты с нанесённой границей.

Демаркация - установление границы на местности с помощью условных опознавательных знаков.

Граница по реке - по середине фарватера (самое глубокое место).

Морская граница - 12-мильная зона от берега суши (1 миля -1852 м) -22,2 км. от берега - территориальные воды, охраняемые тактическим флотом (нет входа иностранным судам без разрешения государства); 200-мильная зона - граница экономической зоны государства, охраняется стратегическим флотом, суда ходят свободно, но не добывают ресурсы.

Россия является морской державой, её территория омывается водами 12 морей, принадлежащих к бассейнам трёх океанов, и Каспийского моря-озера, относящегося к внутренней бессточной области Евразии. Каждая морская держава имеет свою экономическую зону, прилегающую к побережью шириной в 200 морских миль, где государство осуществляет разработку природных ресурсов, контролирует экологическую ситуацию, проводит различные исследования.

К бассейну Северного Ледовитого океана относится шесть мо­рей: Баренцево, Белое, Карское, море Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское. Все, кроме Белого, окраинные, Белое -внутреннее. Все моря находятся в арктическом поясе, суровость климата возрастает с запада на восток. В Баренцево море заходит ветвь Северо-Атлантического течения, принося на побережье более тёплую погоду (незамерзающий порт Мурманск). Моря покрыва­ются льдом с октября и освобождаются от него лишь в мае-июне.




Тогда на морях наступает сезон навигации (Восточно-Сибирское -самое холодное, лёд вскрывается лишь в июле).

Для морей Север­ного Ледовитого океана характерны дрейфующие льды, торосы, особенно многочисленные в Карском море. Низка биологическая продуктивность морей. Баренцево море - более тёплое, с Северо-Атлантическим течением в него поступают косяки промысловой рыбы. Через моря проходит Северный морской путь (кратчайший от западной части России до восточной).

Восточные окраины нашей страны омывают моря Тихого океа­на: Берингово, Охотское и Японское. Они отделены от океана Але­утскими, Командорскими, Курильскими и Японскими островами, расположены в основном в умеренном поясе. Эти моря самые большие и глубокие (глубоководный Курило-Камчатский желоб. 9717 м). Для этих морей характерны землетрясения, моретрясения, цунами, приливы. Органический мир морей Тихого океана богаче и разнообразнее, чем арктических. Поэтому велико промысловое и транспортное значение восточных морей.

Моря Атлантического океана: Балтийское, Чёрное и Азовское - относятся к внутренним морям. Тёплое Чёрное море у берегов России не покрывается льдом, Азовское и Балтийское - лишь на короткий период. В хозяйственном значении велика транспортная роль этих морей и рекреационное значение прибрежных зон. Весьма различна природа этих морей. Самое мелководное из них (и вообще в мире) - Азовское, более глубоководное - Чёрное. Важ­ный район лова рыбы - Азовское море. Высоки температуры воды Чёрного и Азовского морей благодаря их южному положению.

Каспийское море в настоящее время не имеет связи с Мировым океаном. Это замкнутый бессточный водоём, сохраняющий неко­торые черты морей. Оно является важнейшим рыбопромысловым бассейном и районом добычи нефти.


Крупные природные пограничные объекты:

Главный водораздельный хребет Кавказских гор, Алтай, хр. Забайкалья;

Реки: Аргунь, Амур, Уссури;

Проливы: Кунаширский, Лаперуза, Берингов.



Проведите сравнительную характеристику морей по тексту и материалам таблицы. (см. Приложение №1)


Проведите классификацию морей по географическому положению.

Запишите все моря, омывающие берега России в два столбика с учетом их географического положения.

Подготовьте информацию о истории Северного морского пути.

Запишите и запомните: размеры государства Российского, протяженность морских и сухопутных границ.

В обобщенном виде информацию, о географическом положении России, занесите в таблицу.

Главные черты географического положения

Особенности природы, экономики, населения России.





Подумайте об этом:

Россия – страна более континентальная или морская?


Хорошо ли быть «чемпионом мира» по числу стран – соседей?

Всегда ли граница имеет только ограничительные функции? Если нет, то какие еще?





Это важно знать


Изучите самостоятельно информацию.

Наша планета вращается вокруг своей оси. Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за сутки. Что при этом происходит ?

360° -- за 24 часа 15° —> за 1 час(60 минут) 1 ° —>за 4 минуты

На Земле в один и тот же момент часы показывают разное время суток. Например, в Москве - 15 часов, а в Петропавловске-Камчатском - полночь. На одном меридиане время одно и то же. Время каждого меридиана назы­вается местным. Но меридианов на Земле очень много, в соседних городах и селах местное время отличается на минуты и секунды. Пользоваться практически местным временем неудобно. Поэтому астрономы предложи­ли ввести систему поясного времени.

Земля была разделена на 24 пояса. Каждый, включает 15° долготы.

Найдите в учебнике рисунок рис. 7, с. 22.




Время пояса отличается от времени в соседних поясах на 1 час. Поскольку

Земля вращается с запада на восток, то время пояса, расположенного восточнее, - 1 час больше, а время пояса, рас­положенного западнее, - на 1 час меньше.

Время в пределах одного часового пояса называется поясным

Счет поясам ведут от нулевого (он же 24-й) пояса, по середине которого проходит нулевой (Гринвичский) меридиан.

Где же начинаются новые сутки на Земле? Начинаются новые сутки на 180° меридиане - этот меридиан называют линией перемены дат.

В книге Ж. Верна <<Вокруг света в 80 дней» Филеас Фогг был убежден, что проиграл пари, но у него в запасе целые сутки оказались. А спутники Фергана Магеллана во время кругосветного плавания потеряли сутки. Ни те, ни другие не учли линию перемен дат. Пересекая ее с запада на восток, мы «попадаем во вчерашний день», т. е. выигрываем сутки. А, пересекая 180° меридиан с востока на

запад, «теряем сутки». Например, на Чукотке 6 декабря, а на Аляске еще 5 декабря.

Работа с картой часовых поясов


Объяснить:

  • В каких часовых поясах находится Россия?

  • Почему объединены 11 -и и 12-й часовые пояса?

  • Почему границы поясов проходят не по меридианам?

- Что такое декретное время? (Об этом прочитайте в учебнике, с. 23;

С 1981 года в России введено летнее время. С 1 апреля (последнее воскресенье марта) по 1 октября (последнее воскресенье сентября) стрелки переводятся на 1 час вперед. Таким образом, мы встаем летом на 2 часа раньше поясного времени, а с 1 октября - на 1 час раньше.

Практическая работа

- Определите время в Якутске и в Магадане, если в Москве. 12.00 ч. (18.00 ч. и 20.00 ч. соответственно.)

- В Анадыре 0 часов, который час в Москве?

- Определите местное время на 30° в. д. и 30° з. д., если на 0° -12.00 часов (14.00 ч. и 10.00 ч. соответственно.)

  • На сколько часов и в каком направлении надо перевести стрелки ча­сов, если мы переедем из 2-го часового пояса в 5-й,

9-й?








Далее проводится самостоятельная практическая работа

в 3-х уровнях сложности.

I уровень

1. В каком часовом поясе вы живете?

2. Если в Москве 12 часов, то который час в Иркутске, Санкт-Петербурге?

3. В каком направлении надо перевести стрелки часов, если вы переле­тели на самолете из Владивостока в Москву?

II уровень

  1. Как можно на территории России встретить дважды Новый год?

2. На сколько часов раньше наступает утро в Москве, Екатеринбурге по сравнению с Лондоном?

3. Разница в долготе между 2 населенными пунктами 20°. Могут ли они находиться в одном часовом поясе, насколько различается мест­ное время этих пунктов?

III уровень

1. Города Москва, Каир, Кейптаун располагаются в одном часовом поясе. Значит ли это, что жители этих городов живут по одинаково­му времени?

2. Какого числа жителю Аляски надо вылететь на Чукотку, чтобы ока­заться там 8 июня?

Ответ поясните.

Ответ'. 7 июня на Аляске, а на Чукотке в это же время 8 июня. Между

Аляской и Чукоткой проходит линия перемены дат, при пересечении

которой с востока на запад надо прибавить сутки.

3. В каких случаях возможно следующее: между пунктами расстояние в

5 км, а различие по времени составляет: а) целые сутки; б) 2 часа;

в) 1 ас.

Ответ:

а) Между островами Ратманова и Крузенштерна расстояние 5 км. Если

на о. Ратманова новый день наступил, то на о. Крузенштерна еще вчерашний день. Между этими островами проходит линия перемены дат.


б) Соседи России не приняли перевод часов на час (в России с 1930 г. -декретное время, и с 1981 года с 1 апреля - летнее время, часы пере­ведены еще на 1 час вперед). Таким образом, за полосой сухопутной границы время может отличаться летом на 2 часа. Второй вариант - некоторые субъекты России живут не по своему поясному времени, а по московскому. Например: Коми расположена в IV часовом поясе (разница от II Московского на 2 часа), но живет республика по московскому времени, а соседняя Пермская область живет по поясному времени (IV пояс). Две соседние деревни могут иметь различие во времени в 2 часа.

с 1981 года с 1 апреля - летнее время, часы пере­ведены еще на 1 час вперед).

в) На 1 час может отличаться время населенных пунктов, расположен­ных в соседних часовых поясах (III пояс и IV пояс).

Объяснить:

  • В каких часовых поясах находится Россия?

  • Почему объединены 11 -и и 12-й часовые пояса?

  • Почему границы поясов проходят не по меридианам?

- Что такое декретное время? (Об этом прочитайте в учебнике,

с. 23;)

С 1981 года в России введено летнее время. С 1 апреля (последнее воскресенье марта) по 1 октября (последнее воскресенье сентября) стрелки переводятся на 1 час вперед. Таким образом, мы встаем летом на 2 часа раньше поясного времени, а с 1 октября - на 1 час раньше.



в) На 1 час может отличаться время населенных пунктов, расположен­ных в соседних часовых поясах (III пояс и IV пояс).









Работа с тренировочным вариантом диагностики. (разбор

решения задач, составление типичных и их решение)




Урок №8. Диагностика №1 (тренировочный вариант ).

1 уровень.( На зачет)


  1. В Москве (2-ой часовой пояс) 10 часов утра, который час в Якутске ( 8-ой часовой пояс).

2. В Норильске (6-ой часовой пояс) 8 часов утра, который час в

С-Петербурге ( 2-ой часовой пояс).

3. Почему при перелете из Москвы в Екатеринбург надо переводить часы, а

при перелете в Мурманск, на такое же расстояние, не надо.

4 Город N расположен в V часовом поясе. В каких часовых поясах может

находиться город М, если разница во времени между ними 2 часа.

5. В каком направлении надо перевести стрелки часов, если Вы перелетели на

самолете из Владивостока в Москву?

6. Который час в Лондоне, когда в Москве 15 часов?

7. Города Москва, Каир, Кейптаун располагаются на одном часовом поясе.. Значит ли это, что жители этих городов живут по одинаковому времени?

2 уровень. ( На «4» )

1. Самолет вылетел из Читы (8-ой часовой пояс) в Мурманск (2- часовой пояс) в

15 часов по местному времени. Из Читы до Мурманска лететь 5 часов.

Сколько времени будет в Мурманске, когда самолет приземлится?

  1. Самолет вылетел из Москвы ( 2-ой часовой пояс) в 9 часов по местному времени

в Норильск (6-ой часовой пояс). Из Москвы до Норильска лететь 3 часа.

Сколько времени будет в Норильске, когда самолет приземлится?

  1. Какого числа надо вылететь жителю Аляски на Чукотку, чтобы оказаться там 8

июля? Ответ поясните.


3 уровень. ( На « 5» ).


  1. На каком меридиане расположен пункт, если известно, что в полдень по времени Гринвичского меридиана местное время в нем 16 часов? Ответ поясните.

  2. В каких случаях возможно следующее: между пунктами расстояние 5 км. а разница во времени составляет: а) целые сутки; б) 2 часа; в) 1 час.






( компьюторный вариант диагностики).

Блок А (каждый правильный ответ 1 балл)


1. Россия расположена:

а) в 11 -и часовых поясах;

б) в 10-и часовых поясах;

в) в 12-и часовых поясах;

г) в 24-х часовых поясах.


2. Линия перемены дат проходит в проливе

а) Беринговом;

б) Кунаширском;

в) Карские Ворота.


3. Какого числа жителю Чукотки надо вылететь на Аляску, чтобы ока­заться там 8 июня?

а) 9 июня;

б) 8 июня;

в) 7 июня.


4. Мы живем в 2004 году 20 мая по времени:

а) по поясному;

б) по поясному и декретному;

в) по поясному, декретному и летнему.


5. Если переехать из 3-го часового пояса в 10-часовой пояс, то надо ча­сы перевести на

а) на 7 часов назад;

б) на 7 часов вперед;

в) на 13 часов вперед.


6. Где начинаются новые сутки:

а) на 0° меридиане;

б) На Северном полярном круге;

в) на 180° меридиане;

г) на экваторе.

7. Время данного меридиана называют:

а) местным;

б) поясным;

в) декретным;

г) летним


8.Во втором часовом поясе 8 часов, а в четвертом-? :

а) 10 часов;

б) 6 часов;

в)12 часов


9.В пятом часовом поясе 10 часов, который час во втором часовом поясе? :

а). 7 часов;

б) 13 часов;

в) 3 часа


10.Города Москва и Каир расположены в одном часовом поясе. Жители этих городов живут:


а). По одинаковому времени;

б). Разница во времени 1 час.


Блок В. (каждый правильный ответ 2 балла)


1. . Самолет вылетел из Читы (8-ой часовой пояс) в Мурманск (2- часовой пояс) в 14 часов по местному времени. Из Читы до Мурманска лететь 7 часов. Сколько времени будет в Мурманске, когда самолет приземлится?

Ответ_____

2. Самолет вылетел из Москвы (2-ой часовой пояс) в 10 часов по местному времени в Норильск (6-ой часовой пояс). Из Москвы до Норильска лететь 4 часа. Сколько времени будет в Норильске, когда самолет приземлится?

Ответ_____

3.Какого числа надо вылететь жителю Аляски на Чукотку, чтобы оказаться там 8 июля?

Ответ _____


Блок С. (письменный вариант)


  1. На каком меридиане расположен пункт, если известно, что в полдень по времени Гринвичского меридиана местное время в нем 5 часов?

Ответ поясните.



2. В каких случаях возможно следующее: между пунктами расстояние 5 км. а разница во времени составляет:

а) целые сутки;

б) 2 часа;

в) 1 час.

Ответ поясните.



На зачет необходимо набрать не менее 12 баллов.

На « 4» необходимо набрать не менее 16 баллов.

На « 5» необходимо набрать не менее 16 баллов, и одно задание из блока С.








Я-концепция.






Развитие кругозора.

































































Проект: Картотека «Их имена – символ мужества». - Проект долгосрочный.

Проект: Задачник «Задачи на определение поясного, декретного, летнего времени»

















Логическая структура учебного процесса

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 2

Тема: «Общая характеристика природы России»

Д.1 Д.2 Д.3 Д.4

  1. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

Пр.1 Пр.2 Пр.3 Пр.4 Итог.

  • В.М. Монахов.

Класс – 8

Предмет – география

Учитель – Харитонова А.С.

Целеполагание

Диагностика


М.Ц.№2. « Уметь давать комплексную характеристику типам климата различных территорий России»

Урок № 14. Диагностика по МЦ. №2 (тренировочный вариант)


Д.2. Дать комплексную характеристику климату в районе города

(1 вариант) - Якутска,

(2 вариант) - Самары.

( При характеристике используйте информацию климатограмм, карты « Климаты

России»).

Самара





Якутск



План характеристики.


1. В каком климатическом поясе расположена территория?

2. Какой тип климата в окрестностях города?

3. Какие средние температуры зима и лета?

  1. Какое количество осадков выпадает за год, как распределяются

они по сезонам года?

  1. Каков коэффициент увлажнения?

  2. Какие климатообразующие факторы оказывают наибольшее

влияние на климат данной территории?

  1. Как климатические условия данной территории повлияли на жизнь

и хозяйственную деятельность населения. ( затраты на строительство

теплых зданий, отопление, теплую одежду. Влияние на работу транспорта,

специализацию сельского хозяйства. Неблагоприятные явления связанные

с климатом данной территории.)


На зачет необходимо выполнить первые пять пунктов плана,

На «4» - с 1 по 6. На «5» - с 1 по 7.






М.Ц. №2 Т.К.№ 2 Дидактическая задача на 8-13 уроки.

Познакомиться с особенностями климата России, обосновав каждую.

Содержание учебно-познавательной деятельности ученика

Методический инструментарий учителя

Ориентиры развития.












.Изучают

информацию

инструкции,

параграфов 5-8 и

хрестоматийного

материала.







. На картах Атласа

находят объекты,

указанные в

инструкции к уроку

и подписывают их на

контурной карте.











.Работают с вопросником, записывая в тетрадь ответы на вопросы, желательно в виде опорных фраз, схем. (промежуточное собеседование на 6-м уроке).











Дают оценку своей работе и работе одноклассников.








Д.1 на 8-м уроке.





Проверь свои силы на тренировочном варианте.































































































































































































Удовлетворительно


Знать особенности рельефа России.

Уметь выполнить задания типичные №1 и №2 тренировочного варианта


( список литературы на стенде).

Во время урока она в кабинете, после урока - в библиотеку

Инструкция:

Изучите самостоятельно информацию :











(вспомнили !)

Выявите первую особенность рельефа России, если внимательно проанализируете

физическую карту и ответите на вопросы:

1.Рельеф России однообразен или разнообразен?

2.Проявляется ли явное превосходство одной формы рельефа над другой?

Сформулируй вывод, сверь его с авторским вариантом, запиши в тетрадь.

(Рельеф России необычно разнообразен с явным преобладанием равнин

Россия-страна величайших равнин, окаймленных разной высоты горами).

Практическая работа

Нанесите на контурную карту крупные формы рельефа :

Крупные равнины:

Русская ( Восточно-Европейская ); Западно-Сибирская; Среднесибирское плоскогорье; Северо-Сибирская низменность; Среднерусская возвышенность; Окско-Донская равнина; Валдайская возвышенность; Витимское плоскогорье; Прикаспийская низменность; Мещера; Северные Увалы; Приволжская возвышенность.

Горы:

Кавказ; Урал; Верхоянский хребет; Хребет Черского; Саяны; Алтай; Кузнецкий Алатау; хребты Забайкалья; Становой хребет; Становое, Потомское, Алданское нагорья; Сихотэ-Алинь; Буреинский хребет; хребет Джугджур; Колымское, Чукотское,Корякское нагорья; горы-вулканы Камчатки; горы Бырранга; Хибины.

(проверка знаний карты на 6-м уроке).



Задания для любознательных:

Установите соответствие :

Горная вершина

горы

1. Победа

А). Урал

2. Ледяная

Б). Сихотэ-Алинь

3. Тардоки-Янги

В). Корякское нагорье

4. Народная

Г). хребет Черского

5. Белуха

Д). Саяны

6. Базардюзю

Е). Кавказ

7.Казбек

Ж). Алтай

8. Эльбрус


9.Мунку-Сардык


10. Кызыл-Тайга


Вторую особенность рельефа выявите, если проанализируете тектоническую и физическую карты. Примените метод наложения одной карты на другую.


Выясните, каким крупным тектоническим структурам соответствуют определенные формы рельефа.

Информацию заполните в таблицу.

Наименование тектонической структуры

Соответствующая ей форма рельефа


1.Восточно-Европейская платформа.


2.Сибирская платформа.


3.Области кайнозойской складчатости


4.Области uерцинской складчатости

1.Восточно-Европейская равнина


2.


3.Квказ, Карпаты, Крым.



4.





Проанализируйте связь между тектоническими структурами и крупными формами рельефа и сформулируйте вторую особенность рельефа России. Сверьте свой вывод с авторским вариантом, запиши в тетрадь.

( Горы и равнины по территории России размещены не хаотично, а соответственно тектоническим структурам. Равнины лежат на платформах, а горы соответствуют складчатым областям. В приграничных зонах плит расположены сейсмические пояса и находятся наиболее высокие молодые горы) .

Обратитесь к тренировочному варианту диагностики. Полученные знания

позволили ответить на какие вопросы?

С целью закрепления знаний, составьте не менее двух заданий, подобных тренировочным и выполни их. К контролю подключи одноклассников.


Проследив геологическую историю, то есть последовательность событий происходивших на Земле, сформулируете третью особенность рельефа России.


Изучите информацию параграфа 6 (стр. 37, рис. 13, 14, ) и обобщите ее в таблицу

Эра

Геологические события

Крупные формы рельефа, возникшие на данном этапе истории

Архейская


Протерозойская






Палеозойская






Мезозойская





Кайнозойская







Активный вулканизм


Период байкальской складчатости

Активный вулканизм

Затопление обширных пространств суши.


Период каледонской складчатости.

Активный вулканизм

Герцинская складчатость

Отступление морей


Мезозойская складчатость





Кайнозойская складчатость

Разрушение гор, наступление морей на Зап.-Сибирскую и Вост.-Европейскую платформы

Вулканизм

Оледенение.

-


Восточный Саян, горы Забайкалья, Становое нагорье




Образование гор Алтая, западных Саян,


Урал.



Хр. Верхоянский, Черского, Сихотэ-Алинь, Корякское, Колымское, Чукотское нагорья.

Поднятие разрушенных гор байкальской складчатости.


Образование гор Кавказа, Камчатки, Курильских о-вов.


Геологическая и тектоническая карты, геохронологическая таблица, позволили наглядно проследить геологические события, происходившие в истории рельефа России и сделать вывод: Рельеф России имеет длительную историю, сопровождавшуюся горообразованиями, разрушениями, омоложениями, образованием полезных ископаемых.

В магме, проникавшей в земную кору, шел процесс образования рудных полезных ископаемых. Поэтому их больше всего в горных складчатых областях, где внедрение магмы было наиболее частым, особенно в периоды активных тектонических движений.

В осадочном чехле платформ образовывались полезные ископаемые осадочного происхождения. Они формировались из отложений органических веществ, накапливавшихся долгое время на дне мелководных морей, в озерах или болотах

Убедитесь в этом, проанализировав тектоническую карту.

А теперь подумайте, какую информацию необходимо разместить в теретьем столбце таблицы?

Заполняют таблицу.

Формулируют вывод, подтверждающий связь месторождений полезных ископаемых с тектоническими структурами и формами рельефа.

Если все поняли, то сможете ответить еще на один вопрос диагностики.

Проверьте свои знания.

С целью закрепления знаний, составьте не менее двух заданий подобных тренировочным и выполни их. К контролю подключи одноклассников.


Задание для любознательных:



Как вы объясните то, что руду можно обнаружить не только в горах, но и на равнине. К примеру : крупное месторождение железной руды в районе Курска ( Русская равнина . Приведите другие примеры, подтверждающие ваше мнение.

Аналогичная ситуация и с полезными ископаемыми осадочного происхождения. Почему их можно встретить в горах? К примеру: крупное месторождение нефти на

Кавказе. Приведите другие примеры, подтверждающие ваше мнение.




Практическая работа.

На контурной карте значками обозначьте крупные месторождения полезных ископаемых, а в тетради, в обобщенном виде, представьте информацию в таблице.


Полезное ископаемое

Районы добычи

Железные руды

Медные руды

Никелевые руды

Медные руды

Полиметаллические руды

Алюминиевые руды

Оловянные руды

Алмазы

Золото

Апатиты

Калийные соли

Поваренная соль

Нефть

Газ

Каменный уголь

Бурый уголь



Перечень месторождений ( в таблицу разместите соответственно полезному ископаемому в нем добываемому).

Курская магнитная аномалия (КМА), Кольский п-ов, Алданский щит, Ангарское месторождение.

Кольский п-ов, район города Норильска.

Урал, Забайкалье.

Алтай, Северный Кавказ, Приморский край.

Северный Урал, Красноярский край.

Приморский край.

Якутия, Архангельская область.

Забайкалье, Якутия.

Кольский п-ов, Московская обл.

Прудуралье (Соликамское, Березовсеое).

Поволжье (Эльтон, Баскунчак).

Западная Сибирь, Волго-Уральский бассейн, Северный Кавказ, Сахалин .

.

Север Западной Сибири, Северный Кавказ, Оренбургское.

Печорский бассейн, Кузбасс, Донбасс, Тунгусский, Ленский Бассейн

Канско-Ачинский бассейн.

Чтобы легче ориентироваться по карте, повтори, какими значками обозначаются те или иные полезные ископаемые.

Вспомните, какие три особенности рельефа России уже вами выявлены,

Еще раз проверьте свои знания по тренировочному варианту диагностики.


С целью закрепления знаний, составьте не менее двух заданий подобных тренировочным и выполни их. К контролю подключи одноклассников.


Если ответили на 3 вопроса правильно и смогли пояснить свою точку зрения, приступайте к выяснению четвертой особенности рельеф. Не зная ее, не выполните 4-е задание.

На ранних этапах развития рельефа, активное действие проявили: вулканизм, землетрясения, подъемы и опускания огромных территорий, то есть внутренние процессы (эндогенные).

Вы наблюдательны, начитанны. Подумайте и выскажите свою точку зрения:


«В настоящее время действия внутренних процессов ослаблены, а значит ни каких изменений в рельефе не происходит»


Обобщенный вывод:

Рельеф России, и в целом всего мира, не является чем-то неизменным, а как и другие компоненты природы постоянно меняется. Рельефообразующие процессы можно разделить на две группы: внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные).

Эндогенные процессы – медленные движения земной коры, землетрясения, извержения вулканов, движения горных массивов по линиям разломов.. ведут к образованию низменностей в приморских областях, затоплению низких территорий, горстов, грабенов, сбросов (иллюстрации в атласе), гор-вулканов, а на стыках литосферных плит- горных хребтов.

Найдите на карте районы, где эндогенные процессы наиболее активны.

Экзогенные процессы – процессы, происходящие под влиянием текучих вод (реки, , сели, талые воды), приводят к образованию оврагов, ложбин, речных долин островов, из которых состоят дельты рек, карстовых форм рельефа.

Вопрос для любознательных: У какой Российской реки самая большая дельта? В каких районах России водно-эрозионные и карстовые формы рельефа преобладают? Почему?

Четвертичное оледенение способствовало образованию в рельефе – морен, зандровых равнин. Бараньи лбы, камы, озы тоже ледниковые формы рельефа ( рис. 19)

Вопрос для любознательных : Где, на территории России, ледниковые формы рельефа преобладают? Почему? Как ледник изменил лик планеты?

Ветер - способствует образованию эоловых форм рельефа (дюны, барханы).

Вопрос для любознательных : Где, на территории России, эоловые формы рельефа преобладают? Почему?

Человек – способствует образованию карьеров, терриконов, провалов.

Задание для любознательных : Предложите свой проект рекультивации карьера или террикона.

И так, четвертая особенность : рельеф России находится в непрерывном развитии.

В обобщенном виде о рельефе России можно сказать следующее:

1. Рельеф России необычайно разнообразен, с явным преобладанием равнин.

Россия-страна величайших равнин, окаймленных разной высоты горами).

2.Горы и равнины по территории России размещены не хаотично, а соответственно тектоническим структурам. Равнины лежат на платформах, а горы соответствуют складчатым областям. В приграничных зонах плит расположены сейсмические пояса и находятся наиболее высокие молодые горы.

3. Рельеф России имеет длительную историю, сопровождавшуюся горообразованиями, разрушениями, омоложениями, образованием полезных ископаемых.

4. Рельеф России находится в непрерывном развитии.

Еще раз к тренировочному варианту диагностики. Возникли сложности? Обратись за помощью или еще раз поработай с материалом.


С целью закрепления знаний, составьте не менее двух заданий подобных тренировочным и выполни их. К контролю подключи одноклассников.



Дозиравка домашнего задания


Хорошо


Знать особенности рельеф России и обосновывать их..

Уметь выполнить задания типичные №1, №2, №3 тренировочного варианта.

( устанавливать причинно-следственные связи).

1. Составлять и читать не сложные опорные конспекты и логические схемы


2. Делать самостоятельное обобщение.


3. Составлять обобщающие таблицы.


4.Анализировать причинно-следственные связи

.

5.Давать оценку своей работе и работе одноклассников.


6. Расшифровывать информацию на основе таблиц, схем, графиков, профилей…


7. Связанно излагать информацию в виде рассказа, отчета…


8.Доказывать свою точку зрения.


9. Решать познавательные задачи


10. Формулировать проблему.


11. Высказывать гипотезу.


12. Сравнивать несколько природных объектов.


13. Записывать информацию в сравнительную таблицу.





























































































































































































































Отлично


Знать особенности рельефа России и обосновывать их.

Уметь выполнить задания типичные №1, №2, №3, №4 тренировочного варианта.

Выполнить задания для любознательных.







Технологическая карта №2

Диагностика №1.

Целеполагание

Диагностика


М.Ц.№1. Знать и обосновывать особенности рельефа России.

Урок №7 Диагностика по МЦ. № 1 Технологическая карта №2


Д 1. «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые.»


1).Закончите фразу:

а) Между Уральскими горами и рекой Енисей лежит……………т.к. земная кора на данном участке представлена………….

б) К югу от Восточно - Европейской равнины находятся … ……..т. к. земная кора на данном участке представлена ……..

2). Правильный ответ подчеркни.

а) Разведку месторождений полезных ископаемых осадочного происхождения

( нефть, каменный уголь, соли и другие нерудные полезные ископаемые) необходимо вести на (равнине, в горах)

б) Разведку месторождений полезных ископаемых магматического происхождения (руды черных и цветных металлов) необходимо вести (на равнинах, в горах).

3).Почему

а) в горах можно вести разведку не только рудных полезных ископаемых, но и осадочных, к примеру, каменный уголь, нефть на Кавказе,

б) на равнинах – не только осадочного, но и рудного, к примеру, месторождения железной руды на Русской равнине, в районе Кольского полуострова.

4). Установите причинно- следственную связь.

следствие

причина

1в). Эоловые формы рельефа с дюнами на Прикаспийской равнине.

?


Карстовые формы рельефа на Урале, в Башкирии, на Кавказе ( пещеры)

.?

2в) Моренный холмисто-грядовый рельеф на Валдайской, Московско-Смоленской возвышенности.



?

Экологические проблемы связанные с добычей полезных ископаемых


?



1 вариант - задания под литером а) 2 вариант - задания под литером б)




Тест.

Компьюторный вариант диагностики по М.Ц. №1

Технологической карты №2.


Блок А

1. В рельефе России преобладают:

а) равнины; б) горы.


2. Высшая точка России – это гора:

а) Эльбрус; б) Казбек; в) Белуха; г) Ключевская Сопка.


3. На древних участках земной коры – платформах, как правило, расположены :

а) равнины б).горы.


4. Внутренние процессы, формирующие рельеф, это:

а) вулканизм ; б) деятельность ветра; в) деятельность древнего оледенения.


5. Горные сооружения соответствуют:

а) складчатым областям; б) платформам; в) щитам.


6. Самые высокие горы России:

а) Кавказ; б) Урал; в)Алтай.


  1. Устойчивые участки земной коры называются :

а) платформы; б) складчатые области.


8. В мезозойскую складчатость поднялись хребты:

а) Сихотэ-Алинь; б) Алтай; в) Кавказ.


9. В кайнозойскую (альпийскую) складчатость поднялись хребты:

а) Кавказ; б) Алтай; в) Сихотэ – Алинь.


10. В каледонскую складчатость поднялись хребты:

а) Алтай; б) Сихотэ – Алинь; в) Кавказ.


11. К древним складчатым областям приурочены месторождения:

а) железные руды; б) уголь; в) и те и другие.


12. Крупнейшими угольными бассейнами являются:

а) Ленский; Кузнецкий; Печорский.

б) Самотлор; Волго-Уральский;

в) Ямбург; Уренгой,


12. Крупнейшими бассейнами нефти являются:

а) Самотлор; Волго-Уральский;

б) Ленский; Кузнецкий; Печорский;

в) Ямбург; Уренгой,


12. Крупнейшими месторождениями газа являются:

а) Ямбург; Уренгой;

б) Ленский; Кузнецкий; Печорский.

в) Самотлор; Волго-Уральский;

13. К формам рельефа ледникового происхождения относятся:

а) морены, троги, бараньи лбы; б) овраги, балки; в) барханы, дюны.


14. К эоловым формам рельефа относятся:

а) барханы, дюны; б) овраги, балки; в) морены, троги, бараньи лбы.


  1. Самая древняя геологическая эра называется:

а) архейская; б) палеозойская; в) мезозойская.

  1. Самая молодая геологическая эра называется:

а) кайнозойская; б) палеозойская; в) мезозойская.


17. Геологическая эра, которая продолжается и сейчас:

а) кайнозойская; б) палеозойская; в) мезозойская.


  1. Огромные валуны, встречающиеся на полях Псковской области, попали туда в результате деятельности

а) ледника; б) ветра; в) моря; г) текучих вод.


  1. Гора Эльбрус имеет высоту:

а) 5642 м.; б) 4642 м.; в) 6642 м.; г) 7642 м.


  1. Какое из следующих утверждений является верным?

а). Платформам в рельефе обычно соответствуют равнины;

б) Месторождения рудных полезных ископаемых обычно связаны с осадочными отложениями чехла древних платформ;

в) В геологической истории Земли палеозойская эра предшествует протерозойской;

г) Области землетрясения и вулканизма приурочены к молодым платформам.



Блок В.

1 Расположите геологические эры по возрасту, начиная от самой древней :

а) Мезозойская, б) Архейская, в) палеозойская, г) протерозойская; д) кайнозойская.


Получившуюся последовательность букв перенесите в таблицу

1

2

3

4

5







2. Установите соответствие между эрой и крупной формой рельефа возникшей на данном этапе:

эра

Формы рельефа

1. Архейская

2. Протерозойская

3. Палеозойская

4 Мезозойская

5. Кайнозойская

А)горы Забайкалья

Б) Алтай

В) Сихотэ-Алинь

Г) Кавказ


Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранному варианту

1

2

3

4

5







3. Установите соответствие между горообразованием и крупной формой рельефа возникшей на данном этапе:

горообразование

Формы рельефа

1.Байкальское

2.Герцинское

3.Мезозойское

4.Кайнозойское (альпийское)

А)горы Забайкалья

Б) Алтай

В) Сихотэ-Алинь

Г) Кавказ

Д) Урал


Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранному варианту

1

2

3

4





4.Установите соответствие между месторождением и буквой, которой оно обозначено на карте.

1. КМА. - а) 4. Уренгойское - г)

  1. Канско - Ачинское - б) 5. Березовское - д)

  2. Ямбургское - в) 6. Эльтон - е)


( 1-вариант – четные; 2-вариант – нечетные)

Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранному варианту

1

2

3

4

5

6







5.Установите соответствие между формой рельефа и буквой, которой она обозначено на карте.

1. Восточно – Европейская равнина. - а) 7. Западно – Сибирская равнина - ж)

  1. Хибины - б) 8. Алтай - з)

  2. Валдайская возвышенность - в) 9. хр. Черского - и)

  3. Среднерусская возвышенность - г) 10. Чукотское нагорье - к)

  4. Кавказ - д) 11. Сихотэ – Алинь - л)

  5. Урал - е) 12. хр. Забайкалья - м)


( 1-вариант – четные; 2-вариант – нечетные)

Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранному варианту

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12













6.Выберите три верных утверждения:

а). Крупные равнины расположены на платформах;

б). Эоловые процессы создают морены;

в). П-ов Камчатка и Курильские о-ва – самые сейсмически активные зоны России;

г). Основная часть гор расположена западе и севере России;

д). Между Русской и Западно – Сибирской равнинами расположены Уральские горы.


Буквы, соответствующие выбранным ответам, запишите в алфавитном порядке без пропусков и знаков препинания.

Ответ: ___________.


7. Установите соответствие:

  1. грязекаменный поток

  2. сход снега со склонов гор

  3. рыхлые глинисто-валунные ледниковые отложения.

а) лавина

б) сель

в) морена


Запиишите в таблицу буквы, соответствующие выбранному варианту

1

2

3






Блок С. (письменный вариант)


  1. Как Вы объясните то, что руду можно обнаружить не только в горах, но и на равнине.

К примеру: крупное месторождение железной руды в районе Курска (Русская равнина ).

Приведите другие примеры, подтверждающие ваше мнение.

  1. Аналогичная ситуация и с полезными ископаемыми осадочного происхождения.

Почему их можно встретить в горах? К примеру: крупное месторождение нефти на

Кавказе. Приведите другие примеры, подтверждающие ваше мнение.


  1. У какой Российской реки самая большая дельта?

  2. В каких районах России преобладают водно-эрозионные и карстовые формы рельефа? Почему?


  1. Где, на территории России преобладают ледниковые формы рельефа? Почему?


  1. Как ледник изменил лик планеты?


  1. Где на территории России преобладают эоловые формы рельефа? Почему?



На зачет необходимо набрать- 14-24 балла.


На «4» - 25-36 баллов.


На «5» - не менее 37 баллов плюс ответ на хотя бы один вопрос из блока С.


Каждый правильный ответ на вопрос из блока А – 1 балл.


Каждый правильный ответ на вопрос из блока В – 2 балла.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ