Профориентационное занятие для подростков 8 – 9 –е классы
Молчанова Наталья Андреевна
Государственное бюджетное учреждение Саратовской области
«Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних
«Возвращение» г. Саратов, педагог-психолог.
Профориентационное занятие для подростков (8 – 9 –е классы).
Цель занятия: создание условий для улучшения понимания подростками своих склонностей к тем или иным видам деятельности и направленности личности.
Задачи:
Информирование подростков об основных типах профессий и требований к ним;
Информирование подростков о взаимосвязи типа темперамента и успешности в том или ином виде профессиональной деятельности;
Обсуждение с подростками основных ошибок, которые могут возникнуть при выборе профессии;
Проведение диагностики профессиональных склонностей.
Ход занятия.
1 Этап. Знакомство, создание позитивного эмоционального настроя в группе.
Упражнение «Мое имя»: каждый участник называет свое имя и слово (качество характера), характеризующее его, в котором первая буква совпадает с первой буквой имени.
2 Этап. Теоретическая часть.
Профессия – это занятие, которое требует специальной подготовки, практикуется человеком регулярно, служит источником средств к существованию. Для успешного выбора профессии человек должен определиться в трех вещах:
«Хочу» - желание выполнять конкретную работу, интерес к ней, увлеченность, направленность именно на эту деятельность;
«Могу» - наличие способностей именно к данной работе, соответствие особенностей личности специфике выбранной профессии, отсутствие медицинских или психологических противопоказаний к ней;
«Надо» - определить, востребована ли данная профессия на рынке труда.
Упражнение: Заполните, пожалуйста, «Таблицу профессиональных запросов» (выполняется каждым участником индивидуально).
Что мне интересно знать или делать
В какой профессии я могу этого достичь
Что мне нужно для получения этой профессии
Все профессии можно разделить на 5 типов, каждый из которых предъявляет определенные требования к способностям человека.
1. Профессии типа «человек – человек»: предметом профессии являются люди. Это профессии, связанные преимущественно с общением и взаимодействием между людьми.
2. Профессии типа «человек - техника» - это профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, ремонтом и эксплуатацией техники.
3. Профессии типа «человек - знаковая система» - работа с текстами, документами, цифрами, формулами, таблицами, схемами, чертежами.
4. Профессии типа «человек - природа» - профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными.
5. Профессии типа «человек – художественный образ» - профессии, направленные на создание, совершенствование, реставрацию художественных образов с помощью различных изобразительных средств.
Обсуждение, какие профессии можно отнести к каждому типу, и какие качества характера необходимы для успешного овладения такими профессиями.
Помимо способностей при выборе профессии важно учитывать не только способности, но и ряд профессионально важных качеств: темперамент, черты личности, интересы. (Материалы презентации).
На одну и ту же ситуацию у разных людей могут быть разные реакции. Всех людей можно классифицировать по тому, как они склонны реагировать на жизненные ситуации. Совокупность интенсивности и скорости протекания реакции, и ее направленность на внешнее окружение или на себя, лежит в основе выделения четырех типов темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический.
Обсуждение, какими характеристиками обладает каждый тип темперамента, и какие профессии подходят человеку с тем или иным типом темперамента.
3 Этап. Ошибки при выборе профессии:
отождествление профессии со школьным предметом;
ориентация на мнение случайных людей;
выбор профессии по внешнему впечатлению, без учета того, чем придется заниматься;
выбор профессии «за компанию» со знакомыми;
недостаточный учет своих способностей;
перенос отношения к человеку на отношение к его профессии.
выбор профессии по признаку престижности;
выбор вопреки или назло чему-либо или кому-либо;
игнорирование медицинских противопоказаний;
отсутствие запасных вариантов выбора.
Обсуждение, каким образом люди выбирают профессию и чем руководствоваться, чтобы не ошибиться.
4 Этап. Проведение тестирования с использованием «Опросника профессиональных склонностей» Л. Йовайши (модификация Г. В. Резапкиной, источник – Г. В. Резапкина «Отбор в профильные классы»)
«Мозговой штурм», упражнение «Мир профессий» (по типу игры в «города»).
Обсуждение итогов занятия, предоставление возможности выразить свои чувства, мысли: упражнение «Живая анкета» (продолжить фразы: Я узнал сегодня…, Мне понравилось…, Я понял…, Новым для меня было….)
«Опросник профессиональных склонностей» Л. Йовайши
Инструкция: выберите один из трёх вариантов ответа.
Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности
Общаться с самыми разными людьми;
Снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т. д.;
Заниматься расчётами, вести документацию.
В книге или кинофильме меня больше всего привлекает:
Возможность следить за ходом мыслей автора;
Художественная форма, мастерство писателя или режиссёра;
Сюжет, действия героев.
Меня больше обрадует Нобелевская премия
За общественную деятельность;
В области науки;
В области искусства.
Я скорее соглашусь стать
Главным механиком;
Начальником экспедиции;
Главным бухгалтером.
Будущее людей определяют:
Взаимопонимание между людьми;
Научные открытия;
Развитие производства.
Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь:
Созданием дружного, сплочённого коллектива;
Разработкой новых технологий обучения;
Работой с документами.
На технической выставке меня больше привлечёт:
Внутреннее устройство экспонатов;
Их практическое применение;
Внешний вид экспонатов (цвет, форма).
В людях я ценю, прежде всего:
Дружелюбие и отзывчивость;
Смелость и выносливость;
Обязательность и аккуратность.
В свободное время мне хотелось бы:
Ставить различные опыты, эксперименты;
Писать стихи, музыку или рисовать;
Тренироваться.
В заграничных поездках меня скорее заинтересует:
Возможность знакомства с культурой и историей другой страны;
Экстремальный туризм (альпинизм, горные лыжи);
Деловое общение.
Мне интереснее беседовать о:
Человеческих взаимоотношениях;
Новой научной гипотезе;
Технических характеристиках новой модели машины, компьютера.
Если бы в моей школе было три кружка, я бы выбрал:
Технический;
Музыкальный;
Спортивный.
В школе следует обратить особое внимание на:
Улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;
Поддержание здоровья учащихся, занятия спортом.
Укрепление дисциплины.
Я с большим удовольствием смотрю:
Научно-популярные фильмы;
Программы о культуре и искусстве;
Спортивные программы.
Мне хотелось бы работать:
С детьми или сверстниками;
С машинами, механизмами;
С объектами природы.
Школа в первую очередь должна:
Учить общению с другими людьми;
Давать знания;
Обучать навыкам работы.
Главное в жизни:
Иметь возможность заниматься творчеством;
Вести здоровый образ жизни;
Тщательно планировать свои дела.
Государство должно в первую очередь заботиться о:
Защите интересов и прав граждан;
Достижениях в области науки и техники;
Материальном благополучии граждан.
Мне больше всего нравятся уроки:
Труда;
Физкультуры;
Математики.
Мне интереснее было бы:
Заниматься сбытом товаров;
Изготавливать изделия;
Планировать производство товаров.
Я предпочитаю читать статьи о:
Выдающихся учёных и их открытиях;
Интересных изобретениях;
Жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.
В свободное время я люблю:
Читать, думать, рассуждать;
Что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными;
Ходить на выставки, концерты, в музеи.
Большой интерес у меня вызывает сообщение о:
Научном открытии;
Художественной выставке;
Экономической ситуации.
Я предпочту работать:
В помещении, где много людей;
В необычных условиях;
В обычном кабинете.
«Опросник профессиональных склонностей» Л. Йовайши. Бланк для ответов:
№
I
II
III
IV
V
VI
1
A
B
C
2
A
B
C
3
A
B
C
4
A
B
C
5
A
B
C
6
A
B
C
7
A
B
C
8
A
B
C
9
A
B
C
10
A
B
C
11
A
B
C
12
A
B
C
13
A
B
C
14
A
B
C
15
A
B
C
16
A
B
C
17
A
B
C
18
A
B
C
19
A
B
C
20
A
B
C
21
A
B
C
22
A
B
C
23
A
B
C
24
A
B
C
Итого:
«Опросник профессиональных склонностей» Л. Йовайши
(модификация Г. В. Резапкиной, источник – Г. В. Резапкина «Отбор в профильные классы»)
Подсчёт результатов: подсчитайте число обведённых букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строки «Итого».
10 – 12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность;
7 – 9 баллов – склонность к определённому виду деятельности;
4 – 6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность;
0 – 3 балла – профессиональная склонность не выражена.
Склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.
Склонность к исследовательской (интеллектуальной работе). Профессии, связанные с научной деятельностью. Кроме специальных навыков такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума.
Склонность к практической деятельности. Круг профессий: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.
Склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актёрско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, актёрских) отличает оригинальность и независимость.
Склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охраной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.
Склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчётами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертёжник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ