Программа математического кружка «Юный математик»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Козьмодемьянска»
Республика Марий Эл
Программа математического кружка
«Юный математик»
Составитель: учитель математики Гаврилова Ирина Николаевна
Возраст обучающихся: 11-12 лет Срок реализации программы:
2 года (68 часов)
Г. Козьмодемьянск
2009 г
Программа математического кружка
«Юный математик»
для обучающихся 5-6 классов
Программа разработана в рамках научно-исследовательского проекта «Создание системы выявления и развития интеллектуальной одаренности детей». Она предназначена для студентов педагогических вузов физико-математических отделений, учителей математики.
Введение.
Актуальность программы определяется необходимостью обогащения содержания обучения развивающими функциями по сравнению с базовой программой для учащихся.Возраст детей участвующих в реализации, данной дополнительной образовательной программы 11-12 лет( 5-6 класс).
Сроки реализации образовательной программы – 2 года, 1 час в неделю, всего 68 часов. 1
Программа математического кружка соответствует действующей программе по математике для общеобразовательной школы и ориентирована на следующие учебники:
"Математика 5" Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд;
"Математика 6" Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд;
Пояснительная записка.
В последние годы во многих начальных школах обучение математике ведется по программам развивающего обучения. Эти программы предусматривают более углубленное и творческое изучение предмета по сравнению с традиционными программами. В результате уровень математической подготовки учащихся к окончанию начальной школы значительно выше, чем у детей, прошедших обучение по обычным программам. Учащиеся готовы к изучению математики в 5 и 6 классах на повышенном уровне, причем они в значительной степени уже владеют материалом 5 класса. Приводимые ниже материалы в значительной степени углубляют и расширяют знания учащихся по сравнению с базовым уровнем. При подборке заданий в основу был положен принцип многоплановости и более высокой насыщенности усложненными заданиями, чем это обычно практикуется стандартными учебными программами.
Основным принципом программы является то, что она не предполагает "натаскивание" ученика, не ориентирована на формирование навыка, а учит действовать осознанно. Если традиционно в среднем звене обучение больше ориентированно на вопрос "как?", на действия по образцу, то мы усиливаем внимание к вопросу "почему?", имеющему большой развивающий потенциал.
Содержание программы составляют специально подобранные задачи для развития математического мышления и творческих способностей. Все задачи нестандартные, повышенной сложности. Они дополняют задания базовых учебников (см. выше) по всем изучаемым темам. При этом программа рассчитана как на лицейские (при наличии одного дополнительного часа), так и на общеобразовательные классы (внеклассная работа).
Программа математического кружка «Юный математик» для учащихся 5-6 классов содержат внепрограммный теоретический материал и задачи по следующим темам: множества, графы, комбинаторика, принцип Дирихле, делимость, остатки, логика, математические игры и стратегии начальные геометрические сведения и др. Эти разделы не входят в настоящее время в обязательную программу курса математики 5-7 классов общеобразовательной школы, однако являются важнейшими компонентами математического образования.
Разработанная программа основывается на следующих методических идеях:
Первая - идея "опережения". Изучение сложного на более простом материале существенно облегчает прохождение этого сложного в дальнейшем.
Вторая идея - необходимость организации таких видов деятельности ребенка и таких задач, в которых может быть проявлена самостоятельная, поисковая активность ученика.
С "поисковой" деятельностью связана третья идея - работа в малых группах. В зависимости от задачи, которую предстоит решать, разбиение на группы можно делать по-разному Обсуждение рождает идеи, идеи вызывают другие идеи, поиск пошел! В удачных случаях при наблюдении за работой такой группы возникает ощущение творческой атмосферы маленького научного коллектива.
Наконец, последний методический принцип, или прием: классифицировать задачи не по изучаемым темам, а по методам их решения, обнаруживать все связи, аналогии, противопоставления и т.д.
Цели программы:
1.Выявить и развить математические и творческие способности учащихся, т.е. развивать познавательные интересы детей, повышать уровень развития логического мышления, внимания, памяти.
2. Вовлекать одаренных учащихся в исследовательскую деятельность при решении задач практического содержания.
3.Развивать интерес к предмету.
Ожидаемые результаты
Изучение математики по данной программе предусматривает более высокий уровень овладения материалом. В результате обучения учащиеся должны уметь:
точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач;
правильно пользоваться математической терминологией и символикой (в частности при решении геометрических задач);
применять теоретические сведения для обоснования рассуждений в ходе решения задач;
правильно проводить логические рассуждения; использовать различные языки математики (словесный, символический, графический);
применять рациональные приемы вычислений,
применять изученные алгоритмы для решения задач;
использовать эвристические приемы при решении задач;
применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
решать задачи комбинированного и творческого характера.
Тематическое планирование
5 класс (I ч. в неделю, всего 34 ч.)
Занятия 1 -2. Римская нумерация.
Занятия 3-6. Задачи в сказках, рассказах и стихах.
Занятия 7-8. Перекладывания спичек.
Занятия 9-10. Расстановка скобок и знаков.
Занятия 11 - 12. Обратный ход.
Занятия 13-16. Логические задачи.
Занятия 17-19 . Задачи на переливание.
Занятие 20-21. Круги Эйлера.
Занятия 22-23. Графы и их применение.
Занятия 24-26. Встречи с геометрией. Моделирование из бумаги.
Занятия 27-29. С помощью линейки, циркуля и ножниц. Лист Мебиуса.
Занятия 30-31. Комбинаторика.
Занятия 32-33. Игры.
Занятия 34. Игра «Морской бой» (решение сюжетных задач)
6 класс (I ч, в неделю, всего 34 ч.)
Занятия 35-36. Можно или нельзя. Математические фокусы.
Занятия 37-38. Раскраски.
Занятия 39-40. Разнобой.
Занятия 41-42. Комбинаторика.
Занятия 43-44. Денежные расчеты.
Занятия 45-46. Логические задачи.
Занятия 47-48. Построение на местности.
Занятия 49-50. Задачи на переливание.
Занятия 51-52. Логическая арифметика.
Занятия 53-54. Вокруг часов.
Занятия 55-59. Делимость.
Занятия 60-64 . Принцип Дирихле.
Занятия 64-65. Расширение сведений о геометрических телах.
Занятия 66-68. Всякая всячина.
Литература:
Шустеф Ф.М. «Материал для внеклассной работы по математике» Минск, Изд-во «Нарасвета»,1968.
Пышкало А.М «Геометрия в 1-4 классах». М., Изд-во «Просвещение»,1968.
Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. «Старинные занимательные задачи» М.: Дрофа,2002.
Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. «Математическая шкатулка» М.: Просвещение,1988.
Эрдниев П.М. «Математика 5-6» М.: Просвещение,1993.
Монов А. В. « Уроки развивающих задач по математике в 5-7 классах»
Чебоксары 2002.
7.Альхова З.Н., Макеева А. В. «Внеклассная работа по математике» Саратов, Изд-во «Лицей»,2001.
8.Перельман Я.И. «Занимательная алгебра» М.: «Наука», 1970.
9.Лихтарников Л.М. «Числовые ребусы и способы их решения» Лань (МИК) Спб, 1997.
10.Игнатьев Е.И. «Математическая смекалка» М.: Изд-во «Омега», 1996.
11.Шуба М.Ю. «Занимательные задания в обучении математики» М.: «Просвещение», 1995.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ