Программа краеведческого кружка «Азбука родного края» 16 часов, 1 год обучения

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«АТЯШЕВСКАЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТУРИСТОВ»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Поселковская средняя школа № 1»


УТВЕРЖДЕНО:

На заседании педагогического совета

от_________________ № ____

Директор МБОУ ДОД СЮТУР

______________О.А. Пушкина


Программа

краеведческого кружка

«Азбука родного края»

16 часов, 1 год обучения

Понедельник – 14.00ч.- 15.00ч.

Вторник – 14.00ч.- 15.00ч.

Четверг – 14.00ч.- 15.00ч.

Пятница– 14.00ч.- 15.00ч.


Руководитель группы, педагог

дополнительного образования детей:

Стенина Елена Сергеевна





п. Атяшево

2013 год

Программа кружка по краеведению

для младших школьников

«Азбука родного края»


Пояснительная записка


Программа кружка по краеведению «Азбука родного края» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социально-культурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности

Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, поселку, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; поэтому необходимо учить детей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром для собственного блага и блага других людей.

Содержание программы содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с поселком. При подготовке к занятиям учащимся предлагается заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.

Проводятся беседы о том, какие животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.

Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь первоклассников к поисково-исследовательской работе.


Программа по краеведению для младших школьников «Азбука родного края» разработана для 1 класса (6 -7 лет). Занятия проходят 4 раза в неделю, всего 128 часа год. Срок реализации 1 год.


Цель программы:

- формирование основ этнического самосознания первоклассника и расширение собственного культурного опыта на основе ознакомления с родным краем;

- создание азбуки для первоклассников, по которой ученики первого класса могли бы составлять рассказ о своем родном крае.


Задачи программы:

  • познакомить первоклассников с новыми понятиями краеведение и патриотизм;

  • развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу;

  • воспитывать у детей культуру и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

  • учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.

  • способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю.

  • создать азбуку родного края, подобрать иллюстрационный материал к каждой букве алфавита.

Основные принципы, положенные в основу программы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

  • систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.


Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

  • практические методы: изготовление рисунков, аппликаций. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Азбука родного края» в программе используются такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (пришкольный участок, улица, дом и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, тематических игр на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии.



Учебно-тематический план


Тема

Количество часов

теория

практика

экскурсии

всего

1. Введение. Что такое краеведение?

4

-

-

4

2. Я и моя семья.

10

6

-

16

3. Дом, в котором я живу.

12

4

-

16

4. Моя улица.

10

4

2

16

5. Моя школа.

8

4

4

16

6. Мой класс.

2

4

-

6

7. Моя малая Родина.

12

6

4

22

8. Природа родного поселка.

11

6

5

22

9. Составление азбуки родного края.

2

8

-

10

Всего




128

Программа кружка


Тема 1: Введение (4ч)

Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Правила техники безопасности на занятиях кружка.


Тема 2: «Я и моя семья».(16 ч)

Я – моя семья. Семейные традиции. Рассказ учащихся о себе, своей семье. Мое имя. Моя фамилия. Я и моя семья (занятие – игра). Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители. Рисунок своей семьи.


Тема 3: «Дом, в котором я живу». (16 ч)

Дом, в котором я живу. Беседа с учащимися о доме. Что означает слово дом? Рассказ о своем доме. Знакомство с жилищами других народов и необычными домами мира. Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.


Тема 4: «Моя улица».(16 ч)

Знакомство с понятием «улица», «адрес». Урок – экскурсия. О чем рассказывают улицы нашего села. Учащиеся знакомятся с названием улиц, расположением домов. Мой двор – моя улица, что нравится, чтобы изменил. Практическое занятие – аппликация улицы.


Тема 5: «Моя школа». (16 ч)

Знакомство с историей своей школы. Урок-экскурсия по школе. Учителя и ученики – гордость школы. Мои родители учились в этой школе. Рисунок своей школы, кабинета, учителя.


Тема 6: «Мой класс» (6 ч)

С Днем рождения, класс!


Тема 7: «Моя малая Родина».(22 ч)

Название своего поселка, сколько лет родному поселку. Некоторые достопримечательности своего поселка (обелиск, церковь, пруд). Гордость нашего поселка. Что дает поселок нашей стране. Будущее моего поселка. Экскурсии в краеведческий музей. Правила поведения в музеи. Составление рассказа, сочинение. Викторины. Аппликация достопримечательностей своего поселка.


Тема 8: «Природа нашего края».(22 ч)

Что такое природа? Сезоны года. Виртуальное путешествие в растительный и животный мир своего края. Экскурсия на пришкольный участок. Домашние животные – кто они? Правила поведения в природе. Урок-викторина по природе края.


Тема 9: «Составление азбуки родного поселка» (10)

Что такое азбука родного края? Составление азбуки родного края. Урок-игра «Что мы узнали о своем крае».






Литература


1. Города и села Мордовии. /Историко-экономический справочник/.- Саранск: Мордовское кн. Изд-во, 2005. – 464с.:ил.

2. Все о мордовии./ энциклопедический справочник/- Саранск: Мордовское кн. изд-во, 2007 г.

3. «Сборник программ для организации внеурочной деятельности в начальной школе», Казачкова С.П., Волгоград – 2011.

4. «Уроки технологии: человек, природа, техника: 1 класс», Роговцева Н.И., Просвещение, 2008.

5. «Уроки по окружающему миру. 1 класс» Плешаков А. А., Новицкая М. Ю., Белянкова Н. М., Мартинкова Е. В., Саркисян Ю. В., Просвещение, 2007.

6. Малая Родина – Атяшевский район 1928-2008.

7. Мордовия. Энциклопедия в двух томах. Т. 1, Саранское кн. изд-во, 2003 год.

8. Мордовия. Энциклопедия в двух томах. Т. 2, Саранское кн. изд-во, 2003 год.

9. Мордовия /фотооткрытки/.

Интернет-ресурсы


1. Конспекты уроков технологии в 1 классе http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/tekhnologiya/konspekty-urokov-tekhnologii-v-1-klasse

2. Сайт "Я иду на урок начальной школы" http://nsc.1september.ru/urok/

3. Анацкая С.Н. Занятие по рисованию в классе КПП http://kachar-school.narod.ru/nachalka/urok1.htm.

4. Седлецкая М.Н. Урок технологии в 1-м классе по теме "Работа с бумагой. Оригами. "Моя улица» http://festival.1september.ru/articles/565883/

5. Статья «Организация краеведческой работы» Гаврилко Наталья Николаевна, учитель истории ЗДУВР; http://festival.1september.ru/articles/513975/

6. Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя http://zanimatika.narod.ru/

6. Программа факультатива по краеведению «Мой край» Журавлева Галина Дмитриевна http://festival.1september.ru/articles/513978/

Медиа-ресурсы


1. CD большая советская энциклопедия.

2. CD Кирилл и Мефодий

3. CD Детская энциклопедия КМ

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ