Программа краеведческого кружка «Азбука родного края» 16 часов, 1 год обучения
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«АТЯШЕВСКАЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТУРИСТОВ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Поселковская средняя школа № 1»
УТВЕРЖДЕНО:
На заседании педагогического совета
от_________________ № ____
Директор МБОУ ДОД СЮТУР
______________О.А. Пушкина
Программа
краеведческого кружка
«Азбука родного края»
16 часов, 1 год обучения
Понедельник – 14.00ч.- 15.00ч.
Вторник – 14.00ч.- 15.00ч.
Четверг – 14.00ч.- 15.00ч.
Пятница– 14.00ч.- 15.00ч.
Руководитель группы, педагог
дополнительного образования детей:
Стенина Елена Сергеевна
п. Атяшево
2013 год
Программа кружка по краеведению
для младших школьников
«Азбука родного края»
Пояснительная записка
Программа кружка по краеведению «Азбука родного края» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социально-культурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности
Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, поселку, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; поэтому необходимо учить детей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром для собственного блага и блага других людей.
Содержание программы содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с поселком. При подготовке к занятиям учащимся предлагается заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.
Проводятся беседы о том, какие животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.
Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь первоклассников к поисково-исследовательской работе.
Программа по краеведению для младших школьников «Азбука родного края» разработана для 1 класса (6 -7 лет). Занятия проходят 4 раза в неделю, всего 128 часа год. Срок реализации 1 год.
Цель программы:
- формирование основ этнического самосознания первоклассника и расширение собственного культурного опыта на основе ознакомления с родным краем;
- создание азбуки для первоклассников, по которой ученики первого класса могли бы составлять рассказ о своем родном крае.
Задачи программы:
познакомить первоклассников с новыми понятиями краеведение и патриотизм;
развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу;
воспитывать у детей культуру и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.
способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю.
создать азбуку родного края, подобрать иллюстрационный материал к каждой букве алфавита.
Основные принципы, положенные в основу программы:
принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, аппликаций. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Азбука родного края» в программе используются такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (пришкольный участок, улица, дом и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, тематических игр на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии.
Учебно-тематический план
Тема
Количество часов
теория
практика
экскурсии
всего
1. Введение. Что такое краеведение?
4
-
-
4
2. Я и моя семья.
10
6
-
16
3. Дом, в котором я живу.
12
4
-
16
4. Моя улица.
10
4
2
16
5. Моя школа.
8
4
4
16
6. Мой класс.
2
4
-
6
7. Моя малая Родина.
12
6
4
22
8. Природа родного поселка.
11
6
5
22
9. Составление азбуки родного края.
2
8
-
10
Всего
128
Программа кружка
Тема 1: Введение (4ч)
Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Правила техники безопасности на занятиях кружка.
Тема 2: «Я и моя семья».(16 ч)
Я – моя семья. Семейные традиции. Рассказ учащихся о себе, своей семье. Мое имя. Моя фамилия. Я и моя семья (занятие – игра). Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители. Рисунок своей семьи.
Тема 3: «Дом, в котором я живу». (16 ч)
Дом, в котором я живу. Беседа с учащимися о доме. Что означает слово дом? Рассказ о своем доме. Знакомство с жилищами других народов и необычными домами мира. Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.
Тема 4: «Моя улица».(16 ч)
Знакомство с понятием «улица», «адрес». Урок – экскурсия. О чем рассказывают улицы нашего села. Учащиеся знакомятся с названием улиц, расположением домов. Мой двор – моя улица, что нравится, чтобы изменил. Практическое занятие – аппликация улицы.
Тема 5: «Моя школа». (16 ч)
Знакомство с историей своей школы. Урок-экскурсия по школе. Учителя и ученики – гордость школы. Мои родители учились в этой школе. Рисунок своей школы, кабинета, учителя.
Тема 6: «Мой класс» (6 ч)
С Днем рождения, класс!
Тема 7: «Моя малая Родина».(22 ч)
Название своего поселка, сколько лет родному поселку. Некоторые достопримечательности своего поселка (обелиск, церковь, пруд). Гордость нашего поселка. Что дает поселок нашей стране. Будущее моего поселка. Экскурсии в краеведческий музей. Правила поведения в музеи. Составление рассказа, сочинение. Викторины. Аппликация достопримечательностей своего поселка.
Тема 8: «Природа нашего края».(22 ч)
Что такое природа? Сезоны года. Виртуальное путешествие в растительный и животный мир своего края. Экскурсия на пришкольный участок. Домашние животные – кто они? Правила поведения в природе. Урок-викторина по природе края.
Тема 9: «Составление азбуки родного поселка» (10)
Что такое азбука родного края? Составление азбуки родного края. Урок-игра «Что мы узнали о своем крае».
Литература
1. Города и села Мордовии. /Историко-экономический справочник/.- Саранск: Мордовское кн. Изд-во, 2005. – 464с.:ил.
2. Все о мордовии./ энциклопедический справочник/- Саранск: Мордовское кн. изд-во, 2007 г.
3. «Сборник программ для организации внеурочной деятельности в начальной школе», Казачкова С.П., Волгоград – 2011.
4. «Уроки технологии: человек, природа, техника: 1 класс», Роговцева Н.И., Просвещение, 2008.
5. «Уроки по окружающему миру. 1 класс» Плешаков А. А., Новицкая М. Ю., Белянкова Н. М., Мартинкова Е. В., Саркисян Ю. В., Просвещение, 2007.
6. Малая Родина – Атяшевский район 1928-2008.
7. Мордовия. Энциклопедия в двух томах. Т. 1, Саранское кн. изд-во, 2003 год.
8. Мордовия. Энциклопедия в двух томах. Т. 2, Саранское кн. изд-во, 2003 год.
9. Мордовия /фотооткрытки/.
Интернет-ресурсы
1. Конспекты уроков технологии в 1 классе http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/tekhnologiya/konspekty-urokov-tekhnologii-v-1-klasse
2. Сайт "Я иду на урок начальной школы" http://nsc.1september.ru/urok/
3. Анацкая С.Н. Занятие по рисованию в классе КПП http://kachar-school.narod.ru/nachalka/urok1.htm.
4. Седлецкая М.Н. Урок технологии в 1-м классе по теме "Работа с бумагой. Оригами. "Моя улица» http://festival.1september.ru/articles/565883/
5. Статья «Организация краеведческой работы» Гаврилко Наталья Николаевна, учитель истории ЗДУВР; http://festival.1september.ru/articles/513975/
6. Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя http://zanimatika.narod.ru/
6. Программа факультатива по краеведению «Мой край» Журавлева Галина Дмитриевна http://festival.1september.ru/articles/513978/
Медиа-ресурсы
1. CD большая советская энциклопедия.
2. CD Кирилл и Мефодий
3. CD Детская энциклопедия КМ
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ