Программа коррекционно-развивающей работы c воспитанниками младшего и среднего школьного возраста на развитие познавательных процессов «Я и мой мир»

ГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 8 VIII вида»







Программа

коррекционно-развивающей работы c воспитанниками

младшего и среднего школьного возраста

на развитие познавательных процессов

«Я и мой мир»





Автор-составитель

Педагог-психолог

Лютоев В.В.

С. Кослан, 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Одной из причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило названия «задержка психического развития» (ЗПР) и специальная коррекционная программа VIII вида. Каждый второй хронически неуспевающий ребёнок имеет отклонения в интеллектуальном развитии.
В самом общем виде сущность VII, VIII видов состоит в развитии психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу. У такого ребёнка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остаётся ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет школьнику полноценно осуществить напряжённую учебную деятельность: он очень быстро устаёт, истощается. Из-за недостаточного умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной психолого-педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребёнок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь. Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребёнок самостоятельно, без специально организованной коррекционно-развивающей работы выйти не может.
Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. В специально организованной предметно-развивающей среде стимулируются познавательные интересы детей, закрепляются навыки,
полученные на коррекционно-развивающих занятиях. Предполагается 1 урок 1 раз в неделю.



Цель программы: развитие познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления).
Задачи программы:

  1. формирование положительной учебной мотивации,

  2. снятие эмоционального напряжения,

  3. развитие памяти,

  4. развитие внимания,

  5. развитие восприятия,

  6. развитие мышления

  7. коррекция тревожности, застенчивости, работа со страхами

  8. активизация и оптимизация ресурсов ребенка, сопровождение и «взращивание» уверенности, гибкости и адаптивности

  9. развитие социальных эмоций;

  10. работа над свободным выплеском эмоций;

Предмет психокоррекции: познавательные процессы.
Объект психокоррекции: дети 8-16 лет с задержкой психического развития.
Объём программы рассчитан на 32 часа. Всего 32 занятия при частоте встреч – один час в неделю. Продолжительность одного занятия – 40 минут.
Реализатор программы: педагог-психолог ЛютоевВ.В.

Критерии оценки достижения планируемых результатов.

- Повышение самооценки.

- Возрастающий интерес к выполнению заданий.

- Возникновение желания добиваться результатов в деятельности.

- Повышение уровня активности участника занятия, проявляющийся в желании сотрудничества.

- Улучшение сенсомоторной координации и развития тонкой моторики руки.

- Повышение уровня развития познавательных процессов.



Методы оценки:

Результативность участия ребенка в программе оценивается:

По результатам первичной и заключительной психодиагностики (объективная оценка).

На основе обратной связи от родителей и педагогов, работающих с ребенком (субъективная оценка).

Через наблюдение изменений в поведении детей (субъективная оценка).

Для оценки эффективности занятий по программе по окончании курса проводится итоговая диагностика, аналогичная первичной.

Сравнение результатов первичной и заключительной диагностики позволяет оценить динамику развития ребенка и, соответственно, эффективность работы программы.

Предполагаемый результат: улучшение показателей познавательных процессов, математических способностей. Повышение самооценки. Повышение показателей коммуникативности. Развитие мелкой моторики. Заинтересованность родителей и воспитателей в развитии познавательных процессов.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



Тема занятия

Цели и задачи

Формы и методы

работы. Материал.

Месяц

1

Установление

правил поведения

на занятии

Цель –

ознакомить

воспитанников

с правилами поведения

на занятиях

Беседа, рассказ.

сентябрь

2

Я мыслю –

значит я сущест

вую!

Цель –

развитие

логического мышления

упр. «Найди

лишнее

слово»;
упр. «Составь поезд»

сентябрь

3

Мы в 3D

пространстве

Цель –

тренировка

зрительно-
пространственного восприятия

упр. «Сломалась

печатная машинка»

упр. «Деление

сплошного

текс-
та на предложения»

сентябрь

4

Психогимнастика

Цель – развитие

умения

контролировать

свои эмоции

этюд «Застенчивый

ослик»

(застенчивость),

этюд

«Любящий сын»

(эмпатия)

сентябрь

5

Развитие

воображения,
связной речи

Цель – развитие

умения

грамотно

составлять

предложения,

пользоваться

своей фантазией

упр.

«Составление

связного

текста по

опорным словам»,

рассказ

октябрь

6

Развитие

слуховой памяти

Цель – развитие

слуховой памяти

Чтение текста

для запоминания

октябрь

7

Развитие

оперативной

зрительной памяти

Цель –

развитие

оперативной

зрительной памяти

Рисунки, тексты

для запоминания

октябрь

8

Тренировка

зрительно-
пространственного восприятия

Цель –

научиться

оценивать

размеры

окружающего пространства,

ознакомить

воспитанников с

понятием «класустрофобия»

Рассказ, упр.

«Непонятные

строчки»;
упр.

«Письмо из

Зазеркалья»

ноябрь

9

Развитие

воображения,
связной речи

Цель – развитие

навыков

составления текста

упр.

«Составление

связного

текста по

опорным словам»

ноябрь

10

Развитие

речевого аппарата

Цель - адаптация,

голосо – речевой

тренинг – снятие

барьеров, зажимов.

Упр. Хоботок,

лягушки,

орешек,

сердитый язык,

игра – лифт.

ноябрь

11

Я и мои друзья

Цель: -

развитие

познавательных

процессов

Игра – разминка:

«поймай взглядом»,

Игра: «верни

всех на места»,

Игра: «Ералаш»,

Игра: «Робот».

ноябрь

12

Что есть волнение

Цель - выявление

чувства

неоправданной тревожности или

страха, а

также

невысказанных

желаний и

ожиданий, работа

с этим чувством.

чтение сказки:

«Новость»,

декабрь

13

Господин Страх

Цель: выявление

страхов, чувства

вины.

Беседа, чтение

сказки

«СТРАХ»,

рисование страха

красками

декабрь

14

Господин Страх

Цель – вербализация

страха

Сочинение

рассказа о

страхе,

рисование

страха красками.


декабрь

15

Господин Страх

Цель – принятие

страха

Беседа, рисование

декабрь

16

Господин Страх

Цель – определение

места страху.

Беседа,

сочинение

смешной истории

о страхе и

чтение перед

другими.

январь

17

Господин Страх

Цель –

рассмотрение

природы страха.

Рисование формулы

страха

январь

18

Господин Страх

Цель –

выработать

устойчивость к

страху

Ролевая гимнастика

январь

19

Эмоции

Цель –

ознакомить

воспитанников с

видами эмоций

и их проявлениями

Беседа, рассказ

февраль

20

Эмоции

Цель –

развитие

познавательных

процессов.

Эмоции,

настроение.

Расширение

спектра эмоций,

развитие

конгруэнтности.

Разыгрывание

ситуаций

«любопытство»,

«радость», «сосредоточенность»

февраль

21

Семья

Цель - выявление

степени

зависимости воспитанников

от родителей

беседа о семье.

Чтение сказки

«Птенец»

февраль

22

Я и моя семья

Цель - самосознание

себя в семье,

снятие

эмоциональных

барьеров, напряжения

Игра: «расскажи

стихи без слов»,

игра «день рождения»

март

23

Я и моя семья

Цель – самосознание

себя в семье,

отношений, кто

ближе –

дальше.

Диагностика.

игра: «Я очень

хороший», игра:

«Дрозд»,

март

24

Я и моя семья

Цель - расширение

«зоны доверия».

игра: «Найди меня»,

игра: «Обнималочки»,

март

25

Я и я

Цель – актуализация

Я – мотиваций,

усиление

диагностических процессов

мотивации,

активизация

процессов

мотивации,

активизация

процессов

волевой регуляции.

игра: «даже

если, все равно»,

Игра: «закончи фразу»

март

26

Я и я

Цель - Анализ,

повышение

самооценки,

расширение

«зоны доверия».

игра: «надувная

кукла»,

игра:1.

«Комплименты»

апрель

27

Я и другие


Цель –

Повышение

самоценности,

отстройка от

внешнего контроля. 

игра: «Знак

внимания»,

игра: «Губа»,

Игра – базар:

«Нет! – Да!»

апрель

28

Я и другие


Цель –

повышение

самоценности

Игра:

«у меня

есть бабушка»,

Игра: «Зверята»,

Ролевая гимнастика.

апрель

29

Я и другие


Цель –

повышение

самоценности

игра:

«коллективный

счет», Игра:

«Лифт».

Игра: «Звоночки»,

апрель

30

Мой друг

Цель –

Повышение

самоценности,

развитие

навыков общения

Беседа, рассказ

май

31

Мое хобби

Цель – развитие

кругозора

Видеофильмы

май

32

Я и моя

будущая профессия

Цель –

познакомить

учащихся с

возможными

профессиями,

помочь

определиться

с выбором

Рассказ,

видеофильм

май

33

Как я проведу

это лето

Цель –

помочь с

организацией

свободного времени

Рассказ,

беседа

май

34

Как я проведу

это лето

Цель –

помочь с

организацией

свободного времени

Видеофильм

май


ЛИТЕРАТУРА


1. Авдеева Н.Н., Елагина М.Г., Мещерякова С.Ю. Психологические основы формирования личности. – М., 1986.
2. Адилова М.Ш. Особенности психомоторики детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста // Дефектология. – 1988. – №4.
3. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития./Под ред. К.С.Лебединской. – М., 1982.
4. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М., 1988.
5. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать. – М., 1991.
6. Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития. – М., 1972.
7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989.
8. Вайзер Г.А. Опоры для саморегулирования умственной деятельности детьми с задержкой психического развития // Дефектология. – 1986. – №4.
9. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.
10. Выготский Л.С. Основы дефектологии // Собр.соч.: В 6 т. – М., 1983.
11. Грибанова Г.В. Психологическая характеристика личности подростков с задержкой психического развития // Дефектология. – 1986. – №3.
12. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Г.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. – М., 1984.
13. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. – М., 1973.
14. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991.
15. Жаренкова Г.И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции // Дефектология. – 1975. – №4.
16. Карпова Г.А., Артемьева Т.П. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития. – Екатеринбург, 1995.
17. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. – Минск, 1984.
18. Кузнецова Л.В. Особенности мотивационной готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению: Автореф.дис.канд.псих.наук. – М., 1986.
19. Кулагина И.Ю. Отношение к учению у детей с задержкой психического развития (в начальных классах специальной школы):Автореф.дис.канд.псих.наук. – М., 1980.
20. Лебединская К.С., Майская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. – М., 1988.
21. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.
22. Лурия А.Р. Внимание и память. – М., 1975.
23. Лусканова Н.Г. Пути психологической коррекции аномалии развития личности // Здоровье, развитие, личность. – М., 1990.
24. Мальцева Е.Р. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста: Автореф.дис.канд.пед.наук. – М., 1991.
25. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М., 1983.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ