Программа коррекционно-развивающей работы c воспитанниками младшего и среднего школьного возраста на развитие познавательных процессов «Я и мой мир»
ГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 8 VIII вида»
Программа
коррекционно-развивающей работы c воспитанниками
младшего и среднего школьного возраста
на развитие познавательных процессов
«Я и мой мир»
Автор-составитель
Педагог-психолог
Лютоев В.В.
С. Кослан, 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило названия «задержка психического развития» (ЗПР) и специальная коррекционная программа VIII вида. Каждый второй хронически неуспевающий ребёнок имеет отклонения в интеллектуальном развитии.
В самом общем виде сущность VII, VIII видов состоит в развитии психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу. У такого ребёнка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остаётся ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет школьнику полноценно осуществить напряжённую учебную деятельность: он очень быстро устаёт, истощается. Из-за недостаточного умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной психолого-педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребёнок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь. Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребёнок самостоятельно, без специально организованной коррекционно-развивающей работы выйти не может.
Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. В специально организованной предметно-развивающей среде стимулируются познавательные интересы детей, закрепляются навыки,
полученные на коррекционно-развивающих занятиях. Предполагается 1 урок 1 раз в неделю.
Цель программы: развитие познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления).
Задачи программы:
формирование положительной учебной мотивации,
снятие эмоционального напряжения,
развитие памяти,
развитие внимания,
развитие восприятия,
развитие мышления
коррекция тревожности, застенчивости, работа со страхами
активизация и оптимизация ресурсов ребенка, сопровождение и «взращивание» уверенности, гибкости и адаптивности
развитие социальных эмоций;
работа над свободным выплеском эмоций;
Предмет психокоррекции: познавательные процессы.
Объект психокоррекции: дети 8-16 лет с задержкой психического развития.
Объём программы рассчитан на 32 часа. Всего 32 занятия при частоте встреч – один час в неделю. Продолжительность одного занятия – 40 минут.
Реализатор программы: педагог-психолог ЛютоевВ.В.
Критерии оценки достижения планируемых результатов.
- Повышение самооценки.
- Возрастающий интерес к выполнению заданий.
- Возникновение желания добиваться результатов в деятельности.
- Повышение уровня активности участника занятия, проявляющийся в желании сотрудничества.
- Улучшение сенсомоторной координации и развития тонкой моторики руки.
- Повышение уровня развития познавательных процессов.
Методы оценки:
Результативность участия ребенка в программе оценивается:
По результатам первичной и заключительной психодиагностики (объективная оценка).
На основе обратной связи от родителей и педагогов, работающих с ребенком (субъективная оценка).
Через наблюдение изменений в поведении детей (субъективная оценка).
Для оценки эффективности занятий по программе по окончании курса проводится итоговая диагностика, аналогичная первичной.
Сравнение результатов первичной и заключительной диагностики позволяет оценить динамику развития ребенка и, соответственно, эффективность работы программы.
Предполагаемый результат: улучшение показателей познавательных процессов, математических способностей. Повышение самооценки. Повышение показателей коммуникативности. Развитие мелкой моторики. Заинтересованность родителей и воспитателей в развитии познавательных процессов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№
Тема занятия
Цели и задачи
Формы и методы
работы. Материал.
Месяц
1
Установление
правил поведения
на занятии
Цель –
ознакомить
воспитанников
с правилами поведения
на занятиях
Беседа, рассказ.
сентябрь
2
Я мыслю –
значит я сущест
вую!
Цель –
развитие
логического мышления
упр. «Найди
лишнее
слово»;
упр. «Составь поезд»
сентябрь
3
Мы в 3D
пространстве
Цель –
тренировка
зрительно-
пространственного восприятия
упр. «Сломалась
печатная машинка»
упр. «Деление
сплошного
текс-
та на предложения»
сентябрь
4
Психогимнастика
Цель – развитие
умения
контролировать
свои эмоции
этюд «Застенчивый
ослик»
(застенчивость),
этюд
«Любящий сын»
(эмпатия)
сентябрь
5
Развитие
воображения,
связной речи
Цель – развитие
умения
грамотно
составлять
предложения,
пользоваться
своей фантазией
упр.
«Составление
связного
текста по
опорным словам»,
рассказ
октябрь
6
Развитие
слуховой памяти
Цель – развитие
слуховой памяти
Чтение текста
для запоминания
октябрь
7
Развитие
оперативной
зрительной памяти
Цель –
развитие
оперативной
зрительной памяти
Рисунки, тексты
для запоминания
октябрь
8
Тренировка
зрительно-
пространственного восприятия
Цель –
научиться
оценивать
размеры
окружающего пространства,
ознакомить
воспитанников с
понятием «класустрофобия»
Рассказ, упр.
«Непонятные
строчки»;
упр.
«Письмо из
Зазеркалья»
ноябрь
9
Развитие
воображения,
связной речи
Цель – развитие
навыков
составления текста
упр.
«Составление
связного
текста по
опорным словам»
ноябрь
10
Развитие
речевого аппарата
Цель - адаптация,
голосо – речевой
тренинг – снятие
барьеров, зажимов.
Упр. Хоботок,
лягушки,
орешек,
сердитый язык,
игра – лифт.
ноябрь
11
Я и мои друзья
Цель: -
развитие
познавательных
процессов
Игра – разминка:
«поймай взглядом»,
Игра: «верни
всех на места»,
Игра: «Ералаш»,
Игра: «Робот».
ноябрь
12
Что есть волнение
Цель - выявление
чувства
неоправданной тревожности или
страха, а
также
невысказанных
желаний и
ожиданий, работа
с этим чувством.
чтение сказки:
«Новость»,
декабрь
13
Господин Страх
Цель: выявление
страхов, чувства
вины.
Беседа, чтение
сказки
«СТРАХ»,
рисование страха
красками
декабрь
14
Господин Страх
Цель – вербализация
страха
Сочинение
рассказа о
страхе,
рисование
страха красками.
декабрь
15
Господин Страх
Цель – принятие
страха
Беседа, рисование
декабрь
16
Господин Страх
Цель – определение
места страху.
Беседа,
сочинение
смешной истории
о страхе и
чтение перед
другими.
январь
17
Господин Страх
Цель –
рассмотрение
природы страха.
Рисование формулы
страха
январь
18
Господин Страх
Цель –
выработать
устойчивость к
страху
Ролевая гимнастика
январь
19
Эмоции
Цель –
ознакомить
воспитанников с
видами эмоций
и их проявлениями
Беседа, рассказ
февраль
20
Эмоции
Цель –
развитие
познавательных
процессов.
Эмоции,
настроение.
Расширение
спектра эмоций,
развитие
конгруэнтности.
Разыгрывание
ситуаций
«любопытство»,
«радость», «сосредоточенность»
февраль
21
Семья
Цель - выявление
степени
зависимости воспитанников
от родителей
беседа о семье.
Чтение сказки
«Птенец»
февраль
22
Я и моя семья
Цель - самосознание
себя в семье,
снятие
эмоциональных
барьеров, напряжения
Игра: «расскажи
стихи без слов»,
игра «день рождения»
март
23
Я и моя семья
Цель – самосознание
себя в семье,
отношений, кто
ближе –
дальше.
Диагностика.
игра: «Я очень
хороший», игра:
«Дрозд»,
март
24
Я и моя семья
Цель - расширение
«зоны доверия».
игра: «Найди меня»,
игра: «Обнималочки»,
март
25
Я и я
Цель – актуализация
Я – мотиваций,
усиление
диагностических процессов
мотивации,
активизация
процессов
мотивации,
активизация
процессов
волевой регуляции.
игра: «даже
если, все равно»,
Игра: «закончи фразу»
март
26
Я и я
Цель - Анализ,
повышение
самооценки,
расширение
«зоны доверия».
игра: «надувная
кукла»,
игра:1.
«Комплименты»
апрель
27
Я и другие
Цель –
Повышение
самоценности,
отстройка от
внешнего контроля.
игра: «Знак
внимания»,
игра: «Губа»,
Игра – базар:
«Нет! – Да!»
апрель
28
Я и другие
Цель –
повышение
самоценности
Игра:
«у меня
есть бабушка»,
Игра: «Зверята»,
Ролевая гимнастика.
апрель
29
Я и другие
Цель –
повышение
самоценности
игра:
«коллективный
счет», Игра:
«Лифт».
Игра: «Звоночки»,
апрель
30
Мой друг
Цель –
Повышение
самоценности,
развитие
навыков общения
Беседа, рассказ
май
31
Мое хобби
Цель – развитие
кругозора
Видеофильмы
май
32
Я и моя
будущая профессия
Цель –
познакомить
учащихся с
возможными
профессиями,
помочь
определиться
с выбором
Рассказ,
видеофильм
май
33
Как я проведу
это лето
Цель –
помочь с
организацией
свободного времени
Рассказ,
беседа
май
34
Как я проведу
это лето
Цель –
помочь с
организацией
свободного времени
Видеофильм
май
ЛИТЕРАТУРА
1. Авдеева Н.Н., Елагина М.Г., Мещерякова С.Ю. Психологические основы формирования личности. – М., 1986.
2. Адилова М.Ш. Особенности психомоторики детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста // Дефектология. – 1988. – №4.
3. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития./Под ред. К.С.Лебединской. – М., 1982.
4. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М., 1988.
5. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать. – М., 1991.
6. Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития. – М., 1972.
7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989.
8. Вайзер Г.А. Опоры для саморегулирования умственной деятельности детьми с задержкой психического развития // Дефектология. – 1986. – №4.
9. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.
10. Выготский Л.С. Основы дефектологии // Собр.соч.: В 6 т. – М., 1983.
11. Грибанова Г.В. Психологическая характеристика личности подростков с задержкой психического развития // Дефектология. – 1986. – №3.
12. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Г.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. – М., 1984.
13. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. – М., 1973.
14. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991.
15. Жаренкова Г.И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции // Дефектология. – 1975. – №4.
16. Карпова Г.А., Артемьева Т.П. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития. – Екатеринбург, 1995.
17. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. – Минск, 1984.
18. Кузнецова Л.В. Особенности мотивационной готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению: Автореф.дис.канд.псих.наук. – М., 1986.
19. Кулагина И.Ю. Отношение к учению у детей с задержкой психического развития (в начальных классах специальной школы):Автореф.дис.канд.псих.наук. – М., 1980.
20. Лебединская К.С., Майская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. – М., 1988.
21. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.
22. Лурия А.Р. Внимание и память. – М., 1975.
23. Лусканова Н.Г. Пути психологической коррекции аномалии развития личности // Здоровье, развитие, личность. – М., 1990.
24. Мальцева Е.Р. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста: Автореф.дис.канд.пед.наук. – М., 1991.
25. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М., 1983.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ